Китайский гиперзвуковой беспилотник с детонационным двигателем взлетит уже в 2026 году — на год раньше планов
Читать в полной версииКитайская компания Sichuan Lingkong Tianxing Technology представила в Чэнду модель гиперзвукового беспилотника Cuantianhou (одно из имён Царя обезьян). Полуторатонный семиметровый аппарат с двумя прямоточными детонационными реактивными двигателями сможет разгоняться до скорости свыше 4 Маха, что в два раза быстрее легендарных Ту-144 и «Конкордов». Первые испытания планировались на 2027 год, однако разработчик объявил, что проведёт их на год раньше.
Ускорить проведение испытаний помогли успешные запуски ранних прототипов и собранные в ходе проверок данные. Так, только прошлой осенью компания провела два испытания с реальными запусками двигателей на простых моделях (фактически — в виде ракет). Всего же за последние шесть лет было проведено 88 испытаний в сочетании с компьютерным моделированием.
Всё это позволяет говорить о том, что гиперзвуковая гражданская авиация уже на горизонте. Прототип гиперзвукового пассажирского самолёта Da Sheng компания Sichuan Lingkong Tianxing Technology планирует поднять в воздух в 2030 году.
«Благодаря достижениям в области шумоподавления, материаловедения и систем управления полётом, эра сверхзвуковых пассажирских рейсов уже на горизонте», — сказал на пресс-конференции главный инженер компании Дэн Фань (Deng Fan).
Разработчик отметил сходство Cuantianhou с американским самолётом-разведчиком SR-71 Blackbird из 60-х годов прошлого века. «Он очень похож на американский SR-71 Blackbird, но его двигательная установка, высота полёта и скорость существенно отличаются», — подчеркнул Дэн. Самолёт SR-71 Blackbird развивал скорость 3,32 Маха, тогда как Cuantianhou на высоте 20 км будет разгоняться до 4,2 Маха.
Американские компании, такие как Boom Supersonic и Hermeus, используют разные технологические подходы при проектировании гражданских сверхзвуковых самолётов. При этом последняя планирует запустить гиперзвуковой самолёт со скоростью 5 Маха, в то время как первая собирается достичь скромной планки скорости в 1,7 Маха. Есть ещё швейцарский стартап Destinus, который изучает гиперзвуковые реактивные самолёты на водородном топливе. Однако до сих пор нигде, кроме Китая, не появился ни один прорывной коммерческий продукт. Все они отстают от графика как минимум на три года, считают китайские разработчики.
Также на выставке компания Sichuan Lingkong Tianxing Technology показала модернизированный детонационный двигатель. Ранее в испытаниях принимали участие двигатели Jindou-400. В июне прошлого года был создан двигатель Jindou-400S с намного лучшими характеристиками и улучшенным соотношением веса к тяге. Так, Jindou-400 весил 300 кг при длине 2,6 м и тяге 2,5 кН. Двигатель Jindou-400S весит 100 кг, имеет длину 1,9 м и развивает тягу 4 кН. Оба они работают на авиационном керосине. На беспилотнике Cuantianhou будет два таких двигателя.
Отдельно впечатляет экономия при работе двигателей. На 50 км полёта на скорости 4 Маха расход топлива составил 6 кг. Это одно из преимуществ детонационных реактивных двигателей. Фронт ударной волны при взрывной детонации топлива создаёт более мощную реактивную струю, чем при прямом сжигании топлива в обычных реактивных двигателях.