Оригинал материала: https://3dnews.kz/1048362

Обзор процессоров Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G. Можно ли испортить Zen 3?

Характеристики и архитектура

В начале августа компания AMD в полтора раза расширила предлагаемый конечным пользователям ассортимент процессоров Ryzen 5000 для настольных ПК. К уже давно обосновавшимся на рынке Ryzen 9 5950X и 5900X, Ryzen 7 5800X и Ryzen 5 5600X присоединились два процессора с интегрированной графикой. Эта пара – восьмиядерный Ryzen 7 5700G и шестиядерный Ryzen 5 5600G серии Cezanne. Представители данной серии уже несколько месяцев встречаются в ноутбуках и готовых настольных системах, предлагаемых производителями компьютеров, но AMD решила расширить им ареал обитания и направила их в розничную продажу.

И это – действительно знаменательное событие, которое заслуживает отдельной статьи. В условиях тотального дефицита видеокарт гибридные процессоры с производительной встроенной графикой (APU) крайне востребованы. Они дают геймерам шанс пережить «тяжёлые времена», дождавшись снижения цен на мощные видеокарты, а потому спрос на них в последнее время сильно вырос. Однако до сих пор AMD предлагала довольно спорные гибридные решения, к которым существовали различные претензии. К примеру, Ryzen 5 3400G – это лишь четырёхъядерный APU, который к тому же построен на старой микроархитектуре Zen+ и выпускается по 12-нм техпроцессу. Пришедшие ему на смену Ryzen 5 Pro 4650G и Ryzen 7 Pro 4750G в этом плане поинтереснее – они получили больше ядер и переехали на 7-нм техпроцесс и более свежую микроархитектуру Zen 2. Но и с ними не всё так просто: формально они не предназначены для розничной продажи, а поэтому их присутствие на прилавках магазинов носит эпизодический характер.

Новые Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G при такой диспозиции кажутся настоящей манной небесной: благодаря им геймер может получить в своё распоряжение игровую систему начального уровня, которая впоследствии может быть легко преобразована в нечто большее. Например, когда ситуация на рынке видеокарт устаканится, компьютер на базе Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G можно будет усилить дискретным видеоускорителем. Причём эти APU выглядят так, как будто в них есть всё необходимое, чтобы потянуть видеокарты не только среднего, но и даже верхнего уровня, ведь их процессорная часть похожа на полноценные Ryzen 7 5800X и Ryzen 5 5600X (с некоторыми допущениями). Но есть и ещё более приятная новость: новые Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G – не решения для OEM-производителей, какими были их предшественники, а обычные розничные предложения, официальная стоимость которых ниже, чем у представителей серии Vermeer (привычных десктопных Ryzen 5000) с аналогичным числом ядер Zen 3.

А значит, представители семейства Cezanne могут быть интересны и в отрыве от их графических возможностей. Именно на это намекает и сама AMD. Среди прочего компания называет новинки расширением модельного ряда настольных Ryzen 5000 вниз, то есть она предлагает видеть в Ryzen 7 5700G младший восьмиядерник, а в Ryzen 5 5600G младший шестиядерник поколения Zen 3. Иными словами, ожидания, связанные с Cezanne, огромны и разнообразны. И в данном исследовании мы проверим истинные возможности этих гибридных процессоров и сделаем вывод, кому эти процессоры действительно могут пригодиться.

#Десктопные Cezanne в подробностях

С точки зрения архитектуры десктопные процессоры Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G – это ровно такие же представители семейства Cezanne, как те процессоры, которые AMD с января текущего года поставляет для ноутбуков в сериях Ryzen 5000U и 5000H. Они основываются на том же 7-нм полупроводниковом кристалле площадью около 180 мм2, в котором упаковано 10,7 млрд транзисторов.

При этом процессоры Cezanne, в отличие от собратьев настольной серии Vermeer, не пользуются чиплетной топологией. В их конструкции применяется монолитный кристалл, в котором совмещается восемь ядер Zen 3, объединённых в один CCX-комплекс, и графическое ядро Vega с восемью CU (вычислительными блоками). Таким образом, по сравнению с предыдущей версией APU, известной под кодовым именем Renoir, в Cezanne производитель заменил ядра с архитектурой Zen 2 более современными Zen 3.

При взгляде на фото полупроводникового кристалла Cezanne сразу же бросается в глаза, что баланс ресурсов в нём смещён в сторону процессорной части. В чипах Picasso (Ryzen 5 3400G) содержалось четыре ядра Zen+, но зато графика располагала 11 вычислительными блоками. В Cezanne число вычислительных ядер увеличилось вдвое, а графика потеряла три вычислительных блока. Но это не значит, что старые гибридные процессоры имели более мощную графическую часть. AMD говорит, что уменьшение числа CU успешно скомпенсировано более высокими тактовыми частотами и оптимизациями в механизмах управления питанием.

Ещё один неочевидный момент – позиционирование настольных Cezanne. В востребованности любых процессоров со встроенной графикой нет никаких сомнений, особенно сейчас, но AMD говорит, что её новые APU – крайне гибкие процессоры, которые одновременно подойдут и для офисных компьютеров, и для игровых сборок. При этом стоимость представителей серии Ryzen 5000G довольно высока для того, чтобы они стали действительно массовыми решениями. Пока AMD выпустила в открытую продажу только шестиядерную и восьмиядерную модели, и они отправлены в ценовой диапазон «выше $250». Таким образом, компания всё ещё не готова переводить основанные на Zen 3 решения в категорию массовых решений. Расчёт AMD скорее состоит в том, чтобы заставить воспринимать Ryzen 7 5700G как младший восьмиядерник нового поколения, наподобие невыпущенного Ryzen 7 5700X, а Ryzen 5 5600G в этой логике должен послужить альтернативой гипотетического Ryzen 5 5600.

Соответственно сформированы и технические характеристики Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G. Процессоры очень близки по частотной формуле к Ryzen 7 5800X и Ryzen 5 5600X, имеют такую же микроархитектуру CPU-части, а разница в производительности определяется главным образом тем, что у процессоров Cezanne урезан L3-кеш – его ёмкость составляет не 32, а 16 Мбайт.

Следующая таблица содержит характеристики всех имеющихся на данный момент процессоров для Socket AM4, относящихся к 5000-й серии и основанных на микроархитектуре Zen 3. Она позволяет понять, как AMD встроила гибридные новинки в имеющийся модельный ряд.

Кодовое имяЯдра/ потокиБазовая/макс. частота, ГГцL3-кеш, МбайтGPUTDP, ВтЦена
Ryzen 9 5950X Vermeer 16/32 3,4/4,9 64 - 105 $799
Ryzen 9 5900X Vermeer 12/24 3,7/4,8 64 - 105 $549
Ryzen 7 5800X Vermeer 8/16 3,8/4,7 32 - 105 $449
Ryzen 7 5700G Cezanne 8/16 3,8/4,6 16 Vega 8 65 $359
Ryzen 5 5600X Vermeer 6/12 3,7/4,6 32 - 65 $299
Ryzen 5 5600G Cezanne 6/12 3,9/4,4 16 Vega 7 65 $259

Оба процессора Cezanne, помимо встроенного GPU и урезанного вдвое L3-кеша, отличаются ещё и строгим тепловым пакетом 65 Вт, который следует воспринимать как отсылку к их мобильному происхождению. Особый интерес здесь представляет восьмиядерный Ryzen 7 5700G, поскольку до сих пор AMD экономичных восьмиядерников на архитектуре Zen 3 не предлагала, а Cezanne вполне могут оказаться таковыми, не даром же для их производства применяется более новая версия 7-нм техпроцесса со сниженными токами утечки.

И к этому моменту начинает казаться, что AMD выпустила настолько привлекательные процессоры, что они даже затмевают собой собратьев без встроенной графики. Однако не надо торопиться.

Во-первых, мы пока не знаем, как повлияет на реальную производительность уполовинивание L3-кеша. Тем более что по латентности подсистемы кеш-памяти Cezanne не отличается от Vermeer, то есть уменьшение объёма кеш-памяти в новых процессорах не дало никакого выигрыша в латентности L3-кеша — она как была, так и осталась на уровне 46 тактов.

Во-вторых, впечатление о Cezanne портят реальные цены: на данный момент в рознице Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G стоят вовсе не дешевле Ryzen 7 5800X и Ryzen 5 5600X. Поэтому пока говорить о Cezanne как об альтернативе Vermeer нет никакого смысла.

Кроме того, есть и «в-третьих». В Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G заложен ещё один неочевидный изъян: в них урезан встроенный контроллер PCI Express. Оба гибридных процессора имеют 24 линии PCIe, но это только PCIe3.0. На работу с дискретной графикой отводится 16 линий, 4 линии уходит под накопители, а оставшиеся 4 линии требуются на соединение с чипсетом. Таким образом, внешняя видеокарта при установке в систему на базе настольного Cezanne будет работать максимум в режиме PCIe 3.0. Не получится использовать с этими процессорами на полной скорости и новейшие PCIe 4.0 SSD.

Но при этом у Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G не должно возникать никаких проблем с совместимостью. Они могут без проблем применяться во всём многообразии материнских плат с процессорным разъёмом Socket AM4. Критерием их поддержки выступает BIOS на базе библиотек AGESA 1.2.0.3B и новее, а для того, чтобы плата хотя бы запустилась для последующего обновления прошивки, достаточно и AGESA 1.1.8.0.

Изначально AMD рекомендовала для использования с Cezanne платы на базе чипсета B550, ссылаясь на то, что материнские платы на X570 часто не имеют видеовыходов. Но по большому счёту ни в той ни в другой системной логике нет особого смысла, поскольку в гибридных процессорах нет поддержки PCIe 4.0. Поэтому для Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G вполне подойдут и платформы с чипсетом B450. Но для них, к сожалению, не всегда есть совместимые версии BIOS – этот момент нужно проверять отдельно.

#Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G крупным планом

Старшая из двух моделей в паре десктопных Cezanne, Ryzen 7 5700G, представляет собой восьмиядерный и 16-поточный процессор с максимальной частотой 4,6 ГГц. Тепловой пакет этого APU установлен в 65 Вт, но на большинстве материнских плат его реальное потребление ограничено большей величиной – 88 Вт. Впрочем, это всё равно заметно меньше 142 Вт, которые разрешено забирать от материнской платы чуть более быстрому Ryzen 7 5800X без встроенной графики.

Кажется, столь строгое ограничение энергопотребления должно приводить к заметному снижению реальных частот, но в действительности это не так. При нагрузке на все ядра в том же Cinebench R23 процессор Ryzen 7 5700G стабильно держит частоту на уровне 4,3-4,4 ГГц – это лишь на 200 МГц ниже частоты Ryzen 7 5800X в таком же режиме. Полная же картина зависимости реальной частоты от нагрузки представлена на графике ниже – он построен в тесте рендеринга при использовании разного количества потоков.

Отдельной строкой нужно отметить, что Ryzen 7 5700G, имеющий мобильные корни, не демонстрирует таких же жутких температур, какими славится Ryzen 7 5800X. Если для восьмиядерника без графики даже при использовании кастомной системы жидкостного охлаждения в Cinebench R23 можно было увидеть температуры 85-90 градусов, то максимальная температура Ryzen 7 5700G при тех же условиях составляет около 70 градусов. Это закономерно: как и закреплено в спецификациях, восьмиядерный процессор Cezanne имеет более низкое реальное тепловыделение, которое при высокой нагрузке отличается от потребления Ryzen 7 5800X более чем в полтора раза.

На графиках, приведённых далее, сопоставляется моментальное потребление и температура Ryzen 7 5700G и Ryzen 7 5800X при рендеринге в Cinebench R23 в случае использования жидкостного охлаждения процессора на компонентах EKWB.

А вот аналогичная пара графиков, построенная для тех же процессоров при игровой нагрузке в Horizon Zero Dawn. В обоих случаях в системе используется дискретная графика.

Довольно симптоматично, что существенная разница между Ryzen 7 5700G и Ryzen 7 5800X в температуре и потреблении сохраняется и в Horizon Zero Dawn. В игровой нагрузке Ryzen 7 5700G экономичнее процессора семейства Vermeer где-то на 15-20 Вт, а его температура ниже на 5-10 градусов.

Второй процессор в семействе обновлённых розничных предложений с интегрированной графикой, Ryzen 5 5600G, имеет в своём арсенале шесть ядер и 12 потоков. Максимальная частота этого процессора 4,4 ГГц, тепловой пакет – 65 Вт.

Можно было бы подумать, что с такими характеристиками этот CPU должен выдерживать частоту примерно 4,4 ГГц и при полной нагрузке, но нет – она падает до 4,3 ГГц. Подтверждение тому – приведённый ниже график зависимости частоты от числа активных потоков рендеринга в Cinebench R23.

Таким образом, несмотря на одинаковые ограничения по тепловыделению и энергопотреблению, Ryzen 5 5600G уступает Ryzen 5 5600X в реальных частотах примерно на 150-300 МГц, то есть даже сильнее, чем 65-ваттный Ryzen 7 5700G уступает 105-ваттному Ryzen 7 5800X.

Довольно странно, но разрыв в частотах шестиядерников Cezanne и Vermeer почти не находит отражения в реальном потреблении и температуре. Если смотреть на картину, которая получается в Cinebench R23, то выходит, что Ryzen 5 5600G и Ryzen 5 5600X потребляют примерно одинаково, но при этом рабочая температура у представителя семейства Cezanne на несколько градусов выше.

Разумное объяснение такой картине предложить довольно сложно. Внутренний термоинтерфейс в Ryzen 5 5600G – такой же, как и в Ryzen 5 5600X, то есть процессорная крышка припаяна к кремниевому кристаллу. При этом площадь кристалла у Ryzen 5 5600G в два с лишним раза больше, и снимать с него тепло должно быть проще. Поэтому остаётся сослаться разве только на то, что вычислительные ядра в Cezanne сгруппированы в полупроводниковом кристалле плотнее друг к другу из-за сокращённого по объёму L3-кеша.

Ещё любопытнее выглядит ситуация в игре. Здесь уже Ryzen 5 5600X демонстрирует заметно более высокое потребление, поскольку технология Precision Boost в нём настроена агрессивнее. Это находит отражение и в температурном режиме: процессор семейства Vermeer в игровой нагрузке греется на пару-тройку градусов сильнее.

Тем не менее для гибридных процессоров Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G производителем установлены те же самые температурные рамки, что и для привычных Vermeer. Их максимальная температура по спецификациям не должна превышать 95 градусов. Причём в коробочной поставке AMD прикладывает к ним 300-граммовый алюминиевый кулер Wraith Stealth, которого, по мнению компании, должно быть вполне достаточно для теплоотвода. Это, напомним, самый простой вариант среди всех Wraith, который поставляется в том числе и с Ryzen 5 5600X.

Однако умеренный нагрев и невысокое тепловыделение настольных процессоров Cezanne вовсе не означает, что в них заложен серьёзный частотный потенциал. Проверка показала, что разгоняются эти процессоры довольно неохотно — хуже по сравнению с привычными Ryzen без встроенной графики. Максимальной частотой (при синхронном разгоне всех ядер), на которой смог сохранять стабильность восьмиядерный Ryzen 7 5700G, оказалась 4,6 ГГц, а пределом для шестиядерного Ryzen 5 5600G стала частота 4,5 ГГц.

Такой разгон был достигнут при повышении напряжения питания процессоров до 1,35–1,4 В. Температура под нагрузкой в этом случае приближалась к предельным 95 градусам. Иными словами, рассчитывать на возможность серьёзного увеличения производительности Cezanne не стоит, и лучше для этой цели сразу прибегать либо к функции Precision Boost Override, либо к поядерному разгону.

#Интегрированная графика Vega

В процессорах семейства Cezanne основная масса изменений произошла на стороне вычислительных ядер. Однако сама AMD утверждает, что встроенное в новый APU графическое ядро стало получше, если сравнивать с процессорами Picasso (серии 3000G). Впрочем, о каких-то значительных шагах здесь речь всё-таки не идёт, по крайней мере именно этот вывод можно сделать из спецификаций Cezanne. Например, графика в процессорах Ryzen 5000G относится к классу Vega, то есть имеет архитектуру GCN, от которой в дискретных видеокартах компания отказалась ещё в 2019 году.

Отсутствие явного прогресса на этом направлении – весьма обидный факт. Кажется, современная графическая архитектура RDNA 2 могла бы существенно подтолкнуть мощность интегрированной графики вверх. Ведь в ней появилась ёмкая система кеширования Infinity Cache, которая повышает эффективность работы GPU с памятью, что могло бы позволить обойти одно из основных узких мест встроенных в процессор графических ускорителей. Но ничего подобного в Cezanne нет, поэтому остаётся только уповать на то, что AMD смогла добиться приемлемой производительности графики Vega, которая кочует в гибридных процессорах компании из поколения в поколения.

В технических материалах для прессы, которые AMD распространила вместе с процессорами Ryzen 5000G, про какие-то конкретные улучшения графической составляющей по сравнению с предложениями прошлого поколения не говорится ни слова. Поэтому логично предположить, что ядро Vega в представителях семейства Cezanne не отличается от того, которое применяется в процессорах Renoir (серии 4000G). Причём новые Ryzen 5000G не могут даже похвастать и улучшениями, сделанными по экстенсивному пути, – они не предлагают ни большего числа вычислительных блоков, ни увеличенных частот.

Это означает, что графика Ryzen 7 5700G с 8 вычислительными блоками (и, соответственно, 512 арифметическими устройствами FP32) аналогична графике Ryzen 7 Pro 4750G. При этом в гибридном процессоре Ryzen 5 3400G более раннего семейства Picasso было заложено 11 вычислительных блоков, но там они работали на значительно более низкой частоте. Современный 7-нм техпроцесс, по которому производятся как Cezanne, так и Renoir, позволил довести частоту интегрированного GPU до величин порядка 2,0 ГГц, в то время как в 12-нм процессорах Picasso графика работала не быстрее 1,4 ГГц.

Ядра/ потокиБазовая/макс. частота, ГГцGPUВычислительные блоки GPUЧастота GPU, ГГцTDP, Вт
Ryzen 7 5700G 8/16 (Zen 3) 3,8/4,6 Vega (CGN) 8 CU (512 ALU) До 2,0 65
Ryzen 5 5600G 6/12 (Zen 3) 3,9/4,4 Vega (CGN) 7 CU (448 ALU) До 1,9 65
Ryzen 7 Pro 4750G 8/16 (Zen 2) 3,6/4,4 Vega (CGN) 8 CU (512 ALU) До 2,1 65
Ryzen 5 Pro 4650G 6/12 (Zen 2) 3,7/4,2 Vega (CGN) 7 CU (448 ALU) До 1,9 65
Ryzen 5 3400G 4/8 (Zen+) 3,7/4,2 Vega (CGN) 11 CU (704 ALU) До 1,4 65
Ryzen 3 3200G 4/4 (Zen+) 3,6/4,0 Vega (CGN) 8 CU (512 ALU) До 1,25 65

Если говорить о шестиядерном процессоре Ryzen 5 5600G, то в нём у GPU отключён один из вычислительных блоков, таким образом, его ресурсы графического ядра ограничиваются 448 арифметическими устройствами FP32. Попутно немного снижена и частота GPU – она составляет 1,9 ГГц против 2,0 ГГц у старшего представителя в серии.

Перед тем как мы перейдём к игровым тестам, нужно сказать, что указанные для интегрированной графики Vega частоты – это жёстко зафиксированные величины. Хотя мы уже давно привыкли к динамической регулировке частот графических процессоров дискретных видеокарт, в Cezanne частота GPU не зависит ни от энергопотребления, ни от температуры, ни от нагрузки. Она снижается лишь при простое или при отображении рабочего стола ОС, но при любой 3D-активности устанавливается в постоянные 2,0 ГГц у Ryzen 7 5700G и в 1,9 ГГц у Ryzen 5 5600G.

Однако фиксированные частоты – не ограничение архитектуры. Нет никаких сомнений, что технически графика Vega обучена динамически менять частоту – вспомним, например, Radeon RX Vega 56/64. Скорее всего, графическое ядро внутри Cezanne может попросту работать на предельной целевой частоте, не страдая от высокого потребления или температур. Так, максимальное потребление встроенного GPU, замеченное в тестах, составило лишь 35 Вт.

Производительность встроенной графики

#Описание тестовых систем

Сегодняшнее тестирование включает в себя испытания Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G как при их использовании с интегрированными графическими ускорителями, так и при установке дискретной видеокарты. Поэтому набор оборудования, который был задействован при подготовке данного материала, существенно шире, чем это бывает обычно.

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 7 5800X (Vermeer, 8 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 5700G (Cezanne, 8 ядер + SMT, 3,8-4,6 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 5600X (Vermeer, 6 ядер + SMT, 3,7-4,6 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 5600G (Cezanne, 6 ядер + SMT, 3,9-4,4 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 Pro 4750G (Renoir, 8 ядер + SMT, 3,6-4,4 ГГц, 8 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 Pro 4650G (Renoir, 6 ядер + SMT, 3,7-4,2 ГГц, 8 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 3800XT (Matisse, 8 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3600 (Matisse, 6 ядер + SMT, 3,6-4,2 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3400G (Picasso, 4 ядра + SMT, 3.7-4.2 ГГц, 4 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-11700K (Rocket Lake, 8 ядер + HT, 3,6-5,0 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-10700K (Comet Lake, 8 ядер + HT, 3,8-5,1 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-11600K (Rocket Lake, 6 ядер + HT, 3,9-4,9 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-10600K (Comet Lake, 6 ядер + HT, 4,1-4,8 ГГц, 12 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix B550-E Gaming (Socket AM4, AMD B550);
    • ASUS ROG Strix Z590-A Gaming WiFi (LGA1200, Intel Z590).
  • Память: 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL).
  • Видеокарты:
    • ASUS GeForce GT 1030 LP (GP108, 1228-1506/6000 МГц, 2 Гбайт GDDR5 64-бит);
    • NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition (GA102, 1395-1695/19500 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 384-бит).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Pro (21H1) Build 19042.572 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Software 3.8.17.735;
  • AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 21.8.1.0;
  • Intel Chipset Driver 10.1.31.2;
  • Intel Graphics Driver 3.11.1.0;
  • NVIDIA Game Ready Driver 471.96.

#Производительность интегрированной графики

В первую очередь мы уделили внимание производительности встроенного в Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G графического ядра. В конце концов, именно оно выступает ключевой особенностью этих процессоров, и все надежды связаны с тем, что его графической производительности хватит для того, чтобы обеспечить приемлемую кадровую частоту в современных играх.

Тесты в этом случае проводились в разрешении 1080p с ослабленными настройками качества графики в семи играх:

  • Assassin’s Creed Valhalla. Разрешение 1920×1080, профиль настроек качества Low.
  • Fortnite. Разрешение 1920×1080, профиль настроек качества Medium.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920×1080, профиль настроек качества Favor Performance.
  • Red Dead Redemption 2. Разрешение 1920×1080, профиль настроек качества Favor Performance.
  • Shadow of the Tomb Rider. Разрешение 1920×1080, DirectX12, профиль настроек качества Low.
  • World War Z. Разрешение 1920×1080, Vulkan, профиль настроек качества Ultra.
  • World of Tanks. Разрешение 1920×1080, профиль настроек качества Medium.

В сравнении приняли участие процессоры AMD с интегрированной графикой трёх поколений: Picasso, Renoir и Cezanne, процессор Intel Core i7-11700K с графическим ядром UHD Graphics 750 на базе архитектуры Xe-LP с 32 исполнительными устройствами, а также видеокарта GeForce GT 1030 GDDR5, которая представляет собой дискретный видеоускоритель начального уровня. Тестирование последнего проходило в платформе с процессором Ryzen 7 5700G.

Полученные в практических испытаниях результаты приносят с собой хорошие новости. Встроенной в процессоры Cezanne графики хватает для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень FPS в современных играх в разрешении 1080p. Безусловно, во многих случаях придётся поступиться качеством картинки, но даже в тяжёлых играх получить среднюю частоту кадров около 30 FPS оказывается возможным как для Ryzen 7 5700G с графическим ядром Vega 8, так и для Ryzen 5 5600G с графикой Vega 7. Таким образом, игровые системы на гибридных процессорах AMD имеют право на жизнь. Их обладатели определённо не столкнутся с ситуацией, когда какая-то игра работает настолько плохо, что её прохождение не принесёт никакого удовольствия. Более того, многие менее требовательные проекты соревновательной направленности и вовсе работают на встроенной Vega очень прилично, позволяя даже перейти на средний уровень настроек качества в 1080p.

В то же время нельзя не отметить, что по сравнению с процессорами Renoir производительность графического ядра Cezanne почти не выросла. Ryzen 7 5700G опережает Ryzen 7 Pro 4750G всего на 5 %, что является наглядным свидетельством отсутствия какого-либо прогресса на графическом направлении в гибридных процессорах AMD.

Но зато современный вариант Vega 8, применяемый в Ryzen 7 5700G, явно превосходит Vega 11 из Ryzen 5 3400G. За два года, прошедших с момента появления десктопных Picasso, AMD удалось добиться усиления интегрированной графики на 15-20 %. И в итоге графические карты уровня GeForce GT 1030 стали абсолютно бессмысленны: гибридные процессоры AMD с лёгкостью их обходят, не говоря уже о том, что некоторые современные игры на GeForce GT 1030 банально не запускаются.

И ещё один важный факт – подавляющее преимущество встроенного GPU представителей серии Ryzen 5000G перед современными настольными процессорами Intel. Графическое ядро участвующего в тестах Core i7-11700K поколения Rocket Lake не является всеядным: приемлемую кадровую частоту оно способно обеспечивать лишь в нетребовательных игровых проектах. Формально говоря, это значит, что Ryzen 7 5700G по показателю FPS обходит Core i7-11700K как минимум в два с половиной раза. Впрочем, нужно понимать, что Intel не ставила перед собой цель соперничества с AMD по производительности интегрированной графики в настольном сегменте. Графические ядра в процессорах серии Rocket Lake сильно урезаны: число исполнительных устройств в них втрое меньше, чем у решений для мобильного сегмента. AMD же, напротив, использует одинаковые конфигурации встроенных GPU как в ноутбучных, так и в десктопных процессорах – именно этим и обусловлена принципиальная разница в быстродействии.

#Технология AMD FSR и процессоры Ryzen 5000G

Изначально технология FidelityFX Super Resolution была направлена на то, чтобы ослабить требования к мощности GPU для включения трассировки лучей путём снижения разрешения, в котором выполняется рендеринг. Однако реализация этой технологии такова, что она не требует для работы ничего особенного: в ней используется простое масштабирование картинки силами стандартных ALU графического процессора. Это даёт возможность включать FSR даже на процессорах с интегрированными GPU, которые, казалось бы, не обладают какими-то особыми вычислительными ресурсами.

Более того, именно на процессорах вроде Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G технология FSR обретает особый смысл. Здесь, конечно, ни о какой трассировке лучей речь уже не идёт, но зато с её помощью можно просто повысить частоту кадров там, где она кажется недостаточной. Падение качества изображения при этом не кажется столь существенным – более подробную информацию можно получить из специальной статьи на нашем сайте.

У технологии AMD FSR предусмотрено четыре профиля: Ultra Quality, Quality, Balanced и Performance. В них разрешение, в котором выполняется рендеринг, снижается в 1,3, 1,5, 1,7 и 2,0 раза соответственно относительно целевого. Затем полученное изображение «растягивается» до выбранного в настройках с применением специального алгоритма, улучшающего чёткость и контраст. И если в случае производительных графических карт такой алгоритм не всегда кажется уместным из-за того, что он так или иначе наносит ущерб детализации картинки, для систем на базе гибридных процессоров, от которых заведомо никто не ждёт многого, его вполне можно задействовать.

Чтобы оценить, насколько поднимается производительность встроенного графического ядра Vega за счёт включения технологии FSR, мы провели тесты в системе с процессором Ryzen 7 5700G. Полигоном для испытаний послужили две игры, которые имеют поддержку AMD FSR:

  • Resident Evil Village. Разрешение 1920×1080, профиль настроек качества Balanced.
  • Myst (2021). Разрешение 1920×1080, профиль настроек качества Epic.

Как видно по результатам, включение FSR повышает быстродействие интегрированной графики весьма серьёзно. В производительном режиме апскейлинга можно добиться роста кадровой частоты вплоть до двукратного. Но даже минимальный уровень Ultra Quality позволяет получить прибавку в числе FPS на треть.

Можно сказать, что технология AMD FSR расширяет возможности систем, построенных на гибридных процессорах AMD. При необходимости она действительно позволяет значительно поднять частоту кадров в играх. Однако мы не рекомендуем включать FSR во всех поддерживаемых играх без разбора. Картинка из-за этой технологии всё-таки портится, особенно в режимах Balanced и Performance, поэтому на эту технологию лучше полагаться лишь там, где иные средства повышения FPS не дают желаемого результата и без неё игра неиграбельна.

#Разгон интегрированной графики и влияние частоты памяти

Формально процессоры Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G обладают поддержкой DDR4-3200, но, как и другие современные Ryzen, в реальности они способны работать с куда более быстрой памятью. При этом хорошо известно, что производительность встроенных в процессоры графических ядер сильно зависит от пропускной способности используемой в системе памяти – это очевидное узкое место подобных конфигураций. Именно отсюда вытекает негласная рекомендация использовать в системах с интегрированной графикой как можно более быстрые модули DDR4 SDRAM. Но как масштабируется производительность Vega из процессоров Cezanne с ростом скорости памяти?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели игровые тесты Ryzen 7 5700G с памятью, работающей в режимах DDR4-2666, DDR4-3200, DDR4-3600 и DDR4-4000. Во всех четырёх случаях контроллер памяти и шина Infinity Fabric тактовались синхронно с памятью. Причём, как показала практика, частота 2000 МГц для шины Infinity Fabric в процессорах Cezanne вполне достижима и не вызывает множественных ошибок WHEA (Windows Hardware Error Architecture), как это происходит с процессорами Vermeer.

Диаграммы вряд ли нуждаются в подробных комментариях. Высокоскоростная память – необходимое условие для того, чтобы встроенное в процессоры Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G графическое ядро раскрывало свои возможности. Разница в производительности аналогичной конфигурации с DDR4-2666 и DDR4-3600 достигает порядка 20 %. И это значит, что использовать флагманские Cezanne с медленной памятью нет никакого смысла – производительность попросту съедет до уровня более дешёвых процессоров с более слабыми графическими ядрами. Модули DDR4-3200 – вот тот необходимый минимум, который мы советуем брать в системы на базе Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G, но лучше ориентироваться на более быструю DDR4-3600. Также стоит помнить и о том, что более высокую производительность позволят получить двухранговые модули.

Другой способ нарастить быстродействие интегрированного графического ядра Vega – увеличить его частоту. Процессоры Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G позволяют легко изменять частоту графики, и, более того, её потенциал разгона довольно существенен. Заводская частота встроенного GPU в рассматриваемых процессорах установлена в 1,9 или 2,0 ГГц. Но на деле её можно беспрепятственно поднять до 2,4 ГГц, то есть на 20 с лишним процентов. Такой режим абсолютно работоспособен, никаких артефактов изображения не появляется – они начинают возникать только при дальнейших попытках увеличения частоты. В частности, из-за этого мы отказались от разгона GPU до 2,5 ГГц – при такой частоте на экране в 3D-играх временами вываливается мусор.

Впрочем, о высокой эффективности разгона говорить не приходится. Повышение частоты графического ядра на 20 % приводит к росту FPS в играх в пределах 6-8 %. Иными словами, главный рычаг увеличения производительности встроенной графики – это память. Однако никто не мешает использовать оба инструмента одновременно – на диаграммах, представленных ниже, видно, что разгон GPU на 400 МГц с одновременным увеличением частоты памяти на 400 МГц позволяет получить уже 12-процентный прирост в показателях FPS.

По всей видимости, именно из-за ограничений, которые накладывает на производительность встроенного GPU пропускная способность шины памяти, AMD не стремится задирать частоту графического ускорителя в Cezanne. По той же причине на данном этапе почти бессмысленно наращивать в графике и количество вычислительных блоков.

Производительность с дискретной графикой

#Процессорная производительность

Тесты процессорной производительности процессоров Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G проводились с установленным в систему дискретным видеоускорителем GeForce RTX 3090. Главных героев мы сравнивали с восьмиядерными и шестиядерными Vermeer (то есть с привычными всем Ryzen 5000), Matisse (Ryzen 3000), Comet Lake (Intel Core 10-го поколения) и Rocket Lake (Intel Core 11-го поколения).

Список используемых тестов и приложений:

  • 7-zip 21.02 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 10.2 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 26-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T4.
  • Adobe Premiere Pro 2021 15.2.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.91.2 – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
  • Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.33) – измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта – профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
  • Stockfish 12 – тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • Topaz Video Enhance AI v1.7.1 – тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis LQ v7.
  • V-Ray 5.00 – тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
  • x265 3.5+8 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.

Как мы уже выяснили до этого, процессоры Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G уступают Ryzen 7 5800X и Ryzen 5 5600X как по тактовой частоте, так и по объёму кеш-памяти третьего уровня. Поэтому в ресурсоёмких приложениях они выступают ощутимо слабее. Усреднённое превосходство восьмиядерного Vermeer над аналогичным по числу ядер Cezanne составляет 18 %, а шестиядерного Vermeer над шестиядерным Cezanne – 10 %. Такой отрыв приводит к тому, что новые гибридные процессоры AMD, несмотря на использование ядер Zen 3, проигрывают в быстродействии представителям семейства Rocket Lake, хотя остаются мощнее процессоров Comet Lake.

Таким образом, хотя стандартные Ryzen 5000 стали естественным выбором для систем, используемых при создании и обработке цифрового контента, применять эту же логику к процессорам со встроенной графикой явно не следует. Для рабочих систем без дискретных видеокарт выгоднее брать Rocket Lake: тесты показывают, что Core i7-11700K и Core i5-11600K обеспечивают лучшие результаты по сравнению с Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G.

Но зато Cezanne демонстрируют существенно более высокую производительность на фоне предшествующего поколения гибридных процессоров. В ресурсоёмких приложениях Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G быстрее Ryzen 7 Pro 4750G и Ryzen 5 Pro 4650G на 25-30 %, что автоматически переводит настольные Renoir в категорию безнадёжно устаревших предложений.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

#Игровая производительность с дискретной графикой

Игровая производительность Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G в системах с дискретными видеокартами имеет очень большое значение. Во-первых, от неё зависит то, насколько интересным может стать сценарий построения игровой системы на базе гибридного процессора с перспективой её последующей модернизации путём добавления производительной видеокарты. Во-вторых, AMD призывает воспринимать Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G в качестве более доступных вариантов десктопных воплощений Zen 3, и при таком позиционировании эти процессоры способны попадать в обычные игровые сборки, где дискретная видеокарта предусматривается сразу.

Для проверки того, насколько Cezanne справляются с поставленными перед ними задачами, мы воспользовались следующим набором игр:

  • Assassin’s Creed Odyssey. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra High. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra High.
  • Borderlands 3. Разрешение 1920 × 1080: Graphics API = DirectX 12, Overall Quality = Badass. Разрешение 3840 × 2160: Graphics API = DirectX 12, Overall Quality = Badass.
  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra. Разрешение 3840 × 2160: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra.
  • Far Cry New Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = Off, Motion Blur = On.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality. Разрешение 3840 × 2160: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Ultimate Quality.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = Off.
  • A Total War Saga: Troy. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.

Особенными достижениями с точки зрения игровой производительности процессоры Cezanne не отличились. Оказывается, успех классической серии Ryzen 5000 в играх во многом обусловлен вместительным и единым на все ядра L3-кешем, который AMD явно неспроста нарекла Game Cache. А в случае, когда этот кеш урезан по ёмкости, как это сделано в Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G, игровая производительность заметно снижается. Если говорить о ситуации в среднем, то кадровая частота, обеспечиваемая Ryzen 7 5700G в разрешении Full HD, на 15 % ниже, чем при использовании полноценного восьмиядерника Ryzen 7 5800X. Аналогичный 15-процентный разрыв в среднем FPS наблюдается и между результатами шестиядерников Ryzen 5 5600G и Ryzen 5 5600X.

И это – довольно большой отрыв, который в конечном итоге уравнивает в игровой производительности процессоры Cezanne на базе Zen 3 и процессоры Matisse с архитектурой Zen 2. Другими словами, при выборе основы для игровой системы с дискретной видеокартой ориентироваться на Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G нет особого смысла. Примерно такую же производительность способны выдать процессоры вроде Ryzen 7 3700X и Ryzen 5 3600, которые стоят заметно дешевле.

Более того, превзойдёт представителей серии Cezanne в играх любой из процессоров Intel Core 10-го или 11-го поколения с аналогичным количеством ядер. И следовательно, Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G очень далеки от того, чтобы быть оптимальными вариантами для игровых компьютеров среднего и более высокого уровня. Интегрированная графика в Cezanne хороша, но при работе с дискретными видеокартами они выступают слабее почти что любых современных альтернатив.

Вот как выглядит ситуация в разрешении Full HD.

Повышение разрешения, естественно, сглаживает разрыв в игровой производительности между процессорами. Но даже в 4K общая тенденция снова прослеживается: Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G тяготеют к нижней части диаграмм. Хуже Cezanne выступают лишь гибридные процессоры предыдущего поколения, Renoir. Но они не только основаны на микроархитектуре Zen 2, но и имеют ещё меньший по объёму L3-кеш – всего 8 Мбайт.

#Выводы

Из-за дефицита чипов AMD лишена возможности заказывать на TSMC выпуск необходимого количества 7-нм полупроводниковых кристаллов, и это продолжает влиять на её политику. Первым отражением этого фактора стала переориентация компании на производство более дорогих продуктов, но теперь она сделала ещё один необычный для себя шаг. AMD решила совместить модельные ряды десктопных CPU и APU и преподнести процессоры Cezanne, изначально спроектированные для мобильных применений, как продолжение серии Vermeer – десктопных процессоров Ryzen, построенных на ядрах Zen 3.

Технически такое решение выглядит довольно логично: в основе Cezanne лежит та же микроархитектура, а число ядер в этих процессорах соответствует количеству ядер в типичных десктопных процессорах. Поэтому Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G, которые должны стоить чуть дешевле Ryzen 7 5800X и Ryzen 5 5600X, формально и правда могут взять на себя функции более доступных восьмиядерников и шестиядерников в серии Ryzen 5000. По крайней мере, такого разрыва, который существовал раньше в характеристиках настольных CPU и APU, больше быть не должно.

Однако тесты показывают, что полностью универсального решения из Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G всё-таки не получилось. Использование в них мобильной начинки означает более низкие тактовые частоты и, что ещё хуже, сокращённую по объёму кеш-память третьего уровня. Это сильно повлияло на производительность: представители семейства Cezanne получились на 15-20 % более медленными по сравнению с обычными процессорами серии Ryzen 5000 с тем же числом ядер. В результате в вычислительных ресурсоёмких задачах представители нового поколения APU проигрывают не только Ryzen 5000 без графики, но и конкурирующим Rocket Lake. А при игровой нагрузке в системах с дискретной видеокартой всё получается ещё хуже – любой из современных CPU как минимум не уступает представителю серии Cezanne с таким же количеством ядер.

Выходит, что Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G, как и их предшественники, – всё же больше APU, нежели обычные процессоры для настольных систем. Приобретать их для использования с дискретной графической картой может иметь смысл только в том случае, если переезд на такую конфигурацию планируется лишь в перспективе, а первое время система будет полагаться на встроенное графическое ядро, которое без какого-либо преувеличения предлагает наилучшую производительность среди всех доступных в настоящее время GPU, встраиваемых в настольные процессоры.

Если говорить исключительно о гейминге, графика Vega, которой располагают Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G, действительно производит очень хорошее впечатление. Её мощности достаточно для того, чтобы самые современные игры шли в разрешении Full HD с низкими настройками качества с приемлемой частотой кадров. А в нетребовательных киберспортивных дисциплинах она может потянуть даже средние или высокие настройки. Следовательно, Cezanne могут стать неплохим выходом из ситуации для тех геймеров, которые не готовы покупать графические карты по текущим ценам. К тому же эти процессоры способны полностью заменить дискретные видеокарты начального уровня, так как превосходят их по производительности, и конфигурация на базе какого-то из рассмотренных APU нового поколения выглядит явно привлекательнее комбинации из обычного CPU и графики уровня GeForce GT 1030.

Но здесь нужно сделать важную оговорку: интегрированная графика в Cezanne основана на старой архитектуре, которая давно никак не развивается. Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G предлагают ровно такое же графическое ядро, что и их предшественники, и тот небольшой прирост в игровой производительности встроенного GPU, который произошёл по сравнению с Renoir, обеспечивается увеличением мощности процессорных ядер. Но проблема кроется не в отсутствии прироста быстродействия, а в том, что интегрированная графика компании AMD давно остановилась и в добавлении важных функций. Например, встроенное в процессорах Cezanne ядро Vega – уникальный по современным меркам графический ускоритель, который не обладает поддержкой аппаратного декодирования AV1. В свете повсеместного перехода на данный кодек потоковых сервисов, в будущем это может стать для владельцев Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G заметной головной болью, если, конечно, они со временем не перейдут на дискретную графику.

В конечном итоге настольные процессоры семейства Cezanne выглядят не такими универсальными и не такими всеобъемлющими решениями, какими они казались вначале, особенно с учётом того, что реальные цены тоже оказались выше обещанных AMD. Но правда состоит в том, что в случае, когда нужно собрать систему, на которой можно временно обойтись без графической карты, ничего лучше, чем Ryzen 7 5700G и Ryzen 5 5600G, не существует. И более того, сборка на их основе будет иметь неплохой задел «на вырост»: в неё можно будет впоследствии добавить видеокарту и получить компьютер пусть с не блестящей, но всё же со вполне приемлемой игровой производительностью.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/1048362