Жанр | Платформер |
Издатель | Annapurna Interactive |
Издатель в России | Нет |
Разработчик | Beethoven and Dinosaur |
Минимальные требования | Windows 7, процессор Intel Core i3-540 3,0 ГГц или AMD FX-4350 4,2 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта NVIDIA GeForce GTX 650 c 1 Гбайт видеопамяти или AMD Radeon HD 7870 с 2 Гбайт видеопамяти, 7 Гбайт на накопителе |
Рекомендуемые требования | Windows 10, процессор Intel Core i5-6600 3,3 ГГц или AMD FX-8350 4,0 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта NVIDIA GeForce GTX 1070 с 8 Гбайт видеопамяти или AMD Radeon RX 580 с 4 Гбайт видеопамяти |
Дата выхода | 9 сентября 2021 года |
Локализация | Текст |
Возрастной ценз | От 10 лет |
Платформы | PC, Xbox One, Xbox Series X, Series S |
Официальный сайт |
Играли на PC
Фрэнсис Вендетти живёт в городе Калипсо, штат Колорадо — в вечной тени горных вершин, укрытых ледниками, и в ещё более глубокой тени своего дяди Джонсона Вендетти, выпустившего 20 лет назад великий фолк-альбом и вскоре почившего. Вся надежда на возрождение его славы — на хлипком юноше, который освоил гитару и тянет своим не так давно сломавшимся голосом баллады про тяжёлую жизнь шахтёров и ладные сосны в родимых краях. Только вот что Фрэнсис знает про шахтёров, если вырос в самом большом особняке, принадлежавшем самому знаменитому уроженцу Калипсо? Да и про сосны тоже не особо… Это никого не волнует, равно как и тяга Фрэнсиса к звёздам — как в переносном, так и в прямом смысле. Нет уж, юбилей на носу — будь добр, возьми гитарку, сядь на сцене и исполни классические дядины хиты. Все ждут. Полон город гостей. Уже завтра. Выспись только хорошенько, ожидания обманывать негоже.
Выспаться Фрэнсису было не суждено: посреди ночи его разбудит инопланетный гость, представляющий собой что-то вроде заключённого в левитирующую колбу мозга (разом и головного, и спинного), который скажет голосом Джейсона Шварцмана: хорош, мол, парняга, лабать свой фолк, пора двигать на межгалактический фест, где главная звезда в наблюдаемой части Вселенной, вечно живой Джими Хендрикс Лайтмен, нуждается в нормальном разогреве. Ничего не остаётся, кроме как согласиться — и прямо в пижаме из своей спальни, набитой научной фантастикой, плакатами с роботами и супергероями и моделями планетарных систем, Фрэнсис отправляется в своей психоделический путь.
Само собой, это будет путь к себе — пришла пора выходить из тени великого дяди и жить свою жизнь, играть свою музыку, не оправдывать ожидания, а превосходить их. Суть The Artful Escape — не в конечной точке, а в самом пути. Какие-то игры берут своё увлекательным/уникальным/зубодробительным игровым процессом, другие — интересной/трогательной/личной историей, здесь же надо просто отдаться во власть потока: это в первую очередь удивительный звуковой и визуальный опыт.
Что логично: основатель студии Beethoven and Dinosaur, креативный директор, композитор The Artful Escape и частично художник Джонни Гальватрон — всё-таки по первой «профессии» музыкант, играющий в группе The Galvatrons глэм-рок. Кто после этого удивится, что нам в роли Фрэнсиса предстоит на протяжении всех 4–5 часов, что длится The Artful Escape, выпиливать соляки на воображаемой гитаре и давать стадионные концерты для многомиллиардной межзвёздной аудитории? От осинки не родятся апельсинки? Опровергнуто вымышленной историей Джонсона и Фрэнсиса Вендетти, подтверждено реальной историей Джонни Гальватрона и его творения.
Как утверждает сам автор, в The Artful Escape он пытался показать психоделический опыт превращения подающего надежды фолк-исполнителя Дэвида Боуи в Зигги Стардаста — и, по всей вероятности, сделал это очень точно, за вычетом, пожалуй, тени великого дяди. Как минимум, заполнил белое пятно, которое было между первыми альбомами Боуи и его феерическим путешествием с Марса в образе Зигги. Все знают, как Дэвид вернулся с Марса, но никто не знает, как он туда попал. Что же, творение Джонни Гальватрона рассказывает об этом.
⇡#Космическая экстраординарность
The Artful Escape по своей игровой форме представляет собой платформер, а если точнее, то сайдскроллер. У нас в арсенале есть бег, прыжок, двойной прыжок, возможность зависнуть в воздухе, сыграв на воображаемой гитаре, — и нет возможности умереть; ни малейших сложностей прыжковая часть не создаёт и даже не пытается создавать, мы просто двигаемся слева направо, перепрыгивая несложные препятствия. Все, что может дать динамичная часть игры — чувство потока. И она наливает его по полной программе — лететь по невероятным фантазийным мирам, расцвечивая ландшафт своими гитарным соло (в прямом смысле — окружение реагирует на музыку, которую мы играем, такой APE OUT наоборот) и накладывая их на непрерывно звучащий аккомпанемент невероятно кайфово. По магистральному игровому процессу ближайший аналог The Artful Escape — не Rayman или Ori, а скорее Journey.
Но, в отличие от Journey, тут есть не только поток, но и интерлюдии, наполненные диалогами — в которых мы не столько узнаем что-то об окружающем мире, сколько сочиняем себя. В основном отвечая на вопросы — тут будет и самое настоящее вечернее шоу с кем-то вроде Ктулху в роли Джимми Киммела, и возможность придумать себе сценический псевдоним и подобрать образ, не скованный половыми ограничениями (что тут сказать, андрогинность — обязательная часть глэма). Что там творится вокруг — немыслимо, но даже и помышлять не надо. Банан велик, а кожура ещё больше.
Время от времени всё-таки придётся чуть напрячься — Фрэнсиса ждут самые настоящие боссфайты… хм, нет, скорее боссджемы. Да, придётся отвлечься от кайфового скольжения и выяснения важных вопросиков вроде того, с какой планеты прилетел наш герой и чем он отличился в своей прошлой жизни, — и сыграть во что-то типа Guitar Hero, исполняя музыку совместно с встреченными на пути причудливыми представителями галактического шоубиза: от промоутеров средней руки до феерических сущностей, питающихся любовью публики. Впрочем, и эта часть The Artful Escape не бросает вызова — даже (даже!) басовые линии в Night it the Woods были сложнее. Влюбить в себя публику Фрэнсису не составляет труда, он — прирождённая суперзвезда, которой просто надо поверить в себя.
А как не поверить, когда тебе салютуют живые грибы, от твоих соло колоссальные блохи а-ля силт-страйдеры из Morrowind воспаряют в небо, а на своей спине тебя катает межзвёздная черепаха. Вся Вселенная качается в такт, и даже в давно покинутом городе среди пустыни тебя ждёт Жёлтая Подводная Лодка (ладно, не жёлтая и не подводная, но всё равно это она). Да, я пытаюсь сказать, что The Artful Escape феерически красива — причём фантазия авторов с её очевидными источниками вдохновения, Спилбергом, восьмидесятническим ретро, где-то Уэсом Андерсоном (зря что ли на озвучку Шварцмана позвали?) удивительным образом обходится без прямых заимствований и бесконечных отсылок, которыми всегда грешат игры с ретро-атмосферой. Полёт фантазии впечатляет не на шутку.
Само собой, Annapurna Interactive не была бы собой, если бы не протащила в очередной проект под своим патронажем кинозвёзд на озвучку. На этот раз не Уиллема Дефо и Джеймса Макэвоя на главные роли, как в Twelve Minutes, но на вторых ролях тут Лена Хиди, уже упомянутый дважды Джейсон Шварцман, Марк Стронг и Карл Уэзерс. С озвучкой всё снова прекрасно. Жаль, не с переводом — он откровенно кривоват и грешит как неточностями, так и стилистическими ошибками. Благо язык можно выбирать.
***
Когда я сыграл в двадцатиминутную демку The Artful Escape на E3 в 2017-м, то словил такой кайф, что, встав из-за компьютера, сделал несколько па и радостно обнял ошивавшегося рядом автора игры, Джонни Гальватрона. Удалось ли ему вместе с соратниками по Beethoven and Dinosaur растянуть эти ощущения на полноценную игру в несколько часов длиной? Ответ: конечно, нет. Удержать столь высокое напряжение, да ещё и в рамках сколько-нибудь внятной истории, было определённо невозможно. Игра разгоняется небыстро, местами провисает, местами кажется скучноватой и уж слишком простой (press X to rock!), но она всё же не упускает главное — удивляет и держит улыбку на вашем лице на всем своём протяжении. Неподражаемый Тилль (в прошлой жизни Фрэнсис Вендетти) откладывает свою гитару в сторону — где ты, Джонни, я бы тебя обнял снова.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | Технологически простенько, но чертовски эффектно — пейзажи завораживают, краски буйствуют, фантазия бурлит. Анимации, к слову, тоже ничего. |
Звук | Вся игра состоит из непрерывной музыки, большую часть которой вы играете сами — какой тут может быть вердикт? Отрицательный, если вы не любите крутой рок. Ещё и кинозвезды на озвучке. Все тип-топ, в общем. |
Одиночная игра |
Бежим слева-направо, зажав кнопку «играть на светящейся гитаре», изредка перепрыгиваем препятствия, даём интервью (ну, иногда что-то спрашиваем, ладно) и играем в самую простую вариацию Guitar Hero в истории. Но всё это — в замечательном ритме и прекрасном потоке. |
Коллективная игра | Не предусмотрена. |
Общее впечатление | Наполненное необычными и оригинальными образами приключение, которое не удивит какими-то сюжетными поворотами и не впечатлит интересным игровым процессом, но затянет прекрасным ритмом, великолепным визуальным исполнением и классным звуковым оформлением. Отложив геймпад, хочется врубить Van Halen, схватить воздушную гитару и рвануть к звёздам. |
Оценка: 8,5/10
Видео: