На российском рынке беспроводных наушников сохраняют лидерство компании JBL и Apple, несмотря на прекращение ими официальных поставок в страну. Но их доли стали заметно меньше в связи с нестабильностью поступлений по параллельному импорту. Также с ухода дорогих брендов продажи подделок к концу года могут составить до 300 млн руб., говорят источники «Коммерсанта» на рынке.
По данным МТС, за 11 месяцев в России было продано 12,2 млн пар беспроводных наушников, что на 19 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения, в 2021 год рост продаж в штуках год к году составлял 40 %. В денежном выражении рынок сократился на восемь процентных пунктов, составив 38,9 млрд руб., в то время как в 2021 году наблюдался рост на 37 % к 2020 году.
В МТС объяснили падение снижением интереса к наушникам от Apple, продажи которых в штуках в этом году упали на 40 %. По данным оператора, в этом году на рынке беспроводных наушников, как и в прошлом году, лидирует JBL с долей 13 % (в прошлом году — 20,2 %). На втором месте находится Xiaomi с долей в 12 % (в прошлом году — 14 %), третье место — у Apple с 6 % (в прошлом году — 11 %). Пятёрку замыкают Honor (4 %) и Samsung (2 %). В денежном выражении лидером остаётся Apple (31 %), за ней следуют JBL (14 %), Samsung (7 %) и Honor (4 %). Средний чек на наушники за 11 месяцев упал на 23 %, до 3,2 тыс. руб.
По данным «М.Видео-Эльдорадо», за десять месяцев 2022 года около 60 % спроса на рынке наушников пришлось на беспроводные модели (в прошлом году — 54 %). В «МегаФоне» сообщили, что рост в сегменте беспроводных наушников год к году составил 7 %: «Лидерами в штучном выражении, как и в прошлом году, стали JBL, Honor, Philips, Xiaomi. Топ брендов в денежном выражении тоже практически не изменился: лидируют Apple, JBL, Honor, Xiaomi. Новичком топ-5 в этом году стала марка Realme, в прошлом году в пятерку наиболее популярных марок вместо нее входил Huawei».
Согласно данным «Ситилинка», общие продажи наушников и гарнитур в 2022 году превысили 19 млн штук. Лидером в денежном выражении у ретейлера стал Apple, далее идут JBL и Xiaomi. В штуках первенство разделили Apple и Xiaomi, за ними следуют JBL и Edifier.
По словам гендиректора TelecomDaily Дениса Кускова, подделки на премиальный сегмент наушников можно встретить как в маркетплейсах, так и в небольших магазинах электроники. «Если площадка не указывает, что продукт является репликой, то потребитель может подать в суд на продавца, так как это нарушение закона», — сообщил он. Как утверждает источник «Коммерсанта» в одном из производителей наушников, к концу года объём продаж в России подделок гарнитур может составить $3−5 млн (200−300 млн руб.) по каждому из ушедших премиальных брендов.
«Что касается [оригинальных] китайских производителей, они, как правило, используют самые современные материалы и комплектующие, но все ещё не могут справиться с мелкими недочётами, которых нет у западных А-брендов», — отметил он.