Согласно последнему экологическому отчёту Google, компания прекратила массовые закупки дешёвых углеродных кредитов для компенсации своих выбросов CO2 и отказалась от углеродно-нейтрального статуса, который декларировала с 2007 года. «Начиная с 2023 года мы больше не поддерживаем операционную углеродную нейтральность» — говорится в заявлении Google. Теперь компания будет стремится достичь реальных нулевых выбросов углекислого газа к 2030 году.
Судя по всему, Google адаптируется к ужесточению критериев устойчивого развития. «В соответствии с меняющимся рынком, включая более надёжную экосистему удаления углерода, которую мы помогли стимулировать, мы изменили нашу стратегию, — заявил представитель Google. — Мы стремимся избежать или сократить выбросы парниковых газов, чтобы достичь нашей абсолютной цели по сокращению выбросов».
Изменения в стратегии покупки квот на выбросы углерода совпали с продвижением Google и других крупных технологических компаний в области ИИ, который чрезвычайно ресурсоёмок. В результате общий объем выбросов Google, вызывающих потепление на планете, в 2023 году на 48 % выше, чем в 2019 году. За этот период общее потребление энергии удвоилось. Похожая ситуация у Microsoft — её деятельность в области ИИ привела к увеличению выбросов на 30 % по сравнению с 2020 годом.
Углеродно-нейтральный статус должен присваиваться компании, которая уравновешивает свои выбросы с помощью методов, поглощающих такое же количество CO2 из атмосферы. Однако большинство компаний, заявляющих об углеродной нейтральности, полагаются на сравнительно недорогие компенсации (где один кредит равен тонне выбросов), полученные от «зелёных» проектов, которые утверждают, что защищают леса, используют чистую энергию или предотвращают производство выбросов.
Хотя эти действия теоретически должны помочь справиться с изменением климата, эксперты утверждают, что покупка компенсаций мало влияет на фактическое сокращение выбросов. Многие «зелёные» проекты преувеличивают свои достижения, а большинство электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии, построены на средства от продажи квот. По мнению экспертов, большинство заявлений о нулевом выбросе углерода, как минимум, вызывают сомнения.
В 2022 году Google купила почти 3 миллиона тонн компенсаций, чтобы уравновесить свои прямые выбросы и выбросы от деловых поездок. В отчёте об устойчивом развитии конкретных источников экологических кредитов компания не указывает, но утверждает, что они были проверены «в соответствии с Climate Action Reserve (CAR), Американским углеродным реестром (ACR), проверенным углеродным стандартом (VCS) или методикой ООН».
Теперь Google откажется от массовой покупки компенсаций и сосредоточится на абсолютном сокращении выбросов. В 2022 году Google пообещала выделить $200 млн в фонд стимулирования рынка удаления углерода. В 2024 годe компания заключила контракты на 62 500 тонн с тремя компаниями — Charm Industrial, Lithos Carbon и CarbonCapture — со сроками исполнения между 2024 и 2028 годами. Но это лишь небольшая часть её общих выбросов — прямых и косвенных — которые достигают 14,3 млн тонн углекислого эквивалента в год.
Google официально присоединилась к инициативе Science-Based Targets (SBTi), которая следит за достижением корпоративных целей в области климата и рекомендует компаниям сосредоточиться на сокращении своих выбросов и использовать компенсацию только для небольшой доли остаточных выбросов. «Мы по-прежнему привержены поставленным нами целям в области устойчивого развития, — заявил представитель Google. — Достижение нулевых выбросов к 2030 году — чрезвычайно амбициозная цель, и мы очень усердно над ней работаем. У нас нет ответов на все вопросы, но мы полны решимости».
Google — не единственная компания, меняющая свою стратегию углеродных кредитов. Например, авиакомпания EasyJet и компания по производству напольных покрытий Interface прекратили закупку компенсаций. Подобные решения привели к сокращению этого рынка в прошлом году. Обе компании также получили подтверждение своих климатических целей от SBTi за последние несколько лет.
Эксперты Carbon Market Watch полагают, что «идеальное противодействие выбросам компании является ошибочным занятием. Например, даже если выбросы можно явно устранить, за то время, пока они существовали в атмосфере, они все равно причиняли вред. Хорошо, что компании признают, что сокращение выбросов является приоритетом».