Оригинал материала: https://3dnews.kz/1080689

Заметаем цифровые следы: руководство к действию

Природа интернета такова, что единожды размещённая в нём информация может храниться в публичном доступе годами и даже десятилетиями. Это свойство глобальной сети, впитывающей в себя данные как губка, с одной стороны, позволяет накапливать и анализировать огромные массивы информации, а с другой — заставляет вдумчиво подходить к вопросу публикации контента в социальных сервисах, на форумах, онлайновых барахолках и прочих веб-площадках. Неосторожно брошенные фразы, эмоциональные высказывания, компрометирующие фото и видео, геолокационные сведения, лайки, комментарии — все эти так называемые цифровые следы со временем могут не только нанести репутационный ущерб ничего не подозревающему пользователю, но и привести к более серьёзным последствиям, в том числе к шантажу и вымогательству со стороны злоумышленников, промышляющих сбором персональных данных с целью совершения преступных действий. Свести к минимуму вероятность такого развития событий и обезопасить своё цифровое «я» можно единственным способом — ограничив объём представленных в виртуальной среде сведений личного характера. Ниже приведены инструкции, которые помогут в реализации этой цели.

 Источник изображения: Gerd Altmann / pixabay.com

Источник изображения: Gerd Altmann / pixabay.com

#Настройка параметров конфиденциальности в социальных сетях

Любая соцсеть базируется на двух постулатах — максимальной открытости пользовательских данных и простоте коммуникаций с аудиторией. Именно эти две составляющие провоцируют людей на общение и раскрытие излишней информации, будь то номера телефонов и адреса электронной почты, имена, контакты и фотографии родственников, сообщения о предстоящих поездках, геолокационные метки и прочие сведения, которые могут представлять интерес для злоумышленников. Не обязательно делать профиль полностью закрытым, но изменить доступность перечисленных данных всё же имеет смысл.

«ВКонтакте». Параметры конфиденциальности расположены в настройках сервиса, в меню «Приватность». Доступных опций — огромное количество: можно подкорректировать права доступа к различному контенту, закрыть для посторонних лиц просмотр данных о местоположении пользователя, запретить публикацию комментариев и отправку личных сообщений, скрыть истории, список друзей и многое другое.

«Одноклассники». В этой сети ключевым инструментом, отвечающим за конфигурирование параметров приватности, служит меню «Публичность». Здесь можно убрать из общего доступа сведения о возрасте, публикации, списки друзей, групп и сообществ, заметки, медиаконтент и прочие данные. Нелишним будет дополнительно проинспектировать меню «Фото», «Видео» и «Сообщения» на предмет настроек, позволяющих избежать раскрытия чувствительной информации.

Facebook. Настройка параметров конфиденциальности осуществляется в одноимённой вкладке настроек, но в ней представлена лишь часть доступных инструментов — остальные расположены в меню «Общедоступные публикации» и «Геоданные», советуем не оставлять их без внимания. Отдельного упоминания заслуживает опция, запрещающая поисковым системам индексировать пользовательский профиль. Эту настройку необходимо активировать в первую очередь.

Instagram. Все необходимые параметры приватности размещены в меню «Настройки → Конфиденциальность». С их помощью можно ограничить доступ к публикациям, их цитирование другими людьми и упоминание имени пользователя, включить режим невидимки, отключить комментарии, запретить добавление в группы и выполнить прочие действия по защите личного цифрового пространства.

Twitter. Здесь тоже всё просто: открываем настройки соцсети, затем переходим в раздел «Конфиденциальность и безопасность» и далее инспектируем все пункты меню. Сократить цифровой след помогут настройки публичности персональной страницы, твитов, геометок, комментариев и личных данных. Также стоит взять на карандаш настройки файлов cookie, рекламных предпочтений и предоставления пользовательской информации третьим лицам. В качестве дополнительной меры защиты рекомендуем отключить возможность поиска учётной записи по адресу электронной почты и номеру телефона.

LinkedIn. В этой соцсети соответствующих настроек требуют пункты меню «Отображение», «Конфиденциальность данных» и «Рекламные данные». Покопавшись в них, не составит труда скрыть от чужих глаз персональные сведения, ограничить круг контактов, отключить поиск и отображение профиля как внутри сервиса, так и за его пределами.

#Удаление аккаунтов в социальных сетях

Самый радикальный способ замести следы в цифровом пространстве. Подходит для тех, кто готов раз и навсегда завязать с соцсетями и отправить в небытие всю хранящуюся в них информацию.

«ВКонтакте». В настройках переключитесь на вкладку «Аккаунт и внешний вид» и в самом низу страницы перейдите по ссылке «Удалить профиль». Система поинтересуется причинами удаления учётной записи и после нажатия на клавишу «Удалить страницу» выполнит соответствующее действие. При необходимости аккаунт можно восстановить в течение 6 месяцев — именно столько времени хранится резервная копия на сервере социальной сети.

«Одноклассники». Перейдите по ссылке ok.ru/regulations, пролистайте длиннющий текст лицензионного соглашения и щёлкните по кнопке «Отказаться от услуг». Откроется диалоговое окно, в котором потребуется указать причину расставания с социальной площадкой, ввести пароль и нажать «Удалить». Профиль можно восстановить в течение 183 дней с момента удаления.

Facebook. В настройках сервиса откройте вкладку «Ваша информация на Facebook» и в правой части окна выберите «Деактивация или удаление». Далее останется подтвердить своё решение и ввести пароль учётной записи для её последующей деактивации. Восстановление профиля доступно в течение 30 дней.

Instagram. Искать на сайте заветную кнопку долго и муторно. Проще перейти по этой ссылке. В открывшемся окне нужно будет указать причину удаления профиля и ввести пароль для подтверждения действия. Восстановить учётную запись можно в течение 30 дней.

Twitter. Откройте настройки соцсети. Далее следуйте в меню «Ваша учётная запись → Отключение учётной записи». Введите пароль для отправки запроса на удаление аккаунта, повторно активировать который можно в течение 30 дней.

LinkedIn . В настройках профиля выберите пункт «Удаление учётной записи» и следуйте подсказкам социальной сети. Откатить изменения и восстановить аккаунт можно в течение 14 дней.

YouTube . Видеосервис с элементами социальной сети привязан к учётной записи Google, поэтому удалить аккаунт площадки без потери полного доступа к сервисам поискового гиганта не представляется возможным. В качестве альтернативы можно использовать функцию сокрытия канала либо его полной ликвидации. Проделывается эта операция в настройках творческой студии YouTube, в меню «Канал → Расширенные настройки → Удалить контент с YouTube». Важно помнить, что если вы удалите свой канал, то все его данные, включая видео, комментарии, сообщения, плейлисты, историю просмотра и поиска, станут недоступны и восстановить их будет нельзя.

#Удаление информации из выдачи поисковых систем

Ни для кого не секрет, что поисковые системы позволяют за считаные секунды получить сведения едва ли не о каждом интернет-пользователе, чей цифровой след засветился в глобальной сети. Такие досье содержат общедоступные данные, среди которых может встречаться компрометирующая, оскорбительная, чувствительная личная и прочая информация, нарушающая право на частную жизнь. Для принятия мер в отношении подобного рода данных поисковые сервисы предлагают соответствующие инструменты: у Google они представлены по этой ссылке, у «Яндекса» — по этой и этой, у Bing их можно найти здесь. При этом следует понимать, что информация удаляется только из индекса поисковиков и остаётся на сайтах, на которых она опубликована.

Ещё один действенный способ удалить информацию о себе из поисковых систем — воспользоваться закреплённым в Федеральном законе № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правом на забвение. В соответствии с ним любой гражданин РФ может обратиться к поисковой системе и потребовать исключения из выдачи ссылок на недостоверную, противоречащую закону или неактуальную информацию. Соответствующие веб-формы для отправки заявления есть у Google, «Яндекса» и Bing. В течение десяти рабочих дней поисковый сервис обязан прекратить выдачу ссылок на указанные в требовании заявителя веб-страницы, а в противном случае — предоставить мотивированный отказ.

#Удаление информации с сайтов

В данном случае возможен только личный контакт с администрацией ресурсов, на которых размещена нежелательная информация. Как правило, на всех крупных сайтах указаны координаты для связи с ответственными лицами. На интернет-площадках калибром поменьше таких данных может не быть — в этом случае можно попытаться выйти на представителей ресурса через сервис Whois+, предоставляющий средства обратной связи с владельцем доменного имени сайта. В обращении необходимо указать адрес страницы, которую необходимо удалить, привести аргументы, подтверждающие некорректность или недостоверность опубликованной информации. Для пущей убедительности имеет смысл акцентировать внимание на готовности решать вопрос в судебном порядке. Если владелец сетевого ресурса не пойдёт вам навстречу, можно обратиться к хостинг-провайдеру этого сайта или в правоохранительные органы.

#Удаление информации через правоохранительные органы

Самый сложный и «долгоиграющий» вариант, требующий юридической подкованности и стремления идти до победного конца. Нюансов огромное множество: необходимо учитывать, кто владеет сайтом с неправомерно размещёнными в открытом доступе данными — физическое или юридическое лицо, собирать массу документов, заверять скриншоты, электронные письма и прочие фактологические данные у нотариуса, подготавливать доказательную базу, знать назубок российское законодательство и прочее, прочее, прочее.

Если речь идёт о нарушениях в области персональных данных, то можно привлечь владельца сайта к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.11 КоАП РФ, и для удаления размещённой в публичном доступе информации обратиться с жалобой в территориальный орган Роскомнадзора и прокуратуру, предоставив все необходимые для этого документы (см. подробную инструкцию). Также вы вправе обратиться непосредственно в суд по месту нахождения владельца сетевого ресурса с требованием о прекращении незаконного использования персональных данных (с тонкостями составления искового заявления можно ознакомиться здесь). Кроме того, вы имеете право подать исковое заявление о компенсации морального вреда, причинённого вследствие нарушения виновными лицами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» в указанном вами размере. Однако размер компенсации морального вреда определяется судом.

 Источник изображения: pixabay.com

Источник изображения: pixabay.com

Если же владелец сайта занимается распространением компрометирующих сведений, порочащих вашу честь и достоинство, то для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности необходимо написать заявление в Следственный комитет РФ о преступлении, предусмотренном ст. 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни»). Если в ходе проверки представители правоохранительных органов обнаружат состав преступления и установят факт незаконного сбора или распространения сведений о частной жизни лица, составляющих личную или семейную тайну, без его согласия, то администратор сетевого ресурса может быть привлечён к ответственности.

Повторимся, что решение вопроса в юридической плоскости через правоохранительные органы — это длительное и сложное мероприятие, успех которого определяется грамотностью действий, строгим соблюдением буквы закона и многими другими факторами. Нужно быть готовым к продолжительным судебным тяжбам, значительному вложению сил и ресурсов, эмоциональному и нервному напряжению, финансовым расходам на оплату услуг опытных специалистов в сфере юриспруденции и права, к бумажной и прочей волоките. Хорошо подумайте, готовы ли вы ко всему этому, и только потом принимайте окончательное решение.

#Заключение

Интернет помнит всё — эта избитая фраза не лишена смысла. Однажды опубликованные в коммуникационных сервисах фотографии, видеоролики, открытая переписка, номера телефонов, связи, сведения о месте жительства, работе и интересах остаются в глобальной сети навсегда и могут быть использованы злоумышленниками для шантажа, мошенничества или фишинговых атак. Вот почему стоит десять раз подумать перед тем, как делиться чем-либо в интернете, и легкомысленный подход к обеспечению личной безопасности в данном случае абсолютно неприемлем.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/1080689