Жанр | Стратегия |
Издатель | Paradox Interactive |
Разработчик | Paradox Development Studio |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i3-3250 3,5 ГГц / AMD FX-8370E 3,3 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 660 / AMD Radeon R7 370, 10 Гбайт на накопителе, интернет-соединение, операционная система Windows 10 / 11 |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i3-3250 3,5 ГГц / AMD FX-8370E 3,3 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 660 / AMD Radeon R7 370, 10 Гбайт на накопителе, интернет-соединение, операционная система Windows 10 / 11 |
Дата выхода | 25 октября 2022 года |
Возрастной ценз | От 18 лет |
Локализация | Текст |
Платформы | PC |
Официальный сайт |
Серия Victoria — настоящий пир для стратегов, предпочитающих скрупулёзную и вдумчивую игру, где каждая, даже ничтожная, на первый взгляд, мелочь может иметь колоссальное значение для всей партии. Занимаетесь ли вы усиленным реформаторством, ведёте ли ожесточённые дипломатические игры, пытаетесь ли сделать из своего государства индустриальную империю — любые действия во внутренней или внешней политике требуют держать в голове десятки условий. Немудрено, что первые пару партий от количества всевозможных вкладок, опций и параметров голова идёт кругом. Но стоит только углубиться в здешние механики, как игра превращается в необычайных масштабов политическую песочницу, в которой можно построить как утопическое равноправное общество мечты, так и деспотичную тиранию. Решать только вам.
⇡#Великие амбиции и не только…
Прежде чем строить великое государство, было бы неплохо определиться — к какому именно типу величия мы стремимся. Например, можно организовать гегемонию и подчинить себе весь мир, вынудив всех признать наше неоспоримое превосходство — военная мощь тут будет нелишней. Для достижения этих целей игра советует попробовать Пруссию, Испанию, Египет или Японию. А вот Соединённые Штаты, Бразилия, Османская Империя или Великобритания будут отличным выбором для тех, кто жаждет экономического доминирования. Здесь придётся делать упор на наращивание производства, повышение ВВП и контроль рынков.
Есть и путь строительства равноправного общества, где «свобода, равенство, братство» — не пустой популистский лозунг, а вполне осязаемая доктрина народной власти и высокого уровня жизни для всех. Строить подобную утопию Victoria 3 предлагает за Мексику, Россию, Францию или Великую Империю Цин. А ещё можно махнуть рукой на глобальные цели и просто управлять маленькой и уютной державой в своё удовольствие — в режиме «песочницы» можно настроить игру так, как душе угодно, и, скажем, понизить уровень агрессии других стран по отношению к нам.
Изначально все государства кардинально различаются по множеству параметров. Главный из которых — ранг (от «великой державы» до «непризнанного государства» или, например, «децентрализованного государства»), определяющий позицию страны в общем рейтинге. У большого государства есть ряд преимуществ вроде высокой грамотности населения (а это и больше квалифицированных рабочих рук, и ускоренное развитие науки), увеличенного количества торговых путей (а, следовательно, и прибыли). Но и хлопот с таким колоссом немало. То ли дело небольшие государства, при игре за которые можно сфокусироваться на социальных аспектах и уровне жизни граждан. Главное, чтобы соседям не показалось, что нам срочно необходимо стать частью их бескрайней империи…
Впрочем, война в Victoria 3 — довольно утомительное и затянутое занятие. А возня с мобилизацией, распределением генералов и боевыми действиями приносит исключительно мало радости. Куда увлекательнее схватки иного толка — например, жаркие бои за принятие какого-нибудь важного закона. Внесённый нами законопроект может нравиться одним заинтересованным группам и вызывать резкое сопротивление других, что ощутимо затянет процесс принятия. Скажем, отделение государства от церкви поддержит интеллигенция, а вот представители религиозных консерваторов будут высказывать своё неодобрение постоянными возражениями в ходе принятия законопроекта. А, скажем, землевладельцы будут не против возвращения крепостного права и разозлятся, если принять имущественный ценз.
Заинтересованных групп здесь в избытке, и у всех свой определённый уровень влияния. Особенно у тех, что являются частью действующего правительства. Впрочем, всегда можно реформировать правительство, пересобрав его из тех, кто наилучшим образом соответствует нашим планам на будущее. Кроме этого, радость определённых политических сил будет давать нам некоторые бонусы (а их недовольство – штрафы). Например, лояльная интеллигенция получит черту «пропагандисты», чем начнёт привлекать в нашу страну больше мигрантов. А вот раздосадованные селяне начнут тормозить прогресс, буквально замедляя распространение технологий в державе. Недовольные группы можно как поддержать, так и подавить, сделав их куда малочисленнее и намного менее привлекательными для вступления.
На подобные акты потребуются очки авторитета. Это — одна из валют Victoria 3, генерируемая (и съедаемая) разными активными социальными эффектами. Помимо неё, представлен стандартный денежный запас (с уймой разнообразных применений), за которым нужно следить наиболее пристально, контролируя все источники доходов и расходов, а иначе можно легко оказаться в долговой яме. В такой ситуации спасёт лишь объявление банкротства. Мера сомнительная, ведь держава потеряет изрядную долю мирового престижа, начнёт отставать в производстве, а часть граждан неминуемо радикализируется.
Очки влияния же потребуются для поддержания разных дипломатических актов вроде улучшения отношений, заключения союза или торгового соглашения. А обзаводиться союзниками крайне необходимо, ведь у нас будут как соратники в гипотетической войне за интересы в каком-либо из регионов, так и надёжные экономические партнёры, что обогащают нашу казну. Да и построить прекрасный утопический мир будущего вряд ли получится в одиночку.
***
Пожалуй, комплексность и исключительную проработку Victoria 3 отчасти можно назвать её минусом — от обилия всего в какой-то момент серьёзно устаёшь. Держать в голове всё происходящее со страной безумно утомительно, особенно при игре за огромную державу.
Но всё же главное впечатление после череды партий в Victoria 3 — невероятный заряд воодушевления и веры в человечество: проводя гуманистические реформы своими руками, борясь с традиционалистами и закостенелой буржуазией, понимаешь, какой колоссальный путь прошло человечество всего за пару сотен лет. Может, надежда на светлое будущее не такая и утопичная?
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Весьма приятная картинка для игры, преимущественно состоящей из карт, графиков, табличек и портретов персонажей. И конечно, отмечу прекрасные стилизованные иллюстрации. |
Звук |
В Victoria 3 чудесная музыка, превосходно играющая на атмосферу — то бравурными имперскими мотивами, то переливающимися светлыми нотками надежды и гуманизма. В разрезе звукового дизайна всё стандартно: кнопочки (которых здесь десятки) приятно щёлкают, а шумы и эффекты достоверно погружают в контекст ситуаций. |
Одиночная игра |
Глубокая и увлекательная стратегия с серьёзным упором на экономические, политические, дипломатические и социальные аспекты. |
Оценочное время прохождения |
Одна партия займёт где-то пять-десять часов. Но маловероятно, что дело ограничится одной партией! |
Коллективная игра |
Здесь нас ждёт всё то же самое, что и в одиночной игре, но теперь против вас — настоящие великие стратеги из сетевого лобби. К слову, на момент написания текста в сетевом меню Victoria 3 было достаточно людей, желающих помериться своими умениями с другими игроками. |
Общее впечатление |
Могучее стратегическое полотно, которое способно как запросто увлечь без остатка, так и с лёгкостью похоронить неискушённого под горой тонкостей. Но если вы любите серию и готовы к сложному и многогранному игровому процессу, то Victoria 3 определённо стоит дать шанс. |
Оценка: 8,0/10
Видео: