Госкорпорация «Росатом» практически полностью купила южнокорейского разработчика литийионных аккумуляторов Enertech. «Росатом» ещё в 2021 году купил 49 % акций Enertech у одной из структур холдинга Ener1, а в прошлом году купил ещё 49 % и теперь фактически является собственником бизнеса, пишет «Коммерсант». Эксперты считают, что покупка компании с пакетом технологий оправдана, поскольку на самостоятельную разработку сопоставимых аккумуляторных технологий ушли бы годы.
Информация о приобретениях «Росатома», точнее, входящей в его состав компании «Рэнера», появилась в отчётности Enertech International за 2022 год. Сейчас «Рэнера» принадлежит доля в 98,32 %. До этого пакет принадлежал TVG Saehan Holdings Limited, входящей в состав Ener1, основным владельцем которой называется стоящий за группой «Илим» Борис Зингаревич. По данным «Коммерсанта», госкорпорации необходимы технологии для начала производства аккумуляторов на своей фабрике в Калининградской области. Там планируется выпускать батареи суммарной ёмкостью 4 ГВт·ч в год — этого достаточно для 50 тыс. электромобилей.
Сообщается, что Enertech представляет собой небольшой завод с собственным исследовательским центром. Известно, что прежний владелец Ener1 занимался развитием аккумуляторных технологий в США, но не слишком преуспел в финансовом отношении. По информации издания, в 2018 году Enertech выпускала аккумуляторы для российского лимузина Aurus, но так и не смогла преодолеть финансовые трудности, накопив убыток в размере $64 млн. При этом только в прошлом году компания начала приносить прибыль, которая составила $2,2 млн.
Запуск калининградского завода планируется осенью 2025 года, выпускаемые тяговые аккумуляторы планируется использовать, например, в электромобилях «Атом». Подконтрольная Enertech структура уже зарегистрировала в 2021 году в России ряд патентов. Известно, что сейчас Enertech занимается разработкой литий-никель-марганец-кобальт-оксидных аккумуляторов (NMC), оптимальных для электромобилей.
Эксперты подчёркивают, что решение «Росатома» о покупке можно только приветствовать, поскольку тяговые аккумуляторы нужны уже сегодня, а на создание собственных технологий уйдёт не один год, в лучшем случае — три-четыре. Сообщается, что ещё в 2021 году Enertech объявила о начале производства тяговых АКБ в соответствии с перспективной технологией NMC811, на разработку которой ушло не менее пяти лет, даже с учётом того, что исходные наработки у компании уже имелись.
По имеющимся данным, в рамках соглашения с российским правительством технологию выпуска литийионных аккумуляторов совместно с «Росатомом» создаёт консорциум «Инэнерджи». Эксперты утверждают, что технологию стоит создавать параллельно с освоением рынка, иначе к моменту готовности решения окупить затраты на разработку будет значительно труднее.