реклама
Видеокарты

Итоги 2019 года: игровые видеокарты

⇣ Содержание

Производители графических процессоров провели этот год на редкость плодотворно. Во всей истории противоборства NVIDIA и графического подразделения AMD (а до того — самостоятельной компании ATI) нужно еще поискать период, когда на рынок выходило так много дискретных игровых видеокарт. Соперники представили в совокупности дюжину устройств самой разной производительности и цены. Однако если проанализировать развернувшуюся картину не с количественной, а с качественной точки зрения, то подлинными инновациями можно назвать лишь два явления — пришествие графических процессоров AMD Navi на основе прорывной архитектуры RDNA и дебют младших чипов NVIDIA Turing в серии GeForce 16. В остальном NVIDIA была занята по большей части контрмерами к выпадам соперника, которые в конечном счете привели к полной реформе каталога GeForce 16 и GeForce 20, а также к отставке некоторых позиций, не просуществовавших на рынке и 12 месяцев. Хочется проводить 2019 год в прошлое с благодарностью за интересные технические новинки, но у нас — людей, которым по долгу службы пришлось тесно познакомиться с каждой, — останутся в памяти не только они, но и еще немало откровенно постных, а иной раз попросту нелепых и непривлекательных моделей.

Давайте вспомним, как развивались события в хронологическом порядке. Начать как раз придется с одного из поводов для разочарования, но, надо отдать должное AMD, отнюдь не скуки. Пускай назвать Radeon VII удачной игровой видеокартой язык не повернется, чисто технического шарма (как и сырой производительности в неграфических расчетах) ей не занимать.

#AMD Radeon VII

За последнюю пятилетку в соревновании NVIDIA и AMD явно определились позиции лидера и догоняющего. Ситуация, в которой флагманские ускорители под марками GeForce и Radeon могли соперничать на равных, ушла в историю вместе с GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X, и с тех пор AMD ни разу не представился шанс восстановить статус-кво. Слабость архитектуры Graphics Core Next, которая присутствует на потребительском рынке уже восемь лет, стала болезненно заметной после того, как конкурент выпустил в продажу устройства на чипах Turing. Старшие модели GeForce RTX 20 теперь безраздельно властвуют на рынке высокопроизводительных дискретных видеокарт, а функции трассировки лучей на уровне кремния оказали немалое влияние на курс развития всей индустрии развлекательных и профессиональных 3D-приложений.

AMD Radeon VII

Однако в столь незавидном положении AMD сохранила за собой важное преимущество: именно «красным» в очередной удалось первыми освоить новую технологическую норму. Благодаря фотолитографии 7 нм FinFET компания начала производить обновленную версию флагманского чипа Vega для серверных плат, а потом, за неимением лучших вариантов, решила испытать Vega 20 и на потребительском рынке — под маркой Radeon VII. Передовой техпроцесс, высокие тактовые частоты и удвоенная пропускная способность оперативной памяти сделали из этой видеокарты один из лучших ускорителей расчетов общего назначения. Но вот для того, чтобы удачно выступить в игровой категории, AMD не смогла обеспечить ни привлекательную цену, ни быстродействие, превосходящее возможности хотя бы GeForce RTX 2080, не говоря уже об RTX 2080 Ti. Кроме того, Radeon VII подвело конструктивное исполнение с довольно шумной системой охлаждения, а выпускать оригинальные варианты карты партнерам AMD не разрешили. Как выяснилось уже через полгода, Radeon VII был для AMD лишь временным решением на пути к действительно массовым устройствам архитектуры RDNA. Тем не менее эта видеокарта сохраняет большую ценность в качестве превосходного ускорителя задач GP-GPU с щедрым объемом оперативной памяти в 16 Гбайт и скоростью вычислений двойной точности, которую иначе просто невозможно получить за такие деньги. В профессиональных приложениях для обработки цифрового контента $699, отданные за Radeon VII, окупятся сторицей.

А если взять Radeon Pro Vega II Duo для рабочих станций Apple Mac Pro на базе двух полностью функциональных кристаллов Vega 20, то это попросту самая высокопроизводительная видеокарта в данный момент, ведь у NVIDIA не было «двухголовых» ускорителей со времен GeForce GTX TITAN Z. Жаль только, что AMD не собирается выпустить нечто подобное для PC со стандартным одинарным разъемом PCI Express, да и вообще эта история — совсем не про игры. Radeon VII стал лебединой песней не только для архитектуры GCN в секторе потребительских дискретных GPU, но и для функции CrossFire. Новые видеокарты Radeon 5000-й серии уже нельзя объединить в тандем, если только игра или рабочее приложение не может самостоятельно распараллеливать нагрузку без помощи драйвера. Впрочем, кто знает, что произойдет в будущем, ведь облачные игровые сервисы (как например, Google Stadia, которая как раз-таки базируется на чипах Vega) представляют собой не что иное, как изощренную реализацию mGPU в большом масштабе.

AMD Radeon Pro Vega II Duo

Кстати, на выставке CES в первых числах января нам удалось задать AMD давно волнующий вопрос: жив Radeon VII или мертв? В отличие от не столь ответственных коллег по IT-журналистике, мы всегда стояли на такой позиции, что пока нет официальной информации от производителя о прекращении жизненного цикла модели, а сами видеокарты наличествуют в прайс-листах, то никакой речи о преждевременной кончине Radeon VII быть не может. Теперь уже высокопоставленные сотрудники AMD подтвердили, что Radeon VII по-прежнему является частью актуальной продуктовой линейки, и, пусть компания не обязательно заказывает новые партии ускорителя впрок, как это делают с массовыми геймерскими продуктами, она всегда готова отгрузить на рынок необходимое количество устройств, пока на них есть спрос.

#Видеокарты NVIDIA серии GeForce 16

NVIDIA сделала титульной функцией графических процессоров Turing трассировку лучей в реальном времени при помощи выделенных аппаратных блоков, и она уже эффектно проявила себя в ряде игр, где DXR используется для формирования комплексных эффектов отражений, теней и глобального освещения. В то же время компании рано или поздно пришлось бы заменить не только старшие модели GeForce 10, но и всю серию целиком новыми устройствами на базе GPU, выпущенных по технологии 12 нм. Слабейшим из них аппаратная трассировка лучей вовсе ни к чему — общей производительности массива ALU для плавной игры и так не хватит, ведь специализированные RT-блоки, вопреки распространенному заблуждению, принимают на себя лишь часть общей вычислительной нагрузки, связанную с навигацией в геометрических структурах BVH, а повторяющиеся при каждом отражении луча шейдерные операции по-прежнему ложатся на универсальные CUDA-ядра. Во всяком случае для того, чтобы лицезреть эффекты DXR, обработка BVH на аппаратном уровне не требуется, ведь с определенного момента драйверы NVIDIA позволяют сделать это даже на старых GPU начиная с 6-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Но только без претензий на комфортную частоту смены кадров. В бенчмарках современных игр с трассировкой (Battlefield V, Metro Exodus, Shadow of the Tomb Raider) какую-никакую производительность показал только GeForce GTX 1080 Ti и, с натяжкой, GTX 1080, а в перспективных будущих проектах (таких как Atomic Heart) уже нет места старому железу.

В каталоге ускорителей на базе кремния Turing водораздел между продуктами с целиком аппаратной и софтверной трассировкой лучей проходит ниже GeForce RTX 2060, а устройства дешевле $300 NVIDIA заключила в отдельную серию GeForce 16. Чтобы сформировать костяк нового модельного ряда (а затем дополнить его версиями SUPER, но об этом позже), компании хватило двух компактных графических процессоров — TU116 и TU117. Оба чипа структурно отличаются от «полноценного» кремния Turing — от TU106 до TU102 — только отсутствием RT-блоков, а также тензорных ядер для обработки данных нейросетями (inference). В остальном младшие «Тьюринги» полностью копируют логику старших, включая все оптимизации шейдерных расчетов и развитую иерархию кеш-памяти. NVIDIA даже зашла настолько далеко, чтобы взамен утраченных тензорных ядер внедрить широкий массив специализированных 16-битных ALU — опять-таки для машинного обучения, но заодно для усеченных шейдерных расчетов, которые с успехом применяются в ряде графических движков.

На основе TU116 поначалу вышли только два устройства — GeForce GTX 1660 и GTX 1660 Ti. Различаются они набором активных вычислительных блоков графического процессора и типом микросхем оперативной памяти: Ti достался полностью функциональный GPU и 6 Гбайт GDDR6, а «простому» GTX 1660 — частично урезанная версия чипа и такой же объем сравнительно медленной памяти GDDR5.

В ту пору, когда GeForce GTX 1660 и GTX 1660 Ti появились на магазинных полках по рекомендованным ценам $229 и $279, AMD в бюджетной и средней ценовой категории располагала графическими процессорами Polaris и Vega. О GPU архитектуры RDNA еще не было никакой речи, да и сейчас с GeForce GTX 1660 и GTX 1660 Ti ни одна «красная» видеокарта не конкурирует напрямую. Доступные предложения NVIDIA выбили почву из-под не слишком популярного Radeon RX 590, а GTX 1660 Ti почти догнал по быстродействию Radeon RX Vega 56. И все это — при вдвое меньшей потребляемой мощности. Как следствие наглядного устаревания, карточки AMD стремительно упали в ценах, а если рассматривать российский рынок, то с тех времен изрядно подешевели и новинки NVIDIA. Так или иначе, поклонники обеих компаний, а главное — экономные геймеры, остались полностью довольны плодами локальной ценовой войны.

Графический процессор NVIDIA TU117

А вот самый младший представитель серии GeForce 16 — GTX 1650 — не впечатляет ни техническими характеристиками (даже для своей стоимости в $149), ни ценовым позиционированием. NVIDIA не использует в дискретных ускорителях полностью функциональный чип TU117, а урезанная версия в составе GeForce GTX 1650 по своим основным параметрам слишком похожа на старый GTX 1050 Ti, чтобы полностью оправдать притязания на статус устройства нового поколения. Вдобавок к этому платы с TU117 укомплектованы неповоротливыми чипами GDDR5, а главное, объем оперативной памяти в 4 Гбайт уже не красит даже бюджетную видеокарту. GeForce GTX 1650 прервал позитивную тенденцию к росту соотношения производительности и цены дискретных ускорителей NVIDIA, а подешевевший к тому времени Radeon RX 570 был и остается лучшим выбором для самых бережливых геймеров. Забегая вперед, скажем, что даже появление GTX 1650 SUPER и Radeon RX 5500 XT не сделали эту поистине народную видеокарту AMD менее привлекательной. А в пользу GTX 1650 говорит только энергопотребление в пределах 75 Вт и, следовательно, компактный дизайн без необходимости в разъеме дополнительного питания.

NVIDIA GeForce RTX SUPER

Львиная доля видеокарт, увидевших свет в 2019 году, пришлась на устройства с претенциозным словом SUPER в названии, с помощью которых NVIDIA повысила удельный FPS на доллар стоимости (в ряде случаев чрезвычайно сильно) и, по сути, целиком переработала свой модельный каталог в соответствии с новыми рыночными обстоятельствами. Но годом раньше, когда в продаже только появились первые образцы серии GeForce 20, индустрия высокопроизводительных дискретных GPU подпала под единоличный контроль «зеленых», которые ощутили возможность без оглядки на конкурента диктовать стоимость предложений в средне-высокой и высшей категории быстродействия. Такое положение вещей всегда играет против потребителя — в данном случае видеокарты на старших чипах Turing и близко не дали такой прибавки быстродействия на доллар, какая в прошлом сопутствовала смене архитектуры GPU и производственной нормы. В качестве компенсации NVIDIA внедрила новые, пока что эксклюзивные функции рендеринга — трассировку лучей в реальном времени и масштабирование экрана при помощи нейросети (DLSS), вот только далеко не все геймеры по доброй воле согласны уступить ценные FPS ради передовых технологий, которыми дают воспользоваться считаные единицы современных игр.

К счастью, «красные» ускорители семейства Radeon RX 5700 со временем восстановили живую конкуренцию среди производителей графических процессоров, а Radeon RX 5500 XT затем распространил ее в бюджетный сектор. Соперник отреагировал на действия AMD ревизией каталога GeForce 20, которая в конечном счете не оставила без изменений ни одну из четырех первоначальных моделей, представленных NVIDIA летом-осенью 2018 года. GeForce RTX 2060, 2070 и 2080 обзавелись приставкой SUPER и более щедрыми спецификациями, и только GeForce RTX 2080 Ti остался в неизменном виде (хотя и флагманскую видеокарту, если верить слухам, в конечном счете могут обновить). При этом план NVIDIA подразумевал полную замену GeForce RTX 2070 и RTX 2080 их SUPER-модификациями, а GeForce RTX 2060 сохранил роль ускорителя начального уровня с аппаратной поддержкой трассировки лучей. Тем не менее оригинальный RTX 2070 в определенный момент пришлось вернуть на конвейер, да и остатки RTX 2080 все еще не полностью распроданы. Надо ли говорить, какую мешанину NVIDIA устроила в прайс-листах, смущая тех покупателей, которые редко читают 3DNews…

С точки зрения технических характеристик и функциональности феномен SUPER не представляет собой ничего принципиально нового: в основе каталога GeForce 20 по-прежнему лежат три старших чипа архитектуры Turing — TU106, TU104 и TU102. Производитель всего лишь разблокировал часть спящих вычислительных блоков там, где их недоставало, а в иных случаях просто выписал устройству графический процессор следующего, более высокого эшелона.

Так, для GeForce RTX 2080 приставка SUPER указывает на полностью активный чип TU104 вместо частично урезанного ядра RTX 2080. В свою очередь, для того чтобы превратить GeForce RTX 2060 в RTX 2060 SUPER, пришлось не только задействовать больше шейдерных ALU, но и расширить канал связи с оперативной памятью со 192 до 256 бит. Попутно NVIDIA исправила и главный недостаток оригинального RTX 2060: скромный для такой производительности объем RAM в 6 Гбайт — теперь ее стало 8 Гбайт. Что касается GeForce RTX 2070 SUPER, то эта видеокарта фактически заменила собой оригинальный RTX 2080: благодаря тому, что GeForce RTX 2080 SUPER тоже сделал шаг на одну ступень выше и получил полностью функциональный чип TU104, кристаллы второго сорта с частично дефективными или намеренно отрезанными блоками теперь идут на SUPER-версию GeForce RTX 2070.

По рекомендованным розничным ценам ускорители под маркой SUPER, которые встали на замену первопроходцев 20-й серии GeForce, позиционируются NVIDIA как условно-бесплатный апгрейд характеристик. Так, GeForce RTX 2070 SUPER и RTX 2080 SUPER вышли на рынок под старыми ценниками с отметками $499 и $699 соответственно. К тому же на этот раз компания не разграничивает видеокарты Founders Edition собственного производства и партнерские аналоги: отныне они полностью эквивалентны и по характеристикам, и по рекомендованным ценам. Лишь на RTX 2060 SUPER щедрость NVIDIA уже не распространяется: коль скоро оригинальный RTX 2060 остался в строю, SUPER-версию справедливо оценили на $50 дороже ($399 против $349).

Как бы то ни было, перестановки в модельном ряду NVIDIA происходят вовсе не из альтруизма. Спецификации и стоимость GeForce RTX 2060 SUPER ориентированы на прямую конфронтацию с 399-долларовым Radeon RX 5700 XT. В свою очередь, базовая версия Radeon RX 5700 продается за минимальную сумму $349, совпадающую с рекомендациями для GeForce RTX 2060. А GeForce RTX 2080 SUPER появился на свет просто в результате эффекта домино: если RTX 2070 SUPER трудно отличить от оригинального RTX 2080, то последнему волей-неволей тоже пришлось искать адекватную изменившимся реалиям замену.

NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER и GeForce RTX 2070 SUPER

#Видеокарты AMD Radeon RX 5700 (XT) на базе архитектуры RDNA

С тех пор как Advanced Micro Devices и ATi превратились в объединенную компанию, центральные процессоры AMD и видеокарты Radeon как будто сели на качели. За все десятилетие у геймеров ни разу не было возможности собрать компьютер на «красных» чипах без компромисса в быстродействии того или иного ключевого компонента — либо процессор отставал, либо видеокарта не дотягивала. Вот и сейчас CPU архитектуры Zen триумфально шествуют по рынку серверов, рабочих станций и десктопов, а графический департамент AMD, напротив, утратил инициативу в сфере высокопроизводительных графических процессоров после Radeon R9 Fury X на чипе Fiji. В то время многие обозреватели железа вынесли «Фурии» обвинительный вердикт всего лишь из-за нескольких процентов быстродействия, отданных в пользу GeForce GTX 980 Ti. Но знали бы они, какая пропасть впоследствии разверзнется между лучшими продуктами NVIDIA и AMD…

Видеокарты Radeon зашли в тупик по вине архитектуры Graphics Core Next, которая в первые годы своего существования на рынке била рекорды производительности, а чипы AMD практически не уступали по энергоэффективности кремнию Kepler от NVIDIA. Однако миграция на архитектуру Maxwell, затем на Pascal и наконец на Turing позволила «зеленым» радикально увеличить показатели быстродействия в 3D-рендеринге, оставаясь в границах прежнего резерва мощности. В то же время богатырский потенциал быстродействия, которым отличаются чипы GCN, целиком могут раскрыть только расчеты общего назначения. Что неудивительно, ведь приложения GP-GPU имели в умах проектировщиков архитектуры GCN не менее высокий приоритет, чем 3D-рендеринг вообще и игры в частности. Чтобы сохранить конкурентные позиции в той или иной ценовой нише потребительского рынка, AMD из года в год принуждала кремний GCN работать в невыгодной зоне кривой тактовых частот и напряжения питания. Как следствие, даже крупнейшие графические процессоры AMD с транзисторным бюджетом выше десяти миллиардов элементов устранились от конкуренции с продуктами NVIDIA, да и в нижних категориях производительности «зеленым» проще обеспечить ускорителю такие характеристики, чтобы оправдать, как правило, более высокую розничную стоимость.

К счастью, нам больше не придется повторять эту историю, которая в конечном счете привела рынок игровых видеокарт на грань монополизации и позволила NVIDIA безнаказанно заламывать отпускные цены. AMD набралась сил порвать с Graphics Core Next (по крайней мере в потребительских устройствах) и привела к коммерческому внедрению принципиально новую архитектуру RDNA. В данной статье было бы неуместно анализировать устройство чипов Navi — это мы уже скрупулезно сделали в обзоре Radeon RX 5700 (XT). Достаточно сказать, что за счет новой логики соотношение производительности на ватт, количество транзисторов и единицу площади у Navi скакнуло на 16-18 % по сравнению с показателями Vega 20 на плате Radeon VII. Тем не менее графические чипы NVIDIA семейства Turing по-прежнему лидируют в оценках энергоэффективности, даже несмотря на то, что отстают на один шаг технологической нормы.

Что касается первенцев архитектуры RDNA — геймерских видеокарт Radeon RX 5700 и RX 5700 XT, — то чип Navi 10 настолько эффективно конвертирует проектные терафлопсы вычислительной мощности в производительность задач 3D-рендеринга, что старшая модель вплотную подступает к результатам Radeon VII, невзирая на громадную разницу в потребляемой мощности (225 против 300 Вт) и цене ($399 вместо $699). В свою очередь, Radeon RX 5700 в играх оказался приблизительным аналогом Radeon RX Vega 64, а преимущество Navi по энергоэффективности выражено еще ярче (185 и 295 Вт соответственно) в силу не только архитектуры, но и разницы техпроцессов. А вот успехи новинок в вычислениях общего назначения пока оставляют желать лучшего. Для профессиональных приложений определяющее значение имеет количество шейдерных ALU, которых полно в чипах GCN, а разработчики Navi потратили значительную долю транзисторного бюджета на развитую управляющую логику. Не зря AMD и дальше будет эксплуатировать продукты на основе GCN в ускорителях для серверов и рабочих станций.

Radeon RX 5700 и Radeon RX 5700 XT

Благодаря логике RDNA и чипам Navi AMD сумела вытащить свои графические процессоры из ямы низкой энергоэффективности и построить надежную стартовую площадку, чтобы в будущем атаковать верхние эшелоны продуктов конкурента. Если дело и вправду дойдет до самых высокопроизводительных видеокарт, исход борьбы решит в первую очередь технологическое лидерство «красной» или «зеленой» команды — как в старые добрые времена. А вот для того, чтобы застолбить преимущество в ценовой категории пониже (к которой принадлежат Radeon RX 5700 и RX 5700 XT), обеим фирмам нужно соблюсти тонкий баланс между быстродействием, функциями рендеринга, потребляемой мощностью и — самое главное — ценами устройств. Кто же из соперничающих производителей лучше всего справился с этой задачей?

Как показали наши тесты, отдать пальму первенства NVIDIA или AMD в этом случае совсем непросто. По сравнению с RTX 2060 SUPER базовая версия Radeon RX 5700 оказалась слабее в игровых бенчмарках на 5-6 % среднего FPS, зато устройство AMD дешевле сразу на $50. Radeon RX 5700 XT и RTX 2060 SUPER равны по минимальной розничной цене, но в этой дуэли уже «красные» лидируют с отрывом 6-8 %. Как ни крути, NVIDIA не до конца умерила свои аппетиты в средне-высокой категории быстродействия, ведь AMD по-прежнему охотно продает игровые FPS за меньшие деньги. Наконец, производительность обновленного RTX 2070 на 8-10 % выше, чем у Radeon RX 5700 XT, однако за нее уже придется доплатить еще $100.

В сторону GeForce RTX 2060 SUPER и RTX 2070 SUPER чаши весов склоняет функция трассировки лучей в реальном времени, которой лишены чипы Navi первой волны, но будущее (да и настоящее) видеокарт такого уровня быстродействия в играх с DXR — вопрос дискуссионный. Если взять за образец проекты с такой мощной технической компонентой, как Metro Exodus и Control, младшие «Тьюринги» могут рассчитывать на адекватную производительность только при разрешении 1080p, да и то с компромиссами в детализации трассированных эффектов. С другой стороны, полностью сбрасывать со счетов отсутствие у Navi каких бы то ни было инновационных функций 3D-рендеринга все-таки не стоит, ведь другие, более легковесные имплементации DXR (как в Battlefield V и Shadowof the Tomb Raider) RTX 2060 и RTX 2060 SUPER вполне по силам — особенно в тех случаях, когда DLSS не подкачала. Кстати, на этот счет мы в свое время провели отдельное исследование и выяснили, что DLSS — штука капризная: иные игры научились безупречно масштабировать экран при помощи нейросети (Shadow of the Tomb Raider, Control), но в то же время есть образчики посредственного или просто отвратительного качества (как в Battlefield V).

#NVIDIA GeForce GTX SUPER

Если первая волна перестановок в модельном ряду высокопроизводительных дискретных видеокарт GeForce RTX была спровоцирована премьерой Radeon RX 5700 (XT), то следующие изменения произошли по точно такому же сценарию, но уже среди устройств средней и бюджетной ценовой категории. Как только стало известно о существовании компактных чипов Navi 14 и на горизонте замаячил Radeon RX 5500 XT, NVIDIA решила освежить младшую ветку ускорителей на чипах Turing — в первую очередь GeForce GTX 1650, который оказался слабейшим звеном во всей серии GeForce 16. Ведь невзирая на отменную энергоэффективность, GeForce GTX 1650 безнадежно отстает по игровому быстродействию даже от старых образцов архитектуры GCN вроде Radeon RX 570, не говоря уже о Radeon RX 5500 XT. Пришлось внести поправки и в спецификации GeForce GTX 1660, чтобы сохранить между двумя новыми видеокартами должное расстояние.

Оригинальная версия GeForce GTX 1650 базируется на изначально облегченном графическом процессоре, поэтому инженеры NVIDIA не обнаружили в полностью функциональном чипе TU117 необходимого потенциала для борьбы с Radeon RX 5500 и взяли за основу для GTX 1650 SUPER чип рангом выше — TU116. Таким образом, второе издание GeForce GTX 1650 — это, по сути, урезанный GTX 1660 (его получили точно так же, как RTX 2070 SUPER вывели из RTX 2080). Причем урезанный под самый корешок, включая сужение шины памяти до 128 бит и ограничение на объем RAM в 4 Гбайт (правда, уже GDDR6, а не медленной GDDR5). Однако все зависит от того, с чем сравнивать. Среди всех «зеленых» видеокарт, которых коснулась магия SUPER, GeForce GTX 1650 SUPER получил наибольшие дивиденды и по сырой вычислительной мощности в гигафлопсах почти в полтора раза опережает стартовую версию GTX 1650. При этом NVIDIA назначила GTX 1650 SUPER агрессивную рекомендованную цену в $159 (всего лишь на десятку выше по сравнению с оригиналом) — все ради того, чтобы достойно встретить Radeon RX 5500 XT. По слухам, даже партнеры NVIDIA сетуют, что GTX 1650 SUPER приходится отпускать дистрибьюторам настолько дешево.

Что касается GeForce GTX 1660 SUPER, то с точки зрения технических характеристик это самая скучная новинка в череде премьер NVIDIA 2019 года, за исключением, пожалуй, RTX 2080 SUPER. Все, что отличает ее от оригинального GTX 1660, — это комплект микросхем памяти GDDR6 вместо медленных GDDR5 и, соответственно, увеличенный резерв мощности. После изучения спецификаций складывается впечатление, будто GTX 1660 SUPER — это просто альтернативный GTX 1660 Ti, а положение свежей модели в ряду GeForce 16 здорово напоминает то, что NVIDIA уже сделала с GeForce RTX 2070 SUPER, с легкой руки превратив обновленный RTX 2070 в аналог RTX 2080. Реальная дистанция в производительности между GTX 1660 SUPER и GTX 1660 Ti так и вовсе сводится к мизерным 4 % FPS. И это при том, что по рекомендованной цене новинка лишь на $10 превосходит базовую версию GTX 1660, а за старшую модель придется выложить еще полтинник. Но лично нам совсем не жалко GeForce GTX 1660 Ti, приобретение которого утратило всякий смысл в глазах осведомленных геймеров. Пользуясь временным отсутствием активной конкуренции со стороны «красных», NVIDIA успела снять сливки с видеокарт средней ценовой категории, а теперь, когда существует Radeon RX 5500 XT, ситуация просто вернулась в привычное русло и удельная производительность на доллар пошла вверх.

#AMD Radeon RX 5500 XT

Еще несколько лет тому назад оба разработчика дискретных GPU уделяли пристальное внимание рынку недорогих видеокарт в пределах розничной цены $200. Происходило регулярное циклическое обновление модельных рядов NVIDIA и AMD, причем не просто за счет настройки характеристик и ребрендинга, а на глубоком технологическом уровне. Подчас именно в бюджетном ценовом сегменте производители обкатывали новую архитектуру или техпроцесс перед тем, как инновации распространялись на другие категории устройств. Сегодня, в силу общего ослабевания конкуренции, в ценовом диапазоне от $150 до $200 наиболее востребованы формально устаревшие устройства на базе чипов Polaris (Radeon RX 570 и RX 580), которые начинали с более престижных ценовых позиций, но впоследствии опустились вниз под давлением новинок NVIDIA. Однако рано или поздно на смену бородатому графическому процессору Polaris 10/20/30 должны были заступить устройства на основе прогрессивной архитектурой RDNA, которая рассчитана в первую очередь на 3D-рендеринг и уже доказала в играх выдающуюся эффективность в пересчете на TFLOPS и ватт потребляемой мощности по сравнению с акцентированно сервероцентричной GCN.

Графический процессор Navi 14, который лег в основу OEM-модели Radeon RX 5500 и розничного RX 5500 XT, представляет собой компактный кристалл с узкой, 128-битной шиной RAM, однако высокоскоростные чипы GDDR6, которыми укомплектованы новинки, предотвращают дефицит ПСП. По быстродействию в играх Radeon RX 5500 XT представляет собой точечную замену Radeon RX 580 и больше похож на старшую, более мощную модель — RX 590. В то же время архитектура RDNA и производство микросхем по норме 7 нм дали возможность радикально снизить потребляемую мощность ускорителей, а партнеры фирмы наладили выпуск простых и дешевых устройств, без труда справляющихся с охлаждением чипа Navi 14.

Radeon RX 5500 XT вышел на рынок в конфигурации с 4 или 8 Гбайт GDDR6, которая диктует рекомендованные цены видеокарт. 4-гигабайтные платы AMD оценила в $169, а 8-гигабайтные — в $199. Заметим, что паспортные данные оптовой модели Radeon RX 5500 не подразумевают больше 4 Гбайт RAM, но удвоенный объем оперативной памяти в XT — совсем не роскошь для графического процессора Navi 14, а иной раз — насущная необходимость. Немало современных игр с требовательной графикой до сих пор отлично работают на Radeon RX 570/580/590, а следовательно, и свежим продуктам на основе Navi 14 они вполне по силам. А вот 4 Гбайт RAM порой уже категорически недостаточно для того, чтобы раскрыть потенциал графического процессора даже в народном разрешении 1080p. К тому же шина PCI Express в ускорителях Radeon RX 5500 (XT) урезана до восьми линий и, следовательно, вызывает дополнительные задержки, когда часть данных, не уложившихся в локальную память GPU, приходится запрашивать из RAM центрального процессора. Судя по результатам наших тестов, нехватка оперативной памяти влияет на игровое быстродействие младших версий Radeon RX 5500 XT чрезвычайно сильно и в предельных случаях съедает вплоть до 30 % FPS. С другой стороны, есть данные о том, что на платформе Ryzen с поддержкой стандарта PCI Express 4.0, мертвая хватка объема RAM вокруг Navi 14 ослабевает.

Графичеcкий процессор AMD Navi 14

Чем же закончилась новая стычка «красных» и «зеленых», когда речь идет о самых бюджетных игровых видеокартах, каждый доллар на счету, а такой фактор, как поддержка трассировки лучей и DLSS, остался за скобками? По сути, противостояние Radeon RX 5500 XT и GeForce GTX 1650 SUPER зашло в тупик, а обе видеокарты одинаково хороши (или одинаково плохи — это как посмотреть) в своей ценовой нише. Первая из них на $10 дороже, однако (по щедрым оценкам) располагает быстродействием на 4 % FPS выше. В то же время, обоим продуктам явно недостаточно 4 Гбайт оперативной памяти для обслуживания довольно мощных графических процессоров (и в первую очередь это относится к Radeon RX 5500 XT). В отличие от NVIDIA, AMD согласилась выпустить 8-гигабайтную модификацию ускорителя, но она при стоимости в $199 уже оказалась в неуютной позиции рядом с простейшими вариантами заведомо более мощного GeForce GTX 1660. Кроме того, у продавцов еще не скоро кончатся запасы старых устройств AMD серии Radeon RX 570/580, да и GeForce GTX 1060 с 6 Гбайт RAM встречается в продаже. Будем откровенны: если не принимать во внимание энергоэффективность, и тот и другой вариант выглядит привлекательнее новых предложений NVIDIA и AMD по соотношению цены, быстродействия и объема оперативной памяти.

#Спецификации дискретных игровых видеокарт AMD

Серия Radeon RX 500

ПроизводительAMD
Модель Radeon RX 550 (8 CU) Radeon RX 550 (10 CU) Radeon RX 560 (14 CU) Radeon RX 560 (16 CU) Radeon RX 570 Radeon RX 580 Radeon RX 590
Графический процессор
Название Polaris 12 Polaris 11 LE Polaris 21 PRO Polaris 21 XT Polaris 20 XL Polaris 20 XTX Polaris 30 XTX
Микроархитектура GCN 4 поколения GCN 4 поколения GCN 4 поколения GCN 4 поколения GCN 4 поколения GCN 4 поколения GCN 4 поколения
Техпроцесс, нм 14 нм FinFET 14 нм FinFET 14 нм FinFET 14 нм FinFET 14 FinFET 14 нм FinFET 12 нм FinFET
Число транзисторов, млн 2 200 3 000 3 000 3 000 5 700 5 700 5 700
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock 1 100/1 183 1 019/1 071 1 090/1 175 1 175/1 275 1 168/1 244 1 257/1 340 1 469/1 545
Шейдерные ALU 512 640 896 1 024 2 048 2 304 2 304
Блоки наложения текстур (TMU) 32 40 56 64 128 144 144
Блоки операций растеризации (ROP) 16 16 16 16 32 32 32
Оперативная память
Разрядность шины, бит 128 128 128 128 256 256 256
Тип микросхем GDDR5 SDRAM GDDR5 SDRAM GDDR5 SDRAM GDDR5 SDRAM GDDR5 SDRAM GDDR5 SDRAM GDDR5 SDRAM
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) 1 750 (7 000) 1 500 (6 000) 1 750 (7 000) 1 750 (7 000) 1 750 (7 000) 1 750 (7 000) 2 000 (8 000) 2 000 (8 000)
Объем, Мбайт 2 048/4 096 2 048/4 096 2 048/4 096 2 048/4 096 4 096/8 192 4 096/8 192 8 192
Шина ввода/вывода PCI Express 3.0 x8 PCI Express 3.0 x8 PCI Express 3.0 x8 PCI Express 3.0 x8 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16
Производительность
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) 1 211 1 371 2 106 2 611 5 095 6 175 7 119
Производительность FP64/FP32 1/16 1/16 1/16 1/16 1/16 1/16 1/16
Производительность FP16/FP32 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с 112 96/112 112 112 224 256 256
Вывод изображения
Интерфейсы вывода изображения DL DVI-D, HDMI 2.0b, DisplayPort 1.4 DL DVI-D, HDMI 2.0b, DisplayPort 1.4 DL DVI-D, HDMI 2.0b, DisplayPort 1.4 DL DVI-D, HDMI 2.0b, DisplayPort 1.4 DL DVI-D, HDMI 2.0b, DisplayPort 1.4 DL DVI-D, HDMI 2.0b, DisplayPort 1.4 DL DVI-D, HDMI 2.0b, DisplayPort 1.4
TDP/TBP, Вт 50 60 60–80 60–80 150 185 225
Розничная цена (США, без налога), $ 79 (рекомендованная в момент выхода) НД 4 Гбайт: 99 (рекомендованная в момент выхода) 4 Гбайт: 99 (рекомендованная в момент выхода) 4 Гбайт: 169 (рекомендованная в момент выхода) 4 Гбайт: 199 (рекомендованная в момент выхода) 8 Гбайт: 229 (рекомендованная в момент выхода) 279 (рекомендованная в момент выхода)
Розничная цена (Россия), руб. 5 369 (рекомендованная в момент выхода) НД НД НД 4 Гбайт: 11 299 (рекомендованная в момент выхода) 4 Гбайт: 13 449 (рекомендованная в момент выхода) 8 Гбайт: 15 299 (рекомендованная в момент выхода) 18 990 (рекомендованная в момент выхода)

Серия Radeon RX Vega, Radeon VII

ПроизводительAMD
Модель Radeon RX Vega 56 Radeon RX Vega 64 Radeon RX Vega 64 Liquid Cooled Radeon VII
Графический процессор
Название Vega 10 XL Vega 10 XT Vega 10 XT Vega 20 XL
Микроархитектура GCN 5 поколения GCN 5 поколения GCN 5 поколения GCN 5 поколения
Техпроцесс, нм 14 нм FinFET 14 нм FinFET 14 нм FinFET 7 нм FinFET
Число транзисторов, млн 12 500 12 500 12 500 13 200
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock 1 156/1 471 1 247/1 546 1 406/1 677 1 400/1 750
Шейдерные ALU 3 584 4 096 4 096 3 840
Блоки наложения текстур (TMU) 224 256 256 240
Блоки операций растеризации (ROP) 64 64 64 64
Оперативная память
Разрядность шины, бит 2048 2048 2048 4096
Тип микросхем HBM2 HBM2 HBM2 HBM2
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) 800 (1 600) 945 (1 890) 945 (1 890) 1 000 (2 000)
Объем, Мбайт 8 192 8 192 8 192 16 192
Шина ввода/вывода PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16
Производительность
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) 10 544 12 665 13 738 13 440
Производительность FP64/FP32 1/16 1/16 1/16 1/4
Производительность FP16/FP32 2/1 2/1 2/1 2/1
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с 410 484 484 1024
Вывод изображения
Интерфейсы вывода изображения DL DVI-D, HDMI 2.0b, DisplayPort 1.4 DL DVI-D, HDMI 2.0b, DisplayPort 1.4 HDMI 2.0b, DisplayPort 1.4 HDMI 2.0b, DisplayPort 1.4
TDP/TBP, Вт 210 295 345 300
Розничная цена (США, без налога), $ 399 (рекомендованная в момент выхода) 499 (рекомендованная в момент выхода) 699 (рекомендованная в момент выхода) 699 (рекомендованная на момент выхода)
Розничная цена (Россия), руб. НД НД НД НД

Серия Radeon RX 5000

ПроизводительAMD
Модель Radeon RX 5500 (OEM) Radeon RX 5500 XT Radeon RX 5700 Radeon RX 5700 XT Radeon RX 5700 XT Anniversary Edition
Графический процессор
Название Navi 14 XT Navi 14 XTX Navi 10 PRO Navi 10 XT Navi 10 XT
Микроархитектура RDNA RDNA RDNA RDNA RDNA
Техпроцесс, нм 7 нм FinFET 7 нм FinFET 7 нм FinFET 7 нм FinFET 7 нм FinFET
Число транзисторов, млн 6 400 6 400 10 300 10 300 10 300
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Game Clock / Boost Clock 1 500/1 670/1 845 1 607/1 717/1 845 1 465/1 625/1 725 1 605/ 1755/1 905 1 680/1 830/1 980
Шейдерные ALU 1 408 1 408 2 304 2 560 2 560
Блоки наложения текстур (TMU) 88 88 144 160 160
Блоки операций растеризации (ROP) 32 32 64 64 64
Оперативная память
Разрядность шины, бит 128 128 256 256 256
Тип микросхем GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000)
Объем, Мбайт 4 096 4 096/8 192 8 096 8 096 8 096
Шина ввода/вывода PCI Express 4.0 x8 PCI Express 4.0 x8 PCI Express 4.0 x16 PCI Express 4.0 x16 PCI Express 4.0 x16
Производительность
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) 5 196 5 196 7 949 9 754 10 138
Производительность FP64/FP32 1/16 1/16 1/16 1/16 1/16
Производительность FP16/FP32 2/1 2/1 2/1 2/1 2/1
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с 224 224 448 448 448
Вывод изображения
Интерфейсы вывода изображения DL DVI-D, DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b DisplayPort 1.4, HDMI 2.0b
TBP/TDP, Вт 150 130 185 225 235
Розничная цена (США, без налога), $ НД 4 Гбайт: 169 8 Гбайт: 199 (рекомендованная) 349 (рекомменд.) 399 (рекомменд.) 449 (рекомменд.)
Розничная цена (Россия), руб. НД 4 Гбайт: 12 999 8 Гбайт: 14 299 (рекомендованная) 25 499 (рекомменд.) 29 499 (рекомменд.) НД

#Спецификации дискретных игровых видеокарты NVIDIA

Серия GeForce 16

ПроизводительNVIDIA
Модель GeForce GTX 1650 GeForce GTX 1650 SUPER GeForce GTX 1660 GeForce GTX 1660 SUPER GeForce GTX 1660 Ti
Графический процессор
Название TU117 TU116 TU116 TU116 TU116
Микроархитектура Turing Turing Turing Turing Turing
Техпроцесс 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN
Число транзисторов, млн 4 700 6 600 6 600 6 600 6 600
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock 1 485/1 665 1530/1725 1 530/1 785 1530/1785 1 500/1 770
Шейдерные ALU 896 1280 1 408 1408 1 536
Блоки наложения текстур (TMU) 56 80 88 88 96
Блоки операций растеризации (ROP) 32 32 48 48 48
Тензорные ядра Нет Нет Нет Нет Нет
RT-ядра Нет Нет Нет Нет Нет
Оперативная память
Разрядность шины, бит 128 128 192 192 192
Тип микросхем GDDR5 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR5 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) 2 000 (8 000) 1 500 (12 000) 2 000 (8 000) 1 750 (14 000) 1 500 (12 000)
Объем, Мбайт 4 096 4 096 6 144 6 144 6 144
Шина ввода/вывода PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16
Производительность
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) 2 984 4 416 5027 192 5 437
Производительность FP64/FP32 1/32 1/32 1/32 GDDR6 SDRAM 1/32
Производительность FP16/FP32 2/1 2/1 2/1 1 750 (14 000) 2/1
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с 128 192 192 6 144 288
Вывод изображения
Интерфейсы вывода изображения DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b
TBP/TDP, Вт 75 100 120 125 120
Розничная цена (США, без налога), $ 149 (рекоменд. в момент выхода) 159 (рекомендованная в момент выхода) 219 (рекоменд. в момент выхода) 229 (рекомендованная в момент выхода) 279 (рекоменд. в момент выхода)
Розничная цена (Россия), руб. НД НД 17 990 (рекоменд. в момент выхода) 17 990 (рекомендованная в момент выхода) 22 990 (рекоменд. в момент выхода)

Серия GeForce 20

ПроизводительNVIDIA
Модель GeForce RTX 2060 GeForce RTX 2060 SUPER GeForce RTX 2070 GeForce RTX 2070 SUPER GeForce RTX 2080 GeForce RTX 2080 SUPER GeForce RTX 2080 Ti TITAN RTX
Графический процессор
Название TU106 TU106 TU106 TU104 TU104 TU104 TU102 TU102
Микроархитектура Turing Turing Turing Turing Turing Turing Turing Turing
Техпроцесс 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN
Число транзисторов, млн 10 800 10 800 10 800 13 600 13 600 13 600 18 600 18 600
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock 1 365/1 680 1 470/1 650 1 410/1 620 (Founders Edition: 1 410/1 710) 1 605/1 770 1 515/1 710 (Founders Edition: 1 515/1 800) 1 650/1 815 1 350/1 545 (Founders Edition: 1 350/1 635) 1 350/1 770
Шейдерные ALU 1 920 2 176 2 304 2 560 2 944 3 072 4 352 5 608
Блоки наложения текстур (TMU) 120 136 144 184 184 192 272 288
Блоки операций растеризации (ROP) 48 64 64 64 64 64 88 96
Тензорные ядра 240 272 288 320 368 384 544 576
RT-ядра 30 34 36 40 46 48 68 72
Оперативная память
Разрядность шины, бит 192 256 256 256 256 256 352 384
Тип микросхем GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000) 1 937,5 (15 500) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000)
Объем, Мбайт 6 144 8 192 8 192 8 192 8 192 8 192 11 264 24 576
Шина ввода/вывода PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16
Производительность
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) 6 451 7 181 7 465/7 880 (Founders Edition) 9 062 10 069/10 598 (Founders Edition) 11 151 13 448/14 231 (Founders Edition) 19 852
Производительность FP64/FP32 1/32 1/32 1/32 1/32 1/32 1/32 1/32 1/32
Производительность FP16/FP32 2/1 2/1 2/1 2/1 2/1 2/1 2/1 2/1
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с 336 448 448 448 448 496 616 672
Вывод изображения
Интерфейсы вывода изображения DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b
TBP/TDP, Вт 160 175 175/185 (Founders Edition) 215 215/225 (Founders Edition) 250 250/260 (Founders Edition) 280
Розничная цена (США, без налога), $ 349 (рекоменд. в момент выхода) 399 (рекоменд. в момент выхода) 499 (рекоменд.)/ 599 (Founders Edition) — в момент выхода 499 (рекоменд. в момент выхода) 699 (рекоменд.)/ 799 (Founders Edition) — в момент выхода 699 (рекоменд. в момент выхода) 999 (рекоменд.)/ 1 199 (Founders Edition) — в момент выхода 2 499
Розничная цена (Россия), руб. 31 990 (Founders Edition, в момент выхода) 32 990 (рекоменд. в момент выхода) 47 990 (Founders Edition в момент выхода) 39 990 (рекоменд. в момент выхода) 63 990 (Founders Edition в момент выхода) 56 990 (рекоменд. в момент выхода) 95 990 (Founders Edition в момент выхода) 221 990 (в момент выхода)

#Сравнительные тесты видеокарт в играх

3DNews регулярно проводит массовые тесты графических карт в популярных играх. Если вы хотите узнать, как современные модели и устройства прошлых поколений работают в современных требовательных проектах, к вашим услугам обширный архив бенчмарков за прошедший год:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
У TikTok появились шансы остаться в США — теперь в этом замешан Илон Маск 8 ч.
Microsoft тестирует новый браузер для геймеров, который выводится поверх игры 8 ч.
Квартальная выручка на рынке облачных инфраструктур подскочила на 21 %, превысив $80 млрд 10 ч.
Новая статья: Little Big Adventure – Twinsen's Quest — криво, но всё ещё мило. Рецензия 11 ч.
Microsoft сломала игры Ubisoft последним крупным обновлением Windows 11 12 ч.
«Сердечное спасибо всем»: аудитория олдскульной ролевой игры Sea of Stars превысила 6 млн игроков 12 ч.
Huawei предлагает для HarmonyOS в 200 раз меньше приложений, чем есть в Google Play — разрыв планируется сократить в течение года 23-11 17:29
World of Warcraft исполнилось 20 лет — это до сих пор самая популярная ролевая игра в мире 23-11 15:45
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 23-11 12:20
«Атака на ближайшего соседа» сработала — хакеры удалённо взломали компьютер через Wi-Fi поблизости 23-11 11:08
Илон Маск сколотил $35 млрд за неделю и стал богатейшим человеком в истории Земли 14 мин.
AirPods Max не пользуются достаточной популярностью, чтобы вышли AirPods Max 2 19 мин.
Xiaomi представила смарт-телевизоры Redmi Smart TV X 2025 с ИИ, 240 Гц и Wi-Fi 6 по цене от $300 3 ч.
LG поможет Samsung с нуля создать «настоящий ИИ-смартфон» — он выйдет в 2025 году и вы не сможете его купить 10 ч.
AIC и ScaleFlux представили JBOF-массив на основе NVIDIA BlueField-3 12 ч.
Nvidia нарастила выручку в Китае на 34 % даже в условиях санкций 14 ч.
Nvidia заинтересована в получении HBM3E от Samsung и верит в сохранение международного сотрудничества при Трампе 15 ч.
xMEMS представила бескатушечные МЭМС-динамики для открытых наушников, ноутбуков и носимой электроники 23 ч.
Microsoft и Meta представили дизайн ИИ-стойки с раздельными шкафами для питания и IT-оборудования 23-11 15:57
Eviden создаст для Финляндии ИИ-суперкомпьютер Roihu производительностью 49 Пфлопс 23-11 15:35