Жанр | Приключение |
Издатель | Merge Games |
Разработчик | Dimfrost Studio |
Минимальные требования | Windows 10 и выше, процессор уровня Intel Core i5-2300 2,8 ГГц или AMD FX-4350 4,2 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 570 (1 Гбайт видеопамяти) или AMD Radeon HD 7850 (2 Гбайт видеопамяти), 8 Гбайт на жёстком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор уровня Intel Core i5-4590 3,3 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 1660 |
Дата выхода | 27 апреля 2023 года |
Возрастной ценз | От 18 лет |
Локализация | Текст |
Платформы | PC, PlayStation 5, Xbox One S | X, Nintendo Switch |
Официальный сайт |
Играли на PC
Не ходите, дети, ночью в лес гулять. Терновник запутает, терновник опутает, терновник утащит в чащу. Так предупреждает книга, которую на ночь читают брат и сестра — Олле и Лиллемор. Теперь Олле стоит перед книгой один, за окном ночь, ставни приоткрыты. Лиллемор нигде не видно. Что делать? Остается только спуститься по простыне из окна вниз, на полянку, — без сестры как-то не по себе. Да и сказки всё это, кто в них верит. Ну а родители… Какие родители?..
Собственно, Лиллемор далеко не ушла, да и ночной лес не страшнее дневного: диких зверей не видать, широкие тропинки исхожены, Луна отлично освещает путь через прозрачный сосновый бор. Почему бы и не рвануть на руины старой башни, излюбленное место для игр. Только в этот раз ребята внезапно обнаружили там блуждающий огонек, с которым Олле сразу же научился ловко обращаться — освещать себе путь и метко кидать в цель как из пращи. Хорошее будет развлечение, правда? А пока поиграем в прятки с гномами! Ох, какой у них милый ёжик в загоне — но только почему он с нас ростом?..
Bramble достаточно быстро стирает границу между мифом и реальностью, но не спешит нагнетать напряжение. Сперва брат с сестрой отправляются в идиллическое приключение через царство гномов: крошечные, в огромных колпаках, гномы беззаботно резвятся в своем уютном мирке, более всего напоминающем Шир. Впрочем, довольно быстро мы понимаем, что это Шир, которого уже коснулась Бледная Длань, и гномы неспроста так хорошо играют в прятки.
А вот Лиллемор в прятки играть толком не умеет — и в мгновение ока оказывается в мешке огромного тролля. Маленькому Олле ничего не остаётся, кроме как отправиться на поиски сестры, тем более огонек указывает путь. И он начинает свой спуск в Ад. Точнее, к Горному Королю.
Уже в этот момент несколько теряется стройность повествования: путь Олле лежит через лес троллей, пруд Некки, болото ведьм — парню придётся повидать многое. Но одно приключение не вытекает из другого. Это просто набор страшных историй, соединённых между собой либо весьма условно, либо вообще никак. Мы находимся в антологии страшных сказок европейского Севера. Конечная цель из увертюры Грига вроде бы намечена, но сюжетно движение авторами никак не обосновывается. Тут даже есть «волшебные помощники», но и их появление никак не обыгрывается — откуда они появились, кто это вообще такие — разъяснением таких нюансов разработчики игры не утруждаются.
Это, пожалуй, главный недостаток Bramble — произведению откровенно недостаёт цельности. Мы знаем мотивацию и цель героя и даже проходим с ним испытания, ищем себя и теряем… В основном теряем, ведь травмы в путешествии Олле больше, чем роста. Это действительно очень мрачная сказка, предупреждаю. Но всё же вроде бы сказка, базовый каркас есть. Однако внутри этого каркаса всё несколько расплывается и рассыпается. Сложно идентифицировать себя с героем, который словно бы находится в бэд-трипе, а не движется сквозь логично прописанную историю.
И раз уж мы говорим о недостатках, то поговорим и об игровом процессе. Нет, я не могу его весь назвать одним сплошным недостатком — это было бы глупо и тогда бы не было смысла о Bramble говорить вообще. Нет, здесь вполне сносный геймплей, совмещающий несложный платформинг, исследование мира (есть даже некоторое количество коллекционных предметов), довольно примитивный стелс, требующие минимальных умственных усилий головоломки… и поединки с боссами. Да, метать огонек в начале мы учимся не просто так. И это, пожалуй, наиболее удачные в плане игрового процесса элементы, напряжённые и по-хорошему психоделичные моменты. Но опять же слегка выпадающие из общей канвы.
Проблема в том только, что анимирован Олле довольно коряво, — и тот же платформинг порой доставляет больше боли, чем задумывали авторы. Как и немногочисленные, но весьма муторные бои. Впрочем, в какой-то момент медлительность и неловкость мальчика начинает даже нравиться, всё же главный герой Bramble — ребенок. С чего бы он двигался как ведьмак, верно? Но факт есть факт — некоторые геймплейные составляющие остаётся только перетерпеть. И даже хорошие моменты выглядят так, будто их приделывали уже в конце, после того как придумали все приключение. «Ах да, это же видеоигра, там должен быть геймплей». Для сюжетоориентированных произведений ситуация не то чтобы редкая — можно порадоваться, что присутствуют вообще хоть какие-то механики, кроме «иди и смотри», но всё же назвать игровой процесс сколько-нибудь захватывающим нельзя.
Те, кто дочитал до этого места, наверное, задаются вопросом — зачем мы вообще пишем о таком хламе, тем более и так проскользнувшем мимо массового взора. Всё просто — Bramble: The Mountain King — произведение по-настоящему выдающееся с художественной и эмоциональной точек зрения.
Эта игра — сборник небольших страшных историй на манер чешского фильма «Букет», но в данном случае объединенных общей канвой и главным героем. И каждая отдельная история пусть и не рассказана выдающимся образом, но зато выдающимся образом показана. Каждый отдельный эпизод выделяется своей особой атмосферой, антагонисты (которыми порой оказывается нечто абстрактное, вроде сил природы) выписаны мощно, а с каждым следующим актом гнетущее настроение только усиливается. То, что поначалу воспринималось как в худшем случае страшная (до некоторой степени) сказка, превращается в настоящий хоррор. Местами даже со скримерами, но суть далеко не в этом — эффект того самого спуска главного героя в Ад (своеобразная интерпретация мифа об Орфее) достигается в первую очередь именно атмосферой.
Олле чуть не тонет в кишках, разбросанных по ужасной живодёрне. Спасает умильно пищащих младенческими голосами гномов — но лишь для того, чтобы часть из них кончила свой недолгий век в капканах, а другая… ладно, не будем об этом. Попадает в болото к безумному некки, завлекающему чистые души игрой на своей дьявольской флейте. Пробирается через пещеры, наполненные всхлипами. Вынимает ключ из окоченевшей руки мертвеца, отодвигая пальцы по одному. Вступает в бой с лесной нимфой, которая своим поведением больше напоминает Андрея Романовича Чикатило. И в этом своём путешествии сквозь жуть и мрак совершает (или, наоборот, не совершает) поступки, в которых ему придётся в дальнейшем раскаиваться.
Но даже превосходно прописанная атмосфера вкупе с замечательной музыкой, совмещающей фольклорные мотивы и гнетущий эмбиент, не стала бы достаточным поводом для знакомства с Bramble, не будь игра ещё и визуально потрясающей. Да, анимации порой несколько корявые, но окружение невероятно красиво нарисовано и, несмотря на явно ограниченный бюджет, умудряется создавать ощущение живого мира: в траве суетятся какие-то мелкие духи, солнце завораживающе играет лучами на листве, а во-о-он та гора медленно поворачивается в вашу сторону, чтобы посмотреть на маленького мальчика немигающим взором светящихся глаз. Мы привыкли к тому, что даже самые визуально отточенные представители инди-сцены выглядят «бедненько, но со вкусом». Здесь тоже ощущается большой вкус, но скидок на бедность делать уже не хочется. Bramble: The Mountain King — это действительно сильное визуальное впечатление.
***
Игра лишена какой-либо вариативности, не может привлечь особенно интересным игровым процессом и не слишком-то заботится о стройности сюжетной динамики, но прекрасна именно как сборник жутких скандинавских сказок. Это истории, которые детишки могли бы рассказывать друг другу на ночь под одеялом, но с выкрученным до предела градусом жестокости и безжалостности, в том числе и к слушателю. Местами манипулятивное, местами бессвязное, это произведение всё равно обладает мощной силой фольклора, не очищенного христианским пуританством от «неприемлемого». Это как раз и есть царство неприемлемого — но при этом завораживающего.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
В динамике игра выглядит лучше, чем на скриншотах, выдавая действительно впечатляющую картинку, причём самого разного свойства — от почти монохромной чумной деревни до идиллических природных просторов. |
Звук |
Эффектное сочетание фольклорных мотивов и мрачного эмбиента мощно финализируется вариацией на тему «В пещере горного короля». Герои не озвучены, за них говорит рассказчица. |
Одиночная игра |
Приключение в сказочном мире с элементами платформинга, стелса и условными битвами с боссами. В первую очередь это именно путешествие, геймплей здесь относительно условный (хотя порой и способен бросить вызов). |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Ориентировочное время прохождения |
5–6 часов. |
Общее впечатление |
Больше набор страшных сказок под общим заголовком, чем цельная история, — но каждая сказка в отдельности способна очень впечатлить. |
Оценка: 7,5/10
Видео: