Оригинал материала: https://3dnews.kz/1091327

Baldur's Gate 3 — великое приключение, личное и эпическое. Рецензия

Жанр Ролевая игра
Издатель Larian Studios
Разработчик Larian Studios
Минимальные требования Процессор Intel Core i5-4690 3,5 ГГц / AMD FX-8350 4,0 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 970 / AMD Radeon RX 480, 150 Гбайт на накопителе, интернет-соединение, операционная система Windows 10 / 11
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-8700K 3,7 ГГц / AMD Ryzen 5 3600 3,6 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER / AMD Radeon RX 5700 XT, 150 Гбайт на SSD-накопителе
Дата выхода 3 августа 2023 года, версия для PS5 выйдет 6 сентября 2023 года
Локализация Текст
Возрастной ценз От 18 лет
Платформы PC, PS5
Официальный сайт

Играли на PC

Еще с момента выхода в раннем доступе (о котором рассказывал мой коллега Денис Щенников) было очевидно: в стенах Larian Studios готовится отличный проект с глубокой ролевой системой, детализированным миром, увлекательной историей и проработанными героями. И вот перед нами и вправду превосходное ролевое приключение, созданное по всем канонам жанра… точнее, не совсем так. Есть в Baldur's Gate 3 кое-что такое, что возносит ее куда выше просто качественной игры и делает даже не отличным, но эталонным проектом, который спустя десять или даже двадцать лет будут вспоминать как жанровый столп, как счастливое место, как любимое приключение, как черную дыру, которая нещадно засасывала все свободное время… а мы и не были против! Да что там жанровый столп, Baldur's Gate 3 – это одно из величайших приключений в истории индустрии, сравнимое по эмоциональному вовлечению и глубине с Dragon Age: Origins, Disco Elysium или The Elder Scrolls V: Skyrim. А начало этого приключения, как и положено, открывается созданием персонажа…

 Всего каких-то полчаса подбора причёски и макияжа и можно наконец… выбрать класс

Всего каких-то полчаса подбора причёски и макияжа — и можно наконец… выбрать класс

#Приключение для всех

Каких только редакторов персонажей мы не повидали: от простеньких конструкторов, напоминающих машины для клонирования, до комплексных систем, где создание персонажа — чуть ли не самая ответственная часть, что займёт на пару-другую часов. И уже на этом этапе Baldur's Gate 3 демонстрирует необычайную гибкость и стремление предоставить максимально приятный игровой опыт всем без исключений.

Новичкам жанра или тем, кто не очень любит ковыряться в десятках настроек, подойдёт один из основных персонажей вроде Шэдоухарт, Лаэзель, Астериона или Уилла. Герои эти интересны, детально проработаны и, что главное, удовлетворят практически любые игровые запросы, кроме одного: желания создать уникального протагониста. И здесь у Baldur's Gate 3 всё на высочайшем уровне: ценители детальной настройки определённо будут рады как огромному количеству классов, подклассов, стартовых кантрипов (базовых способностей), заклинаний и особенностей, так и простору в настройке внешности — от подводки для глаз, цвета помады, вида причёски и татуировок до телосложения и нескольких типов гениталий. А ещё можно пойти по третьему пути и просто довериться генератору персонажей — герои в нём получаются вполне симпатичные.

 Взаимодействие с компаньонами построено очень тонко, и чтобы добиться дружеских или даже романтических отношений, придётся постараться

Взаимодействие с компаньонами построено очень тонко, и, чтобы добиться дружеских или даже романтических отношений, придётся постараться

Максимальную лояльность к игрокам Baldur's Gate 3 проявляет и на нарративном поле. Игра ловко и филигранно вводит нас в контекст местных событий, не перегружая тонной информации о мире или о персонажах и давая лишь необходимое для понимания происходящего. Всё сценарное богатство раскрывается постепенно, так, чтобы всегда была возможность полноценно прочувствовать тот или иной важный момент, не боясь, что где-то что-то упущено. Впрочем, уйти в глубь местной мифологии никто не мешает: спасибо массе дополнительных источников знаний вроде попадающихся тут и там книг или, скажем, необязательных диалогов с неигровыми персонажами.

Несмотря на громкое и мощное вступление, акцент в Baldur's Gate 3 смещен с глобальных событий на личные коллизии героев — как наших компаньонов, так и неигровых действующих лиц. Их мотивы и цели всегда понятны, преимущественно человечны и даже несколько приземленны. А потому практически все персонажи не оставят равнодушными, ведь их чаяния так близки нам, людям по эту сторону экрана. Кто-то пытается справиться с утратой любимого человека, кто-то стремится найти себя и свое место в этом мире, у кого-то кризис веры, переходящий в переосмысление жизни, а кто-то просто пытается выжить в месте, полном ненависти и предрассудков. Такая тонкая личностная проработка делает каждую историю этого мира живой, объемной, запоминающейся.

 Группа решила отдохнуть от приключения... и сделать обложку для музыкального альбома

Группа решила отдохнуть от приключения... и сделать обложку для музыкального альбома

Но фокус на личном ни в коем случае не отменяет превосходно построенной глобальной линии, где нашлось место и масштабным перипетиям, и тягучей интриге, и довольно не типичным для массовых проектов сценарным ходам. И, главное, вся сюжетная нить полностью переплетена с нашими действиями, решениями, бросками двадцатигранника и даже успехами на тактическом поле.

#Персональный путь

Голова идет кругом от местной витиеватости и проработанности. Даже самая местечковая ситуация может завершиться несколькими абсолютно противоположными и порой весьма неожиданными исходами. Которые, разумеется, в большей степени зависят от нас и немного от своенравного D20. Практически на каждом шагу встречаются дилеммы разных масштабов: от помощи старушке, к которой на пыльной дороге пристали двое детин, до абордажа нашего судна дворфами-работорговцами, что очень хотят узнать, откуда у нас плавательное средство их коллег; от застуканной в сарае парочки из орчихи и гоблина до леденящих кровь хирургических экспериментов безумца, свидетелями которых мы невольно становимся.

 Попробовать напугать проход? А почему бы и нет!

Попробовать напугать проход? А почему бы и нет!

Правильного выхода из коллизий не существует, зато всегда предоставлены выбор и простор для ролевого отыгрыша. Запугать ли, обмануть ли, применить ли обаяние или же прибегнуть к особенности или специфическим знаниям класса или расы — поступайте, как считаете нужным в рамках вашего персонажа… или просто как сердце велит. Применить «ловкость рук» во время игры на выпивание, чтобы незаметно для оппонента вылить сомнительное варево на пол? — Пожалуйста! Напугать превосходящего силами противника сомнительным, но уверенным аргументом — еще бы! Или, в той же ситуации, применить атлетические умения, чтобы сократить число врагов одним ловким толчком — о, да! Главное, чтобы удача не подвела в самый ответственный момент… Хотя и провал проверки кубиком может привести к уникальным последствиям и очередной увлекательной байке с просторов Baldur’s Gate 3.

Впрочем, можно и вовсе хвататься за оружие в любой непонятной ситуации, устраивая резню на каждом шагу: грубо, морально сомнительно, изматывающе — но тоже отыгрыш.

К тому же тактические схватки здесь — отменные. Большей частью они закономерно созвучны с битвами из серии Divinity: Original Sin, но ощущаются приятнее, быстрее и, в целом, отполированнее. Тут тоже присутствуют просто сумасшедшее раздолье для комбинирования возможностей участников партии, необычайное количество способностей и заклинаний и, разумеется, уйма возможностей для того, чтобы использовать окружение. Cтолкнуть ли врага в пропасть, создать ли лужу, чтобы ее потом наэлектризовать или заморозить (и со злорадным наслаждением смотреть, как противники просто не могут дойти до цели), или же просто взрывать любую бочку, что попадется на глаза…

 Враждебный вид хобгоблина намекает: мирного решения не будет. Или будет?

Враждебный вид хобгоблина намекает: мирного решения не будет. Или будет?

Противники и сами не прочь прибегнуть к хитрым приемам и, в принципе, довольно умны, находчивы и не дают расслабиться ни на секунду. Да и условия боев меняются так часто, что едва успеваешь переводить дух: тут и эффектная битва между двумя баржами, и сражение в условиях постоянно прибывающих через порталы врагов, и бой против жуткой ведьмы, что призывает в бой свои копии. В игре буквально не встречается похожих друг на друга схваток (во всяком случае, я не встречала, но и битв я, как правило, стараюсь избегать), а потому и утомить они, как это часто бывает в тактическо-ролевом жанре, не успевают. Зато успевают другое: подарить мириады по-настоящему ярких игровых моментов.

***

Хотела бы я сострить на тему, что Larian Studios выбросила критический успех со своим новым проектом. Но Baldur's Gate 3 едва ли назовешь следствием невероятной удачи — это закономерный результат титанического труда четырёх сотен человек, что искренне любят ролевой жанр, систему D&D и, конечно же, игроков. Как итог перед нами потрясающе комплексная игра с тонко прописанными персонажами, ветвящейся и проработанной историей, глубокой тактической составляющей, минимальным порогом вхождения (удивительно, да) и просто умопомрачительной способностью влюблять в себя без остатка.

Достоинства:

  • невероятная глубина абсолютно всех аспектов игры;
  • увлекательная история, прекрасные второстепенные линии и потрясающая проработка персонажей;
  • напряжённые тактические схватки с простором для боевой импровизации;
  • грандиозная вариативность и безграничный простор для ролевого отыгрыша.

Недостатки:

  • Baldur's Gate 3 потребует очень (очень!) много вашего свободного времени.

Графика

Визуально Baldur's Gate 3 выглядит чудесно: живописные пейзажи, скрупулёзно детализированное окружение, убедительная мимика героев и впечатляющая гамма заклинаний и способностей, красочных и эффектных.

Звук

Высочайший уровень проработки относится и к аудиальной части произведения. Что мощные торжественные или приземлённо зловещие оркестровые композиции, что звуковой дизайн окружения, точно создающий атмосферу разных локаций, что феноменальная озвучка персонажей, изобилующая тонкими актёрскими работами, — всё это по-настоящему восхищает.

Одиночная игра

Могучее ролевое приключение, потрясающее своей глубиной и способностью поглощать свободное время.

Оценочное время прохождения

Около шестидесяти часов потребуется на основной сюжет и некоторые побочные истории, сотня — на подробное и тщательное прохождение, сотни — на изучение игры от края до края.

Коллективная игра

Игроки могут устраивать совместные сессии в локальном или сетевом кооперативе.

Общее впечатление

Baldur's Gate 3 — это апофеоз ролевых игр, скрупулёзно проработанный и неимоверно затягивающий. Грандиозное и одновременно невероятно личное приключение на века, про которое с восторгом будут вспоминать спустя годы и десятилетия.

Оценка: 10/10

Подробнее о системе оценок

#

Видео:



Оригинал материала: https://3dnews.kz/1091327