Оригинал материала: https://3dnews.kz/1007368

Half-Life: Alyx — почти, но не три. Рецензия

Жанр VR-экшен
Издатель Valve
Издатель в России Valve
Разработчик Valve
Минимальные требования VR-система Valve Index, HTC Vive, Oculus Rift или Windows Mixed Reality с контроллерами ввода, Windows 10, процессор Intel Core i5-7500 3,4 ГГц или AMD Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, 12 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 6 Гбайт памяти, например AMD Radeon RX 580 или NVIDIA GeForce GTX 1060, 50 Гбайт на накопителе, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-6700K 4,0 ГГц или AMD Ryzen 7 1700 3,0 ГГц, 16 Гбайт оперативной памяти, видеокарта AMD Radeon RX Vega 64 или NVIDIA GeForce GTX 1080
Дата выхода 23 марта 2020 года
Возрастной ценз Не определен
Платформы PC
Официальный сайт

Измученных неумением Гейба Ньюэлла считать до трех Valve огорошила в октябре 2019-го — нет, не преодолением этой удивительной фобии, но анонсом «шага в сторону», игры, действие которой происходит во временном отрезке между Half-Life и Half-Life 2... Игры для систем виртуальной реальности. Разочарованные вздохи были слышны повсюду — но чем ближе игра подбиралась к релизу, тем более они сменялись заинтересованностью: неужели студия сделает-таки не банальную технодемку для своей Valve Index, виртуальный тир на три скучных часа, а полновесную Half-Life с уймой игровых механик, настоящим сюжетом и меняющим правила подходом к VR? И да, действительно, сделала. Аве Габен?

#Голова кругом

Аве.. Ава… Аватар. Да, аналогии с последним на сегодняшний день крупным произведением Джеймса Кэмерона напрашиваются сами собой: как фильм, пронизанный экологическим пафосом, должен был сшибать с ног в кинозалах, открывая дорогу для вернувшегося в наш мир 3D, так и Half-Life: Alyx должен реанимировать затухающий бум VR — тоже, к слову, второго пришествия технологии. Только мы помним, что «Аватар» так и остался лучшим применением 3D в кинематографе — первым и, по сути, последним. В кинотеатрах опционально трехмерные блокбастеры еще встречаются, а производители домашних телевизоров уже завязали с технологией, которая «не пошла».

 Он не дождался Half-Life 3

Он не дождался Half-Life 3

Half-Life: Alyx при этом более бескомпромиссна и беспощадна к игроку, чем «Аватар» к зрителю. Других способов поиграть в первое за долгие годы творение Valve, кроме как с использованием шлема виртуальной реальности, нет. И порог входа очень высок — в первую очередь финансово: просто купить билет в кинотеатр не получится; VR-аттракционы существуют, но в Alyx там не дают поиграть — кто знает, может, пока не дают? Как бы то ни было, чтобы поиграть, вам требуется купить систему виртуальной реальности. В идеале фирменную Valve Index (в России не продается, в США стоит $1 000), но работать игра будет и на HTC Vive разных типов (от 60 до 180 тысяч рублей), Oculus Rift (60-100 тысяч рублей) и различных системах семейства Windows Mixed Reality (от 35 тысяч рублей; возможно, придется докупить специальные контроллеры). К этому нужен мощный компьютер, системные требования существенные — причем при использовании Oculus прибавляйте еще 10-15 % мощности, эта система запускает свою среду поверх необходимой для работы Alyx SteamVR. Грубо говоря, вам потребуется весьма мощный ПК. По итогу — мы имеем дело с самой дорогой игрой сезона, при том что ее номинальная стоимость в Steam составляет 1085 рублей.


Система виртуальной реальности HTC Vive Pro Starter Kit

Хорошо, первый порог, финансовый, преодолен. Теперь пора столкнуться со следующим — как VR-систему разместить дома. Чтобы получить максимальный опыт, нужно перемещаться, играть стоя, а не сидя (почему — напишу ниже, уже про саму игру) — и для этого надо расставить датчики и подготовить комнату. В моем случае это были датчики HTC Vive Pro Starters Kit. Их требуется разместить на высоте не менее двух метров — для этого предлагается сверлить стену; в игровой зоне не должно быть зеркала, окна (по крайней мере без штор) или телевизора с крупной панелью, который мог бы работать как зеркало, сбивая сигнал с датчиков. Про другие перипетии постройки игровой системы я умолчу, но если кратко, то VR в домашних условиях — это всегда геморрой.

 Сколько родного в этом кадре!

Сколько родного в этом кадре!

Итак, Half-Life: Alyx — очень дорогая игра, для которой надо иметь еще и подходящий дом. И тут мы подходим к третьему порогу — индивидуальной переносимости систем виртуальной реальности. Меня хватает на час-полтора игры при том, что Alyx здорово выверена по темпу; количество моментов, ставящих вестибулярный аппарат в ступор, сведено к минимуму; у игры действительно высокая детализация при ощущении естественности, зрение напрягается не очень сильно. Но глазные нервы от близко расположенных экранов VR-очков все равно болят вечерами сильно, голова покруживается, к горлу время от времени что-то подступает. Кто-то, впрочем, может играть и по 3-4 часа кряду, но кто-то и 15 минут выдерживает с трудом.

Вот они, три порога входа в новую реальность виртуальных развлечений — своеобразная «игра перед игрой»: и только отперев трое ворот, ты попадешь в новое измерение. Теперь поговорим о Half-Life: Alyx как таковой. Стоит ли искать ключи от этих ворот?

#Без монтировки

Диспозиция прекрасно известна заранее. Главная героиня теперь — Аликс Вэнс. Ее отец, Илай Вэнс, еще жив, с Гордоном Фрименом они еще не знакомы, жизнь в City 17 идет своим чередом — хедкрабы резвятся в карантинной зоне, Альянс душит, Сопротивление сопротивляется. Поначалу кажется, что мы оказываемся в одной из многих заварушек тяжелого времени борьбы с бременем пришельцев — но события разовьются в нечто эпохальное. Впрочем, обойдемся без спойлеров — прочитать про концовку Half-Life: Alyx и обсудить ее вы можете много где еще. Тем более, несмотря на статус игры с насыщенным сюжетом, не своей историей серия всегда славилась. А игровым процессом, меняющим представления о том, каким должен быть современный экшен, игра действия.

 Типичная головоломка в Alyx — надо провести голубой значок между красными «врагами». Подобных вещей тут, пожалуй, больше, чем хотелось бы

Типичная головоломка в Alyx — надо провести голубой значок между красными «врагами». Подобных вещей тут, пожалуй, больше, чем хотелось бы

Valve не делала этого, впрочем, уже 16 лет — и, казалось, окончательно растеряла форму, просто потеряв статус студии, делающей игры. Вероятно, поэтому мы до сих пор и не увидели Half-Life 3 — совершить революцию на общем поле сегодня очень сложно. Куда проще это сделать в области едва ли не девственной, почти нетронутой серьезными, полновесными играми — области VR. И тут у Valve все получилось.

 А вот красивых видов меньше, чем хотелось бы — но они есть!

А вот красивых видов меньше, чем хотелось бы, — но они есть!

Словно опытный футболист, ворвавшийся на коробку к мелким пацанам, Valve с ходу показывает, как надо. Уже первые кадры с возникающей из темноты лысой башкой с вентилем вызывают трепет. Дальше на вас обрушиваются громадные буквы HALF-LIFE ALYX — и вы готовы сдаться без боя. Игра еще не началась, а погружение уже впечатляющее. И вот первые минуты — мы учимся ходить в комнатах, залитых закатным солнцем, берем разные предметы руками-контроллерами, жмем кнопки, рисуем на стеклах, восхищаемся громадной махиной, проползающей над головой…

...но на этом вау-эффект более-менее и останавливается. Чтобы привыкнуть к чувству погружения, которое дает система виртуальной реальности, нужно примерно 15-20 минут — за это время ты перестаешь поражаться каждой мелочи и тому, насколько тщательно и любовно выписан этот мир вокруг тебя (реально — вокруг!), и начинаешь просто играть. В этом проблема большинства VR-игр — они более-менее рассыпаются на этом моменте, эффекты «все можно потрогать» и «можно вертеть головой» недолговечны, а предложить что-то большее могут немногие: недорогие шлемы вроде PS VR и тем паче мобильные системы скоро составят компанию фондюшницам, чесалкам для головы и Nintendo Wii в рейтинге самых популярных вещей, к которым не притрагивались годами. Дорогие шлемы не попадут в список только из-за сверхценности для их обладателей, пока еще ищущих любые способы их применения.

Half-Life: Alyx, несомненно, будет главным из этих способов. Игра обходит ловушку VR и остается интересной как спустя 20 минут, так и спустя 3 часа, 8 часов, 12 часов… Valve не разучилась делать игры — и не лишилась фирменного перфекционизма.

 Классика советского плаката — в интерпретации Valve; такого тут навалом

Классика советского плаката — в интерпретации Valve; такого тут навалом

Alyx полна замечательных деталей: от бесподобно нарисованных гравиперчаток, позволяющих притягивать предметы с расстояния (не нагибаться же за каждой обоймой — так можно и спину посадить) и совмещающих в себе индикацию здоровья и количества патронов, до фирменной иронии, с которой выполнен антиутопический восточноевропейский City 17 — с этими бутылками водки, детскими площадками словно из сообщества «Эстетика ######» и застывшими интерьерами, населенными печальными мертвецами; от хедкрабов, которых наконец-то можно потискать своими руками, до эталонного дизайна уровня и окружения — никаких меток (как и интерфейса на экране) в игре нет, путь и упрощающие/увеселяющие процесс действия надо находить самому. И делать это одновременно и нетрудно, и приятно, игра дарит ощущение открытия — даже когда впервые разобьешь такой же ящик, как все, а он окажется другим — с патронами внутри.

Half-Life: Alyx по-хорошему минималистична. В ней, казалось бы, есть и инвентарь, и крафт. Но первый — это рюкзак и два кармана на перчатках: забрасываем патроны себе за спину (в неограниченном количестве), а в перчатки прячем целебные шприцы или гранаты. А второй доступен только в специальных приборах, которые надо сначала взломать фирменным мультитулом Аликс, и состоит в обмене найденных материалов (так называемой смолы) на улучшения для трех видов оружия.

 А чтобы достать семя (которое можно использовать как гранату), надо, эм-м-м-м, пощекотать это внизу, под, эм-м, мешочком

А чтобы достать семя (которое можно использовать как гранату), надо, эм-м-м-м, пощекотать это внизу, под, эм-м, мешочком

Half-Life: Alyx здорово выглядит — текстуры не замыленные, детализация очень высокая, Source 2 требователен, но отрабатывает очень хорошо. Игра, которая должна чувствоваться почти что на ощупь, так и ощущается. Единственное, к чему я могу придраться, — это физика. С одной стороны — грех жаловаться на такое количество разрушаемых и перемещаемых объектов, с другой — очередная здоровенная бочка, которую ты одной рукой поднимаешь, словно она из ваты, утомляет, как и застрявшая где-то в начале 2010-х ragdoll-физика тел.

Half-Life: Alyx умеет развлечь и почти не успевает надоесть. Valve — большие мастера в перемене блюд, всегда это делают вовремя: вот мы поползали по темным коридорам, шугаясь свисающих с потолка барнаклов, вылетающих со стрекотом из ниоткуда хедкрабов разных типов и вываливающихся на вас из-за шкафа зомби, — добро пожаловать в метро, где вас ждут многочисленные перестрелки с солдатами Альянса. А тир в VR неизменно хорош, особенно с местной механикой перезарядки — сбросили обойму, достали из-за спины другую — вставили движением руки — дернули затвор — поехали! Постреляли вдоволь — добро пожаловать в захваченную биомассой гостиницу, где вас ждет в меру напряженный, но все-таки симулятор ходьбы — и то самое пианино, на котором можно что-то сыграть. И так далее — от несложных, но требующих щепетильности задачек с электрощитами — к самому настоящему стелс-экшену, от которого кровь стынет в жилах. Про выверенный и спокойный темп я уже писал выше.

 С ценными бумагами в City 17 все в порядке. Игра вообще сейчас ощущается до крайности актуальной — да к тому же еще и с бегством в виртуальную реальность...

С ценными бумагами в City 17 все в порядке. Игра вообще сейчас ощущается до крайности актуальной — да к тому же еще и с бегством в виртуальную реальность...

Другое дело, что Alyx от начала и до конца остается сугубо коридорной игрой — изредка выбрасывающей игрока на небольшие арены. Но в основном вам придется двигаться по узким, насыщенным деталями, но в целом не слишком интересным помещениям. Сила игры — в мелких деталях, а не в масштабном дизайне. Еще одно крепкое но — если сцены сменяются действительно здорово, то игровой процесс внутри этих сцен весьма однообразен и не слишком напряжен (за исключением того самого стелс-фрагмента): виртуальный тир с перебежками-телепортациями + решение порой весьма постылых головоломок.

Да, это действительно серьезная игра, а не технодемка, но Half-Life: Alyx от начала и до конца пытается брать свое именно самим фактом того, что это VR-проект. Возможность потрогать хедкраба, несколько аттракционов с неожиданным сочетанием внутриигровых и реальных действий (поднять руки под прицелом солдат, зажать рот рукой, когда нельзя вдыхать вредные споры), эмоция от того, что вы находитесь внутри Half-Life. По-настоящему сразить Alyx способна только фанатов серии, причем лишенных VR-скептицизма, — иначе довольно простой и примитивный игровой процесс может обернуться ее недостатком.

Ну и да, конечно, как мимо такого пройти — в Half-Life: Alyx нет монтировки. Да, оправдания приняты, но невозможность просто взять и вломить чертовому зомби в его хедкрабную рожу с размаху именно здесь, где у вас она может быть буквально в руке, очень бесит.

***

Настоящее Half-Life: Alyx — это до сорока тысяч одновременно играющих в Steam пользователей, рекордные продажи системы Valve Index (для чего, собственно, все и создавалось), шквал восторгов со стороны как критиков, так и VR-энтузиастов и новая надежда на Half-Life 3. Теперь ясно, что Valve хотя бы не разучилась делать игры.

Будущее Half-Life: Alyx куда любопытнее. Станет ли эта игра Прометеем, который принесет в массы огонь виртуальной реальности и сдвинет с мертвой точки стагнирующую технологию? На мой взгляд, нет — шансов еще меньше, чем у провалившейся попытки «Аватара» изменить наш способ киносмотрения. Но у «Аватара» хотя бы получилось это сделать временно в масштабах кинотеатров. Запустит ли широкий успех Alyx в узких кругах новую волну VR-проектов — теперь по-настоящему масштабных? Едва ли — база устройств по-прежнему крайне мала, и студии, не связанные с разработчиками VR-устройств (то есть все, кроме Valve и частично Sony), уже раз обожглись на финансовой целесообразности вкладываться в такие проекты. К тому же Alyx действительно стала Событием, но Событием именно в мире VR, не перешагивающим через его границы. Это игра, которая действительно использует потенциал технологии, но не игра, которая прыгает в вечность сама по себе. Технологический трюк, хорошее развлечение на 15-20 часов. Самое дорогое развлечение на 15-20 часов, не считая космического туризма.

За предоставленную для подготовки рецензии VR-гарнитуру HTC Vive Pro Starter Kit благодарим компанию HTC. За предоставленный для подготовки рецензии ноутбук ASUS GX701 благодарим компанию ASUS.

Играли в Half-Life: Alyx с использованием VR-гарнитуры HTC Vive Pro Starter Kit. Это одна из самых совершенных VR-систем на сегодняшний день, доступных на российском рынке, которая дает максимальное погружение и дает возможность настолько свободно перемещаться в виртуальном пространстве, насколько это вообще сегодня доступно. Игровая зона поддерживает трекинг SteamVR, в шлеме предусмотрено два AMOLED-дисплея разрешением 2880 × 1600, есть поддержка Hi-Res звука, а конструкция позволяет спокойно играть на протяжении несколько часов.

Достоинства:

  • это новая Half-Life;
  • настоящая Half-Life на 15 часов, не технодемка, правда;
  • с отличной графикой, полная восхитительных деталей;
  • в ней очень круто стрелять и прятаться за препятствиями;
  • а еще можно буквально пощупать City 17;
  • ну и хедкрабы есть, куда без них.

Недостатки:

  • а вот монтировки нет;
  • нет и ощущения масштаба;
  • а что есть, так это головные боли от игры в VR — впрочем, этот побочный эффект не для всех;
  • что точно для всех — так это необходимость собрать ультрамощный ПК (или купить запредельно дорогой ноутбук) и прикупить к нему VR-систему за 50-100 тысяч.

Графика

Шикарно проработанный, отлично выглядящий и детализированный мир — Alyx реально дает возможность очутиться внутри той самой Half-Life, ее чувствуешь. Про оптимизацию с необходимостью выводить на каждый глаз картинку разрешением от 1440 × 1600 говорить не хочется.

Звук

Звуки окружения прекрасны — для VR-игры это вообще одна из ключевых характеристик, создающих атмосферу. Диалогов тут немного, озвучены они хорошо. Музыка вроде как и есть, а вроде как и проскальзывает мимо внимания — как всегда в Half-Life, собственно.

Одиночная игра

Неспешный (очень неспешный) коридорный шутер с однообразными задачками и хоррор-вставками мог бы утомить — но это VR-шутер. Стрелять и прятаться тут правда весело, а регулярная смена деятельности помогает не заскучать.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Дамы и господа, это, очевидно, лучшая VR-игра в истории. Как минимум лучший VR-эксклюзив в истории. Впечатляет ли этот титул с учетом уровня лиги или, наоборот, печалит тем, что новая «халва» — для избранных, — решать вам.

Оценка: 8,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:



Оригинал материала: https://3dnews.kz/1007368