В России подскочили продажи виниловых пластинок — в 4 раза за два года
Читать в полной версииПо итогам 2022 года продажи виниловых пластинок в России увеличились на 51 % в годовом исчислении. Об этом сообщил РБК со ссылкой на данные фискального оператора «Платформа ОФД», учитывающего чеки с более чем 1,1 млн кассовых аппаратов по всей стране. Рост популярности пластинок связывают с модой на музыку на физических носителях, а также на их использование для украшения интерьера.
По сравнению с 2020-м в прошлом году продажи виниловых дисков выросли на 296 %, то есть без малого в четыре раза. При этом продажи проигрывателей для пластинок увеличиваются не так активно: в 2022 году их было реализовано на 3 % больше, чем в 2021, и на 102 % больше, чем в 2020 гг. Кроме того, потребители стали тратить больше денег в данном направлении: в 2022 году средний чек на пластинки был 2,5 тыс. руб., что на 18 % больше, чем в 2021 г., и на 36 % больше, чем в 2020 г. Средний чек на проигрыватель в 2022 году составил 20,6 тыс. руб. — на 13 % выше, чем годом ранее. Небольшой спад в продажах пластинок был зафиксирован по итогам января и февраля 2023 года — за аналогичный период 2022 года их было продано на 13 % больше; спад в продажах проигрывателей составил 4 %. Впрочем, эту динамику связали с сезонной коррекцией.
Общий рост популярности виниловых носителей подтвердили в маркетплейсе Ozon: в январе и феврале 2023 года их было продано почти на 50 % больше, чем за аналогичный период 2022 года; и на 70 % в сравнении с теми же месяцами 2021 года. Наибольшей популярностью винтажный формат пользуется в Москве и других крупных городах России. Больше половины пластинок приобретаются онлайн в среднем по две–три за одну покупку.
Аналитики принадлежащего «Платформе ОФД» ресурса «Чек Индекса» отметили, что спрос на виниловые диски растёт по всему миру — любители этого формата считают, что его звук «мягче и естественнее». Пластинки также используются для украшения интерьера, напомнил глава InterMedia Евгений Сафронов. Ещё одним фактором спроса является расширение ассортимента винила в последние годы, добавили в Ozon. А чаще всего за пластинками приходят меломаны 30–35 лет, рассказали в Wildberries, — их приобретают либо в собственную коллекцию, либо в подарок.
Другим объяснением тренда может быть санкционная политика в отношении России, считает управляющая магазином «ВинилМаркет» Елена Кулакова: из страны ушли крупнейшие лейблы и потоковые музыкальные сервисы, отменены многие концерты. В итоге возможностей слушать новые альбомы стало меньше.