Взрыв Starship в ноябре прошлого года привёл к громадной дыре в ионосфере
Читать в полной версииВзрывы первой ступени ракеты Starship компании SpaceX и её основного модуля, происшедшие после запуска в ноябре прошлого года на высоте около 90 и 149 км соответственно, привели к появлению огромной плазменной дыры в ионосфере, пишет ТАСС со ссылкой на материалы исследования, опубликованного СО РАН «Наука в Сибири».
Дыра распространилась на тысячи километров, простираясь над регионом от полуострова Юкатан в Мексике до юго-востока США, и сохранялась почти в течение часа.
«Международная команда исследователей с участием специалистов из Института солнечно-земной физики СО РАН (Иркутск) нашла необычные последствия в ионосфере в результате взрыва сверхтяжёлого космического корабля Starship 18 ноября 2023 года», — сообщило издание СО РАН «Наука в Сибири».
Соавтор исследования Юрий Ясюкевич, ведущий научный сотрудник ИСЗФ СО РАН, доктор физико-математических наук говорит, что масштабы возмущения в ионосфере стали неожиданностью для учёных. «Это означает, что мы не понимаем процессы, происходящие в атмосфере», — цитирует его слова научный журнал Nature.
Ясюкевич также отметил, что это первый случай обнаружения нехимической плазменной дыры, образовавшейся в результате техногенного взрыва. «Обычно такие дыры образуются в результате химических процессов в ионосфере из-за взаимодействия с топливом двигателей», — пояснил он, добавив, что исследование таких явлений позволяет глубже понять устройство ионосферы и природу явлений, которые в ней происходят.
В свою очередь, Косуке Хеки (Kosuke Heki), геофизик из Университета Хоккайдо в Саппоро (Япония), сообщил, что дыра в ионосфере из-за взрыва Starship уступает по размерам дыре, которая образовалась в результате извержения вулкана Тонга в начале 2022 года, хотя и превзошла ту, что образовалась в результате падения метеорита недалеко от Челябинска в 2013 году — самого большого за столетие.
Ионосферные возмущения могут вызвать нарушения в работе спутниковой навигации, что может отразиться на работе будущих автономных транспортных средств, а также повлиять на связь и радиоастрономию. По мере увеличения частоты запусков эти эффекты могут стать более серьёзной проблемой, отметил журнал Nature.