Выяснена причина крушения японского посадочного модуля ispace HAKUTO-R — его программа не поверила датчику высоты
Читать в полной версии25 апреля посадочный модуль HAKUTO-R компании ispace с арабским луноходом «Рашид-1» на борту разбился при попытке сесть на Луну. По горячим следам удалось выяснить, что на определённом этапе спуска в баках модуля закончилось горючее, и он перешёл в свободное падение, после чего разбился о поверхность Луны. Последовавший разбор ситуации показал, что с аварией всё не так просто, как кажется.
Как считают в компании ispace, аварии поспособствовало незапланированное изменение места прилунения. Район посадки был заменён на новый уже после завершения окончательного обзора проекта в 2021 году. Специалисты ispace сделали всё возможное, чтобы учесть иной рельеф местности в месте новой посадки, но, похоже, это не помогло избежать фатальной ошибки.
Сообщается, что посадочный модуль при приближении к точке посадки в кратере Атлас произвёл штатный замер высоты и боковые датчики зафиксировали резкое её изменение. Вероятно, это была кромка кратера, которая выше его дна на 3 км. Навигационная программа модуля посчитала этот скачок в показаниях ошибкой и начала опираться исключительно на заложенные в неё ранее данные траектории, выведенные из множества симуляций.
Согласно данным программы, посадочный модуль к тому моменту достиг поверхности Луны, хотя на самом деле он находился на высоте 5 км над её поверхностью. Двигатели аппарата продолжали работать ещё некоторое время, пока в баках не закончилось горючее, и он не перешёл в режим свободного падения, которое закончилось жёсткой посадкой с разлётом обломков по окрестностям.
Как заявляют разработчики, всему виной программный сбой и он легко устраняется, поэтому в конструкции посадочного модуля ничего менять не придётся. Но если программа посчитала, что модуль уже на Луне, почему тогда работали двигатели? А если бы горючего было больше, модуль смог бы прилуниться без аварии?