Microsoft опубликовала финансовые результаты за III квартал 2024 финансового года. Компания показала $61,9 млрд выручки и $21,9 млрд чистой прибыли: первая выросла на 17 %, а вторая увеличилась на 20 %. При этом доходы компании от продажи оборудования продолжают снижаться.
Второй квартал подряд Microsoft демонстрирует дополнительный доход от поглощения Activision Blizzard — игры в какой-то момент были третьим по величине бизнесом компании. На этот раз игровой сегмент оказался четвёртым из-за более высоких, чем ожидалось, доходов в сегменте Windows OEM за квартал. Несмотря на сильные результаты сегментов Office и выросшим на 23 % доходом по Microsoft Cloud год к году, общие доходы компании от игр выросли только за счёт Activision Blizzard, тогда как выручка от устройств Xbox и других устройств (Surface) показала снижение.
По итогам минувшего квартала выручка Windows OEM увеличилась на 11 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и это неожиданно, потому что сама Microsoft прогнозировала, что сильных изменений здесь не будет. Это деньги, которые производители платят за лицензии для ноутбуков и настольных компьютеров: в 2023 году данный сегмент пострадал, но в 2024 году он снова набирает обороты. Летом компания выпустит «ИИ ПК» на новейших чипах Qualcomm Snapdragon X, которые, как она надеется, помогут ей увеличить доходы. Свои собственные устройства Surface она, как ожидается, анонсирует 20 мая на специальном мероприятии, и если Qualcomm действительно сумеет добиться нужного баланса производительности и времени автономной работы, рынку процессоров для ПК может грозить революция.
Microsoft в значительной мере полагается на этот шаг: по итогам квартала доход компании от устройств снизился на целых 17 %, и эта тенденция продолжается уже 12 месяцев, несмотря на обновление линейки. После неожиданного ухода Паноса Паная (Panos Panay) в Amazon некогда разделённое направление Windows и Surface снова возглавил один руководитель — Паван Давулури (Pavan Davuluri). По итогам текущего квартала компания снова ожидает снижения выручки от устройств примерно на 15 %, призналась финансовый директор Microsoft Эми Худ (Amy Hood), тогда как рост доходов в сегменте Windows OEM окажется «от низа до середины первого десятка», поскольку ожидается, что объёмы рынка ПК сохранятся на допандемийном уровне.
Что же касается игрового направления, доходы от контента и услуг Xbox, включая Game Pass, выросли на 62 % — снова благодаря Activision Blizzard. В феврале Microsoft сообщила, что число подписчиков Xbox Game Pass выросло до 34 млн, включая пользователей Xbox Game Pass Core (ранее Xbox Live Gold). Четыре игры, ранее бывшие эксклюзивами на Xbox, вышли на Sony PS5, а некоторые из них появятся и на Nintendo Switch. Резкая смена стратегии пока ограничена только этими наименованиями, но, похоже, она является ответом на замедление роста Xbox Game Pass и продаж консолей Xbox. Несмотря на успехи Xbox на конкурирующих платформах, продажи устройств под этой маркой рухнули на 31 %. В целом доходы компании от игр выросли на 51 %, из которых чистый эффект Activision Blizzard составил 55 п.п. Другими словами, без Activision Blizzard игровая выручка Microsoft могла бы снизиться. Новое подразделение зафиксировало доход на отметке $1,97 млрд. С учётом затрат на интеграцию, транзакционные и прочие издержки в общей сложности составили $980 млн; с учётом прочих операционных расходов общий операционный убыток Activision Blizzard составил $350 млн.
Без Activision Blizzard сегмент контента и услуг Xbox показал бы рост на однозначное число процентов — очевидно, что поглощение гиганта уже оказывает большое влияние на общие доходы Microsoft от игр. И, похоже, в следующем квартале картина не изменится. Доходы от оборудования Xbox в текущем квартале снова снизятся, прогнозирует Эми Худ. Выручка по направлению контента и услуг вырастет на 50 %, а влияние Activision Blizzard обеспечит здесь 60 п.п. Общий рост доходов от игр прогнозируется от нижнего до среднего значения в пятом десятке, а влияние Activision Blizzard составит около 50 п.п.
Значительно успешнее на этом фоне выглядят направления Microsoft Office и облачных сервисов. В бизнес-сегменте Office и облачных служб наблюдается рост на 13 %, в потребительском — на 4 %. Число потребителей с подпиской Microsoft 365 достигло 80,8 млн. Выручка Microsoft Cloud показала годовой рост на 23 % до $35,1 млрд. Доход от серверных продуктов и облачных служб вырос на 24 % — Azure и другие облачные сервисы выросли на 31 %, из которых 7 п.п. обеспечили сервисы ИИ.