Когда мы жаловались на недостаток производительности большинства моделей GeForce 40 и рост стоимости видеокарт, никто и представить себе не мог, какой масштаб примут все эти напасти уже в следующем поколении. GPU семейства Blackwell получили немало архитектурных усовершенствований, которые сочетаются с новыми программными инструментами NVIDIA. Однако у многолетнего лидерства в логике графических процессоров есть обратная сторона. В то время, как AMD и Intel добиваются больших успехов за счет работы над ошибками, «зеленые» чипы крепко привязаны к фотолитографической норме, но она-то в этот раз и не изменилась. Как следствие, почти все ускорители 50-й линейки с практической точки зрения оказались переизданием тех устройств, которые NVIDIA выпустила в позапрошлом году, только с возможностью генерации множественных кадров.
А вот GeForce RTX 5090 — зверь совсем другой породы, ведь GPU флагманской видеокарты почти вдвое крупнее, чем у RTX 5080. Но для чтобы выдавить такой продукт из техпроцесса TSMC 4N, нажать пришлось очень сильно. Отсюда и рекомендованная цена $1 999, и дефицит, и дефектные кристаллы, не говоря уже о заоблачном энергопотреблении.
Архитектуру графических процессоров, которые легли в основу «зеленых» ускорителей 50-й серии, мы подробно рассматривали в недавнем обзоре GeForce RTX 5080, а в этот раз сосредоточимся на вопросах практического свойства. Логика чипов Blackwell вобрала в себя больше фундаментальных нововведений, нежели кремний предыдущего поколения, Ada Lovelace, однако на первый план снова вышли функции, связанные с трассировкой лучей и апскейлингом DLSS. В частности, MFG — генерация при помощи нейросети сразу нескольких кадров (вплоть до трех) в промежутках между «настоящими» кадрами, которые прошли весь конвейер рендеринга.
По традиции, именно на MFG зиждется маркетинг линейки GeForce 50, но флагманская модель, в отличие от всех остальных, может постоять за себя и в чистой производительности. Кристалл GB202 содержит 92,2 млрд транзисторов, а его площадь (750 мм2) приближается к размеру фотошаблона TSMC. К слову, транзисторный бюджет GB100 (HPC-чипа линейки Blackwell) лишь немногим больше — 104 млрд., — и это многое объясняет в событиях, происходящих с GeForce RTX 5090.
Формула вычислительных ресурсов GPU включает 24 576 FP32-совместимых шейдерных ALU — на 33 % больше по сравнению с формальным предшественником, AD102. Кристалл также несет 128 Мбайт кеша последнего уровня и обладает 512-битным интерфейсом VRAM, который не использовался в потребительских GPU со времен «красных» чипов Hawaii/Grenada (серия Radeon R 200/300). Разрыв между GB202 и следующим по старшинству чипом серии, GB203, как никогда велик. При двукратной разнице в площади кристалла и транзисторном бюджете флагманский GPU превосходит GB203 на целых 129 % по количеству CUDA-ядер.
Производитель | NVIDIA | |||
---|---|---|---|---|
Название | AD103 | AD102 | GB203 | GB202 |
Где используется |
RTX 4070 Ti SUPER; RTX 4080; RTX 4080 SUPER |
RTX 4090 D; RTX 4090 |
RTX 5070 Ti; RTX 5080 |
RTX 5090 |
Архитектура | Ada Lovelace | Blackwell | ||
Техпроцесс, нм | TSMC 4N | TSMC 4NP | ||
Число транзисторов, млрд | 45,9 | 76,3 | 45,6 | 92,2 |
Площадь чипа, мм2 | 378,6 | 608,6 | 378 | 750 |
Число SM/TPC/GPC | ||||
Streaming Multiprocessors (SM) | 80 | 144 | 84 | 192 |
Thread Processing Clusters (TPC) | 40 | 72 | 42 | 96 |
Graphics Processing Clusters (GPC) | 7 | 12 | 7 | 12 |
Конфигурация потокового мультипроцессора (SM) | ||||
Векторные ALU (FP32/INT32) | 4 × 16 (FP32) + 4 × 16 (FP32/INT32) | 8 × 16 | ||
Векторные ALU (FP64) | 2 | |||
Скалярные ALU | 4 | |||
ALU специального назначения (SFU) | 4 × 4 | |||
Тензорные ядра | 4 × 1 | |||
RT-ядра | 1 | |||
Блоки наложения текстур (TMU) | 4 | |||
Объем регистрового файла, Кбайт | 256 | |||
Объем кеша L1/разделяемой памяти, Кбайт | 128 | |||
Вычислительные блоки GPU | ||||
Векторные ALU (FP32) | 10 240 | 18 432 | 10 752 | 24 576 |
Тензорные ядра | 320 | 576 | 336 | 768 |
RT-ядра | 80 | 144 | 84 | 192 |
Блоки наложения текстур (TMU) | 320 | 576 | 336 | 768 |
Блоки операций растеризации (ROP) | 112 | 192 | 192 | 192 |
Конфигурация памяти | ||||
Объем кеша L2, Мбайт | 64 | 96 | 64 | 128 |
Разрядность шины VRAM, бит | 256 | 384 | 256 | 512 |
Тип микросхем VRAM | GDDR6X SGRAM | GDDR7 SGRAM | ||
Шина PCI Express | 4.0 x16 | 5.0 x16 |
Чипы Blackwell производятся на мощностях TSMC по техпроцессу 4NP, а ведь это уже второй по счету вариант 5-нанометровой фотолитографии, адаптированный к нуждам NVIDIA. Задержка миграции на норму 3 нм возымела хорошо заметные последствия. Ранее переход от архитектуры Ampere к Ada Lovelace, совмещенный с апгрейдом техпроцесса, ознаменовался приростом вычислительной мощности флагманского GPU на 72 % без поправки на тактовые частоты, а главное — в рамках прежнего резерва мощности. Напротив, энергопотребление GeForce RTX 5090 чрезвычайно велико, хотя видеокарта даже не комплектуется полностью разблокированным графическим процессором. При монолитном дизайне и такой площади, как у GB202, неизбежно снижается и выход работоспособных кристаллов, что прямо влияет на цену конечных устройств. А в случае с видеокартами 50-й серии бракованные GPU (с неполным комплектом ROP) по какой-то причине даже дошли до покупателей.
Но, несмотря ни на что, воочию GB202 производит сильное впечатление — только посмотрите на этот огромный корпус в окружении 16 микросхем VRAM!
⇡#Технические характеристики, цены
Для тестирования GeForce RTX 5090 мы предпочли устройство Palit GameRock без пометки OC, а значит видеокарта работает на референсных тактовых частотах. Базовая частота GPU составляет 2 107, а Game Clock (проектная частота под игровой нагрузкой, которую NVIDIA оценивает консервативно) — 2 407 МГц. Массив вычислительных блоков GB202 в GeForce RTX 5090 урезан на 22 потоковых мультипроцессора, которые содержат в общей сложности 2 816 FP32-совместимых шейдерных ALU.
С учетом тактовых частот и заблокированных SM разница в теоретической производительности между GeForce RTX 4090 и RTX 5090 составляет уже не 33, а 27 %. Но если взять за точку отсчета GeForce RTX 5080, то речь идет о добавке в 86 % быстродействия. Кроме того, GeForce RTX 5090 оснащен 32 Гбайт видеопамяти GDDR7, которая работает на скорости 28 Гбит/с, в то время как RTX 5080 располагает лишь 16 Гбайт VRAM. Еще недавно казалось, что такой объем могут освоить лишь рабочие программы, но аппетиты игр растут опережающим темпами. Так, в Indiana Jones and the Great Circle видеокарта с 16 Гбайт памяти просто не позволит сочетать максимальные настройки графики с разрешением 4К, причем независимо от масштабирования кадров.
Производитель | NVIDIA | ||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | GeForce RTX 4080 | GeForce RTX 4080 SUPER | GeForce RTX 4090 | GeForce RTX 5080 | GeForce RTX 5090 |
Графический процессор | |||||
Название | AD103 | AD103 | AD102 | GB203 | GB202 |
Архитектура | Ada Lovelace | Blackwell | |||
Техпроцесс | TSMC 4N | TSMC 4NP | |||
Число транзисторов, млрд | 45,9 | 45,9 | 76,3 | 45,6 | 92,2 |
Тактовая частота (Base Clock / Boost Clock), МГц | 2 210/2 505 | 2 205/2 550 | 2 230/2 520 | 2 295/2 617 | 2 017/2 407 |
Шейдерные ALU (FP32) | 9 728 | 10 240 | 16 384 | 10 752 | 21 760 |
Блоки наложения текстур (TMU) | 304 | 320 | 512 | 336 | 680 |
Блоки операций растеризации (ROP) | 112 | 112 | 176 | 168 | 340 |
Тензорные ядра | 304 | 320 | 512 | 336 | 680 |
RT-ядра | 76 | 80 | 128 | 84 | 170 |
Объем кеша L2, Мбайт | 64 | 64 | 96 | 64 | 88 |
Оперативная память | |||||
Разрядность шины, бит | 256 | 256 | 384 | 256 | 512 |
Тип микросхем | GDDR6X SGRAM | GDDR7 SGRAM | |||
Пропускная способность на контакт, Гбит/с | 22,4 | 23 | 21 | 30 | 28 |
Общая пропускная способность, Гбайт/с | 717 | 736 | 1 008 | 960 | 1 792 |
Объем, Гбайт | 16 | 16 | 24 | 16 | 32 |
Производительность | |||||
Пиковая производительность FP32, TFLOPS | 49 | 52 | 83 | 56 | 105 |
Производительность FP64/FP32 | 1/64 | ||||
Производительность FP16/FP32 | 1/1 | ||||
Прочее | |||||
Шина PCI Express | PCI Express 4.0 x16 | PCI Express 5.0 x16 | |||
Интерфейсы вывода изображения | DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 | DisplayPort 2.1b, HDMI 2.1b | |||
TDP/TBP, Вт | 320 | 320 | 450 | 360 | 575 |
Розничная цена (США), $ | 1 199 (рекоменд. в момент выхода) | 999 (рекоменд. в момент выхода) | 1 599 (рекоменд. в момент выхода) | 999 (рекоменд. в момент выхода) | 1 999 (рекоменд. в момент выхода) |
Референсное энергопотребление GeForce RTX 5090 равно 575 Вт. Таким образом, ускоритель почти целиком исчерпывает 600-ваттный резерв проектной мощности кабеля 12V-2x6. Не удивительно, что некоторые из вендорских реализаций видеокарты оснащены сразу двумя разъемами такого типа. О том, с какими проблемами могут столкнуться пользователи, когда питающая линия видеокарты работает на грани своих возможностей, мы поговорим в эмпирической части обзора.
Наконец, NVIDIA выпустила GeForce RTX 5090 по рекомендованной стоимости $1 999 — на 25 % выше MSRP бывшего флагмана, RTX 4090. Выходит, что курс обмена валюты на прибавку быстродействия у NVIDIA примерно такой же, как курс доллара в СССР: один к одному. Или, если угодно, в стоимости новинки просто зафиксировали настоящие суммы, за которые на протяжении большей части своего жизненного цикла продавался RTX 4090, а ведь RTX 5090 на третий месяц после начала продаж страдает от такого же дефицита.
В России ситуация усугубляется локальными факторами. GeForce RTX 5090 не достать дешевле, чем за 349 999 руб. — это и есть цена модификации Palit GameRock без заводского разгона, которую мы рассмотрим в обзоре.
⇡#Palit GeForce RTX 5090 GameRock: конструкция
Стилистика и общая конструкция GeForce RTX 5090 под маркой Palit GameRock роднят видеокарту с одноименной версией GeForce RTX 5080. Полные габариты устройства составляют 331,9 × 150 × 70,4 мм, а значит в корпусе ПК ему необходимо выделить четыре слота расширения.
Фронтальная панель кожуха системы охлаждения имеет зеркальную поверхность и ступенчатый рельеф, в котором отражается свет LED-ленты, окружающей вентиляторы. Работой подсветки можно управлять в отдельности или синхронизировать ее с материнской платой через ARGB-разъем, который расположен рядом с вводом питания 12V-2x6.
Боковые грани кожуха СО сформированы монолитной алюминиевой рамой с поперечными вентиляционными прорезями. Металлическая пластина на обратной стороне печатной платы имеет крупное окно в зоне проекции одного из вентиляторов. Сами вентиляторы с диаметром крыльчатки 94 мм начинают вращаться только при высокой нагрузке на GPU. В условном бездействии ускоритель охлаждается пассивно.
Радиатор Palit GeForce RTX 5090 GameRock устроен так же, как в RTX 5080. Кристалл графического процессора и микросхемы GDDR7 накрыты общей испарительной камерой. В свою очередь, транзисторные сборки и дроссели VRM обслуживаются собственными пластинчатыми теплосъемниками. Однако испарительная камера в старшей модели намного крупнее, а блоки ламелей имеют другие размеры. Тепловых трубок здесь восемь штук, их диаметр — 8 мм.
Хотя бэкплейт у Palit GameRock металлический, под ним нет термопрокладок, а значит охлаждению печатной платы пластина не способствует.
В коробке с видеокартой мы нашли переходник с четырех восьмиконтактных штекеров старого образца на стандарт 12V-2x6, кабель синхронизации ARGB, сборную подпорку для монтажа видеокарты и тканевый коврик для мыши.
⇡#Palit GeForce RTX 5090 GameRock: печатная плата
Хотя Palit не использует настолько миниатюрную печатную плату, как в ускорителях Founders Edition, плотность компонентов на текстолите все равно очень высока. Огромную подложку GPU окружают 16 микросхем GDDR7 (все на лицевой стороне) и 31 фаза VRM. 22 фазы принадлежат регулятору напряжения GPU, оставшиеся 7 питают чипы видеопамяти. Оба регулятора укомплектованы силовыми каскадами MPS MP87993 от Monolithic Power Systems с предположительным номиналом тока 90 А и управляются общим ШИМ-контроллером MP29816.
Чипы GDDR7 производства Samsung несут маркировку K4VAF325ZC-SC28, которая говорит о пропускной способности 28 Гбит/с. Видеокарта имеет две микросхемы BIOS — с «тихой» и «производительной» прошивкой.
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Тестовый стенд | |
---|---|
CPU | AMD Ryzen 9 7950X3D (PBO +150 МГц, CU -20) |
Материнская плата | ASUS ROG Crosshair X670E Hero |
Оперативная память | G.Skill Trident Z5 Neo RGB (F5-6000J3040G32GX2-TZ5NR), 2 × 32 Гбайт (6200 МТ/с, CL30) |
ПЗУ | Solidigm P44 Pro, 2 Тбайт |
Блок питания | Corsair AX1600i, 1600 Вт |
Система охлаждения CPU | Кастомная СЖО (EK-Quantum Velocity² DDC 4.2 PWM D-RGB + EK-Quantum Surface X280M) |
Корпус | Открытый стенд |
Операционная система | Windows 11 Pro |
ПО для GPU AMD | |
Все видеокарты | AMD Software Adrenalin Edition 25.2.1 |
ПО для GPU NVIDIA | |
Все видеокарты | NVIDIA GeForce Game Ready Driver 572.60 |
Игры без трассировки лучей | |||
---|---|---|---|
Игра | API | Метод тестирования | Настройки графики |
Alan Wake 2 | DirectX 12 | OCAT, локация Bright Falls | Макс. качество графики |
Black Myth: Wukong | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики |
Cyberpunk 2077 | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики |
F1 24 | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк, трасса Monaco (дождь) | Макс. качество графики |
Hogwarts Legacy | DirectX 12 | OCAT, поездка на тележке в Path to Hogwarts | Макс. качество графики |
Horizon Zero Dawn Remastered | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики |
Metro Exodus | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики; Shading Rate: 100% |
Red Dead Redemption 2 | Vulkan | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики |
Returnal | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики |
Total War: WARHAMMER III | DirectX 11 | Встроенный бенчмарк (Mirrors of Madness Benchmark) | Макс. качество графики |
Игры с трассировкой лучей | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Игра | API | Метод тестирования | Настройки графики | Масштабирование кадров | ||
AMD | Intel | NVIDIA | ||||
Alan Wake 2 | DirectX 12 | OCAT, локация Bright Falls | Макс. качество графики, высокое качество трассировки лучей | FSR Balanced | FSR Balanced | DLSS Balanced + Ray Reconstruction (+ Frame Generation) |
Black Myth: Wukong | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики и трассировки лучей (Path Tracing) | FSR Balanced (+ Frame Generation) | XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation | DLSS Balanced (+ Frame Generation) | |
Cyberpunk 2077 | Встроенный бенчмарк (OCAT для генерации кадров) | Макс. качество графики и трассировки лучей (Path Tracing) | FSR Balanced (+ Frame Generation) | XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation | DLSS Balanced (Transformer Model) + Ray Reconstruction (+ Frame Generation) | |
F1 24 | Встроенный бенчмарк, трасса Monaco (дождь) | Макс. качество графики и трассировки лучей | FSR Balanced (+ Frame Generation) | XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation | DLSS Balanced (+ Frame Generation) | |
Hogwarts Legacy | OCAT, поездка на тележке в Path to Hogwarts | Макс. качество графики и трассировки лучей | FSR Balanced | XeSS Balanced | DLSS Balanced + Ray Reconstruction (+ Frame Generation) | |
Indiana Jones and the Great Circle | OCAT, локация Sukhothai | Макс. качество графики, высокое качество трассировки лучей (Path Tracing); Ray Traced Shadows: Only Sunlight | FSR Balanced (+ Frame Generation) | XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation | DLSS Balanced (Transformer Model) + Ray Reconstruction (+ Frame Generation) | |
Metro Exodus Enchanced Edition | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики и трассировки лучей | Н/Д | Н/Д | DLSS Balanced | |
Returnal | Встроенный бенчмарк (OCAT для генерации кадров) | Макс. качество графики и трассировки лучей | FSR Balanced (+ Frame Generation) | XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation | DLSS Balanced (+ Frame Generation) |
В большинстве игр показатели средней и минимальной (мы указываем 1-й процентиль распределения) кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров или мгновенного фреймрейта, полученного с помощью встроенного бенчмарка. Исключением являются игры, не имеющие встроенного бенчмарка, и тесты с применением генерации кадров: в этих случаях для захвата межкадровых интервалов мы используем программу OCAT.
Рабочие приложения | ||
---|---|---|
Приложение | Бенчмарк | Настройки |
Adobe Premiere Pro 25.x | PugetBench for Premiere Pro 1.1.1 (состав тестов по ссылке) | Standard (4K) |
Blender 4.x | Демо Agent 327 Barbershop с сайта Blender | Рендерер Cycles |
Blackmagic Design DaVinci Resolve Studio 19.x | PugetBench for DaVinci Resolve 1.1.1 (состав тестов по ссылке) | Standard (4K); H.264/HEVC Encoding Mode: Auto |
CAD-приложения | SPECviewperf 2020 v3.1 | Разрешение экрана: 3840 × 2160 |
Декодирование видео (ffmpeg 5.x) | |||
---|---|---|---|
Формат | Разрешение | Параметры кодирования | API |
H.264 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) | 1920 × 1080 | High Profile, L4.1 | D3D11VA |
3840 × 2160 | High Profile, L5.1 | ||
HEVC (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) | 1920 × 1080 | Main Profile, L4.0 | |
3840 × 2160 | Main Profile, L5.0 | ||
7680 × 4320 | Main Profile, L6.0 | ||
VP9 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) | 1920 × 1080 | Н/Д | |
3840 × 2160 | |||
7680 × 4320 | |||
AV1 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) | 1920 × 1080 | Main Profile, L4.0 | |
3840 × 2160 | Main Profile, L5.0 | ||
7680 × 4320 | Main Profile, L6.0 |
Кодирование видео (ffmpeg 5.x) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Формат | Разрешение | Параметры кодирования | API | ||||
AMD | Intel | NVIDIA | AMD | Intel | NVIDIA | ||
H.264 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) | 1920 × 1080 | -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -refs 1 -b:v 3M | -c:v h264_qsv -preset veryfast -profile:v main -level 4.1 -b:v 3M | -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -refs 1 -b:v 3M | AMF | oneVPL | NVENC |
3840 × 2160 | -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -refs 1 -b:v 7.5M | -c:v h264_qsv -preset veryfast -profile:v main -level 5.1 -b:v 7.5M | -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -refs 1 -b:v 7.5M | ||||
HEVC (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) | 1920 × 1080 | -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 3M | -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 3M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 3M | |||
3840 × 2160 | -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 7.5M | -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 7.5M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 7.5M | ||||
7680 × 4320 | -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 20M | -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 20M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 20M | ||||
AV1 (YUV 4:2:0, 8 бит/канал) | 1920 × 1080 | -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 3M | -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 3M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 3M | |||
3840 × 2160 | -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 7.5M | -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 7.5M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 7.5M | ||||
7680 × 4320 | -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 20M | -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 20M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 20M |
Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Cyberpunk 2077 при разрешении 3840 × 2160 и максимальных параметрах качества графики (без трассировки лучей), а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
Прим. В скобках указаны базовая и boost-частота GPU.
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон
Несмотря на двукратную разницу в числе транзисторов и площади между старшими чипами линейки Blackwell, графический процессор GB202 удерживает примерно такие же тактовые частоты под игровой нагрузкой, как GB203, — около 2,8 ГГц.
Рабочие параметры под нагрузкой (Cyberpunk 2077) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Видеокарта | Настройки | Тактовая частота GPU, МГц (шейдерный домен) | Тактовая частота GPU, МГц (front-end) | Напряжение питания GPU, В | Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) | Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) | |||
Средн. | Макс. | Средн. | Макс. | Средн. | Макс. | Средн. | Средн. | ||
Palit GeForce RTX 5090 GameRock (2017/2407 МГц, 28 Гбит/с, 32 Гбайт) | Silent BIOS | 2778 | 2782 | Н/Д | Н/Д | 1,05 | 1,05 | 2102 (57%) | 2102 (57%) |
Palit GeForce RTX 5090 GameRock (2017/2407 МГц, 28 Гбит/с, 32 Гбайт) | Performance BIOS | 2782 | 2782 | Н/Д | Н/Д | 1,05 | 1,05 | 2192 (60%) | 2192 (60%) |
Palit GeForce RTX 5090 GameRock (+200 МГц, 32 Гбит/с, 32 Гбайт) | Performance BIOS | 2958 | 2977 | Н/Д | Н/Д | 1,04 | 1,04 | 2197 (60%) | 2198 (60%) |
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE (1395/1695 МГц, 19,5 Гбит/с, 24 Гбайт) | 1817 | 1830 | Н/Д | Н/Д | 0,90 | 0,91 | 1141 (43%) | 1141 (43%) | |
NVIDIA GeForce RTX 4080 FE (2205/2505 МГц, 22,4 Гбит/с, 16 Гбайт) | 2775 | 2775 | Н/Д | Н/Д | 1,08 | 1,08 | 1383 (43%) | 1299 (39%) | |
Palit GeForce RTX 4080 SUPER JetStream OC (2295/2580 МГц, 23 Гбит/с, 16 Гбайт) | 2722 | 2745 | Н/Д | Н/Д | 1,04 | 1,07 | 1473 (39%) | 1473 (39%) | |
GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (2235/2535 МГц, 21 Гбит/с, 24 Гбайт) | Silent BIOS | 2730 | 2730 | Н/Д | Н/Д | 1,05 | 1,05 | 1610 (75%) | 1481 (82%) |
Palit GeForce RTX 5080 GameRock (2295/2617 МГц, 30 Гбит/с, 16 Гбайт) | Silent BIOS | 2790 | 2790 | Н/Д | Н/Д | 1,04 | 1,04 | 1490 (40%) | 1490 (40%) |
SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 7900 XTX (1720/2499 МГц, 20 Гбит/с, 24 Гбайт) | Secondary BIOS | 2545 | 2585 | 2753 | 2785 | 0,91 | 0,93 | 1412 (34%) | Н/Д |
Из этих факторов складывается и громадное энергопотребление GeForce RTX 5090. Даже в играх без трассировки лучей видеокарта почти целиком использует фактический резерв мощности, который составляет 626 Вт. Отметим и высокую мощность в простое — 49 Вт.
Драйвер GeForce 50-й серии не сообщает сторонним утилитам данные о локальном нагреве GPU — только общую температуру (по одному датчику либо усредненным значениям нескольких). Смена прошивки переключателем на видеокарте не оказывает сколь-либо существенного влияния на эффективность охлаждения: температура кристалла колеблется вокруг 80 °С, а чипы памяти нагреваются до 84–86 °С.
GeForce RTX 5090 (по крайней мере в модификации Palit GameRock) — шумная видеокарта: и в играх, и в стресс-тесте звуковое давление на расстоянии 30 см от кулера достигает 46 дБА, а «тихий» BIOS способен понизить его лишь на 1 дБА.
Версия GameRock без пометки OC не позволяет увеличить расчетное энергопотребление сверх 575 Вт, заданных по умолчанию. Тем не менее, нам удалось прибавить 200 МГц к целевой тактовой частоте GPU, а фактическая частота под нагрузкой возросла на 176 МГц. В свою очередь, видеопамять стабильно работает на скорости 32 Гбит/с вместо штатных 28 Гбит/с. Пользовательский разгон не оказал существенного влияния на потребляемую мощность устройства и температуру компонентов, а значит и на уровень шума.
Когда видеокарта расходует свыше 600 Вт мощности (а значит уже выходит из расчетного диапазона кабелей 12V-2x6!), необходимо уделить самое пристальное внимание не только блоку питания, но и качеству электрических соединений. Даже на открытом тестовом стенде обе части разъема 12V-2x6 нагреваются до 65 °С под максимальной нагрузкой на GPU, что вполне допустимо в свете паспортной температуры эксплуатации разъема (вплоть до 105 °C). Однако ситуация мгновенно изменится, если проводники кабеля имеют разное сопротивление, и вот вам пример.
Для измерения потребляемой мощности мы использовали плату PCAT от NVIDIA, которая имеет три токоизмерительных шунта и лишена разъемов 12V-2x6 либо 12VHPWR. Поэтому GeForce RTX 5090 пришлось подключить к PCAT через комплектный переходник с восьмиконтактных разъемов на 12V-2x6. В таком случае если один кабель имеет больший калибр жилы, чем два других (16 против 18 AWG), через него проходит около половины тока нагрузки! Наблюдаемый перекос сходится с огрубленной разницей в площади сечения проводников, а значит видеокарта не выполняет никакой балансировки тока на контактах 12V-2x6. Возможные дефекты разъема, кабелей или сборки легко приведут к локальному перегреву со всеми вытекающими последствиями.
Пространство для ошибки расширяет адаптер питания с восьмипроводных кабелей на 12V-2x6. Впрочем, нагревается он не больше, чем «родной» кабель 12V-2x6, в зоне контакта с видеокартой и при определенных условиях является даже более надежным решением. Если блок питания — «цифровой» и позволяет установить лимит тока на отдельных восьмиконтактных разъемах, это не заменит балансировку, но при критической разнице токов хотя бы сработает защита и пользователь узнает о неисправности.
Производительность GeForce RTX 5090 не раскрывается в играх без рейтрейсинга, тем более при разрешении 1080p — даже в тандеме с таким центральным процессором, как разогнанный Ryzen 9 7950X3D. По сравнению с GeForce RTX 4090 средняя кадровая частота возросла всего лишь на 10 %, а преимущество флагмана перед GeForce RTX 5080 составляет 16 % FPS. Впрочем, если взять за точку отсчета ускорители следующего эшелона — GeForce RTX 4080, RTX 4080 SUPER и Radeon RX 7900 XTX, — речь идет о прибавке в 20–28 % FPS. Наконец, смена GeForce RTX 3090 на RTX 5090 увеличивает фреймрейт в полтора раза.
1920 × 1080 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
NVIDIA GeForce RTX 5090 | NVIDIA GeForce RTX 3090 | NVIDIA GeForce RTX 4080 | NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 4090 | NVIDIA GeForce RTX 5080 | AMD Radeon RX 7900 XTX | |
Alan Wake 2 | 179 / 188 | 100 / 104 | 122 / 128 | 123 / 129 | 155 / 161 | 135 / 146 | 143 / 148 |
Black Myth: Wukong | 91 / 101 | 45 / 52 | 58 / 68 | 60 / 69 | 73 / 85 | 67 / 76 | 53 / 64 |
Cyberpunk 2077 | 134 / 183 | 100 / 115 | 118 / 139 | 115 / 138 | 131 / 166 | 128 / 167 | 138 / 166 |
F1 24 | 220 / 343 | 146 / 212 | 171 / 251 | 175 / 253 | 197 / 298 | 187 / 275 | 167 / 263 |
Hogwarts Legacy | 211 / 235 | 162 / 182 | 173 / 193 | 181 / 197 | 218 / 240 | 193 / 218 | 196 / 216 |
Horizon Zero Dawn Remastered | 137 / 183 | 125 / 154 | 142 / 182 | 145 / 185 | 134 / 184 | 141 / 186 | 146 / 187 |
Metro Exodus | 87 / 190 | 64 / 115 | 79 / 146 | 81 / 148 | 94 / 175 | 88 / 167 | 81 / 140 |
Red Dead Redemption 2 | 161 / 180 | 89 / 97 | 119 / 126 | 119 / 127 | 143 / 153 | 125 / 132 | 122 / 128 |
Returnal | 132 / 240 | 91 / 142 | 100 / 179 | 91 / 178 | 116 / 208 | 105 / 199 | 134 / 211 |
Total War: WARHAMMER III | 83 / 107 | 73 / 92 | 86 / 103 | 88 / 105 | 83 / 105 | 83 / 105 | 85 / 107 |
Макс. | −14% | −1% | +1% | +2% | +2% | +2% | |
Средн. | −35% | −22% | −21% | −9% | −14% | −16% | |
Мин. | −49% | −33% | −32% | −16% | −27% | −37% |
В абсолютных показателях GeForce RTX 5090 гарантирует частоту смены кадров не меньше 100 FPS даже в самых ресурсоемких тайтлах, а в играх попроще счет идет на несколько сотен.
В режиме 1440p GeForce RTX 5090 также с большим запасом развивает фреймрейт выше 100 FPS в большинстве игровых бенчмарков (исключением стал только Black Myth: Wukong).
2560 × 1440 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
NVIDIA GeForce RTX 5090 | NVIDIA GeForce RTX 3090 | NVIDIA GeForce RTX 4080 | NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 4090 | NVIDIA GeForce RTX 5080 | AMD Radeon RX 7900 XTX | |
Alan Wake 2 | 145 / 151 | 70 / 76 | 90 / 95 | 92 / 97 | 117 / 123 | 104 / 109 | 103 / 107 |
Black Myth: Wukong | 76 / 85 | 35 / 40 | 46 / 52 | 47 / 54 | 60 / 68 | 54 / 61 | 43 / 50 |
Cyberpunk 2077 | 124 / 147 | 58 / 69 | 67 / 80 | 67 / 80 | 80 / 97 | 89 / 102 | 90 / 103 |
F1 24 | 205 / 309 | 124 / 176 | 148 / 211 | 154 / 218 | 180 / 263 | 161 / 231 | 162 / 228 |
Hogwarts Legacy | 205 / 226 | 109 / 128 | 124 / 139 | 125 / 142 | 166 / 185 | 141 / 165 | 141 / 160 |
Horizon Zero Dawn Remastered | 130 / 173 | 104 / 126 | 128 / 156 | 127 / 158 | 122 / 169 | 124 / 163 | 130 / 160 |
Metro Exodus | 83 / 179 | 55 / 97 | 69 / 124 | 75 / 126 | 85 / 158 | 85 / 145 | 72 / 120 |
Red Dead Redemption 2 | 156 / 167 | 81 / 84 | 104 / 109 | 106 / 111 | 128 / 137 | 109 / 115 | 106 / 111 |
Returnal | 117 / 205 | 72 / 112 | 92 / 138 | 85 / 139 | 102 / 167 | 82 / 154 | 110 / 162 |
Total War: WARHAMMER III | 80 / 103 | 54 / 71 | 70 / 88 | 70 / 90 | 82 / 101 | 83 / 97 | 79 / 97 |
Макс. | −27% | −10% | −9% | −2% | −6% | −6% | |
Средн. | −44% | −31% | −30% | −16% | −23% | −26% | |
Мин. | −53% | −46% | −46% | −34% | −31% | −41% |
Разница в производительности между героем обзора и другими видеокартами резко увеличилась, но по-прежнему не отвечает разнице в энергопотреблении и MSRP. GeForce RTX 5090 лишь на 19 % опережает GeForce RTX 4090, а дистанция между двумя старшими моделями 50-й серии достигла 29 %. По сравнению с группой ускорителей на шаг ниже (GeForce RTX 4080, RTX 4080 SUPER и Radeon RX 7900 XTX) средний фреймрейт увеличился на 34–46 % FPS. А вот от GeForce RTX 3090 новинку отделяют 79 % кадровой частоты.
В играх на 4К-экране без трассировки лучей GeForce RTX 5090 не нужно масштабирование кадров, чтобы гарантировать кадровую частоту от 60 FPS. Средний фреймрейт опустился ниже комфортной отметки только в Black Myth: Wukong.
3840 × 2160 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
NVIDIA GeForce RTX 5090 | NVIDIA GeForce RTX 3090 | NVIDIA GeForce RTX 4080 | NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 4090 | NVIDIA GeForce RTX 5080 | AMD Radeon RX 7900 XTX | |
Alan Wake 2 | 87 / 92 | 40 / 43 | 51 / 54 | 50 / 54 | 68 / 72 | 58 / 62 | 57 / 59 |
Black Myth: Wukong | 51 / 56 | 21 / 24 | 28 / 31 | 28 / 32 | 38 / 43 | 33 / 36 | 27 / 31 |
Cyberpunk 2077 | 56 / 68 | 26 / 32 | 29 / 35 | 28 / 36 | 34 / 44 | 39 / 46 | 38 / 44 |
F1 24 | 167 / 221 | 93 / 118 | 111 / 145 | 114 / 146 | 143 / 192 | 127 / 167 | 118 / 155 |
Hogwarts Legacy | 137 / 159 | 67 / 77 | 70 / 81 | 75 / 83 | 101 / 113 | 90 / 102 | 81 / 95 |
Horizon Zero Dawn Remastered | 110 / 143 | 68 / 80 | 83 / 98 | 85 / 100 | 103 / 127 | 86 / 103 | 87 / 102 |
Metro Exodus | 80 / 143 | 44 / 67 | 55 / 85 | 56 / 86 | 73 / 115 | 67 / 103 | 52 / 86 |
Red Dead Redemption 2 | 122 / 127 | 54 / 59 | 70 / 76 | 68 / 76 | 94 / 100 | 78 / 83 | 78 / 81 |
Returnal | 93 / 136 | 49 / 72 | 62 / 86 | 57 / 86 | 77 / 111 | 68 / 99 | 68 / 98 |
Total War: WARHAMMER III | 70 / 91 | 32 / 43 | 39 / 52 | 40 / 53 | 56 / 72 | 47 / 63 | 42 / 59 |
Макс. | −44% | −31% | −30% | −11% | −24% | −28% | |
Средн. | −51% | −41% | −40% | −21% | −31% | −35% | |
Мин. | −57% | −49% | −48% | −35% | −36% | −45% |
Расстояние между сравниваемыми видеокартами достигло примерно таких величин, на которые можно рассчитывать в подходящих топовым видеокартам условиях эксплуатации. Новый флагман оказался на 27 % быстрее GeForce RTX 4090, а GeForce RTX 5080 превосходит почти в полтора раза. Преимущество RTX 5090 перед группой из GeForce RTX 4080, RTX 4080 SUPER и Radeon RX 7900 XTX составляет 55–69 %. Наконец, со времен GeForce RTX 3090 быстродействие старшей модели в потребительской линейке NVIDIA увеличилось вдвое.
⇡#Игровые тесты с трассировкой лучей
В тайтлах с гибридным рендерингом, причем в нативном разрешении экрана, кадровая частота на GeForce RTX 5090 составляет не меньше 96 FPS, а все полностью трассированные игровые бенчмарки продемонстрировали как минимум 59 FPS в режиме 1440p. При этом 32 Гбайт видеопамяти позволяют GeForce RTX 5090 комбинировать разрешение 4К с максимальными настройками графики в Indiana Jones and the Great Circle, что недоступно ускорителям с 16 Гбайт VRAM.
1920 × 1080 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
NVIDIA GeForce RTX 5090 | NVIDIA GeForce RTX 3090 | NVIDIA GeForce RTX 4080 | NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 4090 | NVIDIA GeForce RTX 5080 | AMD Radeon RX 7900 XTX | |
Alan Wake 2 | 115 / 120 | 50 / 55 | 67 / 71 | 66 / 70 | 88 / 95 | 76 / 82 | 47 / 50 |
Black Myth: Wukong | 71 / 83 | 21 / 25 | 40 / 48 | 41 / 50 | 56 / 65 | 49 / 57 | 11 / 14 |
Cyberpunk 2077 | 82 / 96 | 33 / 44 | 47 / 59 | 47 / 59 | 65 / 77 | 50 / 65 | 28 / 33 |
F1 24 | 142 / 227 | 96 / 125 | 104 / 154 | 110 / 157 | 114 / 197 | 110 / 169 | 70 / 130 |
Hogwarts Legacy | 154 / 178 | 98 / 120 | 117 / 140 | 120 / 142 | 152 / 175 | 134 / 160 | 94 / 109 |
Indiana Jones and the Great Circle | 77 / 82 | 27 / 29 | 46 / 48 | 46 / 49 | 64 / 67 | 51 / 54 | 16 / 17 |
Metro Exodus Enchanced Edition | 76 / 156 | 56 / 88 | 71 / 114 | 69 / 117 | 73 / 140 | 71 / 125 | 68 / 104 |
Returnal | 132 / 209 | 83 / 120 | 91 / 154 | 92 / 151 | 115 / 178 | 101 / 169 | 89 / 132 |
Макс. | −33% | −21% | −20% | −2% | −10% | −33% | |
Средн. | −51% | −34% | −33% | −15% | −26% | −55% | |
Мин. | −70% | −42% | −42% | −22% | −34% | −83% |
2560 × 1440 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
NVIDIA GeForce RTX 5090 | NVIDIA GeForce RTX 3090 | NVIDIA GeForce RTX 4080 | NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 4090 | NVIDIA GeForce RTX 5080 | AMD Radeon RX 7900 XTX | |
Alan Wake 2 | 82 / 86 | 32 / 36 | 46 / 48 | 45 / 48 | 63 / 66 | 54 / 56 | 30 / 33 |
Black Myth: Wukong | 50 / 59 | 13 / 16 | 26 / 32 | 27 / 33 | 36 / 44 | 32 / 37 | 6 / 9 |
Cyberpunk 2077 | 57 / 65 | 23 / 27 | 30 / 35 | 31 / 36 | 43 / 49 | 35 / 42 | 17 / 20 |
F1 24 | 114 / 198 | 74 / 89 | 90 / 112 | 92 / 114 | 107 / 151 | 99 / 127 | 61 / 91 |
Hogwarts Legacy | 142 / 172 | 68 / 87 | 82 / 100 | 83 / 101 | 108 / 133 | 97 / 116 | 63 / 78 |
Indiana Jones and the Great Circle | 60 / 64 | 18 / 20 | 30 / 33 | 34 / 36 | 48 / 50 | 38 / 40 | 10 / 11 |
Metro Exodus Enchanced Edition | 74 / 143 | 48 / 67 | 61 / 89 | 62 / 91 | 75 / 120 | 69 / 99 | 57 / 80 |
Returnal | 98 / 174 | 65 / 92 | 78 / 116 | 67 / 115 | 93 / 141 | 87 / 131 | 74 / 100 |
Макс. | −47% | −33% | −34% | −16% | −25% | −43% | |
Средн. | −58% | −43% | −41% | −22% | −34% | −62% | |
Мин. | −73% | −48% | −45% | −25% | −38% | −85% |
3840 × 2160 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
NVIDIA GeForce RTX 5090 | NVIDIA GeForce RTX 3090 | NVIDIA GeForce RTX 4080 | NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 4090 | NVIDIA GeForce RTX 5080 | AMD Radeon RX 7900 XTX | |
Alan Wake 2 | 44 / 46 | 15 / 18 | 22 / 24 | 22 / 24 | 32 / 34 | 27 / 29 | 14 / 16 |
Black Myth: Wukong | 27 / 31 | 6 / 8 | 13 / 16 | 13 / 16 | 19 / 23 | 16 / 19 | 3 / 4 |
Cyberpunk 2077 | 28 / 32 | 11 / 13 | 14 / 16 | 14 / 17 | 21 / 24 | 16 / 20 | 8 / 9 |
F1 24 | 97 / 119 | 43 / 49 | 55 / 61 | 56 / 62 | 74 / 88 | 63 / 72 | 35 / 48 |
Hogwarts Legacy | 79 / 103 | 37 / 49 | 45 / 58 | 46 / 59 | 61 / 79 | 53 / 67 | 34 / 44 |
Indiana Jones and the Great Circle | 36 / 38 | 10 / 11 | Н/Д | Н/Д | 28 / 29 | Н/Д | 5 / 6 |
Metro Exodus Enchanced Edition | 69 / 96 | 29 / 41 | 41 / 53 | 34 / 55 | 56 / 74 | 45 / 60 | 35 / 46 |
Returnal | 73 / 110 | 37 / 53 | 48 / 66 | 47 / 67 | 63 / 88 | 51 / 76 | 44 / 59 |
Макс. | −52% | −40% | −39% | −20% | −31% | −46% | |
Средн. | −61% | −46% | −45% | −24% | −37% | −65% | |
Мин. | −74% | −50% | −48% | −26% | −39% | −87% |
Разница в производительности между соперничающими устройствами варьирует в зависимости от разрешения экрана. Если взять за точку отсчета GeForce RTX 4090, GPU нового поколения обеспечил рост фреймрейта на 18–32 %. По сравнению с GeForce RTX 5080 средняя кадровая частота стала выше на 34–58 %, а по сравнению с GeForce RTX 4080 или RTX 4080 SUPER — на 49–86 %. GeForce RTX 3090 пропустил новинку вперед на 103–155 % FPS. Наконец, GeForce RTX 5090 оказался в два-три раза быстрее Radeon RX 7900 XT — и это не удивительно, если учесть, что половина тестовых игр в режиме RT уже использует бескомпромиссную трассировку путей вместо гибридного рендеринга.
⇡#Игровые тесты с трассировкой лучей и масштабированием кадров
Сравнивая результаты бенчмарков GeForce RTX 5090 с нативным разрешением и DLSS, можно заметить, что далеко не в каждой игре фреймрейт реагирует на масштабирование кадров. В половине тестов в режиме 1080p и 1440p прибавка быстродействия либо практически несущественна, либо и вовсе стремится к нулю. Как бы то ни было, благодаря апскейлингу с параметром качества Balanced новинке покорился комфортный фреймрейт не меньше 60 FPS на 4К-экране в полностью трассированных тайтлах.
1920 × 1080 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
NVIDIA GeForce RTX 5090 | NVIDIA GeForce RTX 3090 | NVIDIA GeForce RTX 4080 | NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 4090 | NVIDIA GeForce RTX 5080 | AMD Radeon RX 7900 XTX | |
Alan Wake 2 | 151 / 164 | 77 / 85 | 114 / 122 | 114 / 123 | 121 / 148 | 134 / 141 | 81 / 85 |
Black Myth: Wukong | 110 / 128 | 42 / 51 | 73 / 90 | 74 / 90 | 90 / 109 | 83 / 98 | 24 / 31 |
Cyberpunk 2077 | 111 / 140 | 64 / 78 | 104 / 116 | 105 / 117 | 107 / 138 | 110 / 126 | 61 / 70 |
F1 24 | 124 / 256 | 109 / 167 | 114 / 200 | 116 / 203 | 122 / 234 | 121 / 218 | 92 / 190 |
Hogwarts Legacy | 167 / 181 | 107 / 122 | 171 / 183 | 171 / 182 | 175 / 184 | 173 / 183 | 161 / 189 |
Indiana Jones and the Great Circle | 77 / 82 | 40 / 42 | 62 / 67 | 65 / 68 | 80 / 84 | 73 / 75 | 27 / 29 |
Metro Exodus Enchanced Edition | 78 / 157 | 67 / 113 | 79 / 139 | 81 / 142 | 79 / 158 | 80 / 148 | Н/Д |
Returnal | 120 / 216 | 100 / 157 | 110 / 197 | 108 / 194 | 107 / 212 | 97 / 205 | 123 / 175 |
Макс. | −27% | +1% | +1% | +2% | +1% | +4% | |
Средн. | −41% | −16% | −16% | −4% | −10% | −40% | |
Мин. | −60% | −30% | −30% | −15% | −23% | −76% |
2560 × 1440 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
NVIDIA GeForce RTX 5090 | NVIDIA GeForce RTX 3090 | NVIDIA GeForce RTX 4080 | NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 4090 | NVIDIA GeForce RTX 5080 | AMD Radeon RX 7900 XTX | |
Alan Wake 2 | 143 / 151 | 56 / 62 | 89 / 95 | 90 / 96 | 106 / 120 | 104 / 109 | 61 / 65 |
Black Myth: Wukong | 90 / 104 | 30 / 35 | 56 / 67 | 56 / 68 | 71 / 86 | 63 / 75 | 17 / 22 |
Cyberpunk 2077 | 107 / 125 | 48 / 54 | 70 / 79 | 71 / 80 | 92 / 103 | 76 / 87 | 40 / 47 |
F1 24 | 126 / 236 | 102 / 139 | 100 / 162 | 105 / 171 | 116 / 212 | 111 / 177 | 82 / 151 |
Hogwarts Legacy | 165 / 178 | 73 / 82 | 125 / 144 | 126 / 146 | 158 / 176 | 144 / 163 | 116 / 142 |
Indiana Jones and the Great Circle | 75 / 80 | 31 / 32 | 54 / 56 | 53 / 56 | 72 / 74 | 58 / 60 | 19 / 22 |
Metro Exodus Enchanced Edition | 77 / 155 | 63 / 98 | 77 / 124 | 79 / 128 | 77 / 149 | 75 / 134 | Н/Д |
Returnal | 126 / 211 | 64 / 131 | 110 / 165 | 109 / 164 | 113 / 189 | 96 / 182 | 93 / 151 |
Макс. | −37% | −19% | −17% | −1% | −8% | −20% | |
Средн. | −51% | −29% | −28% | −11% | −21% | −51% | |
Мин. | −66% | −37% | −36% | −21% | −30% | −79% |
3840 × 2160 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
NVIDIA GeForce RTX 5090 | NVIDIA GeForce RTX 3090 | NVIDIA GeForce RTX 4080 | NVIDIA GeForce RTX 4080 SUPER | NVIDIA GeForce RTX 4090 | NVIDIA GeForce RTX 5080 | AMD Radeon RX 7900 XTX | |
Alan Wake 2 | 93 / 100 | 32 / 36 | 54 / 58 | 54 / 59 | 72 / 78 | 62 / 66 | 34 / 37 |
Black Myth: Wukong | 59 / 69 | 17 / 20 | 33 / 39 | 33 / 40 | 44 / 53 | 39 / 45 | 8 / 11 |
Cyberpunk 2077 | 69 / 76 | 25 / 28 | 37 / 43 | 37 / 43 | 54 / 59 | 41 / 48 | 20 / 24 |
F1 24 | 113 / 187 | 76 / 91 | 90 / 113 | 91 / 114 | 105 / 152 | 99 / 128 | 63 / 95 |
Hogwarts Legacy | 123 / 141 | 39 / 44 | 70 / 82 | 71 / 83 | 96 / 113 | 82 / 93 | 72 / 88 |
Indiana Jones and the Great Circle | 60 / 64 | 19 / 20 | Н/Д | Н/Д | 50 / 52 | Н/Д | 12 / 13 |
Metro Exodus Enchanced Edition | 74 / 142 | 50 / 69 | 62 / 91 | 63 / 92 | 77 / 119 | 72 / 102 | Н/Д |
Returnal | 109 / 173 | 66 / 89 | 78 / 112 | 76 / 112 | 81 / 137 | 93 / 127 | 81 / 108 |
Макс. | −49% | −35% | −35% | −16% | −27% | −38% | |
Средн. | −61% | −40% | −40% | −20% | −32% | −60% | |
Мин. | −71% | −43% | −43% | −23% | −37% | −84% |
Впрочем, хотя DLSS увеличивает кадровую частоту, GPU работает не так эффективно, как в нативном разрешении, и в результате GeForce RTX 5090 теряет часть своего преимущества перед более слабыми видеокартами. Так, GeForce RTX 4090 и RTX 5090 теперь разделяют 4–25 % FPS в зависимости от разрешения (некоторые игры в режиме 1080p вообще не отреагировали на апгрейд), а в случае GeForce RTX 5080 речь идет о 11–48 %. Замена GeForce RTX 4080 или RTX 4080 SUPER на GeForce RTX 5090 сулит рост кадровой частоты на 19–67 %. Лучшие результаты, как и в предшествующих тестах, GeForce RTX 5090 демонстрирует в сравнении с GeForce RTX 3090 и Radeon RX 7900 XTX: 68–156 % и 66–150 % бонусного фреймрейта соответственно.
В играх, которые поддерживают DLSS 4 с возможностью генерации трех кадров на каждый «честный» кадр, фреймрейт измеряется сотнями FPS, однако результаты такого же порядка доступны и RTX 5080.
Пользовательский разгон GeForce RTX 5090 оказался практически бесполезным занятием (по крайней мере если речь идет о видеокартах без возможности увеличить резерв мощности): даже при разрешении 2160p усредненная прибавка кадровой частоты свелась к 5 %.
GeForce RTX 5090 не знает равных в таких задачах, как 3D-рендеринг в Blender, особенно с аппаратным рейтрейсингом. Замена GeForce RTX 4090 на RTX 5090 обеспечивает примерно такой же рост быстродействия, как в трассированных играх без DLSS.
В тестах транскодирования видео с помощью Premiere Pro новый флагман ненамного превосходит GeForce RTX 5080, но скорость работы с H.264 и HEVC заметно выросла по сравнению с GeForce RTX 4090 и достигла уровня Radeon RX 7900 XTX. При этом надо заметить, что «зеленые» видеокарты двух последних поколений намного лучше справляются с RAW-форматами, чем продукты AMD.
Бенчмарк графических эффектов в Premiere Pro предсказуемо поместил GeForce RTX 5090 на первое место, пусть и с небольшим отрывом от GeForce RTX 4090.
Тесты транскодирования в DaVinci Resolve подтвердили прибавку скорости в аппаратном декодере H.264 и HEVC по сравнению с «зелеными» ускорителями прошлого поколения, но, если отталкиваться от результатов GeForce RTX 5080 и Radeon RX 7900 XTX, усредненное преимущество GeForce RTX 5090 невелико.
В бенчмарке GPU-эффектов, напротив, речь идет о громадной разнице между GeForce RTX 5090, с одной стороны, и GeForce RTX 4090 и RTX 5080, с другой. Ни один другой тест (среди как рабочих, так и игровых), не дал новому флагману такого преимущества.
Наконец, GeForce RTX 5090 уверенно превосходит RTX 4090 и в полтора раза опережает RTX 5080 по результатам SPECviewperf. Однако в ряде CAD-приложений Radeon RX 7900 XTX по-прежнему обладает недосягаемым быстродействием благодаря оптимизациям драйвера.
⇡#Кодирование/декодирование видео
Как показывают тесты, GeForce RTX 5080 и RTX 5090 эквивалентны по быстродействию аппаратного медиакодека. Главным нововведением архитектуры Blackwell в этой области является увеличенная более чем вдвое скорость декодирования H.264. Другие форматы (HEVC, VP9 и AV1) получили умеренную прибавку к пропускной способности. В результате чипы NVIDIA доминируют во всех бенчмарках декодирования за исключением отдельных случаев, когда на первом месте стоит интеловская видеокарта Arc B580.
В задаче кодирования видео силами аппаратного блока NVENC ощутимо возросла скорость работы с форматом AV1, что возвращает «зеленым» GPU безоговорочное лидерство.
Избыточный объем VRAM, недостаточная загрузка GPU в большинстве игровых бенчмарков и нагрев кристалла — все эти факторы снижают быстродействие GeForce RTX 5090 на ватт потребляемой мощности. В результате обе модификации GeForce RTX 4080 продемонстрировали более высокую энергоэффективность по сравнению с новым флагманом, а GeForce RTX 5080 и Radeon RX 7900 XTX превосходят его в растеризованных играх. GeForce RTX 5090 выгодно смотрится лишь на фоне старшей модели позапрошлого поколения — GeForce RTX 3090.
Производитель | NVIDIA | AMD | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | GeForce RTX 5090 | GeForce RTX 3090 | GeForce RTX 4080 | GeForce RTX 4080 SUPER | GeForce RTX 4090 | GeForce RTX 5080 | Radeon RX 7900 XTX |
Графический процессор | GB202 | GA102 | AD103 | AD103 | AD102 | GB203 | Navi 31 XTX |
Микроархитектура | Blackwell | Ampere | Ada Lovelace | Ada Lovelace | Ada Lovelace | Blackwell | RDNA 3 |
Техпроцесс, нм | TSMC 4NP | Samsung 8N | TSMC 4N | TSMC 4N | TSMC 4N | TSMC 4NP | TSMC N5/N6 |
Средняя потребляемая мощность (FurMark), Вт | 626 | 370 | 332 | 317 | 454 | 397 | 372 |
Производительность/Вт (без трассировки лучей) | 100% | −17% | +11% | +18% | +9% | +9% | +9% |
Производительность/Вт (с трассировкой лучей) | 100% | −34% | +2% | +9% | +5% | −1% | −41% |
⇡#Сводные результаты игровых тестов без трассировки лучей
⇡#Сводные результаты игровых тестов с трассировкой лучей
⇡#Сводные результаты игровых тестов с трассировкой лучей и масштабированием кадров
Приоритеты создателей GPU давно сместились на рынок HPC и рабочих устройств в целом, а потребительская графика имеет второстепенное значение. Дошло до того, что AMD попросту отказалась от выпуска высокопроизводительных десктопных видеокарт (по меньшей мере в текущем поколении), но если взглянуть под этим углом на продукцию NVIDIA, окажется, что и у «зеленых» больше нет игровой модели первого эшелона в привычном понимании — настолько велик разрыв в быстродействии между GeForce RTX 5080 и RTX 5090 и настолько экстремальны характеристики последнего. По большому счету, графический процессор GB202 является облегченным, более универсальным аналогом HPC-чипа GB100 и найдет широкое применение в составе ускорителей для серверов и рабочих станций. Все говорит о том, что релиз потребительской видеокарты на его основе — немногим более, чем статусный жест в подходящее время. Само по себе хорошо, что NVIDIA не вывела окончательно продукты такого уровня с игрового рынка. Настоящая проблема 50-й серии в том, что другие новинки представляют собой полупрограммный апгрейд за счет генерации трех кадров подряд.
По отношению к GeForce RTX 5080 флагман сулит прибавку в 58 % игрового быстродействия (в трассированных играх на 4К-экране без апксейлинга), но за непропорционально большую доплату, которую усугубляет продолжающийся дефицит. Напротив, если отталкиваться от GeForce RTX 4090, межпоколенческий рост фреймрейта лежит в пределах 32 %, и на то есть техническая причина. По правде говоря, мы избалованы ростом скорости GPU, которая, в отличие от скорости процессоров общего назначения, не сдерживается однопоточными задачами и превосходно масштабируется вместе с плотностью транзисторов. В этот раз норма фотолитографии не изменилась, поэтому резерв производительности исчерпан целиком — как и резерв мощности разъема питания 12V-2x6. Не удивительно, что видеокарта Palit GameRock, которая представляет GeForce RTX 5090 в обзоре, громко шумит и практически не поддается разгону.