«Дочка» МТС купила белорусского производителя электросамокатов Eleven
Читать в полной версииСлужба аренды электросамокатов «МТС Юрент» приобрела белорусскую компанию Eleven, которая специализируется на разработке средств микромобильности и ПО для них, передаёт РБК со ссылкой на заявление представителя российской стороны. Интерес для покупателя составляет интеллектуальная собственность Eleven.
На базе белорусской компании будет создан центр, специалисты которого займутся разработкой электросамокатов, других транспортных средств для службы кикшеринга, программных решений для них, а также зарядной инфраструктуры. Сотрудники Eleven сохранят за собой рабочие места. Новая модель электросамоката будет представлена в 2025 году; производство хотят локализовать в России. Сумма сделки не уточняется, но, по версии опрошенных РБК экспертов, она составляет порядка 600–800 млн руб.
Eleven является одним из ведущих игроков в области исследований и разработки — она поможет «МТС Юрент» локализовать производство ключевых компонентов, а также снизить себестоимость и повысить прибыльность бизнеса. В ближайшие три–пять лет владелец службы аренды при наличии такого актива сэкономит сотни миллионов или даже миллиарды рублей, считают эксперты. «У Eleven получилось не только разработать и запустить производство собственных самокатов, компонентов и программного обеспечения, но и обкатать их в реальных условиях», — напомнили они.
Сейчас российские сервисы предлагают преимущественно китайские самокаты, произведённые в том числе по их заказу. Наличие собственного центра исследований и разработки поможет оптимизировать расходы на их обслуживание: чаще всего электросамокаты требуют замены тормозного тросика или колёс, для чего не нужны специалисты высокого класса; а самой дорогостоящей деталью является аккумулятор, для ремонта которого необходимы квалифицированные мастера. Eleven, к примеру, может разработать BMS (Battery Management System) — плату, которая контролирует заряд батареи, и повысить её эффективность на 10–20 %, и это окажет значительное влияние на бизнес.
Но пока российские службы проката закупают самокаты за рубежом, оставаясь в зависимости от новых поставок и колебаний валютных курсов, потому что построить в России сопоставимые с китайскими производственные мощности очень непросто. К примеру, «Яндекс» с 2023 года использует в своём сервисе самокаты, разработанные израильской Wind — её российский интернет-гигант поглотил в 2021 году.