Оригинал материала: https://3dnews.kz/1062686

Обзор беззеркальной фотокамеры Sony a7 IV: прыжок на другой уровень

Основные характеристики. Дизайн и управление. Интерфейс

C Sony a7, которая вышла одновременно с Sony a7R, предлагавшей большее базовое разрешение сенсора, собственно, и началась история беззеркальных полнокадровых камер — не только в исполнении Sony, но и вообще. Достаточно крупные для «беззеркалок» того времени (но очень компактные для полнокадровых моделей), с еле ворочающимся автофокусом и небольшим набором оригинальной оптики, они, тем не менее, не просто выжили на рынке, а продвинули компанию в лидеры по продажам фототехники. И теперь мы говорим уже о четвертом поколении Sony a7 – через восемь лет после появления первого.

Четвертая a7 — это не просто эволюционное изменение очень успешной Sony a7 III. Это радикально новый аппарат, просто взявший за основу концепцию универсальной «беззеркалки», которая одинаково подходит и для фото, и для видео. Но с текущим ценообразованием на массовость эта камера уже не претендует. Причем речь не только о цене в России: Sony сознательно подняла ценовую планку, приблизившись к прямым конкурентам — Canon EOS R6 и Nikon Z6 II.

#Основные характеристики

Sony a7 IV получила полностью новый (конечно же, полнокадровый) сенсор разрешением 33 мегапикселя с обратной подсветкой — в то время, как и предшественница, и Canon EOS R6, и Nikon Z6 II предлагают сенсоры разрешением не выше 24 мегапикселей.

При этом скорость серийной съемки не упала — как и Sony a7 III, новинка умеет делать серии со скоростью 10 кадров в секунду с покадровым автофокусом, но со сжатым 12-битным RAW.

Также обновлена и система автофокуса, приближенная к той, что мы видели в Sony a7R IV, но с новыми фишками, которые ранее достигались только на Sony Alpha 1 – вроде распознавания глаз не только людей и млекопитающих, но и птиц.

Экран прибавил в разрешении и получил новый шарнир, позволяющий поворачивать его свободно вплоть до ориентации во фронтальную плоскость, а не только отклоняться по вертикали. Также расширены возможности сенсорного управления (да и в целом управления — изменены как корпус, так и интерфейс). Видоискатель также получил повышенное разрешение (было 2,36 млн точек, стало 3,69 млн точек).

Само собой, улучшены возможности записи видео — камера умеет писать ролики в разрешении до 4К с частотой до 60 кадров в секунду (при записи с полуторным кропом). Обновлен список поддерживаемых HDR/Log-профилей.

Даже поддержка карт памяти изменилась — вместо двух SD-карт можно использовать одну CFExpress и одну SD. Впрочем, один из слотов универсальный — можно установить и две SD по старинке.

На самом деле это далеко не полный список изменений. Как видите, Sony a7 IV — это в полной мере камера другого поколения. Пора поговорить обо всем этом подробнее.

Sony a7 IV Sony a7 III Sony α7R IV Nikon Z6 II Canon EOS R6
Сенсор изображения 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр)
Эффективное разрешение сенсора 33 мегапикселя 24 мегапикселя 61 мегапиксель 24,5 мегапикселя 20,1 мегапикселя
Стабилизатор изображения 5-осевой 5-осевой 5-осевой 5-осевой 5-осевой, синхронизация со стабилизатором в объективе
Байонет Sony E Sony E Sony E Z Nikon Canon RF
Формат фото JPEG (EXIF 2.32, DCF 2.0), RAW (ARW) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, C-Raw, HEIF
Формат видео XAVC S (XAVC HS, XAVC S-I), MP4 XAVC S, AVCHD 2.0, MP4 XAVC S, AVCHD 2.0, MP4 MP4 MP4
Размер кадра До 7008 × 4672 пикселя До 6000 × 4000 пикселей До 9504 × 6336 пикселей До 6048 × 4024 пикселей До 5472 × 3648 пикселей
Разрешение видео До 3840 × 2160, 60p До 3840 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 60p
Чувствительность ISO 100–51200 с возможностью расширения до 50, 102400 и 204800 ISO 100–51200 с возможностью расширения до 50, 102400 и 204800 ISO 100–32000 с возможностью расширения до 50, 51200 и 102400 ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 50–204 800 ISO 100–102 400 с возможностью расширения до ISO 50 и 204 800
Затвор Механический затвор: 1/8000–30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/8000–30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/8000–30 с;
длительная (Bulb)
Механический затвор: 1/8000–30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/8000–30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Скорость серийной съемки До 10 кадров в секунду с механическим затвором До 10 кадров в секунду с механическим затвором До 10 кадров в секунду До 14 кадров в секунду с механическим затвором До 12 кадров в секунду с механическим затвором, до 20 кадров в секунду с электронным затвором
Автофокус Гибридный, 759 точек фазового АФ + 425 точек контрастного АФ Гибридный (контрастный + фазовый), 693 точки Гибридный, 567 точек фазового АФ + 425 точек контрастного АФ Гибридный (контрастный + фазовый), 273 точки Dual Pixel CMOS AF с покрытием до 100% датчика по горизонтали и до 100% по вертикали; 1053 доступных области фокусировки
Экспозамер, режимы работы Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам TTL-замер в 384 зонах: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный
Экспокоррекция ± 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV ± 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV ± 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV ± 5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV ± 3,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени
Встроенная вспышка Нет, X-синхронизация
1/250 с
Нет, X-синхронизация
1/250 с
Нет, X-синхронизация
1/250 с
Нет, X-синхронизация
1/200 с
Нет, X-синхронизация 1/200 с
Автоспуск 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с 2/10 с
Карта памяти Два слота: один для CFExpress Type A или SD/SDHC/SDXC типа UHS II, второй для SD/SDHC/SDXC типа UHS II Два слота, один совместим с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II, второй — только для SD Два слота, совместимых с картами SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II Два слота: один для XQD/CFExpress, второй для SD/SDHC/SDXC типа UHS II Два слота для SD/SDHC/SDXC типа UHS II
Дисплей Сенсорный поворотный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,04 млн точек Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 0,92 млн точек Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,4 млн точек Cенсорный наклонный, ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн точек Сенсорный поворотный, ЖК, 3 дюйма, 1,62 млн точек
Видоискатель Электронный (OLED, 3,69 млн точек) Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Электронный (OLED, 5,7 млн точек) Электронный (OLED, 3,69 млн точек) Электронный (OLED, 3,69 млн точек)
Интерфейсы USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, HDMI USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D, разъем для синхронизатора microHDMI, USB 3.2 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ microHDMI, USB 3.2 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ
Беспроводные модули Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, NFC, Bluetooth Wi-Fi, NFC, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth
Питание Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 16,42 Вт·ч (2280 мА·ч, 7 В) Литий-ионный аккумулятор LP-E6NH емкостью 15,34 Вт·ч (2130 мА·ч, 7,2 В)
Габариты 131 × 96 × 80 мм 126,9 × 95,6 × 73,7 мм 128,9 × 96,4 × 77,5 мм 134 × 101 × 70 мм 138 × 98 × 88 мм
Масса 659 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 650 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 665 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 705 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 680 граммов (вкл. батарею и карту памяти)
Актуальная цена 329 990 рублей за версию без объектива (body), 359 990 рублей за версию с объективом (kit) 249 990 рублей за версию без объектива (body), 319 990 рублей за версию с объективом (kit) 329 999 рублей за версию без объектива (body) 324 999 рублей за версию без объектива (body) с адаптером FTZ 341 999 рублей за версию без объектива (body), 374 990 рублей за версию с объективом (kit)

#Дизайн и управление

Как правило, производители фотокамер избегают резких движений при обновлении от поколения к поколению. Отчасти из-за того, что придумать что-либо особенное, создавая камеру со сменной оптикой, сложно, отчасти — чтобы поддержать сценарии управления, привычные для пользователей, которым не хочется переучиваться при смене техники.

Тем не менее Sony a7 IV отличается от Sony a7 III внешне если не радикально (общие обводы очень близки, да и характерный стиль Sony узнается сразу), то как минимум весьма заметно. Камера стала чуть крупнее и на 9 граммов тяжелее (теперь — 659 граммов с учетом батареи), но общий баланс сохранен: это все еще относительно небольшой и нетяжелый аппарат. Цели сделать по-настоящему компактную камеру, как в случае с a7C, к примеру, разработчики не ставили, но при сравнении с классическими полнокадровыми зеркалками с их массой под килограмм a7 IV определенно выигрывает.

И все-таки камера стала заметно толще, что легко можно объяснить иной конструкцией шарнира экрана — теперь он находится сбоку и позволяет разворачивать дисплей в любой плоскости, а также закрывать его, что помогает не поцарапать поверхность дисплея при переноске камеры.

Разберемся в функциональных элементах. На фронтальной панели находятся байонет, кнопка высвобождения объектива, селекторный диск, вписанный в торец ручки для хвата, и лампа подсветки автофокуса.

На правой грани расположен отсек для карт памяти, который открывается с помощью небольшого рычага. Верхний слот предназначен для карточек CFExpress Type A и SD, нижний – только для SD (оба слота поддерживают карточки стандарта UHS-II). Контактная площадка NFC исчезла — этот беспроводной модуль не получил распространения за пределами смартфонов, где он используется для бесконтактной оплаты гаджетом, и постепенно уходит из других устройств.

На левой грани сосредоточены все интерфейсы, разделенные на четыре группы, каждая из которых прикрыта собственной пластиковой крышкой. Под ними мы находим полноразмерный (да-да!) HDMI, 3,5-мм разъемы для микрофона и наушников и порты USB Type-C с microUSB. Для зарядки камеры используется USB Type-C, этот же порт можно использовать для проводного подключения к Интернету (при помощи адаптера USB-Ethernet).

На верхней панели расположены динамик, стереомикрофон, универсальный интерфейс типа «горячий башмак» и группа органов управления, сконцентрированных в правой части: классический селектор режимов работы без механизма блокировки, переключатель режимов работы (фото, видео, замедленное/ускоренное видео) в его основании и уже с кнопкой блокировки, колесо ввода экспокоррекции с кнопкой блокировки, второй селекторный диск, кнопка спуска с выключателем питания, программируемая клавиша и кнопка пуска видеозаписи, обозначенная красным кольцом.

На тыльной панели: поворотный ЖК-дисплей, над ним – окуляр электронного видоискателя с колесом диоптрийной коррекции и датчиком приближения. Здесь же расположены все прочие органы управления: две программируемые клавиши, кнопка вызова основного меню, принудительная активация автофокуса/увеличение масштаба при просмотре, блокировка экспозиции/уменьшение масштаба при просмотре. Чуть ниже находятся джойстик, навигационное кольцо с четырьмя «лучами», реагирующими на нажатие, и центральной подтверждающей кнопкой, функциональная клавиша (по умолчанию она вызывает быстрое меню) и клавиши просмотра и удаления снимков. Последняя также программируется.

Снизу находится только отсек для батареи и штативное гнездо. Они расположены на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы у фотографа был доступ к батарее даже при съемке со штативом.

Камеры Sony не входят в число наших (да и не только наших) фаворитов в плане управления, но компания определенно делает выводы и постоянно работает над тем, чтобы упростить взаимодействие со своей техникой. Прогресс по отношению к Sony a7 III серьезный — органы управления распределены по корпусу логичнее, джойстик получил полностью рифленое покрытие, а не просто выступы по краям, с которых соскальзывал палец, переключатель питания увеличен, задний селекторный диск стал больше и не прячется в корпусе, а кнопки получили более длинный ход. Даже покрытие выступа для хвата правой рукой изменилось — оно теперь еще меньше напоминает кожу, но стало более цепким. Да, хват все еще кажется «тесноватым», крупная рука будет упираться в объектив, но общее движение в нужном направлении очевидно — камера стала намного удобнее.

#Дисплей и видоискатель

Sony a7 IV получил поворотный сенсорный ЖК-дисплей диагональю 3 дюйма и разрешением 1 040 000 пикселей. Разрешение невысокое, если сравнивать с аналогичными параметрами конкурентов, но общее сочетание свободного шарнира, расширенных возможностей сенсорного управления и все-таки повышения разрешения относительно экрана Sony a7 III позволяет говорить о серьезном прогрессе и в этом отношении. Экран при этом весьма яркий — по нему можно наводиться даже в солнечную погоду, не обязательно льнуть глазом к видоискателю.

Видоискатель тоже, конечно, получил апгрейд: OLED-панель разрешением 3,69 миллиона точек с коэффициентом приближения 0,78x. Далеко не рекордный по размерам и яркости, но все же весьма конкурентоспособный и адекватный классу камеры видоискатель — частота обновления нормальная, не мерцает, не стробит.

#Интерфейс

В Sony a7 IV перенесен тот же интерфейс, что мы видели на Sony Alpha 1 — и даже на некоторых смартфонах в приложениях камеры (например, в Sony Xperia PRO-I). И это отличные новости — интерфейс прошлого поколения a7 устарел морально и был не слишком удобным в обращении. Меню нового типа и устроено удобнее, и выглядит намного приятнее. Разделы здесь выделены цветом, все хорошо структурировано и интуитивно понятно. При этом, конечно, меню очень обширное благодаря большому количеству функций – но вряд ли Sony a7 IV попадет в руки пользователю, который в них запутается, тем более что теперь переход между разделами устроен намного проще. Меню полностью русифицировано, доступно сенсорное управление, в том числе и внутри главного меню, чем не могла похвастаться Sony a7 III. Разумеется, помимо основного, в камере есть и быстрое меню, куда фотограф может добавить наиболее востребованные функции.

#Беспроводные соединения

В отличие от Sony Alpha 1, здесь нет разъема RJ-45, позволяющего гнать информацию в Сеть сразу по проводу, но по кабелю можно подключиться, повторимся, через адаптер USB-Ethernet. Ну или можно пользоваться беспроводным подключением. Здесь — только классика: двухдиапазонный Wi-Fi для соединения с внешним устройством по запросу и Bluetooth 4.1 для постоянной передачи данных при настройке. Для работы со смартфоном (можно передавать фотографии и видео или использовать мобильное устройство как внешний видоискатель) предлагается достаточно свежее приложение Imaging Edge Mobile – оно неплохо выглядит, но не очень здорово показывает себя в деле: не всегда соединяется, работает небыстро и регулярно подглючивает.

#Камера в работе

На тест к нам Sony a7 IV попала с тремя объективами: универсальным зумом FE 2.8/24-70 GM и фиксами FE 1.4/35 GM и FE 1.8/135 GM. Отмечу здесь шторку, прикрывающую сенсор, когда камера выключена, — это помогает менять оптику без риска попадания на датчик изображения грязи. Главное — не забывать выключать камеру перед сменой объектива. Снимки в обзоре даны без какой-либо обработки, за исключением примеров конвертации RAW.

#Автофокус, серийная съемка и буфер

В Sony a7 IV использована гибридная система автофокусировки с 759 точками фазовой детекции, которые покрывают 94 % площади кадра, и с 425 точками контрастного автофокуса. Подобную систему мы видели и во флагманской камере Sony Alpha 1 – причем в данном случае покрытие кадра оказывается еще выше. Чувствительность достигает -4 EV: автофокус очень уверенно себя чувствует как при ярком солнечном свете (вплоть до 20 EV), так и ночью. «Цепляется» за объекты камера быстро и надежно.

При фокусировке можно выбрать одну из следующих областей: широкую, зональную, центральную, универсальную точечную, расширенную точечную фокусировку, с отслеживанием. При автофокусе задействуется система «искусственного интеллекта», которая помогает распознавать и отслеживать глаза не только людей и млекопитающих, но и птиц. К сожалению, телеобъектива при тестировании у нас не было, поэтому протестировать именно «птичий» фокус в данном случае мы толком не могли, но по опыту Sony Alpha 1 понятно, что серьезных проблем с этим нет. С людьми же и млекопитающими («животными», как они зовутся в меню) камера справляется уверенно, четко определяя местоположение глаз при наведении. Работает это в том числе и при серийной съемке, но в этом случае неизбежны небольшие промашки и смещения фокуса — пусть и с минимальным процентом.

 Пример удачной фокусировки по глазу животного

Пример удачной фокусировки по глазу животного

 Пример неудачной фокусировки по глазу животного

Пример неудачной фокусировки по глазу животного

При съемке людей глаза определяются моментально и достаточно четко, но есть один нюанс: камера часто выбирает для фокусировки именно дальний глаз, тогда как традиционно более правильным считается наведение на ближний глаз. И более того, в настройках можно задать, какой глаз выбирать — автоматически, левый или правый, но не ближний или дальний. Это довольно странно. Ошибки также бывают регулярно — микросмещения на бровь или нос пусть нечасто, но неизбежно случаются. Делайте больше кадров.

 Пример удачной фокусировки по глазу человека

Пример удачной фокусировки по глазу человека

 Пример неудачной фокусировки по глазу человека

Пример неудачной фокусировки по глазу человека

При тестировании серийной съемки отмечаем идеальную точность работы именно по лицу — смещения с глаз бывают, но опять же в пределах разумного. Общий уровень в любом случае высокий.

Примеры серийной съемкой на максимальной скорости со следящей фокусировкой

Максимальная скорость съемки Sony a7 IV – 10 кадров в секунду (при этом автофокус непрерывно следит за объектом съемки), но только для JPEG или усеченного RAW (с 12-битным цветом). В максимальном качестве камера снимает со скоростью до 6 кадров в секунду. Собственно, скорость съемки — один из водоразделов между обычной «семеркой» и a9 II/Alpha 1. Это не полноценный репортажный аппарат. Тем не менее здесь очень впечатляющий буфер обмена — нащупать его «дно» самостоятельно у меня так и не получилось, камера спокойно отщелкала две сотни кадров в формате JPEG+RAW. Производитель заявляет длину серии до 800 кадров в формате «JPEG + несжатый RAW» или до 1000 кадров в формате «JPEG + сжатый RAW». Нет оснований не доверять этим данным — но важно использовать именно карточку CFExpress максимально доступного качества, иначе все упрется в скоростной режим карты памяти.

#Стабилизация изображения

Система стабилизации изображения в Sony a7 IV немного улучшена по сравнению с тем, что предлагала предшествующая модель, и дает выигрыш в 5,5 ступени по сравнению с 5 ступенями в a7 III. Производитель использует комбинацию из 5-осевой оптической и внутренней систем стабилизации.

Насколько будет заметна разница на практике — зависит скорее от индивидуальных способностей снимающего: каждый фотограф самостоятельно определяет комфортную для работы выдержку.

В ходе теста нам удалось получить ряд резких снимков на значении выдержки 1/10 при фокусном расстоянии 59 мм – однако речь не идет о стопроцентной гарантии отсутствия смаза.

 Параметры съемки: ISO 250, 1/10сек, F/2.8, ФР 59 мм

Параметры съемки: ISO 250, 1/10 с, F/2,8, ФР 59 мм

При уменьшении фокусного расстояния до 24 мм выдержку удалось удлинить до 1/2 секунды – на больших значениях хорошей резкости добиться уже не вышло. В целом это хорошие показатели, позволяющие существенно снижать ISO при съемке статичных сюжетов, когда нет возможности использовать штатив или опору для камеры.

 stab2 Параметры съемки: ISO 100, 1/2сек, F/3.2, ФР 24 мм

Параметры съемки: ISO 100, 1/2 с, F/3,2, ФР 24 мм

Съемка в JPEG. Съемка в RAW. Видеосъемка. Заключение

#Съемка в JPEG

Качество JPEG-файлов Sony a7 IV не вызывает вопросов: если не брать в расчет действительно сложные сюжеты, требующие вдумчивой постобработки, камера выдает отличный результат, практически не требующий корректировки в редакторе. При желании «подкрутить» на свой вкус необходимые параметры – такие как контраст, насыщенность, баланс белого – можно при съемке, и тогда вы получите картинку полностью готовую к печати или публикации в Интернете. Цвета на снимках смотрятся естественно и одновременно сочно, а динамический диапазон достаточно широк, чтобы справиться с большинством съемочных ситуаций.

При естественном освещении нет никаких проблем с передачей тонов кожи – автоматический баланс белого работает четко.

Отдельно хочется отметить отличную проработку деталей – здесь, безусловно, мы видим прогресс по сравнению с предыдущим поколением камеры: все-таки большее разрешение сенсора дает о себе знать.

Слева – оригинал снимка, справа – кроп. Параметры съемки: ISO 100, 1/2500 с, F/2,8. Sony a7 IV отлично прорабатывает мелкие детали, такие как фактура кожи, даже на открытых значениях диафрагмы

Sony a7 IV – камера серьезного уровня, поэтому не завлекает пользователя обилием творческих функций и художественных фильтров: очевидно, что с такими вещами опытный фотограф уже наигрался и при необходимости сделает авторскую обработку вручную. Однако классический «джентльменский набор» здесь, конечно, есть – это стили изображения, позволяющие затонировать снимок и придать ему больше атмосферности.

Пример съемки одного сюжета с разными стилями изображения

В частности, любители черно-белой съемки могут переключиться на этот формат, чтобы сразу видеть кадр так, как задумали его, – это помогает акцентироваться на световых и графических особенностях сюжета, не отвлекаясь на цвет.

Пример съемки черно-белых кадров

Съемка в RAW, динамический диапазон

Формат RAW, безусловно, дает более полное представление о потенциале камеры, и именно его предпочитают профессиональные фотографы, поэтому рассмотрим несколько примеров обработки кадров, снятых в этом формате. Снимки для обзора отредактированы в программе Adobe Camera Raw. В качестве примеров выбрано несколько сложных по свету/контрастных сцен. Цель обработки — привести фото в баланс, лучше проявить света и высветлить тени.

Скачать RAW-файлы (222 Мбайт)

Как мы видим, запас и в тенях, и в светах у камеры очень солидный. Не справляется она разве что с совсем уж «выбитыми в ноль» участками пересветов – но это пока не удавалось ни одной известной нам камере. Что особенно приятно, даже при сильном осветлении теней мы не наблюдаем появления заметного невооруженным глазом шума, причем не только на дневных, но и на вечерних кадрах, снятых с повышенными значениями ISO. В целом работа с RAW-файлами Sony a7 IV доставляет удовольствие – простор для творчества они открывают широкий.

#Съемка на высоких ISO

Диапазон светочувствительности Sony a7 IV — от ISO 100 до ISO 51200 (с расширением «вниз» до ISO 50 и «вверх» до ISO 204800). В этом плане изменений по сравнению с предыдущим поколением нет, но, если учитывать все прочие нововведения, картинка по шумам тоже не могла остаться идентичной.

Для начала рассмотрим несколько кадров, снятых в «полевых условиях», чтобы понимать, на какие значения ISO реально можно рассчитывать в своей работе. При съемке в JPEG на всех фото применялся стандартный уровень шумоподавления.

Первый снимок сделан на значении ISO 2000. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. И в JPEG, и в RAW качество хорошее, картинка «гладкая» и детализированная.

2000 RAW. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Легкий шум можно начать замечать на ISO 6400 – но для этого необходимо рассматривать снимок в максимальном приближении. В формате JPEG с шумом достойно справились внутрикамерные алгоритмы шумоподавления.

6400 RAW. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Картинка на ISO 12800 все еще смотрится хорошо. В JPEG можно заметить сглаживание фактур и мелких деталей, но оно не критично для восприятия снимка: такой кадр вполне можно распечатать форматом A3, не говоря уж о публикации в Интернете.

12800 RAW Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Следующее фото – ISO 16000. Здесь становятся заметнее шумы в формате RAW – при этом они по-прежнему не режут глаз настолько, чтобы снимок было дискомфортно разглядывать. А шумоподавление в JPEG сработало отлично – если не придираться к мелким деталям, кадр получился качественным. Хочется отметить также сохранение сочности цвета – на высоких значениях ISO краски снимка имеют свойство становиться блеклыми и невыразительными, но здесь с этим проблем нет.

16000 RAW Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Сюжет с большим количеством неба в кадре, снятый на ISO 25600, уже выдает использование высокой светочувствительности – здесь бы пригодился штатив. Впрочем, если цель – использование снимка в соцсетях в уменьшенном формате, вариант с шумоподавлением все еще смотрится вполне достойно.

25600 RAW Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

И обратимся к расширенным значениям ISO – 102400 и 204800. Здесь уже падение качества очевидно. Но если самое высокое значение использовать можно разве что в случае крайней необходимости, не рассчитывая на то, что фото будет иметь художественную ценность, то ISO 102400 в сочетании с черно-белым форматом вполне может дать по-своему атмосферную картинку, отсылающую к пленочным временам – «зернистость» и неидеальная детализация в этом случае сыграют скорее на создание шарма.

Слева — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию, справа — тот же кадра в черно-белом формате. ISO 102 400

204 800 RAW Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Скачать RAW-файлы (258 Гбайт)

Далее посмотрим снимки тестовой сцены на всех основных значениях ISO, чтобы нагляднее оценить, как меняется качество.

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

ISO 51200

ISO 102400

ISO 204800

Скачать RAW-файлы (452 Мбайт)

#Видеосъемка

Sony a7 IV не претендует на звание полноценной профессиональной видеокамеры топ-уровня, как Sony a7S III или Sony Alpha 1, но ее возможности в этом отношении здорово выросли в сравнении с тем, что предлагала Sony a7 III. И конечно же, использовать ее для профессиональной съемки можно, ограничений почти нет.

Скачать оригинал видео (608 Мбайт)

Скачать оригинал видео (1,28 Гбайт)

Камера умеет снимать в разрешении 3840 × 2160 точек с частотой до 60 кадров в секунду и 1920 × 1080 точек с частотой до 120 кадров в секунду. Для съемки в 4К с частотой до 30 кадров в секунду используется вся область кадра – для получения конечной картинки в 4К производится передискретизация из 7К. В 60p съемка ведется уже из области кадра, соответствующей стандарту APS-C (у Sony этот режим традиционно зовется Super 35 mm). Для съемки замедленного или ускоренного видео предусмотрен специальный режим на селекторе – S&Q. Доступна съемка с битрейтом вплоть до 200 Мбит/с, с различными Log-форматами, и захват видео в HDR HLG с 10-битным цветом (ранее был доступен 8-битный).

Скачать оригинал видео (224 Мбайт)

В наличии разъемы и для микрофона, и для наушников, но они были и у Sony a7 III. Однако прогресс есть и в плане портов — напомню, тут используется полноразмерный HDMI. Для камер такого класса — редкость и радость, Sony a7 IV отлично приспособлена для прямых трансляций, причем без использования дополнительного оборудования.

Скачать оригинал видео (1,91 Гбайт)

Sony a7 IV — третья полнокадровая камера Sony после А7S III и Alpha 1, в которой реализована стабилизация Active Steadyshot. Это означает, что камера использует цифровую стабилизацию (с кропом 1,1x) вместе с матричным стабилизатором. Камера записывает данные со своих гироскопических датчиков в файл для более эффективного применения и точной настройки цифровой стабилизации с помощью программного обеспечения при последующей обработке. Но не сказал бы, что работает «активная стабилизация» очень эффективно — на замену внешней разгрузке точно не потянет. Есть и небольшие проблемы — эффект плавающего затвора (rolling shutter) выражен довольно заметно. Это не для всех критично, но если для вас — да, то имейте в виду.

Скачать оригинал видео (224 Мбайт)

Из любопытного: Sony предупреждает, что видеосъемку стоит вести с откинутым или убранным в сторону экраном — если держать его в сложенном состоянии, камера будет перегреваться, о чем сигнализирует надпись на ее задней крышке, под экраном.

#Автономность

В Sony a7 IV используется хорошо знакомый по ряду предыдущих моделей аккумулятор NP-FZ100. По стандартам CIPA, камера может сделать 580/520 кадров на одном заряде с использованием экрана или видоискателя соответственно. Меньше, чем у Sony a7 III, что логично — разрешение как экрана, так и видоискателя подросло, а батарея осталась та же. Субъективные ощущения от времени съемки на одном заряде зависят от целого ряда факторов: сценариев съемки, погоды, использования серийной съемки и так далее. Так что как-то подтвердить или опровергнуть заявленные производителем данные нельзя, но да, тягаться с зеркалками по автономности беззеркальные камеры как не могли, так и не могут — лучше сразу озаботиться покупкой дополнительного аккумулятора.

Заряжается Sony a7 IV по умолчанию при помощи порта USB Type-C — в комплекте с камерой нет внешнего зарядного устройства. И это проблема — чтобы параллельно снимать и заряжать вторую батарею, нужно покупать зарядное устройство дополнительно. Также отмечаю, что абы какой USB-адаптер для Sony a7 IV не подойдет. Более того, камера чувствительна к использованию не только неродного адаптера, но и неродного кабеля — все из-за поддержки стандарта USB Power Delivery, который позволяет не только быстрее заряжать камеру, но и осуществлять зарядку даже во время съемки.

#Заключение

Sony a7 IV – безусловно, очень мощное развитие серии, камера уже чуть иного уровня, нежели Sony a7 III. Прогресс заметен вообще по всем направлениям: обновлена и заметно улучшена система управления; применен новый интерфейс; экран не только получил более высокое разрешение, но и может поворачиваться в трех измерениях, а сенсорное управление доступно в главном меню; улучшен видоискатель; установлен новый сенсор более высокого разрешения, который при этом хорошо себя проявляет на высоких значениях ISO; обновлен автофокус, который при повышенной чувствительности теперь умеет распознавать глаза птиц; расширены возможности съемки видео; камера поддерживает карты памяти CFExpress…

По факту легче найти то, что осталось на прежнем уровне — скорость серийной съемки (при увеличенном разрешении, напомню) да стабилизация (хотя заявлено и ее улучшение, но на деле оно не заметно). Также камера стала крупнее и меньше держит заряд.

Но за столь радикальный прирост по всем направлениям придется много платить — и дело не только в диком курсе рубля. Заявленная стоимость Sony a7 IV — $2 499, что сразу на $500 выше, чем просили за Sony a7 III на старте продаж. Так что это камера чуть иного уровня не только в плане технологического прогресса, но и по позиционированию на рынке.

Скачать RAW-файлы (1,62 Гбайт)

Достоинства:

  • улучшенная система управления и эргономика;
  • экран поворачивается в трех плоскостях;
  • удобный новый интерфейс;
  • большое разрешение и высокая детализация снимков;
  • хорошая работа на высоких ISO;
  • широкий динамический диапазон;
  • очень большой буфер обмена (при относительно высокой скорости съемки);
  • широкие возможности автофокуса с распознаванием глаз людей, млекопитающих и птиц;
  • отличные возможности в плане видеосъемки;
  • полноразмерный HDMI-порт.

Недостатки

  • невысокое разрешение экрана;
  • ограничения по серийной съемке с максимальной скоростью (и ее недоступность с несжатым RAW);
  • необходимость использовать для зарядки родной кабель;
  • нет автоматического переключения режима автофокуса между людьми, животными и птицами;
  • высокая цена.
3DNews рекомендует!


Оригинал материала: https://3dnews.kz/1062686