Жанр | Экшен |
Издатель | Sony Interactive Entertainment |
Разработчик | Naughty Dog |
Дата выхода | 19 июня 2020 года |
Возрастной ценз | от 18 лет |
Платформы | PlayStation 4 |
Официальный сайт |
Скриншоты взяты из пресс-релиза, предоставленного издателем, поскольку своими делиться до выхода игры нельзя.
Создание сиквела одной из самых высокооцененных игр в истории индустрии — занятие непростое. Особенно когда у оригинала (загибайте пальцы) была прекрасная концовка, его продажи исчисляются миллионами копий, фанаты влюбились в персонажей и не хотели бы, чтобы с ними что-то случилось. Да и от студии-разработчика ожидают совершенства во всем, от повествования до визуальной составляющей. Вдобавок «утечки» подпортили ситуацию, хотя в итоге вырванные из контекста сцены, конечно же, всю историю The Last of Us Part II не рассказывают. И если при взгляде на них игру захотелось вычеркнуть из списка покупок, то лучше пересмотреть свое мнение и не спешить с выводами.
Жизненный путь нынешнего поколения консолей подходит к концу, и то, что мы еще совсем недавно называли «некстгеном», скоро превратится в тыкву и потеряет всякую актуальность, в том числе из-за поддержки обратной совместимости грядущими платформами. Как эпоха PS3 закончилась в один год с появлением The Last of Us, так и в этот раз ее сиквел станет одной из последних крупных игр для PS4. Как тогда мы восхищались невероятной по тем временaм проработкой буквально каждой мелочи, так и сейчас во время прохождения любого эпизода пытаешься понять, что это за магия заставляет все работать на базовой PS4 2013 года.
Выглядит игра невероятно, фантастически, ошеломительно — выбирайте любой эпитет, пусть даже самый громкий, и все равно ему не передать эмоции, которые испытываешь при личном знакомстве с The Last of Us Part II. Дотошность разработчиков не знает пределов — словно они до винтика разбирали каждый элемент и пытались сделать его лучше. Снег лежит на еловых ветках — пусть он падает, когда игрок проезжает мимо на лошади. Речка покрылась льдом — пусть тот трескается, когда на него ступаешь. С такими мелочами встречаешься на каждом шагу.
Масштабы локаций поражают — можно пробежать от одной сюжетной точки к другой, проигнорировав уйму всего. Надписи и изображения на стенах, разграбленные магазинчики. Внутри — многочисленные записки, рассказывающие о судьбах каких-то людей, а дальше, возможно, их тела. Все это оживляет мир, погружает в него, и такого дополнительного контента суммарно наберется чуть ли не на отдельную игру. Это не дюжина дверей из первой части, которые нужно было открывать созданными из мусора заточками, — в здешних локациях гораздо больше простора и вертикальности, а мощности консоли хватило для расширения доступных для исследования территорий.
В одном из эпизодов попадаешь в коротенький переулок — беги в противоположный конец, и продолжишь сюжет. Но нет — слева бар с распахнутой дверью и бильярдным столом внутри, следом за ним магазинчик с сейфом, попасть в который можно, лишь разбив витрину, а в соседнем здании замечаешь тайный проход, который приводит в совершенно другое место. В итоге собираешь пару записок, натыкаешься на горстку противников, слушаешь несколько монологов героини, забираешь новую пушку (ее наверняка просто так выдадут потом, но у тебя она уже будет) и пополняешь свои запасы патронов и аптечек. Такое тут происходит постоянно, практически в каждой локации, и лучше всего играть на «харде», где без этих дотошных исследований рюкзак будет совсем пустым.
Вертикальность делает более напряженными и сражения, будь то стычки с еще живыми, но уже озверевшими людьми или встречи с зараженными. Над первыми провели особенно большую работу: и искусственный интеллект улучшили (заходить с флангов они любят и умеют), и наделили практически каждого именем. Когда какого-нибудь Джона убиваешь во время ожесточенной перестрелки, один из его напарников наверняка выкрикнет его имя. Когда незаметно убьешь какую-нибудь Анну, обнаруживший труп охранник сообщит другому о ее смерти и между ними состоится небольшой разговор. С собаками то же самое — у многих есть клички и горюющие из-за их гибели хозяева.
Подход к боям может быть разным: либо шумите и перестреливайтесь, либо убивайте всех незаметно, либо и вовсе старайтесь никого не трогать и добирайтесь до следующей области. Масштабы локаций позволяют подходить к любой проблеме десятками способов: и в траве ползать, и под машинами прятаться (хотя туда могут заглянуть), и забираться на верхний этаж с нескольких сторон. Дизайн локаций работает прекрасно при любой тактике — всякие трещины в стенах как помогут незаметно прошмыгнуть мимо щелкунов и прочей нечисти, так и вынудят их замедлиться при погоне за вами, что позволит прицелиться и метко всадить пару пуль в мутировавшие черепушки.
В The Last of Us Part II отточенно чередуются сражения и спокойные моменты — только начинаешь уставать от пряток за столами и машинами, как в самый подходящий момент начинается ролик на движке, а после него случается либо зрелищный эпизод погони, либо неспешная прогулка по разрушенным улочкам и сбор материалов для создания мины-ловушки или глушителя. Разнообразия тут выше крыши, и каждую сцену старались сделать непохожей на все остальные — даже встречи с противниками происходят в разных условиях: можно нырять под воду и настигать растерянных людей сзади, можно попасть на парковку с пробоинами в полу на каждом этаже, а иногда две враждующие стороны сталкиваются между собой и нам остается только добить выживших.
На протяжении всей игры идеи и ситуации сменяют одна другую, не успевая надоесть или скатиться в утомительные самоповторы. Конечно, повторения случаются — мини-игра с запуском генераторов попадется , например,около пяти раз. Но тут и близко нет тех бесконечных «развлечений» с досками и лестницами из первой части, так что если тогда к геймплею возникали вопросы, то теперь этот недочет постарались исправить.
Чтобы все это работало с роскошной графикой и просторными локациями, разработчикам приходилось прибегать к самым разным ухищрениям. То после зачистки области персонаж куда-то падает, то силой открывает дверь и блокирует ее большим шкафом с другой стороны, то запускается какая-то анимация на несколько секунд — скорее всего, в таких эпизодах старая локация стирается из памяти и происходит загрузка следующей. Однако думаешь об этом лишь после выключения консоли, а в самой игре все происходит настолько органично, что атмосфера не рушится ни на минуту, в том числе благодаря отсутствию загрузочных экранов.
Поэтому The Last of Us Part II захватывает так, что от нее не оторваться. Она постоянно преподносит сюрпризы — от неожиданных сюжетных событий, происходящих порой так стремительно, что их не успеваешь переварить, до каких-то геймплейных «фишек». Это настолько филигранная работа и такая продуманная до мелочей структура, что страшно представить, как выглядел финальный сценарий, в котором будто бы каждая написанная в начале разработки строка регулярно дополнялась деталями и уточнениями. Кто где будет стоять, о чем герои будут говорить, каким будет окружение (в напряженных моментах обязательно идет дождь либо персонажи идут вдоль реки или ручья с сильным течением), на чем должна фокусироваться камера — придраться совершенно не к чему, мастерство разработчиков вызывает восхищение.
Впечатляет и лицевая анимация, эмоции персонажей переданы безукоризненно. Как они поджимают губы, как двигают глазами, как на долю секунды хмурят брови, обсуждая что-то неприятное или поднимая тяжелые для себя темы. Достаточно взглянуть на заплаканные покрасневшие глаза Элли, чтобы прочитать в них все, о чем она думает. Конечно, в какой-то степени это заслуга технологии захвата движений и мимики, но без талантливых актеров она так не сработает, да и дополнительное вмешательство аниматоров все же требуется. Здесь все выложились по максимуму, и для сотрудников Naughty Dog это новая планка, прыгнуть выше которой наверняка смогут только они сами.
Все эти элементы — анимация, улучшенный геймплей, прекрасный темп повествования, продуманная структура и разнообразие ситуаций, в которые попадает игрок, — тесно связаны с основной сюжетной линией. В этом тексте рассказывать о деталях истории нельзя, но даже если бы нам позволили здесь писать все что угодно, это было бы преступлением. Нужно забыть обо всех выводах, сделанных на основе пресловутых «утечек», поскольку с реальностью они не имеют практически ничего общего — игра не раз удивит, не раз впечатлит смелыми решениями и непременно станет объектом для бурных обсуждений в течение ближайших недель, месяцев или даже лет — как и первая часть.
За пять игровых лет после финала The Last of Us успело произойти многое, и сиквел рассказывает как о случившемся за эти годы (переключаясь на разного рода воспоминания), так и о том, чем живут Элли и остальные в настоящем времени. Знакомые персонажи все так же хороши, а к новым очень быстро привязываешься, несмотря на возможные предрассудки, появившиеся еще при показе старых трейлеров. Их историю, полную горя и редких, но ценных радостных моментов, желательно пережить самому — не читать спойлеры, не изучать обсуждения и уж точно не портить впечатление просмотром концовки. Такие приключения можно пересчитать по пальцам, а уж такие эмоции, как здесь, они вызывают очень и очень редко.
***
Фраза «игра, которую нельзя пропускать» — затертое клише, но, когда спустя двадцать с лишним часов по экрану ползут финальные титры, а ты обдумываешь все, что увидел и пережил во время этого путешествия, другие слова подобрать трудно. Для подавляющего большинства разработчиков это недостижимый уровень, хоть в случае Naughty Dog он и был достигнут ценой бесконечных кранчей. Все это было не напрасно, и на протяжении всего консольного поколения мы потихоньку подбирались к тому, чтобы получить игру таких масштабов и высочайшего качества. Шедевр ли это? Погрузитесь в это приключение и решите для себя сами, а лично я уже хочу пройти игру еще раз.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Лучше всего описать графику словом «невероятная» — посещая многие локации, буквально не веришь, что нечто подобное можно реализовать на консоли 2013 года. Каждая сцена сделана с огромным вниманием ко всему, начиная с мелких элементов окружения и заканчивая потрясающей анимацией. |
Звук |
Музыка отлично передает атмосферу — композитор здесь тот же, что и в первой части. А издаваемые щелкунами звуки по-прежнему вызывают дискомфорт, когда пытаешься незаметно прокрасться мимо. Русское озвучение достойное, хотя голоса актеров в оригинале, конечно, ничем не заменить. |
Одиночная игра |
С доскональным исследованием всего и вся прохождение займет около 25 часов. После чего историю непременно захочется пережить еще раз в «Новой игре +». Любители зарабатывать платиновые трофеи могут быть спокойны — условия тут значительно более щадящие, чем в первой части. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена, но Naughty Dog планирует когда-нибудь потом вернуть мультиплеерный режим из прошлой игры. Частью The Last of Us Part II он не будет и выйдет отдельно. |
Общее впечатление |
Потрясающее приключение и прекрасный сиквел. Большой шаг вперед по сравнению с предшественницей в плане размера локаций, атмосферы, графики, истории и всего остального. Бороться с The Last of Us Part II за титул лучшей игры года будет неимоверно сложно. |
Оценка: 10/10
Видео: