Оригинал материала: https://3dnews.kz/1088273

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti 8 Гбайт

Графический процессор AD106. Технические характеристики, цены. Конструкция. Печатная плата

Ценовая политика, которую проводит NVIDIA в отношении ускорителей 40-й серии, настолько же последовательна, насколько возмутительна. Мало того, что новинки оказались дороже своих формальных предшественников, все они, за исключением флагманского RTX 4090, обеспечивают неудовлетворительную прибавку игрового быстродействия в пересчете на стоимость. Даже в самых выгодных, но по-прежнему честных условиях сравнения GeForce RTX 4070 может предложить лишь на 10 % больше FPS на доллар, чем RTX 3070, RTX 4070 Ti — на 16 % больше, чем RTX 3070 Ti, ну а 80-я модель линейки настолько подорожала, что стоимость FPS в лучшем случае осталась прежней. GeForce RTX 4080 частично оправдывает лишь абсолютный уровень производительности, недостижимый для любых устройств прошлого поколения.

В среднем ценовом сегменте, традиционно чувствительном к показателю FPS на доллар, такой подход не работает, но, как мы увидим по результатам тестирования GeForce RTX 4060 Ti, в NVIDIA считают иначе.

#Графический процессор AD106

GeForce RTX 4060 Ti основан на графическом процессоре AD106, который ранее дебютировал в составе ноутбучных видеоадаптеров GeForce RTX 4070. От старших представителей семейства Ada Lovelace чип отличается лишь количественными параметрами, но отличия эти колоссальны. Так, кристалл содержит лишь три крупнейших масштабируемых блока архитектуры — GPC (Graphics Processing Cluster), что дает в общей сложности 36 потоковых мультипроцессоров или 4608 вещественночисленных ALU стандартной точности. Для сравнения: следующий по рангу чип AD104, который лежит в основе десктопных ускорителей GeForce RTX 4070 и RTX 4070 Ti, имеет 7680 шейдерных ALU — на 66 % больше.

Логика фиксированной функциональности включает 144 текстурных модуля, 48 ROP и 36 блоков трассировки лучей.

Важной особенностью архитектуры Ada является огромный кеш второго уровня, который позволил снизить требования GPU к пропускной способности внешней памяти. Кристалл AD106 имеет 32 Мбайт L2 и пользуется узкой 128-битной шиной VRAM. Кроме того, число линий PCI Express в продуктах на базе AD106 урезано с 16 до 8.

ПроизводительNVIDIA
Название AD107 AD106 AD104 AD103 AD102
Где используется GeForce RTX 4060 GeForce RTX 4060 Ti

GeForce RTX 4070;

GeForce RTX 4070 Ti

GeForce RTX 4080 GeForce RTX 4090
Микроархитектура Ada Lovelace Ada Lovelace Ada Lovelace Ada Lovelace Ada Lovelace
Техпроцесс, нм TSMC 4N TSMC 4N TSMC 4N TSMC 4N TSMC 4N
Число транзисторов, млрд 18,9 22,9 35,8 45,9 76,3
Площадь чипа, мм2 146 190 295 378,6 608,6
Число SM/TPC/GPC
Streaming Multiprocessors (SM) 24 36 60 80 144
Thread Processing Clusters (TPC) 12 18 30 40 72
Graphics Processing Clusters (GPC) 3 3 5 7 12
Конфигурация потокового мультипроцессора (SM)
CUDA-ядра FP16 Нет Нет Нет Нет Нет
CUDA-ядра FP32 4 × 32 4 × 32 4 × 32 4 × 32 4 × 32
CUDA-ядра FP64 2 2 2 2 2
CUDA-ядра INT32 4 × 16 4 × 16 4 × 16 4 × 16 4 × 16
ALU специального назначения (SFU) 4 × 4 4 × 4 4 × 4 4 × 4 4 × 4
Тензорные ядра 4 × 1 4 × 1 4 × 1 4 × 1 4 × 1
RT-ядра 1 1 1 1 1
Блоки наложения текстур (TMU) 4 4 4 4 4
Объем регистрового файла, Кбайт 256 256 256 256 256
Объем кеша L1/разделяемой памяти, Кбайт 128 128 128 128 128
Программируемые вычислительные блоки GPU
CUDA-ядра FP16 Нет Нет Нет Нет Нет
CUDA-ядра FP32 3 072 4 608 7 680 10 240 18 432
CUDA-ядра FP64 48 72 120 160 288
CUDA-ядра INT32 1 536 2 304 3 840 5 120 9 216
ALU специального назначения (SFU) 384 576 960 1 280 2 304
Тензорные ядра 96 144 240 320 576
RT-ядра 24 36 60 80 144
Блоки GPU фиксированной функциональности
Блоки наложения текстур (TMU) 96 144 240 320 576
Блоки операций растеризации (ROP) 32 48 80 112 192
Конфигурация памяти
Объем кеша L2, Мбайт 24 32 48 64 96
Разрядность шины RAM, бит 128 128 192 256 384
Тип микросхем RAM GDDR6 SGRAM GDDR6 SGRAM GDDR6X SGRAM GDDR6X SGRAM GDDR6X SGRAM
Интерфейс NVLINK Нет Нет Нет Нет Нет
Интерфейс PCI Express 4.0 x8 4.0 x8 4.0 x16 4.0 x16 4.0 x16

#Технические характеристики, цены

Полностью функциональные чипы AD106 используются только в мобильной графике NVIDIA, в то время как десктопная версия GeForce RTX 4060 Ti утратила 2 из 36 потоковых мультипроцессоров и содержит лишь 4 352 действующих ALU FP32 и 136 блоков наложения текстур. Поразительно, но даже GeForce RTX 3060 Ti имеет более мощную формулу основных вычислительных компонентов. Однако благодаря фотолитографии TSMC 4N графический процессор AD106 работает на существенно больших тактовых частотах (расчетная частота под игровой нагрузкой составляет 2 535 МГц), и в результате GeForce RTX 4060 Ti превосходит RTX 3060 Ti на 36 % теоретического быстродействия, а оригинальную версию RTX 3070 — на 9 %.

При этом, несмотря на существенный прирост «сырой» вычислительной мощности, новая видеокарта довольствуется энергопотреблением в 160 Вт вместо 200 Вт, характерных для GeForce RTX 3060 Ti.

GeForce RTX 4060 Ti комплектуется памятью типа GDDR6 с пропускной способностью 18 Гбит/с, а ее объем составляет 8 либо 16 Гбайт. Релиз ускорителя с 16 Гбайт памяти назначен на июль текущего года, так что сегодня мы рассмотрим 8-гигабайтную модификацию, которая уже поступила в продажу. Заметим, что две версии GeForce RTX 4060 Ti не отличаются друг от друга ничем, кроме объема VRAM и, разумеется, цены.

RTX 4060 Ti 8 Гбайт назначили такую же рекомендованную стоимость, как у RTX 3060 Ti, — $399. Стало быть, это первое устройство во всей 40-й линейке, которое не стало дороже своего формального предшественника и при этом сулит значительную прибавку быстродействия. Впрочем, не будем делать тайны из того, что практика в данном случае расходится с теоретическими оценками. Ключевым фактором, который на самом деле отличает GeForce RTX 4060 Ti от RTX 3060 Ti, является полный комплект технологий DLSS 3.0, включая генерацию кадров. Последняя функция уже играет ведущую роль в маркетинге более дорогих представителей 40-го семейства: от RTX 4070 до RTX 4080, но RTX 4060 Ti, кажется, и вовсе неотделим от генерации кадров, а будущее новинки всецело зависит от того, как много игр примет ее на вооружение.

Масштабирование и генерация кадров также маскируют скромный объем VRAM, ведь при использовании DLSS рендеринг происходит в пониженном разрешении. Грядущая 16-гигабайтная версия GeForce RTX 4060 Ti застрахована от дефицита локальной памяти, однако и стоит на целых $100 больше базовой модели.

ПроизводительNVIDIA
Модель GeForce RTX 3060 (12 Гбайт) GeForce RTX 3060 Ti GeForce RTX 3070 GeForce RTX 4060 GeForce RTX 4060 Ti GeForce RTX 4070
Графический процессор
Название GA106 GA104 GA104 AD107 AD106 AD104
Микроархитектура Ampere Ampere Ampere Ada Lovelace Ada Lovelace Ada Lovelace
Техпроцесс Samsung 8N Samsung 8N Samsung 8N TSMC 4N TSMC 4N TSMC 4N
Число транзисторов, млрд 12 17,4 17,4 18,9 22,9 35,8
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock 1 320/1 777 1 410/1 665 1 500/1 725 1 830/2 460 2 310/2 535 1 920/2 475
Шейдерные ALU FP32 3 584 4 864 5 888 3 072 4 352 5 888
Блоки наложения текстур (TMU) 112 152 184 96 136 184
Блоки операций растеризации (ROP) 48 80 96 32 48 64
Тензорные ядра 112 152 184 96 136 184
RT-ядра 28 38 46 24 32 46
Оперативная память
Разрядность шины, бит 192 256 256 128 128 192
Тип микросхем GDDR6 SGRAM GDDR6 SGRAM GDDR6 SGRAM GDDR6 SGRAM GDDR6 SGRAM GDDR6X SGRAM
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) 1 875 (15 000) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000) 1 063 (17 000) 1 125 (18 000) 1 313 (21 000)
Объем, Мбайт 12 288 8 192 8 192 8 192 8 192/16 384 12 228
Объем кеша L2, Мбайт 3 4 4 24 32 36
Шина ввода/вывода PCI Express 4.0 x16 PCI Express 4.0 x16 PCI Express 4.0 x16 PCI Express 4.0 x8 PCI Express 4.0 x8 PCI Express 4.0 x16
Производительность
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) 12 738 16 197 20 314 15 114 22 065 29 146
Производительность FP64/FP32 1/64 1/64 1/64 1/64 1/64 1/64
Производительность FP16/FP32 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с 360 448 448 272 288 504
Вывод изображения
Интерфейсы вывода изображения DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1
TBP/TDP, Вт 170 200 220 115 160 200
Розничная цена (США, без налога), $ 329 (рекоменд. в момент выхода) 399 (рекоменд. в момент выхода) 499 (рекоменд. в момент выхода) 299 (рекоменд. в момент выхода) 399/499 (рекоменд. в момент выхода) 599 (рекоменд. в момент выхода)
Розничная цена (Россия), руб. 32 990 (рекоменд. в момент выхода) 39 990 (рекоменд. в момент выхода) 45 490 (рекоменд. в момент выхода) Н/Д Н/Д Н/Д

Главными соперниками GeForce RTX 4060 Ti в текущих условиях являются видеокарты прошлого поколения, поскольку свежий Radeon RX 7600 относится к более низкой категории производительности и цены. Минимальная стоимость новинки в России сейчас составляет 45 155 руб., в то время как GeForce RTX 3070 доступен за 41 990 (или даже меньше для тех, кто не гнушается сомнительными китайскими брендами), а Radeon RX 6700 XT подешевел до 33 тыс. руб. В свою очередь, ценовой диапазон RTX 3070 Ti и Radeon RX 6800 начинается с сумм 53 890 и 49 724 руб. соответственно.

Мы рассмотрим GeForce RTX 4060 Ti на примере ускорителя GIGABYTE EAGLE, который является одной из самых доступных реализаций новинки. Видеокарта существует в двух вариантах: с референсными тактовыми частотами либо номинальным заводским разгоном — 2 550 вместо 2 540 МГц. В период работы над обзором эти ускорители продавались за минимальную стоимость в 49 391 и 53 865 руб. соответственно.

#Конструкция

Скромное энергопотребление GeForce RTX 4060 Ti располагает к компактному дизайну, но GIGABYTE EAGLE оборудован такой же крупной системой охлаждения, как у многих более производительных и горячих видеокарт. Устройство занимает в корпусе ПК два полных слота расширения и насчитывает 272 мм в длину.

Радиатор СО обслуживают три вентилятора с диаметром крыльчатки 77 мм. Средний вентилятор вращается в противоположном направлении относительно двух других, а самый дальний от видеовыходов продувает свой участок радиатора насквозь через окно в бэкплейте. Бэкплейт у GIGABYTE EAGLE пластиковый, а значит, выполняет только защитную функцию и не способствует охлаждению PCB. У видеокарты нет абсолютно никакой светодиодной подсветки.

GeForce RTX 4060 Ti, как и RTX 4070, использует для дополнительного питания не новый стандарт 12VHPWR, а обычный восьмиконтактный разъем.

Радиатор кулера собран по технологии прямого контакта между сплющенными секциями тепловых трубок и кристаллом GPU, которая в настоящее время считается признаком бюджетных устройств. Тепловых трубок всего три штуки, диаметром 6 мм, а для охлаждения микросхем GDDR6, силовых каскадов и дросселей VRM на радиаторе есть отдельные теплосъемники.

#Печатная плата

Модели 40-й серии в диапазоне от GeForce RTX 4070 до RTX 4080 производители видеокарт часто собирают на очень похожих печатных платах. Напротив, сниженное энергопотребление и 128-битная шина памяти RTX 4060 Ti позволяют существенно упростить дизайн и комплектацию PCB.

На плате GIGABYTE EAGLE есть разводка для восьми фаз питания GPU, но задействованы лишь шесть фаз на основе силовых каскадов Alpha & Omega AOZ5311NQI с номинальным током 55A под управлением распространенного ШИМ-контроллера uP9512R от uPI Semiconductor. Питание чипов памяти однофазное и реализовано при помощи дискретных MOSFET’ов на 69 А.

Сами микросхемы VRAM, изготовленные Samsung, несут маркировку K4ZAF325BC-SC20, которая указывает на пропускную способность 20 Гбит/с.

У GIGABYTE EAGLE есть две копии BIOS, которые задают различные настройки скорости вращения вентиляторов: OC и Silent.

Методика тестирования. Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон. Игровые тесты (1920 × 1080)

#Тестовый стенд, методика тестирования

Тестовый стенд
CPU AMD Ryzen 9 5950X (4,4 ГГц, фиксированная тактовая частота всех ядер)
Материнская плата ASUS ROG Strix X570-E Gaming (Resizable BAR вкл.)
Оперативная память G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 4 × 8 Гбайт (3600 МТ/с, CL16)
ПЗУ Intel SSD 760p, 2048 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт
Система охлаждения CPU Corsair iCUE H115i RGB PRO XT
Корпус Открытый стенд
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для GPU AMD
Все видеокарты AMD Software Adrenalin Edition 23.5.2
ПО для GPU NVIDIA
Все видеокарты NVIDIA GeForce Game Ready Driver 535.98
ПО для GPU Intel
Все видеокарты Intel Graphics Driver 31.0.101.4369
Игры без трассировки лучей
Игра API Метод тестирования Настройки графики Полноэкранное сглаживание
Assassin's Creed Valhalla DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA High
Borderlands 3 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Cyberpunk 2077 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Screen Space Reflections: Ultra TAA
DOOM Eternal Vulkan OCAT, начало миссии Mars Core Макс. качество графики TSSAA
Far Cry 6 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Metro Exodus DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Shading Rate: 100% TAA
Red Dead Redemption 2 Vulkan Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA High
Total War: WARHAMMER III DirectX 11 Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark) Макс. качество графики TAA High
Watch Dogs: Legion DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Игры с трассировкой лучей
Игра API Метод тестирования Настройки графики Масштабирование
Cyberpunk 2077 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Screen Space Reflections: Ultra DLSS Balanced/FSR Balanced
DOOM Eternal Vulkan OCAT, начало миссии Mars Core Макс. качество графики DLSS Balanced
Far Cry 6 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики FSR Balanced
Metro Exodus Enchanced Edition DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Ray Tracing: Ultra; Reflections: Raytaced; VRS: 1x DLSS Balanced
Minecraft with RTX Beta DirectX 12 OCAT, бенчмарк в мире Portal Pioneers Макс. дальность рендеринга DLSS (коэффициент масштабирования зависит от целевого разрешения)
Quake II RTX Vulkan (расширения VK_KHR) Timedemo, demo1.dm2 Макс. качество графики FSR Balanced
Watch Dogs: Legion DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики DLSS Balanced

В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если бенчмарка нет).

Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел берется значение, соответствующее 1-му процентилю распределения. Red Dead Redemption 2 является исключением: ее встроенный бенчмарк самостоятельно регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота. В Assassin’s Creed Valhalla мы вынуждены ориентироваться на минимальный фреймрейт по данным интегрированного бенчмарка.

Рабочие приложения
Приложение Настройки API
AMD Intel NVIDIA
Adobe Premiere Pro 2022 (22.x) PugetBench for Premiere Pro 0.95.4 (состав тестов по ссылке) Воспроизведение MultiCam H.264, ProRes 422, RED R3D (4K@59,94 FPS) OpenCL OpenCL CUDA
Heavy GPU Effects: экспорт в ProRes 422HQ (4K@59,94 FPS)
Blender 3.x Демо Agent 327 Barbershop с сайта Blender Рендерер Cycles HIP oneAPI CUDA/OptX
Blackmagic Design DaVinci Resolve Studio 18.x Puget Systems DaVinci Resolve Studio Benchmark 0.93.1 (состав тестов по ссылке) Standard Benchmark (4K GPU Effects, 4K Media). Use GPU for RED R3D: Debayer OpenCL OpenCL CUDA
Кодирование/декодирование видео (ffmpeg 5.x)
Задача Настройки API
AMD Intel NVIDIA AMD Intel NVIDIA
Декодирование H.264 1920 × 1080 (High Profile, L4.1); 3840 × 2160 (High Profile, L5.1) D3D11VA
HEVC 1920 × 1080 (Main Profile, L4.0); 3840 × 2160 (Main Profile, L5.0); 7680 × 4320 (Main Profile, L6.0)
VP9 1920 × 1080; 3840 × 2160; 7680 × 4320
AV1
Кодирование H.264 (YUV 4:2:2) 1920 × 1080 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M -c:v h264_qsv -preset veryfast -profile:v main -level 4.1 -b:v 3M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M AMF oneVPL NVENC
3840 × 2160 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M -c:v h264_qsv -preset veryfast -profile:v main -level 5.1 -b:v 7.5M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M
Кодирование HEVC (YUV 4:2:2) 1920 × 1080 -c:v hevc_amf -quality speed -level 4 -b:v 3M -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 3M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 4 -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v hevc_amf -quality speed -level 5 -b:v 7.5M -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 7.5M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 5 -b:v 7.5M
7680 × 4320 -c:v hevc_amf -quality speed -level 6 -b:v 20M -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 20M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 6 -b:v 20M
Кодирование AV1 (YUV 4:2:2) 1920 × 1080 -c:v hevc_amf -quality speed -level 8 -b:v 3M -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 3M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 8 -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v hevc_amf -quality speed -level 12 -b:v 7.5M -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 7.5M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 12 -b:v 7.5M
7680 × 4320 -c:v hevc_amf -quality speed -level 16 -b:v 20M -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 20M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 16 -b:v 20M

Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Cyberpunk 2077 при разрешении 3840 × 2160 и максимальных параметрах качества графики (без трассировки лучей), а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.

#Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:

Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты с заводским разгоном приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае используются настройки производителя.

#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон

Под игровой нагрузкой GeForce RTX 4060 Ti от GIGABYTE почти целиком использует резерв мощности видеокарты, который составляет 160 Вт. RTX 4060 Ti обладает самым низким энергопотреблением среди прочих устройств данной категории цены и быстродействия. Две версии BIOS, между которыми позволяет переключаться ускоритель, не отличаются друг от друга ни по резерву мощности, ни по тактовой частоте GPU: она колеблется вокруг 2,65 ГГц под игровой нагрузкой.

Рабочие параметры под нагрузкой (Cyberpunk 2077)
Видеокарта Настройки Тактовая частота GPU, МГц (шейдерный домен) Тактовая частота GPU, МГц (front-end) Напряжение питания GPU, В Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.)
Средн. Макс. Средн. Макс. Средн. Макс. Средн. Средн.
GIGABYTE GeForce RTX 4060 Ti EAGLE OC (2310/2550 МГц, 18 Гбит/с, 8 Гбайт) Silent BIOS 2655 2670 Н/Д Н/Д 1,07 1,08 1443 (59%) 1443 (59%)
GIGABYTE GeForce RTX 4060 Ti EAGLE OC (2310/2550 МГц, 18 Гбит/с, 8 Гбайт) OC BIOS 2657 2670 Н/Д Н/Д 1,07 1,08 1763 (65%) 1763 (65%)
GIGABYTE GeForce RTX 4060 Ti EAGLE OC (+250 МГц, 21 Гбит/с, 8 Гбайт) OC BIOS, +35% мощности, +100 мВ 2944 2955 Н/Д Н/Д 1,12 1,12 1934 (69%) 1934 (69%)
NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti FE (1410/1665 МГц, 14 Гбит/с, 8 Гбайт) 1820 1845 Н/Д Н/Д 0,95 0,96 1619 (46%) 1619 (46%)
NVIDIA GeForce RTX 3070 FE (1500/1730 МГц, 14 Гбит/с, 8 Гбайт) 1836 1860 Н/Д Н/Д 0,94 0,96 1767 (50%) 1766 (50%)
NVIDIA GeForce RTX 3070 Ti FE (1575/1770 МГц, 19 Гбит/с, 8 Гбайт) 1863 1875 Н/Д Н/Д 1,01 1,02 1810 (50%) 1810 (54%)
Gainward GeForce RTX 4070 Ghost (1920/2475 МГц, 21 Гбит/с, 12 Гбайт) 2679 2700 Н/Д Н/Д 1,04 1,07 1678 (42%) 1678 (42%)
SAPPHIRE PULSE Radeon RX 6600 XT (2000/2593 МГц, 16 Гбит/с, 8 Гбайт) 2574 2626 Н/Д Н/Д 1,13 1,15 1072 (29%) Н/Д
AMD Radeon RX 6700 XT (2321/2581 МГц, 16 Гбит/с, 12 Гбайт) 2520 2554 Н/Д Н/Д 1,18 1,20 1729 (50%) Н/Д
AMD Radeon RX 6800 (1700/2105 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) 2202 2206 Н/Д Н/Д 1,02 1,03 1658 (50%) Н/Д
Intel Arc A770 Limited Edition (2100/2400 МГц, 17,5 Гбит/с, 16 Гбайт) 2400 2400 Н/Д Н/Д 1,02 1,02 1732 Н/Д

Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.

На что влияет выбор прошивки, так это на скорость вращения вентиляторов, а следовательно, температуру компонентов и шум. В режиме OC уровень шума системы охлаждения составляет 34–35 дБА на расстоянии 30 см, что не слишком впечатляет для видеокарты с энергопотреблением в 160 Вт. Напротив, Silent BIOS снижает уровень шума до очень низкого значения в 29 дБА.

Температура GPU в режиме Silent не превышает 69 °С (82 в горячей точке), а в режиме OC — 66 °С (78 в горячей точке) даже под стрессовой нагрузкой.

GIGABYTE EAGLE OC имеет солидный запас мощности для пользовательского разгона: базовое TBP видеокарты можно увеличить на 35 %. Благодаря этому нам удалось повысить устойчивую тактовую частоту GPU под игровой нагрузкой на значительную величину в 287 МГц. В свою очередь, чипы памяти GDDR6 стабильно работают с пропускной способностью 21 Гбит/с вместо референсных 18.

Энергопотребление разогнанного RTX 4060 Ti достигает 181 Вт, но уровень шума СО держится в приемлемых границах — около 37 дБА.

#Игровые тесты (1920 × 1080)

В большинстве игр при разрешении 1080p без трассировки лучей GeForce RTX 4060 Ti развивает кадровую частоту выше 60 FPS с большим запасом, что подчеркивает высокую энергоэффективность устройства. Для сравнения: аналогичный по мощности Radeon RX 6600 XT в наиболее требовательных бенчмарках не достиг критической отметки 60 FPS, а его средняя производительность на 20 % ниже.

Однако если взять за точку отсчета результаты формального предшественника новинки — GeForce RTX 3060 Ti, хвалить RTX 4060 Ti уже не за что. Средняя разница в частоте смены кадров между этими видеокартами составляет 9 % FPS, а GeForce RTX 3070 и RTX 3070 Ti оказались быстрее на 5 и 11 % соответственно. GeForce RTX 4060 Ti и RTX 4070 разделяет громадная дистанция в 29 % FPS.

Среди ускорителей AMD ближайшим аналогом RTX 4060 Ti является Radeon RX 6700 XT: несмотря на явное преимущество той или другой модели в определенных играх, по усредненному фреймрейту они эквивалентны. В свою очередь, Radeon RX 6800 предлагает на 15 % FPS больше.

Наконец, быстродействие GeForce RTX 4060 Ti на 25 % выше по сравнению с Intel Arc A770.

Игровые тесты (2560 × 1440). Игровые тесты с трассировкой лучей. Игровые тесты в разгоне

#Игровые тесты (2560 × 1440)

При разрешении 1440p GeForce RTX 4060 Ti уже не дотягивает до заветных 60 FPS на максималках в большинстве тестовых игр и смотрится еще бледнее по сравнению с устройствами предыдущего поколения. Новая модель превосходит GeForce RTX 3060 Ti всего лишь на 6 % FPS, а GeForce RTX 3070 и RTX 3070 Ti ушли вперед на 9 и 16 % соответственно. Преимущество GeForce RTX 4070 перед RTX 4060 Ti в этом режиме достигло 36 % средней кадровой частоты.

Что касается «красных» видеокарт, то Radeon RX 6600 XT пропустил GeForce RTX 4060 Ti вперед на 28 % FPS под давлением повышенного разрешения, но Radeon RX 6700 XT обладает точно таким же усредненным быстродействием, как RTX 4060 Ti, а Radeon RX 6800 стал на 23 % быстрее. По сравнению с Intel Arc A770 новинка NVIDIA развивает фреймрейт на 16 % выше.

#Игровые тесты с трассировкой лучей

Бенчмарки с рейтрейсингом тоже не смогли представить GeForce RTX 4060 Ti в более выгодном свете. Среднее преимущество новинки перед GeForce RTX 3060 Ti составляет 4 % в режиме 1080p и всего лишь 1 % при разрешении 1440p. Причина в том, что такие игры, как Cyberpunk 2077 и Watch Dogs: Legion, не видят никакой разницы между RTX 3060 Ti и RTX 4060 Ti, а оба теста в полностью трассированной среде — Quake II RTX и Minecraft — и вовсе отдают предпочтение старой модели. Следующие по старшинству устройства 30-й серии — GeForce RTX 3070 и RTX 3070 Ti — опережают RTX 4060 Ti на 12–17 % и 22–28 % средней кадровой частоты соответственно.

Как и следовало ожидать, новинка без труда расправилась с видеокартами AMD 6000-й серии. GeForce RTX 4060 Ti на 64–72 % превосходит Radeon RX 6600 XT и на 27–24 % — Radeon RX 6700 XT. Только Radeon RX 6800 удалось вырвать преимущество в 2 % при разрешении 1440p, хотя этот ускоритель также отстает от GeForce RTX 4060 Ti на 4 % в режиме 1080p. Наконец, результаты RTX 4060 Ti на 10–20 % выше, чем у Intel Arc 770.

В абсолютном измерении производительности RTX 4060 Ti хватает, чтобы обеспечить комфортный фреймрейт от 60 FPS и выше в некоторых играх при разрешении 1080p, но самые сложные тайтлы уже нуждаются в масштабировании кадров. В режиме 1440p с трассировкой лучей апскейлинг, как правило, необходим, и зачастую с более агрессивным коэффициентом масштабирования, нежели DLSS Balanced.

#Игровые тесты в разгоне

GIGABYTE GeForce RTX 4060 Ti EAGLE OC весьма продуктивно разгоняется. Повышенные тактовые частоты видеоядра и памяти выражаются в приросте кадровой частоты как минимум на 4, а в среднем — на 10 % FPS.

Тесты в рабочих приложениях. Кодирование/декодирование видео. Таблицы результатов. Выводы

#Тесты в рабочих приложениях

«Сырая» вычислительная мощность GPU куда лучше проявляется в рабочих задачах, чем в играх. Так, бенчмарк Blender поставил новинку выше всех трех ускорителей серии GeForce 30 (RTX 3060 Ti, RTX 3070, RTX 3070 Ti), которые мы взяли для сравнения, не говоря уже об устройствах AMD и Intel Arc A770.

GeForce RTX 4060 Ti также не уступает старым моделям NVIDIA по скорости воспроизведения проекта Premiere Pro при работе с форматами H.264 и ProRes 422, но в то же время отстает от Intel Arc A770.

А вот по скорости экспорта проекта такие устройства, как GeForce RTX 3070 Ti и Radeon RX 6800, снова выигрывают у GeForce RTX 4060 Ti.

#Кодирование/декодирование видео

Графический процессор AD106 обладает точно таким же аппаратным декодером видео, как старшие чипы семейства Ada. Если не считать формат H.264, с которым лучше всего справляются продукты AMD, новые устройства NVIDIA развивают наивысшую скорость декодирования среди потребительских видеокарт.

В свою очередь, блок кодирования у GeForce RTX 4060 Ti такой же, как у GeForce RTX 4070, но в обеих моделях он урезан по сравнению с GeForce RTX 4070 Ti и старше. Несмотря на это, RTX 4060 Ti превосходит по скорости кодирования H.264 и H.265 предложения AMD и Intel. В работе с AV1 при разрешении 1080p и 4К новинку можно приравнять к старшим видеокартам Radeon 7000-й серии, но в 8К преимущество снова на стороне GeForce RTX 4060 Ti.


#Производительность на ватт

Мелкие GPU в рамках той или иной серии чипов, как правило, уступают крупным процессорам по быстродействию на ватт, и AD106 — не исключение. Энергоэффективность GeForce RTX 4070 на 13 % выше, чем у RTX 4060 Ti. Но в то же время новинка на 36–37 % превосходит GeForce RTX 3060 Ti и RTX 3070, а RTX 3070 Ti — на целых 62 %.

По сравнению с видеокартами AMD 6000-й серии GeForce RTX 4060 Ti также развивает существенно большую производительность на ватт: на 35, 44 и 24 % выше, чем у Radeon RX 6600 XT, RX 6700 XT и RX 6800 соответственно.

Intel Arc A770 обладает худшей энергоэффективностью среди сравниваемых устройств: преимущество RTX 4060 Ti перед «синим» ускорителем достигло 71 % FPS на ватт.

ПроизводительNVIDIAAMDIntel
Модель GeForce RTX 4060 Ti GeForce RTX 3060 Ti GeForce RTX 3070 GeForce RTX 3070 Ti GeForce RTX 4070 Radeon RX 6600 XT Radeon RX 6700 XT Radeon RX 6800 Intel Arc A770
Графический процессор AD106 GA104 GA104 GA104 AD104 Navi 23 XT Navi 22 XT Navi 21 XL DG2-512
Микроархитектура Ada Lovelace Ampere Ampere Ampere Ada Lovelace RDNA 2 RDNA 2 RDNA 2 Alchemist
Техпроцесс, нм TSMC 4N Samsung 8N Samsung 8N Samsung 8N TSMC 4N TSMC N7 TSMC N7 TSMC N7 TSMC N6
Число транзисторов, млрд 22,9 17,4 17,4 17,4 35,8 11,06 17,2 26,8 21,7
Площадь чипа, кв. мм 190 392,5 392,5 392,5 295 237 336 519,8 406
Средняя потребляемая мощность (Cyberpunk 2077), Вт 154 199 229 291 186 162 225 235 228
Производительность/Вт 100% −27% −26% −38% +13% −26% −31% −19% −42%
Производительность/млн транзисторов 100% +24% +43% +53% −13% +62% +34% +5% −9%
Производительность/кв. мм 100% −54% −47% −44% −12% −37% −43% −55% −60%
Производительность/Вт (обратное сравнение) 100% +37% +36% +62% −12% +35% +44% +24% +71%
Производительность/млн транзисторов (обратное сравнение) 100% −19% −30% −34% +15% −38% −26% −5% +10%
Производительность/кв. мм (обратное сравнение) 100% +120% +90% +78% +14% +60% +75% +122% +148%

#Результаты игровых тестов и цены

1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 NVIDIA GeForce RTX 3070 Ti NVIDIA GeForce RTX 4070 SAPPHIRE PULSE Radeon RX 6600 XT AMD Radeon RX 6700 XT AMD Radeon RX 6800 Intel Arc A770
Assassin's Creed Valhalla TAA High 59 / 119 52 / 110 53 / 119 53 / 127 66 / 151 41 / 99 46 / 119 45 / 130 47 / 74
Borderlands 3 TAA 85 / 112 87 / 103 90 / 118 107 / 126 115 / 148 65 / 99 88 / 122 94 / 140 71 / 92
Cyberpunk 2077 TAA 81 / 97 75 / 91 87 / 106 90 / 111 101 / 120 63 / 75 75 / 91 91 / 114 71 / 80
DOOM Eternal TSSAA 160 / 262 120 / 223 163 / 278 166 / 289 216 / 351 147 / 212 185 / 270 214 / 322 139 / 205
Far Cry 6 TAA 101 / 128 101 / 120 96 / 127 93 / 127 100 / 141 97 / 110 98 / 129 95 / 134 86 / 97
Metro Exodus TAA 41 / 71 37 / 67 44 / 78 46 / 83 54 / 94 32 / 53 39 / 66 44 / 73 40 / 65
Red Dead Redemption 2 TAA High 34 / 64 30 / 56 35 / 66 37 / 69 45 / 82 38 / 41 51 / 55 62 / 66 47 / 53
Total War: WARHAMMER III TAA High 72 / 87 68 / 82 76 / 92 85 / 102 100 / 120 50 / 59 67 / 81 84 / 101 52 / 71
Watch Dogs: Legion TAA 57 / 79 52 / 76 60 / 87 61 / 90 76 / 108 58 / 76 68 / 93 74 / 105 50 / 68
Макс. −4% +10% +17% +38% −4% +18% +33% −8%
Средн. −8% +5% +11% +29% −20% 0% +15% −20%
Мин. −15% −1% −1% +10% −36% −14% +3% −38%
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 NVIDIA GeForce RTX 3070 Ti NVIDIA GeForce RTX 4070 SAPPHIRE PULSE Radeon RX 6600 XT AMD Radeon RX 6700 XT AMD Radeon RX 6800 Intel Arc A770
Assassin's Creed Valhalla TAA High 46 / 86 46 / 80 47 / 91 53 / 97 52 / 115 35 / 69 40 / 86 41 / 101 34 / 60
Borderlands 3 TAA 67 / 76 61 / 71 72 / 83 77 / 89 88 / 103 57 / 67 77 / 85 87 / 104 59 / 68
Cyberpunk 2077 TAA 51 / 59 49 / 57 58 / 68 62 / 72 67 / 79 40 / 45 51 / 58 64 / 75 50 / 56
DOOM Eternal TSSAA 114 / 187 105 / 176 122 / 206 125 / 217 180 / 276 112 / 151 144 / 199 171 / 243 115 / 159
Far Cry 6 TAA 86 / 95 82 / 90 91 / 101 93 / 103 94 / 121 70 / 77 88 / 94 92 / 111 69 / 77
Metro Exodus TAA 36 / 58 32 / 54 38 / 64 40 / 68 46 / 77 27 / 43 33 / 54 39 / 63 34 / 55
Red Dead Redemption 2 TAA High 28 / 53 25 / 48 30 / 56 32 / 59 38 / 69 32 / 35 45 / 48 56 / 59 41 / 46
Total War: WARHAMMER III TAA High 47 / 58 46 / 56 53 / 64 59 / 71 65 / 82 31 / 37 44 / 53 56 / 69 34 / 47
Watch Dogs: Legion TAA 46 / 59 43 / 58 50 / 66 52 / 70 62 / 83 43 / 55 53 / 69 59 / 80 41 / 55
Макс. −2% +15% +22% +48% −7% +17% +37% −5%
Средн. −6% +9% +16% +36% −22% +1% +23% −14%
Мин. −9% +6% +8% +27% −36% −9% +9% −30%

#Результаты игровых тестов с трассировкой лучей и цены

1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 NVIDIA GeForce RTX 3070 Ti NVIDIA GeForce RTX 4070 SAPPHIRE PULSE Radeon RX 6600 XT AMD Radeon RX 6700 XT AMD Radeon RX 6800 Intel Arc A770
Cyberpunk 2077 TAA 27 / 37 29 / 36 33 / 41 40 / 46 45 / 52 14 / 17 19 / 22 24 / 29 25 / 28
DOOM Eternal TSSAA 103 / 166 94 / 151 130 / 197 135 / 209 170 / 250 81 / 115 54 / 143 122 / 172 99 / 137
Far Cry 6 TAA 50 / 89 52 / 80 54 / 86 81 / 97 88 / 115 64 / 76 86 / 100 86 / 109 73 / 82
Metro Exodus Enchanced Edition TAA 35 / 54 31 / 48 37 / 56 39 / 60 46 / 71 24 / 33 30 / 43 36 / 54 34 / 51
Minecraft with RTX Beta TAA 68 / 73 66 / 74 80 / 88 86 / 95 101 / 111 24 / 28 30 / 36 41 / 47 0 / 0
Quake II RTX TAA Н/Д / 72 Н/Д / 76 Н/Д / 86 Н/Д / 96 Н/Д / 124 Н/Д / 41 Н/Д / 52 Н/Д / 68 Н/Д / 45
Watch Dogs: Legion TAA 38 / 47 37 / 47 43 / 55 46 / 57 55 / 69 24 / 33 32 / 43 41 / 52 36 / 44
Макс. +6% +21% +33% +72% −15% +12% +22% −6%
Средн. −4% +12% +22% +46% −39% −21% −4% −28%
Мин. −11% −3% +9% +29% −62% −51% −36% −100%
1920 × 1080 (DLSS)
Режим DLSS NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 NVIDIA GeForce RTX 3070 Ti NVIDIA GeForce RTX 4070
Cyberpunk 2077 Balanced 69 / 80 61 / 71 70 / 82 73 / 85 90 / 104
DOOM Eternal Balanced 142 / 215 131 / 211 150 / 233 153 / 247 195 / 302
Metro Exodus Enchanced Edition Balanced 42 / 73 38 / 66 44 / 77 46 / 81 55 / 95
Minecraft with RTX Beta Quality 110 / 128 116 / 128 135 / 148 127 / 158 63 / 176
Watch Dogs: Legion Balanced 52 / 70 50 / 68 55 / 77 57 / 80 70 / 89
Макс. 0% +16% +23% +40%
Средн. −5% +8% +14% +33%
Мин. −11% +2% +6% +27%
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 NVIDIA GeForce RTX 3070 Ti NVIDIA GeForce RTX 4070 SAPPHIRE PULSE Radeon RX 6600 XT AMD Radeon RX 6700 XT AMD Radeon RX 6800 Intel Arc A770
Cyberpunk 2077 TAA 16 / 20 15 / 20 15 / 20 22 / 27 28 / 32 4 / 7 11 / 13 15 / 18 15 / 18
DOOM Eternal TSSAA 82 / 120 79 / 118 90 / 138 94 / 145 138 / 191 56 / 78 73 / 104 92 / 128 80 / 105
Far Cry 6 TAA 43 / 65 41 / 61 41 / 66 72 / 82 86 / 104 49 / 56 73 / 81 86 / 95 62 / 68
Metro Exodus Enchanced Edition TAA 28 / 40 25 / 35 29 / 42 32 / 45 37 / 54 18 / 24 24 / 31 30 / 40 29 / 40
Minecraft with RTX Beta TAA 41 / 44 41 / 45 49 / 53 52 / 57 60 / 66 14 / 17 18 / 22 25 / 29 0 / 0
Quake II RTX TAA Н/Д / 41 Н/Д / 45 Н/Д / 52 Н/Д / 58 Н/Д / 71 Н/Д / 23 Н/Д / 30 Н/Д / 40 Н/Д / 26
Watch Dogs: Legion TAA 28 / 33 28 / 33 33 / 39 35 / 42 40 / 49 16 / 21 21 / 29 29 / 36 28 / 33
Макс. +10% +27% +41% +73% −14% +25% +46% +5%
Средн. −1% +12% +28% +55% −42% −19% +2% −22%
Мин. −13% 0% +13% +35% −65% −50% −34% −100%
2560 × 1440 (DLSS)
Режим DLSS NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 NVIDIA GeForce RTX 3070 Ti NVIDIA GeForce RTX 4070
Cyberpunk 2077 Balanced 37 / 50 33 / 45 42 / 54 51 / 61 62 / 71
DOOM Eternal Balanced 95 / 141 93 / 145 111 / 175 113 / 184 169 / 238
Metro Exodus Enchanced Edition Balanced 38 / 61 34 / 54 40 / 64 42 / 69 50 / 80
Minecraft with RTX Beta Balanced 88 / 95 89 / 98 106 / 115 110 / 122 118 / 142
Watch Dogs: Legion Balanced 44 / 56 41 / 54 48 / 62 50 / 65 61 / 79
Макс. +3% +24% +30% +69%
Средн. −4% +14% +22% +46%
Мин. −11% +5% +13% +31%

#Выводы

В отличие от старших моделей семейства GeForce 40, RTX 4060 Ti поступил в продажу с точно такой же MSRP $399, как у его предшественника. Но радоваться рано. Герой обзора не смог продемонстрировать никаких весомых преимуществ перед RTX 3060 Ti: в лучшем случае можно рассчитывать на прибавку в 9 % кадровой частоты, усредненной по всем бенчмаркам, без трассировки лучей и, парадоксально, лишь 4 % с рейтрейсингом. В зачет RTX 4060 Ti идет разве что низкое энергопотребление и аппаратный кодировщик видео AV1 — далеко не первоочередные качества для большинства покупателей. По сути, это видеокарта, вся ценность которой сводится к DLSS 3.0 с функцией генерации кадров, что не лишено смысла в теории. Вот только DLSS 3.0, мягко говоря, еще далека от того, чтобы превратиться в индустриальный стандарт, способный переопределить базовые условия измерения производительности.

Среди других представителей уходящего поколения даже GeForce RTX 3070 оказался на 5–9 % быстрее RTX 4060 Ti в играх без рейтрейсинга и уже на 12–17 % быстрее с RT. Ближе всего к RTX 4060 Ti находится Radeon RX 6700 XT, но стоит включить трассировку лучей, и RTX 4060 Ti уже на равных соревнуется с Radeon RX 6800. Проблема в том, что и GeForce RTX 3070, и Radeon RX 6700 XT сейчас продаются за меньшие суммы, чем простейшие варианты RTX 4060 Ti, а RTX 3070 Ti и Radeon RX 6800 за умеренную доплату предлагают такое быстродействие, которого, например, хватает для комфортной игры при разрешении 1440p — а RTX 4060 Ti явно буксует в этом режиме.

8 Гбайт VRAM пока не стесняют GeForce RTX 4060 Ti в большинстве игр при адекватных графическому процессору настройках, но, безусловно, ограничивают долголетие видеокарты. И разумеется, тем более обидно, что при такой же стоимости, как у RTX 3060 Ti, даже не увеличили видеопамять. На июль запланирован выпуск 16-гигабайтной модификации GeForce RTX 4060 Ti, но остальные характеристики у этих видеокарт одинаковы. А если учесть, что еще 8 Гбайт VRAM повлекут за собой наценку в $100, резонно предположить, что по количеству FPS на доллар старшая версия не только не превосходит RTX 3060 Ti, а даже уступает ему.

Новинку NVIDIA представил в обзоре ускоритель GIGABYTE EAGLE OC. Хотя он стоит дешевле многих других реализаций GeForce RTX 4060 Ti, производитель не поскупился на крупную систему охлаждения с тремя вентиляторами и дополнительный BIOS, который гарантирует низкий уровень шума. Кроме того, RTX 4060 Ti весьма продуктивно разгоняется — в среднем на 10 % игрового фреймрейта.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/1088273