Для седьмого испытательного полёта SpaceX подготовила более высокую и тяжёлую версию Starship
Читать в полной версииВ минувший четверг, 9 января, SpaceX выкатила на стартовую площадку космодрома Starbase в Южном Техасе увеличенный вариант космического корабля Starship и установила его на ускоритель Super Heavy — седьмой испытательный полёт ракеты может состояться уже в понедельник, 13 января. Окно запуска открывается в 22:00 по Всемирному координированному времени (14 января 01:00 мск). Это будет седьмой полномасштабный испытательный полёт ускорителя Super Heavy и корабля Starship и первый в 2025 году.
SpaceX намеревается повторить некоторые манёвры, которые она осуществляла в ходе двух последних испытаний. Компания попытается вернуть ускоритель Super Heavy на стартовую площадку и захватить его двумя держателями — это удалось в пятом полёте, но не в шестом из-за повреждённых датчиков на держателях. Один из 33 двигателей Raptor на очередном экземпляре ускорителя, обозначенном в Booster 14 в номенклатуре SpaceX, использовался в первой ступени ракеты в ходе октябрьского испытательного полёта — компания хочет сделать многоразовыми и ускоритель, и космический корабль. Отделившись от первой ступени, Starship запустит свои шесть двигателей, разгонится до почти орбитальной скорости, пролетит полмира, после чего гравитация вернёт его в атмосферу. Инженеры SpaceX постараются произвести контролируемый вход Starship в атмосферу и осуществить мягкую посадку корабля в Индийском океане к северо-западу от Австралии.
Наиболее заметным отличием нового Starship Version 2 или Block 2 от первого варианта корабля стали передние закрылки корабля — их размер уменьшился, а сами они переместились ближе к носу Starship, что поможет защитить их при входе корабля в атмосферу. SpaceX также разрабатывает модернизированный вариант Super Heavy, который будет немного выше существующего, но в седьмом испытательном полёте будет использоваться ускоритель первого поколения. В этой миссии на борту Super Heavy и Starship будут более 4700 тонн топлива и окислителя; объём топливных баков корабля увеличили на 25 %, а в отсек для полезной нагрузки поместили десять макетов спутников связи Starlink. В итоге совокупная высота ракеты достигла 123,1 м. SpaceX сейчас разрабатывает ещё более крупный Starship Version 3, который получит девять двигателей вместо шести и сможет доставлять на низкую околоземную орбиту до 200 т груза.
Среди других изменений Starship Version 2 значатся:
- вакуумная оболочка линий подачи топлива;
- новая система подачи топлива вакуумных двигателей Raptor на корабле;
- улучшенный модуль авионики с управлением клапанами корабля и чтением датчиков;
- переработанные датчики навигации и позиционирования по звёздам;
- встроенные умные батареи и блоки питания, распределяющие 2,7 МВт мощности по системам корабля;
- число камер на борту корабля выросло до 30.
Система авионики нового поколения потребуется при реализации будущих миссий — она поможет доказать, что Starship можно заправлять на орбите, и что корабль способен возвращаться на стартовую площадку. Starship получил более мощный бортовой компьютер и новые антенны — корабль сможет связаться со спутниками Starlink и GPS, что поможет ему транслировать видео высокой чёткости по каналу шириной 120 Мбит/с и телеметрию. Усовершенствована конструкция обшивки Starship — теперь она включает резервный слой на случай повреждения внешних плиток.
Примерно через 17 минут после старта Starship развернёт 10 объектов полезной нагрузки, схожих по размеру и массе со спутниками Starlink — они пролетят по суборбитальной траектории вслед за кораблём и войдут в воды безлюдного района Индийского океана. В космосе SpaceX снова запустит один из двигателей Raptor на кораблей — впервые это было сделано в ходе шестого испытательного полёта. Это важное действие, поскольку оно открывает кораблю возможность самостоятельно маневрировать на низкой околоземной орбите и перемещаться дальше, в том числе на Луну или Марс, но сперва придётся освоить технологию орбитальной дозаправки.
«Самой большой технологической проблемой, которая осталась у Starship», глава компании SpaceX Илон Маск (Elon Musk) считает тепловой экран. В ходе трёх последних запусков космические корабли благополучно производили посадку в Индийском океане, но при входе в атмосферу от их обшивки отрывались теплопоглощающие плитки, с трудом выдерживая воздействие температур до 1430 °C. Для предстоящего полёта с некоторых участков корабля инженеры вообще сняли плитку, чтобы «испытать на прочность» эти части; они также сгладили и сузили линию края плитки, где керамический теплозащитный экран переходит в обшивку корабля из нержавеющей стали — это должно помочь устранить проблемные «горячие точки», обнаруженные во время входа в атмосферу при последнем испытательном полёте. Будут испытаны несколько обновлённых вариантов плитки, в том числе с активным охлаждением. Наконец, во время спуска Starship будет лететь по более сложной траектории, что поможет выявить структурные ограничения закрылков нового образца в точке максимального давления при входе в атмосферу.