Оригинал материала: https://3dnews.kz/1089300

Обзор видеокарты AMD Radeon RX 7600: скромно и дешево

Графический процессор Navi 33. Технические характеристики, цены. Конструкция. Печатная плата

В текущем поколении дискретных видеокарт AMD взяла неожиданно долгую паузу после релиза двух флагманских устройств — Radeon RX 7900 XT и XTX, прежде чем заняться реформой остальной части модельного ряда. Какими бы ни были причины задержки, в конце мая компания наконец представила третью по счету позицию 7000-й серии, но обновление парадоксально началось почти с самого низа ценовой лестницы, а графический процессор, который лег в основу Radeon RX 7600, на самом деле уже производится в течение полугода.

Новинка рассчитана на игры при разрешении 1080p с минимальными компромиссами в качестве графики и является прямой заменой старых предложений среднего уровня — Radeon RX 6600 и RX 6600 XT — по основным техническим характеристикам.

#Графический процессор Navi 33

Чип Navi 33 дебютировал еще в январе как графический процессор для ноутбучных видеоадаптеров. В отличие от флагманского Navi 31, который собран из нескольких чиплетов на общей подложке, Navi 33 представляет собой монолитный кристалл, созданный по техпроцессу TSMC N6. Такую же фотолитографию AMD применяет для выпуска чиплетов MCD, по которым распределен кеш третьего уровня и контроллеры внешней памяти Navi 31, в то время как ядро GCD пользуется более тонким техпроцессом TSMC N5.

Формула основных вычислительных блоков Navi 33 полностью скопирована с Navi 23 — GPU прошлого поколения, лежащего в основе Radeon RX 6600 и RX 6600 XT. Чип содержит 32 Compute Unit’а, что означает 128 блоков наложения текстур, 64 ROP и 2 048 векторных ALU для операций над числами FP32 или INT32. Однако ключевой особенностью архитектуры RDNA 3 является то, что Compute Unit при благоприятных обстоятельствах способен выполнить за такт не 64 операции FP32, как раньше, а 128, а значит, общее количество векторных ALU можно читать и как 4 096. AMD указывает в спецификациях меньшее число из-за ограничений нового формата инструкций, без которого удвоение пропускной способности невозможно, и высокой сложности самой задачи извлечения ILP (параллелизма на уровне инструкций) из шейдерного кода. Более подробно о работе конвейера RDNA 3 мы писали в обзоре Radeon RX 7900 XT и XTX.

Впрочем, Navi 33, будучи монолитным кристаллом, хорошо иллюстрирует, насколько дешево обошлись дополнительные ALU с точки зрения компонентного бюджета GPU. Если Navi 23 состоит из 11,06 млрд транзисторов, Navi 33 содержит 13,3. И это при том, что 2,24 млрд инженеры AMD потратили не только на исполнительные блоки, но и на усиленный стек внутренней памяти.

Кстати, о памяти: несмотря на повышенные аппетиты шейдерного ядра Navi 33 к данным и удвоенный объем кеша первого уровня, новый процессор, как и Navi 23, несет 32 Мбайт крупнейшего хранилища Infinity Cache. Однако архитектура RDNA 3 использует кеш L3 более эффективно, чем RDNA 2, а значит, его полезный объем также вырос. Последнее обстоятельство позволило сохранить узкую 128-битную шину доступа к внешней памяти.

Название Navi 23 Navi 33 Navi 31
Где используется

Radeon RX 6600;

Radeon RX 6600 XT;

Radeon RX 6650 XT

Radeon RX 7600

Radeon RX 7900 XT;

Radeon RX 7900 XTX

Микроархитектура RDNA 2 RDNA 3 RDNA 3
Техпроцесс, нм TSMC N7 TSMC N6 TSMC N5/N6
Число транзисторов, млрд 11,06 13,3 57,7
Площадь чипа, мм2 237 204 522
Число CU/WGP/SE
Compute Units (CU) 32 32 96
Workgroup Processors (WGP) 16 16 48
Shader Arrays (SA) Нет Нет Нет
Shader Engines (SE) 2 2 6
Конфигурация Compute Unit
Векторные ALU 2 × 32 4 × 32 4 × 32
Скалярные ALU 2 2 2
Тригонометрические ALU 2 × 4 2 × 4 2 × 4
Блоки трассировки лучей (Ray Accelerators) 1 1 1
Блоки наложения текстур (TMU) 4 4 4
Векторные/скалярные регистры 1024/2560 1024/3840 1024/3840
Объем кеша L0, Кбайт 16 32 32
Конфигурация Workgrpoup Processor (WGP)
Объем Local Data Store (LDS), Кбайт 128 128 128
Объем кеша инструкций, Кбайт 32 32 32
Объем скалярного кеша, Кбайт 16 16 16
Программируемые вычислительные блоки
Векторные ALU 2 048 4 096 12 288
Скалярные ALU 64 64 192
Блоки трассировки лучей (Ray Accelerators) 32 32 96
Тригонометрические ALU 256 256 768
Блоки фиксированной функциональности
Блоки наложения текстур (TMU) 128 128 384
Блоки операций растеризации (ROP) 64 64 192
Блоки трассировки лучей (Ray Accelerators) 32 32 96
Конфигурация памяти
Объем кеша L1, Кбайт 512 1 024 3 072
Объем кеша L2, Кбайт 2 048 2 048 6 144
Объем Infinity Cache, Мбайт 32 32 96
Разрядность шины RAM, бит 128 128 384
Тип микросхем RAM GDDR6 GDDR6 GDDR6
Интерфейс PCI Express 4.0 x8 4.0 x8 4.0 x16

Логика RDNA 3 приобрела массу оптимизаций, направленных на трассировку лучей, но сырая пропускная способность RT-блоков осталась прежней, а прохождение структуры BVH так же осуществляется шейдерными ALU. Как следствие, на быстрый игровой рейтрейсинг Radeon RX 7600 все еще не способен.

Более перспективно выглядит функция матричных вычислений, которая сулит пропускную способность в ½ по сравнению с «зелеными» чипами семейства Turing и Ampere и ¼ по сравнению с современными Ada, а это уже неплохой старт. Жаль, что программное обеспечение AMD развивается медленнее железа, и даже в грядущей, третьей версии апскейлинга FSR пока не заявлена поддержка нейросетей — только генерации кадров, как у DLSS 3.0.

Наконец, чип Navi 33 научился выполнять в железе кодирование видео AV1 и может похвастаться нативной совместимостью с последними версиями обоих интерфейсов вывода изображения: DisplayPort 2.1 и HDMI 2.1.

#Технические характеристики, цены

Radeon RX 7600 комплектуется полностью функциональной версией Navi 33, которая работает на тактовой частоте вплоть до 2 655 МГц — всего лишь на 66 МГц выше, чем у близкого по конфигурации Radeon RX 6600 XT. А значит, и по теоретической пропускной способности шейдерных операций над числами FP32 эти видеокарты эквивалентны, но в ситуации, когда RDNA 3 может задействовать удвоенный массив ALU внутри каждого Compute Unit’а, общая производительность также увеличивается вдвое.

Объем видеопамяти составляет 8 Гбайт, а пропускная способность — 18 Гбит/с. Шина PCI Express урезана до 8 линий, типично для современных видеокарт средней категории. Референсное энергопотребление Radeon RX 7600 оказалось лишь на 5 Вт больше, чем у Radeon RX 6600 XT: 165 Вт.

ПроизводительAMD
Модель Radeon RX 6600 Radeon RX 6600 XT Radeon RX 7600
Графический процессор
Название Navi 23 XL Navi 23 XT Navi 33 XL
Микроархитектура RDNA 2 RDNA 2 RDNA 3
Техпроцесс, нм TSMC N7 TSMC N7 TSMC N6
Число транзисторов, млрд 11,06 11,06 13,3
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Game Clock / Boost Clock 1 626/2 044/2 491 1 968/2 359/2 589 1 720 /2 250/2 655
Шейдерные ALU FP32 1 792 2 048 2 048 (4 096)
Блоки наложения текстур (TMU) 112 128 128
Блоки операций растеризации (ROP) 64 64 64
Оперативная память
Разрядность шины, бит 128 128 128
Тип микросхем GDDR6 SGRAM GDDR6 SGRAM GDDR6 SGRAM
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) 1 750 (14 000) 2 000 (16 000) 2 250 (18 000)
Объем, Мбайт 8 192 8 192 8 192
Объем Infinity Cache, Мбайт 32 32 32
Шина ввода/вывода PCI Express 4.0 x8 PCI Express 4.0 x8 PCI Express 4.0 x8
Производительность
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) 8 928 10 605 10 875 (21 750)
Производительность FP64/FP32 1/16 1/16 1/32 (1/64)
Производительность FP16/FP32 2/1 2/1 2/1
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с 224 256 288
Вывод изображения
Интерфейсы вывода изображения DisplayPort 1.4, HDMI 2.1 DisplayPort 1.4, HDMI 2.1 DisplayPort 2.1, HDMI 2.1a
TBP/TDP, Вт 132 160 165
Розничная цена (США, без налога), $ 329 (рекоменд. на дату выхода) 379 (рекоменд. на дату выхода) 269 (рекоменд. на дату выхода)
Розничная цена (Россия), руб. Н/Д Н/Д Н/Д

Как видите, во всех отношениях Radeon RX 7600 представляет собой модернизированную версию Radeon RX 6600 XT, и немногим более того. Но, к чести AMD, компания не стала жадничать и установила на Radeon RX 7600 более низкую MSRP, чем у RX 6600 XT и даже RX 6600, — $269. Среди видеокарт текущего поколения ближайшим соперником новинки выступает GeForce RTX 4060 без пометки Ti, которая поступила в продажу несколько дней тому назад по цене $299.

Кроме того, Radeon RX 7600 придется оправдать свою стоимость в сравнении с представителями уходящего поколения, которые сейчас продаются с крупной скидкой. Так, валютные цены Radeon RX 6600 XT (на newegg.com) начинаются с $229, а сумма в $309 позволяет рассчитывать на Radeon RX 6700 XT — существенно более производительную видеокарту, да еще и с 12 Гбайт видеопамяти. А вот GeForce RTX 3060 Ti по-прежнему дороже решений AMD и стоит как минимум $328.

В Россию Radeon RX 7600 поступил с задержкой и потому временно переоценен: самая дешевая версия, которую мы нашли, стоит 33 440 руб., в то время как ценовой диапазон Radeon RX 6600 XT, Radeon RX 6700 XT и GeForce RTX 3060 Ti начинается с отметки 24 590, 38 490 и 32 990 руб. соответственно.

#SAPPHIRE PULSE Radeon RX 7600: конструкция

Мы рассмотрим Radeon RX 7600 на примере видеокарты SAPPHIRE под маркой PULSE. Устройство предварительно разогнано на 100–105 МГц как по целевой тактовой частоте GPU в играх (Game Clock), так и по кратковременной «взрывной» частоте (Boost Clock) ценой TBP, увеличенного с 165 до 185 Вт.

Видеокарта собрана в компактном корпусе с двумя вентиляторами диаметром 87 мм и занимает ровно два слота расширения. Какая-либо светодиодная подсветка здесь отсутствует.

Обратная сторона печатной платы защищена металлической пластиной с прорезями для усиленной вентиляции радиатора. Правда, сам бэкплейт не способствует охлаждению PCB, т.к. термопрокладки под ним отсутствуют.

Радиатор системы охлаждения представляет собой простую конструкцию с двумя S-образными теплотрубками и медным теплосъемником, который прилегает к кристаллу GPU. Для отвода тепла от чипов видеопамяти и силовых каскадов VRM к ребрам радиатора припаяны отдельные площадки.

#SAPPHIRE PULSE Radeon RX 7600: печатная плата

Видеокарта довольствуется питанием через слот PCI Express и единственный восьмиконтактный разъем. Сам графический процессор Navi 33, как и флагманский чип Navi 31, использует две отдельные линии питания, но в данном случае под управлением одного двухлинейного контроллера Infineon IR35217. В сумме VRM состоит из восьми фаз, укомплектованных силовыми каскадами OnSemi NCP302155 и NCP302045 с номинальным током 55 и 45 А.

Чипы видеопамяти запитаны от двух силовых каскадов NCP302045 под управлением ШИМ-контроллера NCP81022N. Микросхемы выпущены SK hynix и несут маркировку H56G42AS8DX-014, которая указывает на пропускную способность 20 Гбит/с — на 2 Гбит/с выше, чем предусмотрено спецификациями Radeon RX 7600.

Как и в других видеокартах SAPPHIRE, все 12-вольтовые линии питания защищены предохранителями. А вот резервная микросхема BIOS, к сожалению, не предусмотрена.

Методика тестирования. Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон. Игровые тесты (1920 × 1080, 2560 × 1440)

#Тестовый стенд, методика тестирования

Тестовый стенд
CPU AMD Ryzen 9 5950X (4,4 ГГц, фиксированная тактовая частота всех ядер)
Материнская плата ASUS ROG Strix X570-E Gaming (Resizable BAR вкл.)
Оперативная память G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 4 × 8 Гбайт (3600 МТ/с, CL16)
ПЗУ Intel SSD 760p, 2048 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт
Система охлаждения CPU Corsair iCUE H115i RGB PRO XT
Корпус Открытый стенд
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для GPU AMD
Radeon RX 7600 AMD Software Adrenalin Edition 23.5.1
Остальные видеокарты AMD Software Adrenalin Edition 23.5.2
ПО для GPU NVIDIA
Все видеокарты NVIDIA GeForce Game Ready Driver 535.98
ПО для GPU Intel
Все видеокарты Intel Graphics Driver 31.0.101.4369
Игры без трассировки лучей
Игра API Метод тестирования Настройки графики Полноэкранное сглаживание
Assassin's Creed Valhalla DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA High
Borderlands 3 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Cyberpunk 2077 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Screen Space Reflections: Ultra TAA
DOOM Eternal Vulkan OCAT, начало миссии Mars Core Макс. качество графики TSSAA
Far Cry 6 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Metro Exodus DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Shading Rate: 100% TAA
Red Dead Redemption 2 Vulkan Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA High
Total War: WARHAMMER III DirectX 11 Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark) Макс. качество графики TAA High
Watch Dogs: Legion DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Игры с трассировкой лучей
Игра API Метод тестирования Настройки графики Масштабирование
Cyberpunk 2077 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Screen Space Reflections: Ultra DLSS Balanced/FSR Balanced
DOOM Eternal Vulkan OCAT, начало миссии Mars Core Макс. качество графики DLSS Balanced
Far Cry 6 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики FSR Balanced
Metro Exodus Enchanced Edition DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики; Ray Tracing: Ultra; Reflections: Raytaced; VRS: 1x DLSS Balanced
Minecraft with RTX Beta DirectX 12 OCAT, бенчмарк в мире Portal Pioneers Макс. дальность рендеринга DLSS (коэффициент масштабирования зависит от целевого разрешения)
Quake II RTX Vulkan (расширения VK_KHR) Timedemo, demo1.dm2 Макс. качество графики FSR Balanced
Watch Dogs: Legion DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики DLSS Balanced

В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если бенчмарка нет).

Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел берется значение, соответствующее 1-му процентилю распределения. Red Dead Redemption 2 является исключением: ее встроенный бенчмарк самостоятельно регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота. В Assassin’s Creed Valhalla мы вынуждены ориентироваться на минимальный фреймрейт по данным интегрированного бенчмарка.

Рабочие приложения
Приложение Настройки API
AMD Intel NVIDIA
Adobe Premiere Pro 2022 (22.x) PugetBench for Premiere Pro 0.95.4 (состав тестов по ссылке) Воспроизведение MultiCam H.264, ProRes 422, RED R3D (4K@59,94 FPS) OpenCL OpenCL CUDA
Heavy GPU Effects: экспорт в ProRes 422HQ (4K@59,94 FPS)
Blender 3.x Демо Agent 327 Barbershop с сайта Blender Рендерер Cycles HIP oneAPI CUDA/OptX
Blackmagic Design DaVinci Resolve Studio 18.x Puget Systems DaVinci Resolve Studio Benchmark 0.93.1 (состав тестов по ссылке) Standard Benchmark (4K GPU Effects, 4K Media). Use GPU for RED R3D: Debayer OpenCL OpenCL CUDA
Кодирование/декодирование видео (ffmpeg 5.x)
Задача Настройки API
AMD Intel NVIDIA AMD Intel NVIDIA
Декодирование H.264 1920 × 1080 (High Profile, L4.1); 3840 × 2160 (High Profile, L5.1) D3D11VA
HEVC 1920 × 1080 (Main Profile, L4.0); 3840 × 2160 (Main Profile, L5.0); 7680 × 4320 (Main Profile, L6.0)
VP9 1920 × 1080; 3840 × 2160; 7680 × 4320
AV1
Кодирование H.264 (YUV 4:2:2) 1920 × 1080 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M -c:v h264_qsv -preset veryfast -profile:v main -level 4.1 -b:v 3M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M AMF oneVPL NVENC
3840 × 2160 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M -c:v h264_qsv -preset veryfast -profile:v main -level 5.1 -b:v 7.5M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M
Кодирование HEVC (YUV 4:2:2) 1920 × 1080 -c:v hevc_amf -quality speed -level 4 -b:v 3M -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 3M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 4 -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v hevc_amf -quality speed -level 5 -b:v 7.5M -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 7.5M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 5 -b:v 7.5M
7680 × 4320 -c:v hevc_amf -quality speed -level 6 -b:v 20M -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 20M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 6 -b:v 20M
Кодирование AV1 (YUV 4:2:2) 1920 × 1080 -c:v hevc_amf -quality speed -level 8 -b:v 3M -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 3M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 8 -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v hevc_amf -quality speed -level 12 -b:v 7.5M -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 7.5M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 12 -b:v 7.5M
7680 × 4320 -c:v hevc_amf -quality speed -level 16 -b:v 20M -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 20M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 16 -b:v 20M

Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Cyberpunk 2077 при разрешении 3840 × 2160 и максимальных параметрах качества графики (без трассировки лучей), а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.

#Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:

Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты с заводским разгоном приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае используются настройки производителя.

#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон

Как и у старшего чипа архитектуры RDNA 3 — Navi 31, шейдерный домен и начальные стадии конвейера Navi 33 тактуются раздельно. Но если по средней частоте шейдерного домена под игровой нагрузкой (около 2,6 ГГц) Radeon RX 7600 можно приравнять к Radeon RX 7900 XT или XTX, front-end графического процессора в данном случае не разогнан, и даже наоборот: его частота составляет в среднем 2,56 ГГц. Примечательно, что на очень близких тактовых частотах работает ядро Radeon RX 6600 XT. А значит, все преимущества новинки в производительности, которые выявит тестирование, можно будет отнести на счет оптимизированной архитектуры и более скоростной памяти GDDR6.

Графический процессор Radeon RX7600 нуждается в слегка повышенном (на 0,1 В) напряжении питания по сравнению с топовыми моделями серии. Последняя особенность, вероятно, связана с производством кристаллов Navi 33 по техпроцессу TSMC N6, более «грубому», нежели передовая фотолитография N5, на которую опирается центральный чиплет Navi 31, а может, еще и с заводским разгоном SAPPHIRE PULSE.

Рабочие параметры под нагрузкой (Cyberpunk 2077)
Видеокарта Настройки Тактовая частота GPU, МГц (шейдерный домен) Тактовая частота GPU, МГц (front-end) Напряжение питания GPU, В Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.)
Средн. Макс. Средн. Макс. Средн. Макс. Средн. Средн.
SAPPHIRE PULSE Radeon RX 7600 (1875/2755 МГц, 18 Гбит/с, 8 Гбайт) 2595 2615 2562 2574 1,01 1,02 1875 (36%) Н/Д
SAPPHIRE PULSE Radeon RX 7600 (2800–3000 МГц, 19,2 Гбит/с, 8 Гбайт) +12% мощности, 1,15 В 2842 2846 2800 2800 1,05 1,06 2329 (51%) Н/Д
GIGABYTE Radeon RX 6600 EAGLE (1626/2491 МГц, 14 Гбит/с, 8 Гбайт) 2448 2505 Н/Д Н/Д 1,06 1,11 1805 (58%) Н/Д
SAPPHIRE PULSE Radeon RX 6600 XT (2000/2593 МГц, 16 Гбит/с, 8 Гбайт) 2574 2626 Н/Д Н/Д 1,13 1,15 1072 (29%) Н/Д
AMD Radeon RX 6700 XT (2321/2581 МГц, 16 Гбит/с, 12 Гбайт) 2520 2554 Н/Д Н/Д 1,18 1,20 1729 (50%) Н/Д
Palit GeForce RTX 3050 Dual (1552/1777 МГц, 14 Гбит/с, 8 Гбайт) 1898 1905 Н/Д Н/Д 1,07 1,08 1749 (48%) 1749 (48%)
Palit GeForce RTX 3060 Dual (1320/1837 МГц, 15 Гбит/с, 12 Гбайт) 1912 1927 Н/Д Н/Д 1,02 1,04 1856 (52%) 1856 (52%)
NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti FE (1410/1665 МГц, 14 Гбит/с, 8 Гбайт) 1820 1845 Н/Д Н/Д 0,95 0,96 1619 (46%) 1619 (46%)
GIGABYTE GeForce RTX 4060 Ti EAGLE OC (2310/2550 МГц, 18 Гбит/с, 8 Гбайт) Silent BIOS 2655 2670 Н/Д Н/Д 1,07 1,08 1443 (59%) 1443 (59%)
Intel Arc A770 Limited Edition (2100/2400 МГц, 17,5 Гбит/с, 16 Гбайт) 2400 2400 Н/Д Н/Д 1,02 1,02 1732 Н/Д

Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.

Партнерская видеокарта SAPPHIRE, которая представляет Radeon RX 7600 в обзоре, работает на повышенных частотах, и это заметно по энергопотреблению. Согласно референсным спецификациям новинке положен резерв мощности в 165 Вт, но SAPPHIRE PULSE расходует вплоть до 183 Вт под стрессовой нагрузкой и 177 Вт в играх. В результате Radeon RX 7600 как минимум не отстает по энергопотреблению от Radeon RX 6600 XT — устройства с похожей конфигурацией GPU — и значительно превосходит Radeon RX 6600, которому достаточно 131–133 Вт.

Эффективность системы охлаждения SAPPHIRE PULSE с поправкой на рассеиваемую мощность мы охарактеризуем как среднюю. Кулер удерживает низкую температуру GPU (не больше 72 °С по «краевому» датчику и 91 в горячей точке), видеопамяти (в пределах 88 °С) и VRM (71 °С) даже в условиях стресс-теста.

В то же время уровень шума даже под игровой нагрузкой достигает 36 дБА. Это неплохой результат, но в диапазоне мощности от 150 до 200 Вт встречаются куда более тихие устройства — например, старый Radeon RX 6600 XT из той же серии SAPPHIRE PULSE.

Данная версия Radeon RX 7600 дает возможность пользовательского разгона в дополнение к фабричному. BIOS ускорителя позволяет увеличить резерв мощности на 12 %, а целевую тактовую частоту GPU нам удалось запереть в пределах от 2,8 до 3,0 ГГц. Фактическая частота при небольшом андерволтинге чипа (с максимального значения 1,2 В до 1,15) стабилизировалась уровне 2,84 и 2,8 ГГц (шейдерный домен и front-end соответственно) в игровом тесте.

В свою очередь, видеопамять достигла пропускной способности 19,2 Гбит/с при исходных 18. К сожалению, BIOS не разрешает продвинуться дальше, хотя сами чипы VRAM рассчитаны на 20 Гбит/с.

Разогнанная видеокарта потребляет вплоть до 205 Вт мощности, и пусть температура компонентов изменилась незначительно, того же нельзя сказать про уровень шума, который увеличился до 43 дБА.

#Игровые тесты (1920 × 1080)

Игры при разрешении 1080p без трассировки лучей являются идеальной средой для Radeon RX 7600. Во всех бенчмарках, за исключением Metro Exodus и Red Dead Redemption 2, средняя частота смены кадров закрепилась на уровне выше 60 FPS, но зачастую без запаса, который мог бы нивелировать просадки мгновенного фреймрейта.

Новинка обеспечивает значительный рост быстродействия в 30 % кадровой частоты по сравнению со своим формальным предшественником, Radeon RX 6600, и 10 % по сравнению с Radeon RX 6600 XT. А вот результаты Radeon RX 6700 XT уже на 14 % выше.

Среди предложений NVIDIA аналогом Radeon RX 7600 является GeForce RTX 3060 Ti, который оказался в среднем на 6 % быстрее. В то же время Radeon RX 7600 удалось опередить GeForce RTX 3060 и RTX 3050 на 21 и 70 % среднего фреймрейта. Свежий GeForce RTX 4060 Ti ушел вперед на 15 % FPS.

Наконец, Intel Arc A770 также потерпел поражение от Radeon RX 7600 с отставанием в 8 % кадровой частоты.

#Игровые тесты (2560 × 1440)

При разрешении 1440p большинство современных игр уже не позволяют владельцам Radeon RX 7600 рассчитывать на комфортный фреймрейт: лишь в четырех из девяти бенчмарков средняя частота смены кадров достигла критического уровня 60 FPS.

Несмотря на это, Radeon RX 7600 укрепил позиции по сравнению с «красными» видеокартами прошлого поколения: теперь новинка превосходит Radeon RX 6600 и Radeon RX 6600 XT на 33 и 11 % среднего фреймрейта. А вот соперничающие продукты NVIDIA традиционно лучше реагируют на рост экранного разрешения. Дистанция между Radeon RX 7600, с одной стороны, и GeForce RTX 3050 и RTX 3060, с другой, сократилась до 67 и 17 % FPS, а GeForce RTX 3060 Ti и RTX 4060 Ti ушли вперед на 9 и 16 %. Arc A770, несмотря на явные симпатии тех или иных бенчмарков к архитектуре Intel либо AMD, по усредненной оценке, стал полным аналогом Radeon RX 7600.

Игровые тесты с трассировкой лучей. Игровые тесты в разгоне

#Игровые тесты с трассировкой лучей

Хотя архитектура RDNA 3 содержит массу оптимизаций, направленных на увеличение скорость трассировки лучей, в игровых тестах Radeon RX 7600 не удалось продемонстрировать никаких дополнительных преимуществ перед ускорителями прошлого поколения. На самом деле дистанция между новинкой с одной стороны и Radeon RX 6600 и Radeon RX 6600 XT с другой даже уменьшилась. Теперь Radeon RX 7600 лишь на 20–23 % превосходит Radeon RX 6600 по усредненному фреймрейту, а Radeon RX 6600 XT — всего лишь на 3–4 %. В свою очередь, Radeon RX 6700 XT оторвался от Radeon RX 7600 на 25–36 % FPS в зависимости от разрешения экрана.

Среди видеокарт NVIDIA новинке удалось побороть только GeForce RTX 3050 с перевесом в 11 % FPS при разрешении 1080p и 1 % в 1440p. GeForce RTX 3060 превосходит Radeon RX 7600 на 33–44 %, а GeForce RTX 3060 Ti и RTX 4060 Ti — на 64–78 и 69–79 % соответственно. Intel Arc A770 также оставил Radeon RX 7600 позади с разрывом в 30–55 % средней частоты смены кадров.

По абсолютным оценкам, Radeon RX 7600 развивает комфортный фреймрейт лишь в играх с дозированным рейтрейсингом — таких как Far Cry 6 и DOOM Eternal. В остальных ситуациях ускорителю необходимо агрессивное масштабирование кадров при помощи FSR, чтобы претендовать на фреймрейт выше 60, а порой хотя бы 30 FPS.

Игровые тесты в разгоне

Несмотря на щедрую прибавку тактовой частоты GPU и пропускной способности VRAM, которую принес разгон, в действительности от него совсем немного пользы: средняя кадровая частота увеличилась лишь на 3 %.

Тесты в рабочих приложениях. Кодирование/декодирование видео. Таблицы результатов. Выводы

#Тесты в рабочих приложениях

Видеокарту уровня Radeon RX 7600 нельзя рассматривать как ускоритель для серьезной работы. Тем не менее преимущества новой архитектуры RDNA 3, которая в теории сулит удвоить параллелизм вычислений, куда лучше раскрывают некоторые приложения, нежели большинство игр. Так, Radeon RX 7600 удалось перегнать Radeon RX 6700 XT и догнать GeForce RTX 3060 в бенчмарке Blender при рендеринге на шейдерных ALU (поддержку аппаратного рейтрейсинга чипы AMD получат в одной из следующих версий программы).

Напротив, в Premiere Pro новинка не выделяется из группы «красных» ускорителей 6000-й серии по кадровой частоте воспроизведения 4К-проекта в режиме множественных камер. Любые устройства NVIDIA или Intel, которые мы привлекли для сравнения, справляются с этой задачей намного лучше.

По скорости экспорта Radeon RX 7600 превосходит Radeon RX 6600 и RX 6600 XT, но уступает GeForce RX 3060 и Intel Arc A770.

Результаты бенчмарка сложных эффектов в DaVinci Resolve оказались точно такими же. Зато Radeon RX 7600 с большим запасом опередил всех соперников по скорости кодирования видео из форматов ProRes 422 и H.264 в H.264.

#Кодирование/декодирование видео

Графические процессоры Navi 31 и Navi 33 содержат одинаковые мультимедийные блоки, и, как следствие, Radeon RX 7600 ненамного отстает от топовых моделей 7000-й линейки по скорости декодирования видео. В целом «красные» решения лидируют в работе с форматом H.264, но заметно отстают от продуктов NVIDIA и Intel в задачах декодирования HEVC, VP9 и AV1.

Что касается аппаратного кодировщика, то со времен релиза Radeon RX 7900 XT/XTX его быстродействие резко увеличилось за счет оптимизации ПО. В результате Radeon RX 7600 опережает Intel Arc A770, при записи видеопотока H.264 и HEVC с разрешением 4К и выше стремится к результатам 30-й серии от NVIDIA, а в бенчмарке кодирования AV1 как минимум не уступает GeForce RTX 4060 Ti.

#Производительность на ватт

Глядя на потребляемую мощность SAPPHIRE PULSE Radeon RX 7600 — около 180 Вт, можно догадаться, что энергоэффективность не относится к сильным сторонам этой видеокарты, даже если учесть, что она разогнана производителем.

На первый взгляд все не так уж плохо. По быстродействию на ватт Radeon RX 7600 практически не отличается от устройств на базе Navi 23 — Radeon RX 6600 и RX 6600 XT, — зато на 10 % превосходит Radeon RX 6700 XT (далеко не лучшую модель 6000-й серии в этом отношении). RX 7600 также обладает значительным преимуществом перед ускорителями NVIDIA 30-й серии — GeForce RTX 3050, RTX 3060 и RTX 3060 Ti, — которое достигло 30, 22 и 3 % соответственно. Что и говорить про Intel Arc A770: Radeon RX 7600 снова впереди на 29 % FPS/Вт.

А вот сравнение с GeForce RTX 4060 Ti совсем не льстит новинке: «зеленая» видеокарта нового поколения принадлежит к более высокому классу игровой производительности при меньшей потребляемой мощности — в результате ее энергоэффективность на целых 33 % выше.

ПроизводительAMDNVIDIAIntel
Модель Radeon RX 7600 Radeon RX 6600 Radeon RX 6600 XT Radeon RX 6700 XT GeForce RTX 3050 GeForce RTX 3060 GeForce RTX 3060 Ti GeForce RTX 4060 Ti Intel Arc A770
Графический процессор Navi 33 XL Navi 23 XL Navi 23 XT Navi 22 XT GA106 GA106 GA104 AD106 DG2-512
Микроархитектура RDNA 3 RDNA 2 RDNA 2 RDNA 2 Ampere Ampere Ampere Ada Lovelace Alchemist
Техпроцесс, нм TSMC N6 TSMC N7 TSMC N7 TSMC N7 Samsung 8N Samsung 8N Samsung 8N TSMC 4N TSMC N6
Число транзисторов, млрд 13,3 11,06 11,06 17,2 12 12 17,4 22,9 21,7
Площадь чипа, кв. мм 204 237 237 336 276 276 392,5 190 406
Средняя потребляемая мощность (Cyberpunk 2077), Вт 177 131 162 225 138 186 199 154 228
Производительность/Вт 100% +1% −2% −9% −23% −18% −3% +33% −22%
Производительность/млн транзисторов 100% −10% +8% −10% −34% −5% −17% −33% −39%
Производительность/кв. мм 100% −35% −23% −30% −56% −36% −43% +25% −50%
Производительность/Вт (обратное сравнение) 100% −1% +2% +10% +30% +22% +3% −25% +29%
Производительность/млн транзисторов (обратное сравнение) 100% +11% −8% +11% +50% +5% +20% +48% +63%
Производительность/кв. мм (обратное сравнение) 100% +55% +29% +42% +125% +57% +77% −20% +99%

#Результаты игровых тестов и цены

1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание AMD Radeon RX 7600 AMD Radeon RX 6600 AMD Radeon RX 6600 XT AMD Radeon RX 6700 XT NVIDIA GeForce RTX 3050 NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti Intel Arc A770
Assassin's Creed Valhalla TAA High 40 / 109 41 / 83 41 / 99 46 / 119 36 / 65 38 / 86 52 / 110 59 / 119 47 / 74
Borderlands 3 TAA 70 / 106 73 / 83 65 / 99 88 / 122 44 / 55 59 / 77 87 / 103 85 / 112 71 / 92
Cyberpunk 2077 TAA 71 / 87 53 / 63 63 / 75 75 / 91 42 / 51 61 / 73 75 / 91 81 / 97 71 / 80
DOOM Eternal TSSAA 137 / 205 41 / 170 147 / 212 185 / 270 79 / 134 109 / 186 120 / 223 160 / 262 139 / 205
Far Cry 6 TAA 90 / 121 90 / 100 97 / 110 98 / 129 65 / 72 87 / 99 101 / 120 101 / 128 86 / 97
Metro Exodus TAA 35 / 58 27 / 45 32 / 53 39 / 66 20 / 34 28 / 49 37 / 67 41 / 71 40 / 65
Red Dead Redemption 2 TAA High 46 / 51 33 / 36 38 / 41 51 / 55 17 / 32 24 / 45 30 / 56 34 / 64 47 / 53
Total War: WARHAMMER III TAA High 57 / 69 41 / 49 50 / 59 67 / 81 35 / 43 52 / 64 68 / 82 72 / 87 52 / 71
Watch Dogs: Legion TAA 56 / 80 51 / 65 58 / 76 68 / 93 29 / 41 40 / 58 52 / 76 57 / 79 50 / 68
Макс. −17% +3% +32% −35% −7% +19% +28% +12%
Средн. −23% −9% +14% −41% −17% +6% +15% −8%
Мин. −29% −20% +5% −49% −28% −5% −1% −32%
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание AMD Radeon RX 7600 AMD Radeon RX 6600 AMD Radeon RX 6600 XT AMD Radeon RX 6700 XT NVIDIA GeForce RTX 3050 NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti Intel Arc A770
Assassin's Creed Valhalla TAA High 35 / 74 32 / 56 35 / 69 40 / 86 31 / 47 35 / 63 46 / 80 46 / 86 34 / 60
Borderlands 3 TAA 66 / 73 49 / 54 57 / 67 77 / 85 33 / 38 47 / 54 61 / 71 67 / 76 59 / 68
Cyberpunk 2077 TAA 47 / 54 33 / 38 40 / 45 51 / 58 27 / 32 38 / 45 49 / 57 51 / 59 50 / 56
DOOM Eternal TSSAA 111 / 153 92 / 126 112 / 151 144 / 199 62 / 99 93 / 146 105 / 176 114 / 187 115 / 159
Far Cry 6 TAA 73 / 80 61 / 67 70 / 77 88 / 94 46 / 50 64 / 71 82 / 90 86 / 95 69 / 77
Metro Exodus TAA 29 / 47 23 / 36 27 / 43 33 / 54 17 / 28 24 / 41 32 / 54 36 / 58 34 / 55
Red Dead Redemption 2 TAA High 40 / 44 28 / 30 32 / 35 45 / 48 14 / 27 20 / 38 25 / 48 28 / 53 41 / 46
Total War: WARHAMMER III TAA High 37 / 45 26 / 31 31 / 37 44 / 53 23 / 29 34 / 43 46 / 56 47 / 58 34 / 47
Watch Dogs: Legion TAA 43 / 59 37 / 46 43 / 55 53 / 69 23 / 31 33 / 44 43 / 58 46 / 59 41 / 55
Макс. −16% −1% +30% −35% −4% +24% +29% +17%
Средн. −25% −10% +16% −40% −14% +9% +16% 0%
Мин. −32% −20% +7% −48% −26% −3% 0% −19%

#Результаты игровых тестов с трассировкой лучей и цены

1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание AMD Radeon RX 7600 AMD Radeon RX 6600 AMD Radeon RX 6600 XT AMD Radeon RX 6700 XT NVIDIA GeForce RTX 3050 NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti Intel Arc A770
Cyberpunk 2077 TAA 12 / 15 12 / 15 14 / 17 19 / 22 14 / 18 23 / 27 29 / 36 27 / 37 25 / 28
DOOM Eternal TSSAA 85 / 117 68 / 97 81 / 115 54 / 143 61 / 94 89 / 136 94 / 151 103 / 166 99 / 137
Far Cry 6 TAA 64 / 75 57 / 68 64 / 76 86 / 100 38 / 53 73 / 83 52 / 80 50 / 89 73 / 82
Metro Exodus Enchanced Edition TAA 29 / 41 20 / 28 24 / 33 30 / 43 16 / 24 24 / 36 31 / 48 35 / 54 34 / 51
Minecraft with RTX Beta TAA 28 / 32 20 / 24 24 / 28 30 / 36 36 / 41 52 / 58 66 / 74 68 / 73 Н/Д
Quake II RTX TAA Н/Д / 43 Н/Д / 34 Н/Д / 41 Н/Д / 52 Н/Д / 40 Н/Д / 60 Н/Д / 76 Н/Д / 72 Н/Д / 45
Watch Dogs: Legion TAA 18 / 32 22 / 28 24 / 33 32 / 43 20 / 25 29 / 36 37 / 47 38 / 47 36 / 44
Макс. 0% +13% +47% +28% +81% +140% +147% +87%
Средн. −17% −3% +25% −10% +33% +64% +69% +30%
Мин. −32% −20% +5% −41% −12% +7% +19% +5%
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание AMD Radeon RX 7600 AMD Radeon RX 6600 AMD Radeon RX 6600 XT AMD Radeon RX 6700 XT NVIDIA GeForce RTX 3050 NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti Intel Arc A770
Cyberpunk 2077 TAA 5 / 7 4 / 6 4 / 7 11 / 13 10 / 12 14 / 16 15 / 20 16 / 20 15 / 18
DOOM Eternal TSSAA 53 / 72 47 / 66 56 / 78 73 / 104 46 / 67 72 / 104 79 / 118 82 / 120 80 / 105
Far Cry 6 TAA 42 / 54 44 / 50 49 / 56 73 / 81 30 / 39 55 / 62 41 / 61 43 / 65 62 / 68
Metro Exodus Enchanced Edition TAA 22 / 29 15 / 20 18 / 24 24 / 31 13 / 18 19 / 27 25 / 35 28 / 40 29 / 40
Minecraft with RTX Beta TAA 17 / 20 12 / 14 14 / 17 18 / 22 21 / 23 31 / 34 41 / 45 41 / 44 Н/Д
Quake II RTX TAA Н/Д / 25 Н/Д / 19 Н/Д / 23 Н/Д / 30 Н/Д / 23 Н/Д / 35 Н/Д / 45 Н/Д / 41 Н/Д / 26
Watch Dogs: Legion TAA 15 / 21 13 / 18 16 / 21 21 / 29 15 / 18 21 / 25 28 / 33 28 / 33 28 / 33
Макс. −7% +8% +86% +71% +129% +186% +186% +157%
Средн. −18% −4% +36% −1% +44% +78% +79% +55%
Мин. −31% −17% +7% −38% −7% +13% +20% +4%

#Выводы

C технической точки зрения Radeon RX 7600 не представляет собой ничего выдающегося. По основным пунктам спецификаций и даже рабочим тактовым частотам новинка фактически является переизданием Radeon RX 6600 XT. А результатом всех оптимизаций архитектуры RDNA 3 в данном случае оказался скромный рост игрового быстродействия: на 10–11 % без трассировки лучей и всего лишь на 3–4 % с RT. Несмотря на более «тонкую» фотолитографию, чип Navi 33 не смог продемонстрировать заметных подвижек и в энергоэффективности (что, замечу справедливости ради, может быть связано и с заводским разгоном тестовой видеокарты).

Как бы то ни было, Radeon RX 7600 превосходит устройство, которое стоит на одну ступень модельной лестницы выше, а по сравнению с Radeon RX 6600 без пометки XT речь идет о росте быстродействия на величину в 30–33 % (или 20–23 % с рейтрейсингом).

Важнее всего то, что AMD резко сбросила рекомендованную розничную стоимость 60-й модели: если Radeon RX 6600 на старте оценили в $329, Radeon RX 7600 уже согласны отдавать за $269. Впрочем, уходящие со сцены видеокарты 6000-й серии тоже подешевели. Пока российские цены RX 7600 еще не стабилизировались, старый Radeon RX 6600 XT дает возможность крупно сэкономить, пожертвовав небольшой разницей в производительности и кодировщиком видео AV1 (который, кстати, изрядно ускорился у чипов Navi третьего поколения благодаря новым драйверам). С другой стороны, можно немного добавить и приобрести Radeon RX 6700 XT — более производительную карту, да еще и с 12 Гбайт видеопамяти.

Среди «зеленых» предложений по быстродействию без RT ближе всего к Radeon RX 7600 находится GeForce RTX 3060 Ti с преимуществом в 6–9 % среднего фреймрейта. Однако логика трассировки лучей у NVIDIA по-прежнему сильнее, что увеличивает дистанцию до 64–78 %. Сейчас RTX 3060 Ti обойдется российским покупателям примерно в такую же сумму, как Radeon RX 7600, но, если судить по валютным ценам, ситуация рано или поздно изменится в пользу AMD.

Как бы то ни было, рейтрейсинг не является приоритетной задачей для видеокарт категории Radeon RX 7600. Новинка лучше всего подходит для игр при разрешении 1080p без трассировки лучей, но с максимальными настройками качества. Многие тайтлы в режиме 1440p тоже оказались не по зубам Radeon RX 7600. При таком быстродействии Radeon RX 7600 очень пригодился бы качественный метод апскейлинга. Но, увы, технологию FSR, которая все еще не доросла до обещанной версии 3.0, нельзя считать равноценной заменой DLSS, а значит, близкие по стоимости решения NVIDIA сохраняют за собой важное конкурентное преимущество.

В итоге нельзя не похвалить AMD за намерение сделать видеокарты средней категории одновременно и быстрее, и дешевле их предшественников. Но по перспективам Radeon RX 7600 — как минимум в ближайшее время — бьет отсутствие сколь-либо существенных факторов, дифференцирующих новинку от старых моделей, которые сейчас продаются с большой скидкой.

Что касается ускорителя SAPPHIRE PULSE, который представляет Radeon RX 7600 в обзоре, устройство — как обычно у SAPPHIRE — собрано на отличной печатной плате с мощным VRM и предохранителями. Кулер работает довольно тихо, если не пытаться разогнать видеокарту, но, как выяснилось, оверклокинг RX 7600 — бесполезное занятие с точки зрения производительности.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/1089300