Очередной виток противостояния США и Китая обозначился 17 октября, когда американский Минторг обновил правила экспортного контроля — в них включили оборудование для производства полупроводников, чипы для высокопроизводительных вычислений, в основном для ИИ-систем; а список организаций под санкциями пополнили две новые компании. В результате китайский спрос на HPC-компоненты снизится до 3–4 % от мирового, уверены аналитики TrendForce.
Существенным изменением оказалось формальное включение в список контролируемых товаров литографической системы ASML Twinscan NXT:1980Di, которая ранее находилась в серой зоне. ASML получила разрешение завершить намеченные поставки, поэтому последствия этой меры скажутся несколько позже. А вот сегмент HPC ожидает встряска, поскольку новый запрет коснулся ускорителей серий NVIDIA A800, H800 и L40S. Из-за этого китайские технологические гиганты ByteDance, Baidu, Alibaba и Tencent умерят свои аппетиты в отношении высокопроизводительных серверов с ускорителями NVIDIA — ранее Китай обеспечивал 5–6 % мирового спроса в этом сегменте, теперь же он снизится до 3–4 %. Китайские поставщики облачных услуг, как ожидается, в краткосрочной перспективе начнут запасаться импортными ИИ-ускорителями, а в среднесрочной и долгосрочной — ускорят разработку собственных.
Ещё одной тенденцией обещает стать новая стратегия производителей ИИ-чипов в лице NVIDIA и AMD — они расширят ассортимент решений и позволят клиентам адаптироваться к ограничениям, которые диктует геополитика. К примеру, это будет продукция с более скромными показателями производительности или более крупными кристаллами, что поможет соблюсти ограничения, не жертвуя охватом рынка.
Китайские техногиганты, кроме того, помогут местным академическим и исследовательским институтам рассмотреть возможность аренды ресурсов для обучения ИИ за пределами Китая, а его настройка и непосредственная работа будут организованы уже внутри страны. В этом проекте может принять участие и NVIDIA, которая начнёт активнее продвигать услуги по подписке на ИИ-серверы DGX Cloud. Это позволит привлечь клиентов не только из Китая, но и из других стран, где есть собственные геополитические проблемы.