Решение совета директоров Intel выгнать Гелсингера выйдет боком для всей полупроводниковой отрасли США
Читать в полной версииНа вчерашней технологической конференции UBS исполняющий обязанности главы Intel Дэвид Зинснер (David Zinsner) заявил, что компания собирается придерживаться намеченного курса развития, подразумевающего как выпуск процессоров, так и оказание услуг по контрактному производству чипов. Между тем, некоторые эксперты заявляют, что процессорному гиганту будет проще выжить без проблемного производственного бизнеса. Но это создаёт угрозу для всей полупроводниковой промышленности США.
По крайней мере, представитель Creative Strategies Бен Баджарин (Ben Bajarin) со страниц издания Financial Times заявляет, что если ориентироваться исключительно на «бумажные показатели», лишённая своих производственных мощностей Intel демонстрировала бы куда более высокую норму прибыли, а её продукты выглядели бы лучше. Эксперты Citi подкрепили эту точку зрения заявлением о том, что отказ от самостоятельного производства чипов «наилучшим образом соответствовал бы интересам акционеров Intel». При этом они считают, что компанию должен возглавить человек, который имеет опыт работы в ней.
Ключевым моментом плана Гелсингера по перестройке Intel было согласие принять от властей США субсидии в размере около $8 млрд в рамках «Закона о чипах». Эта сделка, которая была завершена только на прошлой неделе, сделала Intel главным достижением администрации Байдена по снижению зависимости США от азиатских производителей чипов. Так что так просто отказаться от полупроводникового производства Intel вряд ли сможет: власти будут активно сопротивляться этому.
В то же время, оставлять всё как есть тоже не выйдет. В прошлом году производственное подразделение Intel понесло $7 млрд убытков. Вернуть его к прибыльности будет очень сложно, на это могут потребоваться десятки миллиардов долларов инвестиций. Проблемы компании копились годами, она не смогла закрепиться на рынке смартфонов с каким-либо из своих решений и пропустила рассвет эпохи систем искусственного интеллекта. Хуже всего для производственной деятельности Intel, разумеется, была потеря технологического лидерства в борьбе с TSMC. После отставки генерального директора Патрика Гелсингера (Patrick Gelsinger), курс акций Intel продолжает снижаться уже третью торговую сессию подряд. Всего с начала года акции Intel упали более чем на 58 %, а её капитализация сейчас не превышает $100 млрд.
История полупроводниковой промышленности знает удачный пример отказа от производственных мощностей, в 2008 году таким путём решила пойти AMD. Сейчас её бывшие предприятия в Дрездене принадлежат GlobalFoundries, и эта компания до сих пор снабжает её некоторым ассортиментом продукции, но самые сложные и современные чипы для AMD изготавливает тайваньская компания TSMC. Если Intel сейчас решится поручить последней производство основной части своей продукции, которая должна выйти на рынок до 2026 года, то у неё остаётся очень мало времени на принятие решения. Впрочем, временно возглавляющий Intel финансовый директор Дэвид Зинснер пока полон оптимизма в связи с предстоящим переходом компании на выпуск продукции по технологии Intel 18A. В следующем году изделия марки начнут возвращаться на конвейер Intel, поскольку сейчас кристаллы процессоров Lunar Lake и Arrow Lake поручено выпускать именно TSMC.
В таких непростых условиях получение субсидий от властей США по «Закону о чипах» в сумме около $7,9 млрд становится для Intel большой проблемой, поскольку их надлежит направить именно на развитие собственных производственных площадок на территории США. Если Intel вообще отречётся от своего производственного подразделения, это может поставить крест на реализации инициатив по развитию всей американской полупроводниковой отрасли. Всё же Intel — единственная надежда правительства США на возрождение американской полупроводниковой отрасли, ведь это единственная американская компания, способная производить передовые чипы.
Можно попытаться найти покупателя, но кто согласится купить проблемный актив, а в дополнение обременять себя обязательствами перед властями США? К тому же, последние явно будут очень тщательно проверять покупателя, и лишь бы кому производство не отдадут. Потенциальный новый владелец должен не только иметь возможность их купить, но и чётко представлять, что с ними делать дальше. TSMC и Samsung на роль полупроводникового бизнеса Intel покупателей не подойдут по причине своего происхождения, поскольку первая прописана на Тайване, а вторая в Южной Корее. Институциональные инвесторы типа японской SoftBank или ближневосточных инвестиционных фондов тоже являются не столь однозначными кандидатами.
Для Intel также проблема с продажей производства заключается в том, что она станет зависима от TSMC, а та может попросту не справиться с резким ростом заказов со стороны Intel, ведь и так завалена заказами от Nvidia, AMD, Apple и других, и тогда на всём рынке возникнет дефицит чипов. По мнению представителей Futurum Group, следующие пару недель для выбора дальнейшей стратегии развития будут иметь для Intel решающее значение.