Оригинал материала: https://3dnews.kz/1079352

Космос-2022

#Пилотируемая космонавтика

Несмотря на некоторую рутинизацию работ, основной – по степени наукоемкости и финансовых затрат – пилотируемой программой мира уже почти четверть века остаётся Международная космическая станция (МКС). Ее строительство началось в 1998 году запуском функционально-грузового модуля «Заря».

Первоначально планировалось использовать комплекс до 2015 года, но тогда он был не вполне готов (американский сегмент завершили в 2007-м, российский – только в 2021-м), и срок эксплуатации продлили до 2024 года. В 2020-2021 году из-за исчерпания ресурса модулей «Заря» и «Звезда» Роскосмос предупредил о возможном досрочном выходе из проекта, чем встревожил зарубежных партнеров.

К счастью, 21 сентября 2022 года перед стартом «Союза МС-22» глава Госкорпорации Юрий Борисов сообщил: «Россия всегда четко выполняет свои международные обязательства. У нас была беседа с Кеннетом Бауэрсоксом [исполняющим обязанности помощника администратора NASA в Управлении пилотируемых исследовательских миссий (Human Exploration Operations Mission Directorate)] о продолжении работ по проекту МКС... однозначно до 2024 года включительно. Затем в зависимости от состояния МКС мы будем продолжать свое участие в этом международном проекте с высокой вероятностью до 2028 года. А дальше все будет зависеть в первую очередь от технического состояния станции».

 Изображение МКС, полученное 30 марта 2022 года во время облета станции кораблем «Союз МС-19». Фото Роскосмоса (https://www.roscosmos.ru/34760/)

Изображение МКС, полученное 30 марта 2022 года во время облета станции кораблем «Союз МС-19». Фото Роскосмоса

Решение России продолжить работы на МКС после 2024 года – первое по важности событие пилотируемой космонавтики 2022 года. Второе – начало так называемых перекрёстных полётов согласно ранее достигнутым договорённостям NASA и Роскосмоса. В рамках этой схемы российские космонавты стартуют на американских, а западные астронавты – на российских пилотируемых кораблях. Обмен носит бартерный характер и позволяет – в случае отмены либо задержки старта, или даже аварии транспортного корабля – обеспечить присутствие на борту МКС как минимум одного космонавта и одного астронавта для обслуживания российского или американского сегмента станции соответственно.

Обсуждение такой схемы доставки экипажей на МКС началось ещё несколько лет назад, соглашение подготовили в конце 2021-го, но подписали лишь в июле 2022 года.

Первый перекрёстный полёт начался 21 сентября 2022 года, когда с Байконура стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с кораблём «Союз МС-22». На борту последнего находился международный экипаж в составе россиян Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина и американца Франциско Рубио. Второй полет начался 5 октября 2022 года: из Космического центра имени Кеннеди стартовала ракета-носитель Falcon 9 с кораблём Crew Dragon. В нём находились два американца – Николь Манн и Джош Кассада, японец Коити Ваката и россиянка Анна Кикина.

 Экипаж Crew Dragon: Анна Кикина, Джош Кассада, Николь Манн, Коити Ваката. Фото NASA

Экипаж Crew Dragon: Анна Кикина, Джош Кассада, Николь Манн, Коити Ваката. Фото NASA

Третье по значимости событие в пилотируемой космонавтике – полёты на МКС в интересах частных заказчиков, осуществляемые американскими фирмами. Первой ласточкой стала миссия SpaceX AX-1 компании Axiom Space, выполненная с 8 по 25 апреля 2022 года с помощью корабля Crew Dragon. В состав экипажа вошёл единственный профессионал – американец Майкл Лопес-Алегрия. Остальные – израильтянин Эйтан Стиббе, американец Ларри Коннор и канадец Марк Пати – были «любителями».

Обозреватели отмечают, что первые коммерческие космонавты Тоёхиро Акияма (Япония) и Хелен Шарман (Великобритания) посетили советскую станцию «Мир» в 1990 и 1991 годах на кораблях серии «Союз ТМ», а первые космические туристы – американцы Деннис Тито, Грегори Олсен, Ануше Ансари, Ричард Гэрриот и Чарльз Симони, гражданин ЮАР Марк Шаттлуорт, канадец Ги Лалиберте и японцы Юсако Маэдзава и Ёдзо Хирано – побывали на российском сегменте МКС. Их привозили на станцию и возвращали на Землю корабли серии «Союз ТМА» и «Союз МС».

Не менее важными для мировой пилотируемой космонавтики стали завершение и ввод в эксплуатацию в постоянно обитаемом режиме китайской национальной орбитальной станции «Тяньгун» («Небесный дворец»). Строительство началось 29 апреля 2021 года с запуска на орбиту базового блока «Тяньхэ» («Небесная гармония»), предназначенного для жизни и работы экипажа, а также для управления орбитальным комплексом. 24 июля 2022 года к нему был пристыкован лабораторный модуль «Вэньтянь» («Вопрошение к небу»), предназначенный для медико-биологических исследований и частичного дублирования базового блока.

 Китайская космическая станция «Тяньгун» в готовой Т-образной конфигурации. Графика xia yuan/Getty Images

Китайская космическая станция «Тяньгун» в готовой Т-образной конфигурации. Графика xia yuan/Getty Images

Сборка обитаемой части китайской национальной станции завершилась 31 октября 2022 года, когда с ней состыковался лабораторный модуль «Мэньтянь» («Небо мечты»), служащий для фундаментальных физических исследований в условиях микрогравитации и прикладных экспериментов в области материаловедения.

В 2022 году к «Тяньгуну» были направлены два грузовых корабля, а на борту работали три длительные экспедиции: вторая, третья и четвёртая. Космонавты последних двух несколько дней проводили пересменку, ознаменовав переход к работе станции в непрерывно обитаемом режиме.

В конце 2023 – начале 2024 года в состав орбитального комплекса планируется ввести беспилотный автономно летающий астрономический модуль «Сюньтянь» («Небесный часовой»). Он будет оснащён телескопом с большой апертурой, что по возможностям приблизит его к американскому «Хабблу», запущенному три с лишним десятилетия назад. «Сюньтянь» сможет время от времени стыковаться со станцией для пополнения ресурсов и технического обслуживания систем, что позволит продлевать его функционирование.

В нынешней Т-образной конфигурации «Тяньгун» сможет проработать не менее десятилетия. Впрочем, опыт эксплуатации орбитальных станций, начиная с «Мира», показывает, что этот срок можно и растягивать. К тому же обозреватели предполагали вероятность «удвоения» китайской станции (превращение в Н-образную конфигурацию) за счет подстыковки модулей-дублёров, которые изготавливались «на всякий случай». В любом случае Китай уже обладает самым современным модульным орбитальным комплексом.

 Сравнение комплексов МКС, «Тяньгун» и «Мир». Графика China Power

Сравнение комплексов МКС, «Тяньгун» и «Мир». Графика China Power

#Между планетами

Одним из наиболее долгожданных событий года, а может и всех последних лет, стал запуск 16 ноября космического корабля Orion, ознаменовавший возрождение американской пилотируемой лунной программы.

Целью проекта Artemis, стартовавшего в 2017-м и получившего собственное имя двумя годами позже, объявлялось «возвращение американцев на Луну» в 2024 году, а ключевыми элементами – сверхтяжёлый носитель Space Launch System (SLS) и пилотируемый корабль Orion. Сейчас сроки (да и сами признаки) возвращения отдалились. Проект охватывает три направления: работу по созданию «Лунной орбитальной платформы-шлюза» (Lunar Orbital Platform-Gateway – LOP-G), коммерческие услуги по доставке полезных нагрузок на Луну (Commercial Lunar Payload Services – CLPS) и высадку экспедиции астронавтов с помощью некоей «Пилотируемой посадочной системы» (сейчас в этой роли пребывает проект Starship HLS компании SpaceX).

Первые попытки запустить миссию Artemis I в конце августа – начале сентября успеха не имели. Отказы и утечки в линиях подачи жидкого водорода ставили крест на надеждах полететь в 2022 году, но NASA собралось и обеспечило старт в ноябре. Полет прошел штатно, все этапы – в том числе выход на удаленную ретроградную орбиту вокруг Луны – выполнены.

Двигаясь по сложной траектории в направлении, обратном движению нашего ночного светила, Orion пролетел на минимальном расстоянии 129 км над поверхностью и ушел в апоселении за пределы точек Лагранжа гравитационной системы «Земля — Луна». За шесть суток пребывания на ретроградной орбите корабль сделал всего половину витка, после чего выполнил еще один гравитационный маневр у Луны и отправился к Земле.

 5 декабря 2022 года, на двадцатый день миссии Artemis I корабль Orion пертурбационный маневр у Луны, включив двигатель на 3 минуты 27 секунд и полетел домой, к Земле. Фото NASA

5 декабря 2022 года, на двадцатый день миссии Artemis I, корабль Orion совершил пертурбационный маневр у Луны, включив двигатель на 3 минуты 27 секунд, и полетел домой, к Земле. Фото NASA

«Облет позволил кораблю использовать лунную гравитацию для возвращения», – объяснил администратор NASA Билл Нельсон.

Все фотоматериалы в высоком разрешении, пересылаемые «Орионом» на Землю, были опубликованы на фотохостинге flickr.com, а наблюдать движение в реальном времени можно было на площадке YouTube.

Возвращение корабля на Землю продолжалось шесть суток. 11 декабря отсеки разделились, командный модуль вошел в атмосферу, выполнил управляемое аэродинамическое торможение, парашютный спуск и приводнился в Тихом океане вблизи Сан-Диего. Вся миссия заняла 25 суток 11 часов, максимальное удаление корабля от Земли составило 450 тыс. км (превышен рекорд «Аполлона-13»), а отклонение фактической точки приводнения от расчетной – всего 3,9 км (закладывался допуск в 10 км).

В полете специалисты смогли протестировать все системы ракеты-носителя и корабля, проверить многие новые технологии, в том числе устойчивость сигнала Wi-Fi в пространстве между Землей и Луной и влияние положения солнечных батарей на скорость корабля. Также проводились испытания по оценке влияния на траекторию и ориентацию аппарата динамических эффектов, возникающих в неполных топливных баках при включении двигателей ориентации. Такие знания важны, поскольку на Земле поведение жидкости в невесомости смоделировать крайне сложно.

 Операции по эвакуации командного модуля корабля Orion 11 декабря 2022 года у побережья Баха Калифорния. Фото NASA

Операции по эвакуации командного модуля корабля Orion 11 декабря 2022 года у побережья Баха Калифорния. Фото NASA

Надо полагать, за время полёта у инженеров накопилось немало замечаний к системам, но миссия в целом подтвердила их работоспособность. Результаты, в том числе анализ доз радиации, полученных «муникенами», которые входили в «экипаж», покажут, насколько американская лунная программа готова к пилотируемым полётам. Билл Нельсон назвал приводнение «окончательным испытанием, прежде чем мы посадим астронавтов на борт».

Ожидается, что первая пилотируемая миссия к Луне (еще без высадки) – Artemis II – может состояться во второй половине 2024 года, а снова на поверхности Селены астронавты рассчитывают оказаться в середине 2025 года в ходе полета Artemis III.

Космический телескоп имени Джеймса Уэбба (James Webb Space Telescope – JWST, запущен 25 декабря 2021 года) остаётся (и, видимо, ещё долго останется) самым крупным научным инструментом землян, работающим за пределами земной атмосферы. Спустя месяц после запуска аппарат прибыл на своё рабочее место в районе точки Лагранжа L2 системы «Солнце — Земля», примерно в 1,5 млн км от Земли. Летом он приступил к работе, выдавая снимки, а вместе с ними и новые открытия. Впервые телескоп сфотографировал экзопланету, впервые обнаружил в атмосфере другой экзопланеты следы воды, нашел галактику возрастом в 13 млрд световых лет, которой по теории Большого взрыва не должно быть, а также впервые зафиксировал сверхдальние галактики с использованием эффекта гравитационного линзирования. Обладая разрешением на два порядка выше, чем у «Хаббла», «Уэбб» преподносит астрономические сюрпризы едва ли не ежедневно.

 JWST — самый большой и мощный космический телескоп на сегодня. Источник https://reasons.org/explore/publications/news/top-5-discoveries-from-the-james-webb-space-telescope-so-far

JWST — самый большой и мощный космический телескоп на сегодня. Источник: https://reasons.org/explore/publications/news/top-5-discoveries-from-the-james-webb-space-telescope-so-far

В 2022 году миниатюрные космические аппараты форм-фактора «кубсат» активно использовались в качестве межпланетных зондов. 28 июня к Луне стартовал Capstone, 16 ноября вместе с «Орионом» улетели десять таких спутников, а 11 декабря к Луне отправился Lunar Flashlight. Это уже тенденция.

История первого частного лэндера Hakuto-R, вместе с которым стартовал Lunar Flashlight, восходит к временам конкурса Google Lunar X Prize, объявленного в 2007 году. Одной из участниц соревнования была японская команда HAKUTO (названа в честь мифического белого кролика, живущего на Луне). После отмены Google Lunar X Prize эстафетную палочку приняла фирма ispace Inc, владевшая командой HAKUTO с 2013 по 2018 год. Японцы сосредоточилась на создании посадочного аппарата, собрав в 2018 году $ 90 млн частных инвестиций.

Hakuto-R был запущен на очень вытянутую орбиту с апогеем в 1,5 млн км от Земли. Возвращаясь с высшей точки траектории, аппарат за 2-3 месяца подойдет к Луне и после нескольких тормозных импульсов выйдет на окололунную орбиту. Наблюдатели замечают, что такая схема экономит топливо двигательной установки зонда. В апреле 2023 года HAKUTO-R должен совершить посадку в кратере Atlas на видимой стороне и высадить ровер Rashid – первый луноход Объединённых Арабских Эмиратов.

4 августа состоялась ещё одна премьера: с базы Космических сил США «Мыс Канаверал» на ракете-носителе Falcon 9 стартовал «Прототип корейского лунного орбитального аппарата» (Korea Pathfinder Lunar Orbiter – KPLO), имеющий имя собственное Danuri («Наслаждение Луной»). Его корейцы рассматривают в качестве родоначальника целой серии лунных зондов, в частности посадочного, который планируется запустить в 2030 году.

 Научные приборы лунного зонда Danuri. Источник https://www.teslarati.com/spacex-aces-first-moon-launch-reused-rocket/

Научные приборы лунного зонда Danuri. Источник: https://www.teslarati.com/spacex-aces-first-moon-launch-reused-rocket/

KPLO отправился к Луне по почти такой же, как у HAKUTO-R, схеме, но с многоимпульсным выходом на околоземную орбиту с очень высоким апогеем – в районе точки Лагранжа L1 системы «Солнце — Земля» – и последующим захватом гравитацией Селены при нескольких коротких тормозных импульсах. Общая продолжительность перелёта составила 135 (!) суток, и к Луне зонд прибыл только 16 декабря. Он будет работать на низкой селеноцентрической полярной орбите высотой 100 км, демонстрируя технологии поиска водяного льда, пресловутого гелия-3, алюминия, урана и кремния в лунных кратерах.

26 сентября 2022 года человечество впервые атаковало небесное тело с целью изменения его траектории: американский зонд-импактор DART (Double Asteroid Redirection Test), стартовавший 24 ноября 2021 года, на скорости 6,7 км/сек врезался в небольшой приближающийся к Земле астероид Диморф. «Анализ полученных данных показывает, что кинетическое столкновение космического аппарата [DART] с целевым астероидом Диморф успешно изменило орбиту астероида», – сообщили в NASA. Что ж, успех миссии вселяет надежду на то, что подобный метод может защитить Землю от астероидной опасности, и человечество не постигнет судьба динозавров!

#Прикладная космонавтика на низких орбитах и средства выведения

Пусковая активность растёт уже три года подряд, заметно меняя структуру космических запусков: резко сократилась доля миссий на геосинхронные, геопереходные и высокоэллиптические орбиты, зато сильно вырос низкоорбитальный сегмент.

 Момент отделения спутников Starlink от последней ступени ракеты-носителя Falcon 9. Источник https://www.nasaspaceflight.com/2022/02/starlink-geostorm/

Момент отделения спутников Starlink от последней ступени ракеты-носителя Falcon 9. Источник: https://www.nasaspaceflight.com/2022/02/starlink-geostorm/

Столь кардинальные перемены вызваны как ростом потребностей в прикладных сервисах (широкополосный доступ в Сеть, интернет вещей, автоматическая идентификация судов и дистанционное зондирование Земли), так и бурным развитием малых космических аппаратов и «мегасозвездий». Последние имеют большие преимущества по сравнению с точечным стоянием на геостационаре: большее покрытие, в том числе в труднодоступных местах, и заметное сокращение задержки сигнала.

В части развёртывания «мегасозвездий» лидирует SpaceX: на компанию приходится львиная доля американских и изрядная – мировых запусков. Основная загрузка рабочей лошадки компании, ракеты Falcon 9, – кластеры спутников системы Starlink, которых уже запущено несколько тысяч. Развивает свою спутниковую группировку и британская фирма OneWeb LLC.

Рост интереса к низкой орбите привлёк в этот сегмент многочисленные стартапы. Отметим южноафриканскую компанию Dragonfly Aerospace, которая в 2022 году решила заняться спутниковым бизнесом, предлагая рынку микроплатформы µDragonfly (в классе 100 кг) и Dragonfly (200 кг). Все компоненты, кроме солнечных батарей, планируется производить самостоятельно. В перспективе предполагается выйти на изготовление 48 спутников в год, но в первые пять лет планируется выпускать по десять аппаратов ежегодно. Заказ на три спутника уже получен.

Среди множества прикладных миссий стоит отметить запуск 22 октября: с космодрома Восточный на ракете-носителе «Союз-2.1б» вместе с тремя серийными «Гонцами-М» стартовал демонстрационный мини-спутник «Скиф-Д». Он предназначен для защиты орбитально-частотного ресурса, отработки технических решений высокоскоростного доступа в интернет и испытаний новых отечественных служебных систем и полезной нагрузки, в том числе приемо-передающих каналов Ка-диапазона частот.

 По проекту, система «Сфера» должна включать пять группировок спутников связи и пять – спутников дистанционного зондирования, расположенных на разных орбитах. Графика Роскосмоса.

По проекту система «Сфера» должна включать пять группировок спутников связи и пять – спутников дистанционного зондирования, расположенных на разных орбитах. Графика Роскосмоса.

Это первый аппарат федерального проекта «Сфера», в который войдут пять спутниковых группировок связи и пять – дистанционного зондирования Земли. К 2029 году планируется развернуть группировку широкополосного доступа в Сеть из двенадцати спутников «Скиф» на средневысотной (8 070 км) круговой орбите.

Несмотря на санкционное давление, Россию не удалось полностью вытеснить с рынка коммерческих запусков. 9 августа 2022 года ракетой-носителем «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» с космодрома Байконур запущен иранский спутник дистанционного зондирования «Хайям». «Важность сегодняшнего события трудно переоценить. Успешный запуск спутника в интересах и по заказу Ирана стал важной вехой в российско-иранском двухстороннем сотрудничестве, открывающем путь к реализации новых и еще более масштабных проектов», – заявил после запуска глава Роскосмоса Юрий Борисов. «Сегодня был поворотный момент для начала нового взаимодействия в сфере космоса между нашими двумя странами», – в свою очередь отметил министр связи и информационных технологий Ирана Иса Зарепур.

12 октября ракетой-носителем «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 с Байконура запущен ангольский спутник связи Angosat-2.

Рост грузопотока на низкую орбиту вызвал увеличение спроса на пусковые услуги. Эксперты отмечают дефицит средних и тяжёлых ракет, вызванный уходом с рынка российских носителей, а также задержками с вводом в эксплуатацию Ariane 6, Vulcan и всё той же системы Starship (о ней ниже). Кроме того, из-за отказа от российских двигателей РД-181 в скором времени возможна приостановка эксплуатации ракеты Antares 230.

 Схема ступеней ракеты-носителя Antares 330. Графика Northrop Grumman

Схема ступеней ракеты-носителя Antares 330. Графика Northrop Grumman

Для последней в запасе есть ещё несколько РД-181, но для выполнения обязательств перед NASA по коммерческой доставке грузов на МКС Northrop Grumman Innovation Systems уже разместил заказ на запуски своего грузового корабля Cygnus на ракете Falcon 9 компании SpaceX. Кардинально решить проблему может коллаборация с Firefly Aerospace по созданию нового носителя Antares 330, в котором будет использоваться первая ступень перспективной средней ракеты MLV (Medium Launch Vehicle), ранее фигурировавшей под названием Beta.

Кстати, о Firefly Aerospace. Потерпев неудачу с первым пуском ракеты Alpha в сентябре 2021 года, компания отыгралась 1 октября 2022 года: во втором пуске полезная нагрузка вышла на околоземную орбиту. Успех смазал слишком низкий перигей, и в итоге все три космических аппарата сгорели в атмосфере.

Ракетный стартап Astra Space смог повторить свой прошлогодний успех, обеспечив 15 марта выведение на орбиту восемнадцати кубсатов носителем Rocket 3.3. Успех закрепить не удалось: 12 июня ракета с тремя малыми спутниками потерпела аварию. Таким образом, из семи орбитальных запусков, выполненных с 2018 года, удались лишь два. Вскоре после июньской неудачи компания отменила планируемые миссии Rocket 3.3, заявив, что сосредоточится на развитии пусковой системы второго поколения – Rocket 4, которая будет в разы мощнее предшественницы.

Состоится ли первый старт новинки, запланированный на 2024 год, – большой вопрос. Инвесторы негативно восприняли намерение начать разработку новой ракеты, не завершив доводку старой. В итоге акции Astra Space, которые ещё год назад торговались по 8,78 $ за штуку, теперь стоят меньше 50 центов…

 Подготовка к старту легкого носителя Rocket 3.3 компании Astra 3.3 на станции Космических сил «Мыс Канаверал» во Флориде в феврале 2022 года. Фото: John Kraus/Astra

Подготовка к старту легкого носителя Rocket 3.3 компании Astra 3.3 на станции Космических сил «Мыс Канаверал» во Флориде в феврале 2022 года. Фото: John Kraus/Astra

Успех пришёл к Южной Корее – 21 июня 2022 года Корейский институт аэрокосмических исследований (Korea Aerospace Research Institute – KARI) смог со второй попытки успешно вывести на орбиту макет спутника с помощью первого «полностью национального» носителя Nuri (KSLV-2). Напомним: первый пуск этой ракеты в октябре 2021 года завершился аварией.

В Китае, похоже, не слышали о дефиците носителей, который испытывает мировой рынок: страна обладает широчайшим спектром средств выведения и ежегодно демонстрирует ракетные новинки. Прошедший год не стал исключением: 7 декабря 2022 года стартовал «Куайчжоу-11» («Быстрый челн»), доставивший спутник на солнечно-синхронную орбиту. Спустя два дня с пусковой платформы в Жёлтом море взлетел «Цзелун-3» («Умный дракон») и успешно вывел на солнечно-синхронные орбиты аж 14 спутников. Обе ракеты – твердотопливные, относящиеся к легкому классу. Честно говоря, в китайских носителях, особенно лёгких, можно и запутаться. Только твердотопливных государственные и частные компании создали 12 моделей!

Но гораздо больший интерес вызвал старт 14 декабря средней ракеты «Чжуцюэ-2» («Алая птица») частного китайского стартапа Landspace. Это первый в мире орбитальный пуск кислородно-метанового средства выведения. Первая ступень отработала штатно, маршевый двигатель второй ступени тоже не подвёл, а вот верньерные двигатели отказали, и носитель до орбиты не добрался. Но для первого пуска ракеты на перспективнейшем топливе результат вполне достойный…

 Вывоз на старт ракеты-носителя «Ангара-1.2». Фото Андрея Моргунова, Минобороны РФ

Вывоз на старт ракеты-носителя «Ангара-1.2». Фото Андрея Моргунова, Минобороны РФ

В России также появился новый лёгкий носитель: серийная «Ангара-1.2» успешно выполнила две орбитальные миссии 29 апреля и 15 октября.

#Несбывшиеся надежды

Как нередко случается, в 2022 году графики и планы ломались, корректировались и смещались, и, как правило, не в желаемом направлении. Так и не стартовала российская автоматическая станция «Луна-25» («Луна-Глоб»), её запуск перенесли на 2023 год из-за неготовности допплеровского измерителя скорости и дальности. По сообщениям Роскосмоса, уже в декабре прибор прошёл входной контроль и был установлен на лунный зонд. Так что есть большие шансы на предстоящий запуск.

Не состоялся и долгожданный орбитальный полёт многоразовой сверхтяжёлой системы Super Heavy – Starship компании SpaceX. В Бока-Чика, штат Техас, не прекращались испытания и доработки. Бустер В4 и корабль SN20, успешно протестированные в 2021 году, признали негодными для полётов и списали в апреле из-за использования «слабых» двигателей Raptor 1. Готовить к полёту начали пару B7 и S24, на которой используются новые Raptor 2 с увеличенной тягой и упрощённой конструкцией. Но подготовить эту пару к полёту не успели. Первый орбитальный запуск считается возможным лишь после прожига всей связки из 33 двигателей первой ступени – бустера. Пока выполнены «частичные» огневые стендовые испытания: 14 ноября в течение 9 секунд извергали пламя 14 двигателей, а 29 ноября 13 секунд работали еще 11.

 Стыковка корабля SN20 с первой ступенью B4. Фото SpaceX, 2021 год

Стыковка корабля SN20 с первой ступенью B4. Фото SpaceX, 2021 год

В конце года шли разговоры о возможном орбитальном запуске в марте 2023 года. Но это тоже не факт: система слишком сложна, состоит из множества напряжённых элементов, не испытанных в комплексе, и использует ряд непроверенных технических решений вроде «Мехазиллы», огромной башни—ловца бустеров и кораблей.

Между тем NASA ждёт от Маска успеха, от которого зависит и ход программы Artemis в части экспедиций на Луну: пока в качестве единственного средства доставки астронавтов с лунной орбиты на поверхность и обратно фигурирует модифицированный Starship HLS.

Билл Нельсон, находясь «на позитиве» после успеха Artemis I, оптимистично настроен и в отношении изделия Илона Маска: «Я всё время задаю вопрос [руководителю исследовательского департамента] Джиму Фри, соответствует ли Starship контрольным показателям и графикам, и получаю положительный ответ, что в некоторых случаях корабль превосходит ожидания. <…> План [SpaceX] предусматривает выполнение нескольких испытательных полётов. И как только у них будет уверенность, они переведут миссии [во Флориду]… Разрабатывая новую ракету, можно ожидать некоторых задержек, но пока мне сказали, что всё идёт по графику». Нельсон уточнил, что по плану первую – беспилотную – посадку на Луну SpaceX предполагает выполнить в конце 2023 года, а посадку с экипажем – в конце 2024 года.

Чтобы уложиться в этот жёсткий график, надо отработать полёты на околоземную орбиту, орбитальную заправку, изготовить необходимое число бустеров, кораблей-танкеров и посадочных Starhip HLS. В условиях, когда не выполнено ещё ни одного орбитального полёта, речь о высадке астронавтов на Луну в 2024 году кажется преждевременной.

 Стыковка корабля Orion с посадочным модулей Starship HLS. Источник https://www.nasaspaceflight.com/2021/04/nasa-starship-first-landings-on-ramp/

Стыковка корабля Orion с посадочным модулем Starship HLS. Источник: https://www.nasaspaceflight.com/2021/04/nasa-starship-first-landings-on-ramp/

#Что посмотреть и почитать



Оригинал материала: https://3dnews.kz/1079352