Google пытается вклиниться в партнёрство Meta✴ и Ray-Ban, но едва ли преуспеет

Читать в полной версии

Meta намеревается купить около 5 % компании EssilorLuxottica, которая владеет Ray-Ban и сама оценивается в $88 млрд. Но сблизиться с модным брендом хочет не только гигант соцсетей — к руководству компании недавно обратилась Google с предложением выпустить умные очки с помощником на основе искусственного интеллекта Gemini. Но едва ли партнёрству с Meta что-то угрожает, полагает The Verge.

Источник изображения: Meta

Владелец бренда Ray-Ban — европейская компания EssilorLuxottica из мира моды, а не рискованный стартап из кремниевой долины. Сейчас EssilorLuxottica пытается справиться со сложностями, вызванными инфляцией и высокими издержками — они влияют на её маржу. За минувший год акции компании подорожали всего на 7 %, и это хуже средней динамики у европейских «голубых фишек». При этом значительную часть дохода от умных очков EssilorLuxottica оставляет себе — они дороже в производстве и далеко не так прибыльны, как обычные.

Пока сложностей это не создавало, потому что продажи очков Meta Ray-Ban ещё не вышли на уровень, при котором они снизят общую маржу EssilorLuxottica. Но если сформировавшаяся тенденция продолжится, отгрузки умных очков в ближайшие годы вырастут до миллионов единиц: за последние несколько месяцев было продано больше единиц последней модели Meta Ray-Ban, чем первой версии за два года.

Meta, которая держит курс на создание метавселенной, получила в лице EssilorLuxottica партнёра, обладающего вкусом и опытом в производстве очков, которые люди хотят носить. Гигант соцсетей едва ли стал бы тратить $5 млрд на маркетинг, чтобы заставить аудиторию бренда одежды Supreme (недавно куплен EssilorLuxottica за $1,5 млрд) носить очки, разработанные самой Meta, — но те же средства на балансе EssilorLuxottica в обмен на акции способны и не на такое.

В то же время Google держит курс на ИИ, и поисковый гигант прекрасно понимает, что лучший форм-фактор для Gemini – это не телефон, а очки. В прошлом году Google отказалась от работы над собственными очками и решила ограничиться лицензированием технологических решений. Но едва ли компания сможет выбить Meta из партнёрства с EssilorLuxottica, ведь для неё оно жизненно необходимо как этап в реализации стратегии построения метавселенной. Тем не менее Google уже доводилось работать с Luxottica (до слияния с Essilor) в эпоху Google Glass Сергея Брина (Sergey Brin) — но тот проект провалился.

Источник изображения: magicleap.com

Провалился не только он — сложные времена переживает и производитель очков дополненной реальности Magic Leap, который только на этой неделе уволил весь свой отдел продаж и маркетинга из 75 человек. Теперь компания намеревается выпускать компоненты для других игроков, намеревающихся производить собственные очки дополненной реальности. Её проблемы начались ещё в 2018 году, когда провалились продажи первых Magic Leap. В 2022 году спасти Magic Leap мог государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии, который согласился купить контрольный пакет акций компании. Но средства переводились частями два раза в год в зависимости от целевых показателей, демонстрируемых компанией, и их она достичь не смогла.

Продажи гарнитуры Magic Leap 2 в прошлом году оказались намного ниже ожидаемых, и отдел продаж получил лишь 55 % своих бонусов. Зато технологические наработки компании до сих пор намного интереснее, чем у конкурентов — разработчики оборудования в минувшем году получили 150 % бонусов. Сейчас Magic Leap разрабатывает с Google модифицированную версию своей гарнитуры, которая будет работать на платформе Android XR, но это снова будет дорогой комплект разработчика без чётких сценариев использования устройства потребителями или предприятиями.

Первоначальный ажиотаж вокруг Magic Leap можно сравнить с ажиотажем вокруг стартапов в области генеративного ИИ — новый пузырь уже начинает лопаться в разных уголках мира, а упадок первопроходца в области устройств дополненной реальности был медленным и болезненным.