Vampire Survivors выкатилась в ранний доступ Steam в конце 2021 года и к концу января 2022-го стала заметным инди-хитом, достигнув впечатляющей отметки в тридцать тысяч одновременных игровых сессий на платформе и получив восторженные отзывы поигравших. А за год проект превратился в невероятный феномен, который увлёк на двести тридцать три часа самого Фила Спенсера (ну либо у Фила консоль подолгу стояла с запущенной игрой). Кроме этого, безусловно, впечатляющего достижения есть и много других: игра покинула ранний доступ Steam и вышла на других платформах (включая мобильные), получила высокие оценки прессы и собрала сумасшедшие продажи, а ещё обогнала такие мощные проекты, как Elden Ring, Stray, Neon White и God of War по условному показателю народной любви, посчитанному SteamDB. Не обошли Vampire Survivors и престижные номинации, включая «Игру года», на солидных мероприятиях вроде Golden Joystick Awards, D.I.C.E. Awards и The Game Awards. И всё это наверняка удивит человека, который впервые услышит о том, что же это за игра…
Посреди чистого поля стоит герой, а со всех сторон на него надвигаются жутковатые порождения тьмы, защититься от которых поможет лишь стартовое оружие (скажем, кнут, чарующий жезл или «противные кошки»). Задействовать любое (почти) оружие по собственному велению мы не в силах — оно самостоятельно наносит урон через определённые интервалы времени. На откуп игроку отдано лишь перемещение героя.
Задача у нас простая — протянуть тридцать минут (строго по таймеру) и, если получится, сделать это максимально феерично. Что, впрочем, не сложно: уровень зрелищности растёт пропорционально числу поверженных существ, из которых выпадают очки опыта, ведущие наших героев к новым ступеням могущества. С каждым новым уровнем мы либо приобретаем новую защитную, усиливающую или атакующую опцию, либо улучшаем уже имеющуюся. И так до гибели. Ну либо до героической гибели, когда сама Смерть явится по нашу душу.
Формула и вправду звучит довольно просто, но дьявол кроется в деталях, и этих самых деталей здесь хватает. Скажем, процесс прокачки предусматривает интересный нюанс: из нужной пары предметов — например, метательного ножа и наручей, — исходное оружие превращается в «тысячу лезвий», боевую единицу особой мощи и эффектности. А, например, если приделать к огненному жезлу шпинат, то получится весьма могучее адское пламя. И таких сочетаний здесь пара десятков, и все хочется опробовать. Кроме того, с каждым забегом открываются и дополнительные возможности для прочих улучшений: появляются новые герои с особыми игровыми нюансами, другие режимы (например, ускоряющие действо в два раза). Также интерес подогревают арканы — особые пассивные способности — и секреты на локациях. Вы можете справедливо отметить, что подобные элементы — стандарт для любой игры этого жанра, уходящего корнями в Crimsonland и дальше. Так что же тогда намертво приклеивает к экрану?
Vampire Survivors — далеко не первая игра, открывшая загадочную формулу затягивающей простоты. История знает немало «простых» игр, которые при этом могли вырывать из жизни на десятки, если не сотни часов. Тут сразу вспомнится и уже упомянутая Crimsonland, и недавняя Loop Hero. И у всех трёх проектов куда больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Первое, что в прямом смысле бросается в глаза, — неимоверно тонкая проработка визуальных аспектов.
Как и другие выдающиеся соратники по жанру, Vampire Survivors обладает продуманным до мелочей стилем, где каждый из элементов приятен глазу, и даже самая ничтожная мелочь смотрится органично, не выбиваясь из общей визуальной канвы. Кроме того, несмотря на камерность проекта, зрелищность происходящего всегда держится на высочайшем уровне. Разнообразные эффекты способностей или воздействий заполоняют поле боя, но при этом его картина остаётся читаемой.
Когда некоторое время поиграешь в Vampire Survivors, возникают мысли о золотом сечении, базовой красоте геометрии и прочих гармонических вещах, осознанно или неосознанно вплетённых авторами в визуальную ткань игры. Её внешнее великолепие — не в гигабайтах фотореалистичных текстур и рейтрейсинге (всего этого тут нет), а в овеществлённой математике, принявшей форму кружащегося на экране ослепительного танца.
Другая, казалось бы, незначительная особенность — феноменальная лёгкость освоения. Оказавшись здесь, вы буквально за мгновение поймёте, что надо делать и как. А вот чтобы не погибнуть в первые десять минут, уже придётся немного поднатореть и вникнуть. Впрочем, эти изыскания ловко вплетены в игровой процесс и проходят максимально органично.
Как я уже упомянула ранее, игра постоянно подбрасывает что-то новенькое: персонажей, разнообразное оружие или пассивные навыки. Не пройдёт и забега, чтобы вы не открыли что-нибудь, что захочется тут же опробовать. А это в свою очередь мотивирует поэкспериментировать с сочетаниями способностей и эффективностью той или иной тактики на каждом из уровней.
Этот простой в своей гениальности процесс вызывает непрерывно подкрепляемый азарт, заставляющий не отрываться от экрана. Мой коллега Иван Бышонков описал его так:
«В Vampire Survivors всё выстроено таким образом, что каждый забег ты открываешь что-то, что помогает открыть ещё что-то, что в итоге ведёт к открытию ещё чего-то. И каждый раз есть определённая цель — цель попробовать что-то новое, открыть что-то невиданное. В результате ты оказываешься в том самом состоянии «ну, сейчас ещё один забег и — точно всё». Ага, всё…»
Дополняет идеальную формулу уместное и яркое музыкальное сопровождение — не гениальное и точно не способное захватить плейлисты игроков, но отлично дополняющее визуальное и игровое пиршество на экране. Способствует этому и звуковой дизайн: скажем, каждое оружие здесь связано с особым узнаваемым звучанием, точно отделённым от прочих.
А ещё здесь полно весьма удачных отсылок к игровой классике, недавним релизам и даже культуре Италии. Да и юмор тут простой, искренний и ненавязчивый. А вот прямого нарратива нет, но зато присутствует довольно цельное сквозное развитие «истории» от локации к локации. А подробные и остроумные описания разных существ в бестиарии пробуют придать определённую целостность происходящему. Все эти маленькие штришки хоть и не делают картину, но точно добавляют ей приятного лоска.
***
Так неужели никакого секрета нет, а успех Vampire Survivor обусловлен лишь грамотным и выверенным сочетанием давно известных элементов? И да, и нет. Рискну использовать затасканное клише и скажу: на мой взгляд, главный элемент такого оглушительного успеха — вложенная душа и искренняя любовь. Создатель не скрывает трепетного отношения к своему детищу, и это заметно не только по качеству игры, но и по тому, как тепло Лука Галанте общается со стремительно выросшим сообществом и насколько внимательно прислушивается к просьбам игроков. Кстати, маэстро не почивает на лаврах, а активно выпускает обновления и улучшения.
Отношение Луки к Vampire Survivors и её поклонникам видно и по тому, какая демократичная цена установлена на игру в Steam (а на Xbox она доступна в Game Pass). Автор будто бы просто рад, когда люди играют в его детище — даже задаром. Более того, у всех есть возможность бесплатно попробовать довольно продолжительную демоверсию или даже насладиться полной версией Vampire Survivors на мобильном устройстве, не заплатив ни медяка. Если вы ещё не пробовали, то попробуйте — наверняка не пожалеете о потраченном времени. О массе потраченного времени…