Как только первые восторженные эмоции по поводу строительства тайваньской компанией TSMC предприятия по выпуску чипов на западе Японии улеглись, участникам и невольным свидетелям процесса стало понятно, что придётся иметь дело не только с дефицитом свободной земли, но и слабой развитостью дорожной сети, а также ограниченностью водных ресурсов. С поиском участка под строительство второго предприятия могут возникнуть проблемы.
О проявившихся трудностях в разное время сообщили ресурсы Nikkei Asian Review и Bloomberg. Последний отметил, что специализирующаяся преимущественно на аграрной деятельности префектура Кумамото пока не готова принять возросший транспортный трафик в районе строительства предприятия TSMC. Местная транспортная инфраструктура недостаточно развита — как с точки зрения доставки грузов, так и в плане перемещения персонала. Автобусных маршрутов мало, а единственная в округе железнодорожная ветка уже перегружена.
В окрестностях строительной площадки местные фермеры выращивают овощи, просёлочные дороги сделаны узкими, и прилегающая земля находится в частной собственности. Местным властям для расширения дорог приходится договариваться с множеством частных землевладельцев, а некоторые выступают категорически против продажи своих участков. Стоимость земли в префектуре в среднем уже выросла на 20 %, а в непосредственной близости к строительной площадке TSMC прирост оказался ещё выше.
На прошлой неделе председатель совета директоров компании Марк Лю (Mark Liu) заявил, что был бы счастлив иметь возможность построить второе предприятие в префектуре Кумамото. Здесь могли бы появиться и предприятия подрядчиков TSMC, которые снабжают её расходными материалами, но выделение новых участков земли является проблемой даже для властей префектуры, поскольку основная часть территории находится под охраной специального закона, ограничивающего урбанизацию земельных участков. По сути, в своё время подобные правовые нормы были введены для защиты интересов фермеров, но теперь они мешают реализации важного для японской экономики инвестиционного проекта. Такие территории формируют до 85 % окрестностей Кикуё, где ведётся строительство предприятия TSMC, и представители тайваньской ассоциации производителей электронного оборудования уже поднимали данный вопрос на встрече с местными властями. Руководство TSMC заявляет, что пока компании не удалось договориться о выделении достаточно обширного участка земли для строительства второго предприятия в Японии. Первая площадка занимает площадь 21,3 га.
Появление в префектуре крупных предприятий, активно потребляющих водные ресурсы, тоже вызывает озабоченность общественности, поскольку Кумамото хоть и богата подземными источниками пресной воды, вынуждена активно их использовать для орошения земель сельскохозяйственного назначения. Современные производства стремятся максимально использовать очищенную воду повторно, но местные жители высказывают беспокойство по поводу вероятности вредных выбросов. Впрочем, есть во всех этих процессах и положительный эффект для местной экономики — предприятие TSMC способно обеспечить работой до 1700 местных жителей, которым в противном случае пришлось бы либо связывать свою жизнь с сельским хозяйством, либо искать работу на других территориях, порой весьма удалённых по меркам Японии.