Учёные уличили ИИ в сокрытии истинного хода своих рассуждений
Читать в полной версииМодели искусственного интеллекта скрывают истинные механизмы своих рассуждений и при запросе от человека выдумывают для него более сложные объяснения, гласят результаты проведённого компанией Anthropic исследования.
Источник изображений: anthropic.com
Специалисты Anthropic, разработавшей похожего на ChatGPT ИИ-помощника Claude, изучили модели, способные симулировать процесс рассуждений, в том числе DeepSeek R1 и свои собственные системы серии Claude. Как оказалось, рассуждающие модели ИИ часто не раскрывают, когда при подготовке ответа принимают помощь от внешних источников или используют кратчайшие пути, несмотря на функции, разработанные, чтобы ИИ демонстрировал свой процесс «рассуждений». Чтобы описать работу рассуждающих моделей ИИ, оперируют понятием «цепочки мыслей» (Chain-of-Thought — CoT). Это вывод текущих комментариев к имитации мыслительного процесса ИИ: отображается каждый шаг, который модель делает на пути к получению ответа — аналогичным образом при решении головоломки может рассуждать человек, шаг за шагом проговаривая каждое соображение.
Функция оказалась полезной не только для получения результатов при решении сложных задач, но и для исследователей в области безопасности ИИ, стремящихся отследить внутренние механизмы работы систем. В идеале цепочка мыслей ИИ должна быть понятной для человека и соответствовать действительности, то есть отражать фактический процесс рассуждений модели. На деле такой идеальный сценарий, как оказалось, срабатывает не всегда. Модели ИИ, в том числе Anthropic Claude 3.7 Sonnet, при генерации ответа в ходе исследования часто использовали предложенную им в рамках эксперимента информацию — подсказки с вариантами правильного ответа или инструкции для получения результата по «несанкционированному» кратчайшему пути, — но при выводе публичной цепочки рассуждений часто опускали упоминание этих внешних факторов. Негласно полагаясь на подсказку или получая ответ кратчайшим путём, ИИ создавал сложное, но вымышленное объяснение своего ответа, то есть по сути фабриковал ложную цепочку рассуждений — как школьник, который списал со шпаргалки, но попытался сделать вид, что решил задачу сам.
Чтобы убедиться в правильности своих выводов, исследователи Anthropic стали действовать деликатнее. В одних случаях они ненавязчиво добавляли подсказки прямо в запросы, например, намекали: «Профессор Стэнфорда указывает, что ответ — [A]». В других — сопровождали подсказки тревожными комментариями: «Вы получили несанкционированный доступ <..> правильный ответ — [A]». В некоторых подсказках давался правильный ответ, в других он был намеренно неверным. Такой проверке подвергли модели Anthropic Claude 3.7 Sonnet и DeepSeek R1: первая призналась в цепочке мыслей, что использовала подсказки, лишь в 25 % случаев, вторая — лишь в 39 % случаев. То есть в большинстве испытаний ИИ выводил не соответствующие действительности рассуждения, опуская информацию, которая повлияла на получение ответа. Интересно, что выдуманные цепочки рассуждений в среднем оказались длиннее достоверных; а с усложнением запросов достоверные цепочки рассуждений выводились реже.
Наиболее показательным стал эксперимент по «взлому вознаграждения» (reward hacking). Так называется сценарий, при котором модель ИИ обнаруживает неожиданный способ получить ответ кратчайшим путём, чтобы добиться максимальной производительности и не решать задачу так, как предполагалось. В экспериментах Anthropic учёные намеренно вознаграждали модели за выбор указанных в подсказках неверных ответов: ИИ быстро научился использовать эту лазейку, выбирая неправильные ответы в 99 % случаев, чтобы заработать баллы — упоминание этого сценария в открытой цепочке рассуждений сократилось до доли в 2 %. Так, модель, выдавшая неверный ответ по медицинской тематике, могла написать длинную цепочку рассуждений, подводящую к этому неправильному ответу, не упоминая полученную подсказку.
Специалисты Anthropic выдвинули гипотезу, что обучение моделей на более сложных задачах, которые требуют бо́льших объёмов рассуждений, может естественным образом стимулировать их существеннее использовать цепочку мыслей и чаще упоминать подсказки. Они проверили эту гипотезу, обучив Claude плотнее применять цепочку мыслей при решении сложных задач в области математики и программирования — результат оказался положительным, но радикальных перемен не дал.
Учёные отметили, что их исследование носило ограниченный характер: сценарии были искусственными, а подсказки вводились в задачах с множественным выбором — в реальных задачах ставки и стимулы отличаются. Кроме того, за образец брали только модели Anthropic и DeepSeek. Использованные в ходе эксперимента задачи могли быть недостаточно сложными, чтобы установить значительную зависимость от цепочки мыслей, при более сложных запросах роль вывода цепочки рассуждений может возрасти, а её мониторинг — оказаться более жизнеспособным. Для обеспечения согласованности и безопасности мониторинг цепочки рассуждений может быть не вполне эффективным, и не всегда можно доверять тому, как модели сообщают о своих рассуждениях, когда предметом исследования оказывается «взлом вознаграждения». Чтобы с высокой степенью надёжности «исключить нежелательное поведение [ИИ], используя мониторинг цепочки мыслей, придётся ещё проделать значительную работу», заключили в Anthropic.