Оригинал материала: https://3dnews.kz/1095750

Alan Wake 2 — тринадцать лет он ждал! В Темном месте! Рецензия


Жанр Приключение, Экшен, Хоррор
Издатель Epic Games
Разработчик Remedy Entertainment
Минимальные требования Процессор Intel Core i5-7600K 3,8 ГГц / AMD Ryzen 5 1600X 3,6 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 6 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 2060 / AMD Radeon RX 6600, 90 Гбайт на накопителе, аккаунт в Epic Games Store
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-10700 3,8 ГГц / AMD Ryzen 5 3700X 3,6 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 12 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce RTX 4070 / AMD Radeon RX 7800XT
Дата выхода 27 октября 2023 года
Локализация Текст
Возрастной ценз От 18 лет
Платформы PC, Xbox Series X|S, PlayStation 5
Официальный сайт

Играли на PC

Справедливости ради надо сказать, первую реальную попытку вырваться из Темного места Алан предпринял уже в 2012 году — в самостоятельном дополнении Alan Wake’s American Nightmare. Добавка сделала ставку на боевую механику — та, хоть и была вполне рабочей, все же не являлась столпом, на котором держалась игра. Игроки остались не в восторге, и скромные тиражи поставили потенциальное продолжение под большой вопрос. Но все эти годы авторы не бросали надежд на его появление.

Разные мотивы, настоявшиеся годами, дожили до официального сиквела. На идею с агентами ФБР, разыскивающими Алана, намекала Quantum Break. А линия про документальный фильм о пропавшем писателе мелькает в раннем прототипе, над которым Remedy работала еще в 2010-м. Историю Alan Wake 2 долго вынашивали, отсеивая лишнее, и готовили почву через иные проекты. Поэтому и ощущается сиквел как выдержанное вино. А это напиток на ценителя.

Следствие ведут

 Маленькие городки словно замирают во времени. За 13 лет разве что полигонов прибавилось

Маленькие городки словно замирают во времени. За 13 лет разве что полигонов прибавилось

Сага Андерсон и Алекс Кейси прибывают в сонный городок Брайт Фоллс, штат Вашингтон. На глазах у туристов члены Культа Дерева совершают зверское убийство. Что делает ситуацию еще более странной — жертвой оказывается детектив Найтингейл. Тот самый, что тринадцать лет назад пропал при загадочных обстоятельствах вместе с несколькими другими жителями города, включая знаменитого писателя Алана Уэйка.

Вступление сразу навевает ассоциации с «Настоящим детективом». Ритуальное убийство, сельская глубинка, давящая атмосфера южной готики — источник вдохновения угадывается безошибочно, да Remedy и не скрывает. Сага и Алекс неспешно следуют к месту преступления, изучают труп, обмениваются тяжелыми взглядами. Первая часть практически сразу бросала в гущу событий, сиквел же куда более медленный. Шутка ли, первая серьезная перестрелка нас ждет через час-полтора после начала.

Экшен отодвинут на второй (а порой и третий) план. В роли Саги мы размеренно изучаем локации, собираем улики и говорим с местными. Последние, что странно, узнают героиню, хотя она здесь оказалась впервые. Табельное оружие томится в кобуре, пока агент выстраивает у себя в голове картину преступления. Буквально. Комната разума предлагает разные возможности, но основная — это доска зацепок. Нам предстоит расклеивать по ней найденные улики и выстраивать цепочки рассуждений, дабы прийти к умозаключению и двинуть историю дальше.

 Remedy может по праву гордиться лицами персонажей

Remedy может по праву гордиться лицами персонажей

Но Remedy не решилась дать игроку какой-либо свободы в расследовании. Допустить ошибки в расположении улик на доске нельзя — метод перебора гарантированно решит любое затруднение. С другой стороны, все равно приятно самому с первого раза приклеить фотографию к нужному вопросу. Складывается ощущение, что вся детективная часть задумана исключительно ради того, чтобы визуализировать перед игроком схему сюжета. Хотя, на мой взгляд, плотность событий в Alan Wake 2 не столь велика, чтобы упустить нить повествования.

В какой-то момент игра все же предлагает схватиться за пистолет и дать нечисти отпор. Как и в первой части, Тьма окутывает своих приспешников-марионеток, защищая от простых атак. Сперва надо сбить с врага теневой щит с помощью света: верного фонарика, факелов, фейерверков и так далее. И только после этого супостата можно добить серией метких выстрелов.

На словах будто бы ничего не поменялось, но ощущается Alan Wake 2 куда ближе к современным ремейкам Resident Evil 2-4, нежели к предшественнице. Камера висит аккурат над плечом — протагонист закрывает добрую треть экрана. Враги более живучи, и при попадании вместо всполохов искр на теле остается кровавое пятно, а какой-нибудь выстрел из дробовика вообще срывает плоть, как в Doom Eternal. Уклонение по нажатию кнопки осталось, но избежать удара стало сложнее. Жаль, отказались от фонарика в качестве прицела, заменив его классическим перекрестием — не так аутентично.

 Арбалет позволяет экономить патроны, а с улучшениями превращается в машину уничтожения

Арбалет позволяет экономить патроны, а с улучшениями превращается в машину уничтожения

Все оружие, боеприпасы и разнообразные расходники приходится умещать в ограниченном инвентаре. Внимательно исследуя локации, получится хорошенько расширить походный рюкзак, но все равно придется регулярно решать, что важнее: парочка фальшфейеров или коробка патронов для дробовика. Любые припасы приходится расходовать с умом — они теперь в дефиците.

Сага борется с Тьмой, но ей по большей части досталась рациональная часть истории. Она пришла из реального мира и лишь пытается разобраться в мистической природе странностей вокруг Брайт Фоллс. Тут и там сценаристы раскидывают намеки на то, что героиня все же чуть плотнее связана с местной историей, чем кажется. Но поначалу ей не хватает фактуры. Более живым выглядит тот же Алекс Кейси, ворчащий по любому поводу — особенно когда заканчивается кофе или кто-то припоминает вымышленного тезку-детектива. А Сага — словно персонаж-инструмент для достижения сюжетной цели. И кажется, что это не упущение сценаристов, а чей-то тайный замысел…

#История идет по спирали

Пока агенты ФБР расследуют деятельность культа, Алан томится в Темном месте — мрачном измерении, где ничему нельзя верить, даже собственной памяти. Один за одним он выкидывает черновики «Возвращения» — своей новой книги. Зло, обитающее здесь, питается творчеством людей. И здесь же созданные шедевры могут воплощаться в реальность. Но только если подчиняться правилам жанра. Триллер не может быть светлым, ставки всегда должны быть высоки, а добиться успеха герои могут лишь неимоверными усилиями.

 Сиквел куда мрачнее и кровавее предшественницы

Сиквел куда мрачнее и кровавее игры-предшественницы

Первая Alan Wake использовала самоисполняющееся пророчество как двигатель истории, но не спешила задаваться вопросами о природе творчества. Сиквел идет глубже. Авторы постепенно нагнетают параноидальную атмосферу, ставя под вопрос ощущение реальности. Что настоящее, а что — лишь ожившая фантазия? Да и есть ли разница, если реальны ощущения?

Кроме двух вступительных и двух финальных глав, вы вольны переключаться между похождениями протагонистов через особые порталы в виде лужи у ведра со шваброй. Старый знакомый, уборщик Ахти из Control, не раз окажет помощь обоим героям. Если Сага исследует Брайт Фоллс и окрестности, то Алан оказывается посреди Нью-Йорка. Хотя, скорее в мрачном сне о Нью-Йорке. Он погружен в вечную ночь, а единственные обитатели улочек — призрачные тени. То ли монстры, то ли миражи.

Alan Wake 2 развивает зацикленную концепцию American Nightmares. Алан снова и снова возвращается к ток-шоу загадочного мистера Дуэйра, снятому с участием живых актеров. Пробыв чертову дюжину лет в Темном месте, герой и сам уже начинает сомневаться в своем здравомыслии. После очередного фантасмагорического шоу писатель выходит на улочки города, не понимая, что ему делать дальше. Следуя за знаками, Алан натыкается на места преступлений, из которых черпает вдохновение для своей новой книги — «Инициации». Но ведь он писал «Возвращение»…

 Фальшфейеры — все еще лучший способ держать врага на расстоянии

Фальшфейеры — все еще лучший способ держать врага на расстоянии

По настрою приключения Алана разительно отличаются от расследования Саги — они пронизаны мрачным безумием, а порой и черным юмором. А вот в механиках разница незначительна. Экшен работает одинаково, разве что в случае с Аланом никогда не скажешь заранее, является ли тень опасным врагом, или же она рассеется, как только вы подойдете ближе. Арсенал чуть скромнее. Улучшения обставлены иначе: вместо особых обрывков страниц и подвесок для браслета у Саги, Алан ищет «слова силы», видимые лишь в свете фонаря.

Весомых различий два. Во-первых, писатель на доске не зацепки развешивает, а конструирует сцены. Хотя это громко сказано. К примеру, к локации «станция метро» он дописывает особенность «логово культистов», после чего местность преображается, открывая новые пути. Во-вторых, Алан с помощью настольной лампы забирает свет из источников освещения или, наоборот, заряжает их, что тоже влияет на пространство вокруг. Но какой-то занимательной синергии между механиками нет, как и простора для экспериментов. Все это лишь красивая визуализация, подчеркивающая хаотичную и изменчивую природу Темного места.

И в этом одна из главных особенностей Alan Wake 2, которая может как привлекать, так и отталкивать. Геймплей здесь служит таким же приемом повествования, как диалоги или окружение. Формально Alan Wake 2 — видеоигра, но по сути — произведение, совмещающее множество медиа. Remedy замешивает игровые механики, музыку, живую съемку и литературу, чтобы рассказать свою историю и порассуждать о природе творчества. Сцена, в которой авторы пересказали события первой части, по праву займет место среди самых ярких игровых моментов за всю историю индустрии.

 Через мгновение свет из лампы буквально «перепрыгнет» в руки Алана

Через мгновение свет из лампы буквально «перепрыгнет» в руки Алана

Если ради экспозиции надо заставить игрока час бродить, исключая любой экшен, — значит, так тому и быть. Один эпизод может напоминать о Resident Evil, а в следующем игра переключается на Life is Strange. Ценители игр как искусства, и в первую очередь искусства рассказывать истории, наверняка добавят новый проект Remedy в список лучших релизов года.

С другой стороны, те, кто на первое место ставит геймплей, рискуют остаться разочарованными. Разве что графикой останется полюбоваться (при наличии продвинутой сборки, разумеется). Alan Wake 2 время от времени демонстрирует, куда уходят мощности: потрясающее освещение, плотный лес с объемным туманом, повышенная детализация лиц, да и в целом всего, что находится в радиусе десяти метров вокруг (но чем дальше предметы, тем сильнее их «размывает»). Ну и конечно же, можно насладиться саундтреком, которому Poets of the Fall подарили три мощных хита.

 Живая съемка вплетена в происходящее куда органичнее, нежели в той же Quantum Break

Живая съемка вплетена в происходящее куда органичнее, нежели в той же Quantum Break

* * *

Alan Wake 2 — достойный сиквел для первой части. При всех отличиях у нее получилось стать органичным продолжением истории Алана. Но не закрывающей главой. С учетом собственной вселенной Remedy и жирным намеком после титров, мы еще не раз встретимся и с Федеральным бюро Контроля, и с Тьмой в Брайт Фоллс. Следующая остановка — грядущие DLC.

Достоинства:

  • сиквел умело продолжает историю Алана Уэйка, смешивая серии Remedy воедино;
  • жуткая атмосфера сочетается с мрачным юмором и самоиронией;
  • напряженные схватки;
  • предыстория-мюзикл!

Недостатки:

  • некоторые механики кажутся слишком поверхностными;
  • неровный темп игрового процесса.

Графика

Порой Alan Wake 2 выглядит настоящим «некстгеном», но, конечно, далеко не в каждой сцене.

Звук

Музыкальное оформление всегда было важной частью проектов Remedy, и Alan Wake 2 не уронила планку. Самые яркие эпизоды связаны именно с музыкой.

Одиночная игра

Хоррор на выживание с напряженными перестрелками и экономией ресурсов чередуется с неспешным исследованием и незамысловатым детективом.

Оценочное время прохождения

Сконцентрировавшись на сюжете, очередной виток злоключений Алана можно осилить часов за десять. Чтобы закрыть все побочные активности — смело умножайте на два.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Это не игра. Это художественное произведение.

Оценка: 8,5/10

Подробнее о системе оценок

Видео:



    Оригинал материала: https://3dnews.kz/1095750