Жанр | Приключение |
Издатель | Focus Entertainment |
Издатель в России | Нет |
Разработчик | UN JE SAIS QUOI, UMANIMATION |
Системные требования | Windows 10 и выше, процессор уровня AMD Ryzen 5 2500U 2,0 ГГц или Intel Core i5-7600 3,5 ГГц, 5 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня AMD Radeon RX Vega 8 или Intel HD Graphics 620 с 1 Гбайт видеопамяти, 4 Гбайт на жёстком диске |
Дата выхода | 13 июня 2023 года |
Локализация | Текст |
Возрастной ценз | Не определён |
Платформы | PC, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox Series S, Series X, Nintendo Switch |
Официальный сайт |
Играли на PC
Амнезия — один из самых назойливых и распространённых тропов в видеоиграх. Очень легко знакомить с происходящим одновременно и игрока, и главного героя, напрочь забывшего всё про окружающий мир. И этим приемом не гнушаются даже великие, создавшие игры вроде Planescape: Torment и Disco Elysium. Авторы Dordogne пошли по той же дорожке. Героиня этой истории не страдает амнезией или алкогольным делирием — просто из её памяти напрочь выпал месяц, проведённый в детстве у бабушки. И мы будем помогать ей его вспомнить. Какова интрига, правда?.. И всё же согласитесь — в глубине души появляется легкая тревога: что же там произошло такого, что она предпочла это попросту вытеснить из памяти? Разбираемся вместе с Мими, 32-летней сотрудницей рекламного агентства, получившей письмо от бабушки впервые за двадцать лет — увы, уже после её смерти.
Домик в Дордони, что в юго-западной Франции, неподалёку от Бордо, весь оплетён виноградом, сад разросся, даже внутри самого дома уже растут деревья — Нора на старости лет немного запустила хозяйство. И её сын — папа Мими — совсем не горел желанием, чтобы его дочь туда ехала после смерти бабушки. Какие тайны подготовил этот дом на холме? Неужели нас ждёт очередное выгребание скелетов из шкафов в духе, например, «Шороха»?
Войдя в опустевший домик (ключ еле провернулся, дверь открылась со скрипом), Мими берёт в руки показавшийся знакомым предмет… и проваливается в прошлое. Мими 12 лет, отец привез её в дом Норы, чтобы она провела там месяц. Но любимый дедушка недавно умер, друзья остались в Париже, а с бабушкой она не близка. Кажется, это будет уныленький месяц, после которого опять в школу. Папа, за что?
Ладно, не буду томить — дом на холме обходится без призрака. Совсем наоборот — атмосфера увядания на старте игры очень быстро сменится августом, уже подмигивающим осени, но всё еще нестерпимо знойным и наполненным приключениями. Мими будет вспоминать его по кусочкам и восстановит в памяти, вероятно, самый счастливый и одновременно окончательно разрушивший одну семью месяц жизни.
Dordogne именно то, чем она кажется по первым же кадрам, которые я увидел ещё года четыре назад. Она нарисована не уникальным самим по себе, но редко встречающимся в играх акварельным стилем — со своим особым характером. Логично — за игрой стоит студия UMANIMATION, которая занимается анимационными проектами на стыке разных искусств. Игры для неё — нечто новое и как будто стороннее. Это скорее личный проект одного из работников студии, Седрика Бабуша, решившего дать жизнь своему то ли детскому воспоминанию, то ли фантазии об этом воспоминании, перемешав в нём бытовой уют и приключения в духе рассказов о Гекльберри Финне, живо замешав всё на невероятной природе Дордони — региона, не в последнюю очередь знаменитого обильными находками из мира первобытных людей.
Что-то первобытное есть и в самой игре. Нет, скорее, не первобытное, а первозданное — как счастье от соприкосновения с родным человеком. Счастье омрачённое. Проживая месяц Мими и Норы, катаясь с ними на каяке, пропалывая огород и гуляя по рынку в поисках лучших овощей, мы параллельно соприкасаемся с какими-то осколками прошлого, показывающими сложности взаимоотношений между людьми, в том числе и родными. Что-то, что может рассорить мать и сына. Внести раздрай между учителем и любимым учеником. Разбить грустью самый яркий солнечный день. Не просто так Нора очень много спит — словно сокращает время, которое ей надо ещё провести на этом свете без любимого мужа.
Но эти трещины в коре мироздания оказываются в конечном счёте неважны — проникая дальше в прошлое, вспоминая тот свой месяц, Мими не только многое понимает, но и возвращает непосредственность в отношениях с близкими. Я, как отец годовалого ребенка, вижу это счастье каждый день — когда ты вызываешь улыбку у человека просто фактом своего существования, когда эта улыбка появляется вместе с новым днем, когда каждому новому человеку хочется махать рукой, приглашая его в свою маленькую (но непрерывно разрастающуюся) жизнь. Это, несомненно, пройдёт, жизнь станет более горькой на вкус — но именно про эти ощущения и ведёт речь Dordogne; без захода на территорию младенчества, но ретроспективно убирая горечь из воспоминаний, возвращая ощущение родства — как с близкими людьми, так и с солнцем, садом, рекой, воздушными шарами в небе.
Но нужно сказать пару слов не только об эмоциональной стороне Dordogne, но и том, что это за игра. За солнечными, почти плоскими акварельными декорациями (в которые, к слову, совсем недурно вписаны трёхмерные модели персонажей, а камера выделывает хитрые кренделя, чтобы сохранить ощущение пространства) таится довольно простое по форме приключение. Мы проводим время за мини-играми, порой изящными, порой довольно корявыми — из них, собственно, состоит быт: насыпать чай в чашку, вырвать сорняки, вставить ключ в замочную скважину (поначалу это невыносимо тяжело, к слову, — авторам бы симулятор алкоголика создавать). Они слегка разбавляют основной процесс — прогулки по немногочисленным, но неизбежно живописнейшим окрестностям, где мы знакомимся с другими персонажами (большая часть появляется вообще единожды — это очень сфокусированная история), собираем коллекционные предметы, а также фотографируем и записываем звуки.
Да-да, ещё один проект с внутриигровой фотографией — теперь на старенький Polaroid. Но в сочетании с возможностью ещё и писать звуки при помощи микрофона и кассетника, а затем складывать впечатления в альбом в произвольном порядке — очень напоминает о SEASON: A letter to the future. Едва ли создатели этих двух игр как-то взаимодействовали или черпали вдохновение друг у друга — но совпадение удивительное. И думается, неслучайное.
Эти два произведения слегка похожи своей солнечной красотой — и чуть ли не противоположны по эмоциональной окраске. Светлая, но безысходная грусть SEASON — и возвращённое себе счастье воспоминаний Dordogne. Но самое главное тут всё же общее — и та и другая игра направлены в прошлое, которое нельзя вернуть и которое как раз и было наполнено большим смыслом, в отличие от настоящего. И знаете, это чувство очень отзывается в сегодняшнем моменте.
***
Dordogne — произведение акварельное не только в изобразительном плане. Слегка расплываются и текут краски нарратива — проникнуть в мотивации главных героев до конца так и не удаётся. Широкие мазки игрового процесса при взгляде вплотную оказываются условными — геймплей, как часто бывает в подобных играх, здесь необязательный и местами даже раздражающий — не стоит разглядывать акварель под лупой. Но стоит чуть отойти и, возможно, даже расфокусировать взгляд — как картина словно бы оживает. И вот перед глазами уже не только Мими и Нора. В ушах не только треск цикад и журчание речушки Дордони. Постепенно их вытесняет писк ласточек, крики детишек, гоняющих мяч в соседнем сквере. Сознание наполняет запах блинчиков с капустой. Вечереет. Ты в подмосковном посёлке. Тебе двенадцать. Бабушка жива. И всё лето ещё впереди.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Игра очень красивая — безо всяких но. Это вполне полноценное произведение искусства, очень скромный по объему, но любовно нарисованный «мультфильм». |
Звук |
Не слишком запоминающиеся и яркие восьмидесятнические ритмы в исполнении дуэта Supernaive хорошо подходят происходящему. Персонажи приятно озвучены, но почему-то не было возможности включить французскую озвучку. А с английской часть очарования всё же уходит, словно с неуместным дубляжом. |
Одиночная игра |
Небольшое приключение — с необязательным коллекционированием, попытками вовлечь в игровой контекст через тактильность и возможность фиксировать детали этого мира (делать фото, записывать звуки, формировать свои «итоги дня», которые ни на что не влияют). |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Ориентировочное время прохождения |
3–4 часа (в зависимости от вашей любви к «собирашкам»). |
Общее впечатление |
Чуть скомканная ближе к концу и порой слишком уж «акварельная» во всём, но очень душевная и способная реально создать контакт с вашим собственным детством игра. |
Оценка: 8,0/10
Видео: