О новой российской торговой марке MaxSelect мы впервые написали в обзоре ноутбука Mission 725. На сегодняшний день под маркой MaxSelect предлагается восемь моделей в трёх категориях. Категории, соответственно, это "стильная", "универсальная" и "замена настольного ПК". В серии "заменителей настольного ПК" фигурируют модели Expert 850 и PowerBook 730. Обе машины на Pentium 4. Средняя линейка "универсальных" машин состоит аж из четырёх ноутбуков, и наконец "стильная" линейка - это всего две модели, одна из которых MaxSelect TravelBook 320, о которой и пойдет речь в этой статье.
Портативные ноутбуки - это слабость журналиста. Необходимость готовить материалы в самых различных условиях, ездить на выставки и ходить на пресс-конференции, откуда необходимо максимально оперативно прислать репортаж, обуславливает специфичные требования к этим машинам. Прежде всего, портативный ноутбук, несмотря на свои размеры, должен быть функциональным и иметь хорошую производительность; во-вторых он должен по возможности дольше работать от батарей. В третьих, неплохо бы иметь качественную матрицу, ёмкий жесткий диск, современную операционную систему и большое количество памяти. Да и о цене забывать не стоит - всё же Россия, несмотря на все успехи последнего времени, богатой страной так и не стала, и ноутбук по прежнему скорее роскошь, чем рабочий инструмент для большинства.
Кстати, при чём тут "BMW" в заголовке? Ну... просто автор, большой поклонник автомобилей этой марки, зайдя на сайт MaxSelect, с удивлением обнаружил, что кроме TravelBook 320 существует ещё и модель TravelBook Z3, а в старших линейках есть машины с индексом 730, 850 и т.д.. Неужели не возникает никаких ассоциаций? Да и Mission 725, обозревавшийся нами раньше, натолкнул на те же мысли. По этому же принципу можно провести и аналогии с производительностью и компактностью - модель 320, это простая, не слишком заряженная "трёшка" с небольшой матрицей, корпусом из магниевого сплава и внешним дисководом да оптическим приводом, в то время как TravelBook Z3 это продвинутый компактный ноутбук с полностью алюминивым корпусом, матрицей большего размера и лучшими характеристками. Не правда ли, любопытная и вполне логичная политика маркировки моделей? :-)
Но, не будем о лирике. Так что же мы имеем в лице MaxSelect TravelBook 320? Эта машинка, выпускается на заводе Mitac. Попавший к нам вариант был оснащён мобильной версией процессора Pentium 3 с частотой 933 МГц, 256 мегабайтами памяти, жестким диском на 40 гигабайт и имел матрицу с диагональю 12.1", способную выводить графику в разрешении 1024x768 при 16 миллионах оттенков цвета. Рассмотрим ноутбук подробнее. Но сначала о спецификациях и комплектации.
Машина поставляется в стандартной картонной упаковке, внутри которой мы обнаружили:
Внешний вид TravelBook 320 классический, каких-то особенных дизайнерских решений, за исключением выступающей сзади аккумуляторной батареи, выделить нельзя. Прямоугольная форма, корпус выполнен в серой гамме с включениями синего, и такой цвет можно по праву назвать немарким. Надписи на светло-серых клавишах читаются отлично, но, благодаря светлому сочетанию цветов, TravelBook 320 не выглядит дорогим, что отчасти и верно - в розничной продаже модель стоит всего около полутора тысяч долларов с Pentium III, и немногим более тысячи с VIA C3.
Отсмотрев несколько последних моделей ноутбуков, мы уже было решили, что делать кнопку включения прямо над клавиатурой ноутбука вошло у производителей в привычку. Ан нет - TravelBook 320 включается переключателем сбоку. 5 кнопок быстрого вызова приложений, вынесенные над клавиатурой, снабжены странными надписями "H1, H2...H5". Кстати, почему именно "H"?
Индикаторы расположены справа от кнопок, и моргают пронзительным синим цветом. С одной стороны, это выглядит стильно и необычно, с другой, часть редакционных сотрудников сочла такое решение черезчур вызывающим, да и в темноте яркие голубые огоньки сильно слепят.
Что безусловно порадовало, так это то, что разъём для наушников расположен в передней части машины, и там же есть колесо регулировки громкости. Само наличие подобного колеса мы относим к плюсам конструкции, так как часто, когда требуется резко уменьшить громкость звука динамика или в наушниках, у моделей других производителей приходится использовать софтверные средства или того хуже, возможности Windows. У TravelBook 320 всё просто - покрутил колесо и настроил громкость на нужный уровень.
При общей логичности размещения дополнительных кнопок, не совсем понятно, почему кнопка вызова клиента электронной почты расположена именно на передней панели. Ведь не будете же вы вызывать программу, когда ноутбук закрыт? Логичнее было бы расположить её рядом с другими кнопками.
Клавиарута у TravelBook полноразмерная и организована вполне толково. Единственное нарекание, как и в случае со всеми остальными ноутбуками MaxSelect, связано с тем, что кнопка Function расположена там, где на обычных клавиатурах размещается Ctrl.
Если вы привыкли переключать раскладки сочетанием Alt+Shift, и не использовать при работе макросы (Ctrl+C, Ctrl+V и т.д.), это не будет так уж сильно мешать, но проработав не один год с ноутбуками других производителей, сложно в одночасье перестроить рефлексы. В любом случае, всё зависит от привычки. К плюсам раскладки мы отнесём стандартное расположение Windows кнопки. Что ещё порой мешает, это узкая кнопка Enter и маленький правый Shift. В остальном, всё в норме.
Сенсорная панель показалась нам чуточку не такой чувствительной, как того хотелось бы. Кроме того, она имеет небольшие размеры и не оснащена кнопкой скроллинга. Последний недостаток компенсируется на уровне драйвера - если провести по самому краю панели, драйвер поймёт что вы хотите прокрутить документ и сделает это. Порой можно промахнуться и скроллинг сработает не тогда, когда нужно. При серьёзной работе в офисе разумнее будет подключить обычную USB мышку.
Встроенная акустика не выдерживает никакой критики - монофонический динамик, сдвинутый к левой части машины. У конкурентов в портативных линейках есть более удачные решения. С другой стороны, звук на таком ноутбуке нужен скорее для озвучивания событий в Windows, нежели для прослушивания музыки и просмотра кинофильмов. Будет желание - подключите внешние колонки или наушники. Что до шумности, то субьективно ноутбук передаёт не так много наводок. Шуршание при работе жесткого диска ощущается несильно.
Выводом звука занимается встроенный в SiS630 звуковой кодек, и ожидать от него каких-то чудес не стоит. Со своей работой справляется, и не более.
TravelBook 320 имеет стандартный набор слотов расширения для компактного ноутбука. Модель оснащена ИК портом, одним слотом PC Card, двумя портами USB, из которых один расположен на боку, рядом с коннектором для оптического привода (для более удобного подключения USB дисковода), выходом на внешний монитор, специальным портом для подключения оптического привода и FireWire портом. Если говорить о плюсах и минусах компоновки, то наличие FireWire - несомненный плюс, но один слот PC Card, это минус. Так, при помощи FireWire вы сможете в дальнейшем подключать к TravelBook 320 цифровые камеры, внешние накопители и носители и даже организовать некое подобие локальной сети по FireWire между двумя машинами, оснащёнными этим интерфейсом.
Один PC Card слот ограничивает функциональность модели - нельзя будет одновременно установить WLAN адаптер и устройство для чтения Flash карт, или другой комплект периферии, когда требуется занять разом два PC Card слота под одно или два устройства. Кроме того, это не позволит подключить в систему большие твердотелые накопители. Впрочем, учитывая российские реалии, это не так страшно. Не так много производителей комплектует портативные модели двумя слотами.
Часть портов закрывается заглушками, но их конструкция выполнена не очень удачно - заглушка для модема и сетевого коннектора даже не приклепляется к корпусу, а защёлкивающаяся панель разъёмов FireWire и коннектора оптического привода во-первых оставляет впечатление повышенной хрупкости, а во-вторых с трудом открывается в том случае, если обладатель ноутбука имеет привычку следить за маникюром. Слот PC Card по умолчанию закрывается пластиковой заглушкой, что характерно для большинства уважаемых производителей.
По умолчанию в ноутбук установлено 128 мегабайт памяти. Для ее расширения существует всего один слот для SO-DIMM модулей. При этом, извлечь штатную память и заменить её на другую нельзя - чипы распаяны на плате. Таким образом, установить в TravelBook 320 более 640 мегабайт памяти не получится (128 штатных + 512 одним модулем). Сегодня этого вполне достаточно, хотя цены на модули от 256 Мб и более по прежнему кусаются.
Жесткий диск в TravelBook 320 используется стандартный, формата 2.5". При покупке можно выбрать, какую именно модель установить. Замена технически несложна. Также можно выбрать при покупке и тип процессора - от VIA C3 до мобильного Pentium 3. Тут всё будет зависеть исключительно от толщины вашего кошелька.
Попавший к нам на тесты ноутбук комплектовался внешним приводом DVD/CD-RW и комплектом ПО к нему. Привод подключался к специальному коннектору на корпусе ноутбука.
Приятно, что подключение и отключение можно осуществлять прямо на ходу. Конструкция и разъём достаточно хрупкие, но если обращаться с ними осторожно, должны проработать долго. Учитывая, что ноутбук имеет FireWire интерфейс, в дальнейшем возможно будет подключить к нему любой другой привод с соответствующим интерфейсом. Штатный разъём выглядит так:
В основе ноутбука лежит популярный как среди мобильных, так и среди настольных бюджетных систем, вариант чипсета SiS 630ST. Это означает, что вы получаете интегрированное графическое ядро с поддержкой до 64 мегабайт унифицированной памяти, а также поддержку UDMA100 накопителей. Рассмотрим ключевые возможности ядра:
Графическая часть:
Сетевые и коммуникационные возможности:
Аудио часть:
Остальное:
Говоря о графической части ноутбука, мы имеем ввиду не только возможности графического ядра, но и встроенной ЖК панели. Если само ядро не слишком мощное, и по современным меркам не выдерживает никакой критики, то в случае с ЖК панелью у TravelMate всё просто отлично. Матрица отлично передаёт оттенки цвета, включая светлые тона. На наших тестовых изображениях на светло-голубом небе отлично были видны облака, а задний фон за автомобилем был не однородно белым, как на ноутбуках некоторых других производителей, а именно таким, каким должен быть - с небольшими нюансами цвета, плавными размытыми фрагментами и т.д.
Что до 3D производительности, то при желании, вы сможете запустить на TravelBook 320 даже Quake 3 или Return to Castle Wolfenstein, однако с минимальным качеством графики и с не слишком большим FPS. Поиграть в WarCraft III на этом ноутбуке, скорее всего, не удастся. Игра запустится, но производительность будет невразумительной.
Зато старые игры идут на TravelBook 320 просто отлично. Масштабирование из низких разрешений сделано грамотно, угол обзора матрицы неплохой. Даже StarCraft с его мелкими юнитами и большой детализацией строений выглядел на TravelBook 320 вполне достойно. Да и играть в старые игры одно удовольствие - всё же внутри 933 МГц процессор и достаточное количество памяти.
На выбор предлагаются VIA C3, мобильный вариант Intel Celeron или Pentium III-M. К нам ноутбук попал именно с последним. В принципе, сэкономив при покупке, вы всегда сможете самостоятельно заменить чип на более новый и мощный. Охлаждение процессора реализовано интересно - прямо на чипе стоит небольшая металлическая улитка, выдувающая воздух из дна машины. С одной стороны, это позволяет эффективно охлаждать процессор, когда ноутбук стоит на столе, но с другой, попробуйте положить TravelBook 320 на плед или одеяло, и уже скоро днище машины станет невероятно горячим.
Среди протестированных нами в последнее время моделей этот ноутбук был самым темпераментным и очень сильно нагревался. Работать с ним, положив машину прямо на колени сложно - дно буквально источает жар. Возможно, с менее горячими чипами машина грелась бы не так сильно.
Достаточно сильно греется и аккумуляторная батарея при зарядке. Поэтому, во избежание проблем, во время зарядки ноутбук лучше оставлять на столе, и ни в коем случае не класть на диван - машина может перегреться и зависнуть. Как и все мобильные процессоры Intel Pentium III-M, чип поддерживает технологию SpeedStep. Изначально с ноутбуком не поставляется никаких утилит для контроля SpeedStep, поэтому придётся скачать программу с сайта Intel. Впрочем, в BIOS есть соответствующие настройки, регулирующие режим работы процессора. Поэтому перед дорогой стоит установить TravelBook 320 в режим "Battery Optimized".
Наиболее спорный момент в конструкции ноутбука - реализация батареи. Для того, чтобы сделать машину тоньше и компактнее, и при этом обеспечить достойное время автономной работы, инженеры Mitac разработали специальный батарейный отсек, выступающий сзади. Смотрится странно, да и машина перестаёт быть такой уж компактной.
Ёмкость штатного аккумулятора 3300 мАч, чего вполне достаточно для работы от одного до трёх часов, в зависимости от нагрузки. При работе с офисными приложениями, в режиме повышенного энергосбережения процессора и с матрицей, настроенной на минимальную яркость, ноутбук удалось заставить проработать три с половиной часа, что очень неплохо для компактной модели.
Тестирование проходило под операционной системой Microsoft Windows XP, перед прогоном тестов были скачаны все обновления с Windows Update и проведена дефрагментация жесткого диска.
Результаты тестирования разнообразны. С одной стороны неплохая производительность центрального процессора, с другой - очень слабое 3D ядро. Впрочем, хорошее 3D сегодня для ноутбуков скорее особенность, чем традиция. Результаты следующие:
Как мы можем видеть, в 3DMark 2001SE акселератор едва работает. Замеры делались в разрешении 1024x768 при 32-х битном цвете, то есть в номинальном режиме матрицы. Для того, чтобы комфортно играть на этом ноутбуке, придётся снизить разрешение до 640x480 и цветность опустить до 16-ти бит.
Сжатие архива на 351 Мб архиватором WinACE показало, что производительность 933 ГГц Pentium III-M находится на высоте:
Вполне предсказуемое место. Эффективная работа с памятью обеспечила значительный отрыв от Pentium III-M 750. Ещё более любопытны результаты PC Mark 2002:
Общий результат позволил TravelBook 320 обойти даже Mission 725 на процессоре Athlon 4 1600+. Вероятно, здесь сказались отличные результаты работы памяти, а также высокая производительность жёсткого диска. Теперь рассмотрим результаты SysMark 2002:
И вновь очень любопытные результаты. Если в Internet Content Creation и по общему результату наш TravelBook 320 отстаёт от MaxSelect Mission 725, внутри которого находился процессор AMD Athlon 4 1600+, то в тесте Office Productivity, симулирующем работу офисных программ, ноутбук с Pentium III-M 933 МГц оказался даже несколько быстрее. Кроме того, не так уж и сильно отличается время отклика в офисных приложениях. Что тут можно сказать? Отличная машина для работы за свои деньги.
Учитывая низкую стоимость на фоне компактных моделей конкурентов, этот ноутбук однозначно представляет интерес для тех, кому прежде всего важна мобильность и небольшие габариты ноутбука. Если бы не выступающая сзади массивная батарея, TravelBook 320 можно было бы назвать одним из самых компактных ноутбуков с матрицей 12.1". А вот вес подкачал - 1.8 килограмма при отсутствии интегрированного оптического привода и дисковода, это многовато. Большую часть веса берёт на себя батарея. Наряду с хорошей компактностью, модель интересна и высокой производительностью. Как вы могли видеть в тестах, с офисными приложениями MaxSelect TravelBook 320 справляется на отлично.
Плюсы:
Минусы: