Оригинал материала: https://3dnews.kz/1082957

«Яндекс» изучает, как лучше всего разделить российский и зарубежный бизнесы

Топ-менеджеры и консультанты нидерландской Yandex N.V. рассматривают варианты реорганизации компании, в рамках которой её российский бизнес будет выделен в отдельное юридическое лицо с широкими полномочиями, а часть за пределами России получит возможность самостоятельного развития.

 Источник изображения: Яндекс

Источник изображения: Яндекс

Как сообщает РБК со ссылкой на источник, знакомый со сценариями деления компании, рассматривается вероятный план, в ходе которого на начальном этапе Yandex N.V. сформирует отдельное юридическое лицо с регистрацией в специальном районе Калининграда. Учредителю будет принадлежать доля в 100 % новой компании. Фонд общественных интересов, в настоящее время владеющий «золотой акцией», дающей возможность блокировать крупные сделки компании, получит право перенести соответствующий механизм и на новую российскую структуру. Управление ей на 5 лет перейдёт фонду менеджеров, которые смогут голосовать контрольным пакетом из 51 % акций (без передачи им самих ценных бумаг). В числе вероятных участников фонда называются перешедший в компанию бывший руководитель Счётной палаты Алексей Кудрин, бывший генеральный директор компании Тигран Худавердян, занимающий пост директора бизнес-группы электронной торговли и логистических сервисов Даниил Шулейко и генеральный директор «Яндекса» Артём Савиновский.

Сама Yandex N.V., базирующаяся в Нидерландах, будет развивать за рубежом инициативы, связанные с беспилотниками, облачными технологиями, образованием и проектом разметки данных «Толока». Не исключается выплата нидерландскому «ответвлению» $300‒400 млн.

В настоящий момент более 87,6 % акций Yandex N.V. находятся в свободном обращении, но большая часть голосующих акций принадлежит семейному трасту Аркадия Воложа (45,1 %), а также топ-менеджерам и сотрудникам компании (6,6 %). С 2019 года Фонду общественных интересов принадлежит «золотая акция», позволяющая блокировать ряд инициатив, от консолидации ценных бумаг в одних руках до передачи интеллектуальной собственности.

После выделения российского «Яндекса» в отдельную структуру предусмотрена возможность продажи 51 % акций инвесторам, 49 % останется у Yandex N.V. Считается, что последней это позволит сохранить приток международных инвестиций. Состав инвесторов окончательно не определён, однако источники называют 20 возможных покупателей, от основного владельца золотопромышленной компании «Полюс» Сулеймана Керимова до основательницы Wildberries Татьяны Бакальчук. В самом «Яндексе» информацию не комментируют.

Сообщается, что менеджмент настаивает на покупке бизнеса именно частными инвесторами. По мнению некоторых экспертов, это является одной из проблем, поскольку частные бизнесмены не готовы много платить из-за санкционных рисков.

 Источник изображения: Яндекс

Источник изображения: Яндекс

По имеющимся сведениям, обсуждается продажа 51 % российской структуры за $4 млрд при общей рыночной стоимости около $8 млрд. Ещё один вариант не предусматривает продажи, в фонд будет передаваться лишь право управления российской структурой. По некоторым сведениям, с окончательным вариантом реорганизации лица, принимающие решения, определятся к маю, а сама сделка состоится до конца 2023 года.

По данным РБК, компания уже подтверждала, что реорганизация рассматривается «в свете текущей геополитической обстановки». Оценивались различные варианты, включая выход Yandex N.V. из состава акционеров ряда российских сервисов «Яндекса» — от поиска до такси и доставки еды. Предполагалось, что «Яндекс» сохранил бы право на использование бренда компании, а Yandex N.V. была бы переименована в будущем.

Мнения экспертов о будущем сделки разделились. Одни считают, что она будет совершаться с дисконтом относительно рыночной стоимости, другие — что «Яндекс Россия» будет оценена выше текущих котировок компании. В результате разброс оценок очень большой, называются суммы как в 518 млрд рублей, так и 1211 млрд рублей. Так или иначе, аналитики прогнозируют сохранение за «Яндексом» флагманской роли в сфере интернет-рекламы, доставки еды и такси, а также электронной коммерции, и усиление позиций компании во многих сегментах за счёт ухода конкурентов с российского рынка.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/1082957