На днях Европейское космическое агентство (ESA) подписало контракт с компанией Thales Alenia Space на создание зонда для исследования Венеры. Миссия станет следующим шагом в изучении «злого двойника Земли», как иногда называют эту планету. Ранее ESA успешно изучала атмосферу Венеры с помощью автоматической станции миссии «Венера Экспресс». Новая миссия EnVision в прямом смысле копнёт глубже, исследовав внутреннее строение планеты и её недра.
Контракт стоимостью 367 млн евро ($383 млн) предусматривает создание зонда для запуска в ноябре 2031 года. Полёт к Венере продлится 15 месяцев. Для замедления у планеты станция совершит достаточно рискованный манёвр атмосферного торможения. Ранее ESA успешно применила этот метод в миссии ExoMars Trace Gas Orbiter, поэтому агентство располагает опытом его реализации и намерено повторить манёвр для задержки станции EnVision у Венеры.
Компания Thales Alenia Space выступит генеральным подрядчиком миссии. Технические детали проекта должны быть утверждены в текущем году. Формирование команды субподрядчиков, за которое также отвечает Thales Alenia Space, планируется завершить к июню 2026 года. Тогда же компания должна будет получить полное разрешение на выполнение следующих этапов миссии.
Станция EnVision будет оснащена пятью научными приборами и радиотехническим экспериментом. В подготовке оборудования примут участие космические агентства Италии, Франции, Германии, Бельгии и США. Оборудование должно дать всестороннее представление о Венере — от её внутреннего ядра до верхних слоёв атмосферы.
«Ни одна другая миссия не предпринимала попыток столь всестороннего изучения нашей на редкость негостеприимной соседки, — заявила научный директор ЕКА Кэрол Манделл (Carol Mundell). — EnVision ответит на фундаментальные вопросы о том, как планета становится пригодной для жизни — или, наоборот, непригодной».
В число бортовых приборов войдут радар с синтезированной апертурой (SAR) для картографирования поверхности планеты, набор спектрометров VenSpec с высоким разрешением (для инфракрасных, ультрафиолетовых и ближних инфракрасных наблюдений), подповерхностный радиолокационный зонд (SRS) для исследования структуры Венеры, а также сверхстабильный генератор для проведения научных экспериментов по радиосвязи.
Связь со станцией будет обеспечивать служба NASA Deep Space Network. Кроме того, NASA предоставит для миссии радар VenSAR. Производством шасси, тепловой защиты и двигательной установки займётся немецкая компания OHB. Расчёт траектории торможения в атмосфере Венеры, а также курирование подсистем управления и ориентации станции поручено французскому подразделению Thales Alenia Space.
Кроме Европы, в ближайшие пять лет к Венере устремятся автоматические станции Японии, Индии, России и США.
Источник: