Оригинал материала: https://3dnews.kz/160096

Guillemot Force-Feedback Joystick

Автор: Андрей Степанов

Немного предыстории. Выбирая игровые контроллеры, я во многом опирался на обзоры с 3dnews. Мне очень понравилось описание руля от Guillemot, и я решил обзавестись джойстиком от этой французской фирмы. Джойстик несет на себе гордую надпись "Made in China", и, как и вся продукция Guillemot, он произведен руками китайского пролетариата и стоит в России порядка 100$. Спешу поделиться с вами своими впечатлениями.

 Guillemot Force-Feedback Joystick
 Guillemot Force-Feedback Joystick
 Guillemot Force-Feedback Joystick
Для начала немного официальных данных от производителя:

Характеристики:

  • 12 программируемых кнопок с двойным курком.
  • Мини-манипулятор с 8-ю направлениями.
  • 19 программируемых функций.
  • Резиновая текстура ручки.
  • Прочная, не скользящая основа.
  • 4 раздельных управления по осям.
  • Регулируемая по высоте опора для руки (2cm).
  • Мощные двигатели с увеличенным сроком службы Johnson.
  • Подключение к последовательному (COM - порт) или USB порту компьютера.

Совместимость:

  • Microsoft Windows 95 и Windows 98.
  • I-Force 2.0 (Immersion Corporation).
  • Microsoft Direct-X 5.0 или выше.
  • Microsoft DirectInput.

Комплектация:

  • Джойстик с обратной связью.
  • Руководство по установке.
  • Источник питания.
  • Кабели для подключения.
  • Программное обеспечение для установки джойстика (CD-ROM).

Системные требования:

  • Pentium-II или выше.
  • Последовательный или USB порт.
  • Microsoft Windows 95, 98.

Внешний вид и органы управления

Внешний вид джойстика достаточно необычен. Этот джойстик - единственный из Force Feedback джойстиков, который будет одинаково удобен для правшей и левшей. У обычных джойстиков с отдачей большое основание с кнопками и тротл слева от рукоятки, у Guillemot Force-Feedback Joystick блок кнопок расположен за рукояткой. На этом блоке симметрично расположены 8 кнопок (4 слева и 4 справа) и тротл посередине. У меня, как правши, пальцы удобно ложатся на 4 левые кнопки и большой палец попадает на тротл. При этом доступ к правым кнопкам ограничен правой рукой, которая держится за рукоятку, так что, к сожалению, не удается использовать на полную катушку остальные 4 кнопки.

Из-за нестандартного размещения кнопок джойстик занимает на столе столько же места, но не вдоль, а поперек, что может вызвать некоторые проблемы с его размещением.

В остальном Guillemot Force-Feedback Joystick очень удобен. Благодаря мягкой регулируемой опоре рука не устает даже после продолжительных игр. Кстати, специально для регулировки этой самой опоры для руки в комплект джойстика входит ключик, который надежно крепится снизу на основании джойстика. В инструкции об этом ключике не сказано ни слова, и я долго искал, к чему его можно применить. Форма рукоятки также весьма приятны. Конечно, рукоятка не похожа ни на одну из используемых в самолетах/вертолетах, но разве это важно?

К преимуществам также можно отнести выключатель, расположенный на основании джойстика. Выключатель пригодится тем, кто подолгу не выключает компьютер, но не хочет, чтобы вся периферия была включена. Хотя джойстик и не потребляет много энергии, но зачем же держать его включенным?

Джойстик был опробован во многих играх (ездилки, леталки просто и космические леталки). Двенадцати кнопок практически всегда достаточно, чтобы перенести на них основные игровые действия (хотя 4 из них, как я уже писал, не так легко доступны). Сдвоенная гашетка на рукоятке джойстика не дает скучать среднему пальцу, который на остальных джойстиках использовался только для того, чтобы сжимать рукоятку. Вторую кнопку гашетки очень удобно использовать для стрельбы из дополнительного оружия.

Кнопки на рукоятке под большой палец руки также достаточно удобны. Восьминаправленный грибок расположен сверху, что исключает его случайное нажатие. Ниже расположены 2 кнопки. Еще ниже, не перекрываясь с кнопками, расположено рулевое колесико. Так что можно смело использовать любой из перечисленных органов управления, не боясь задеть ненужный.

В деле

Обратная связь просто великолепна. Обычно качество обратной связи зависит от двух вещей: качество игры и качество джойстика. Ременная система передачи усилия рукоятке позволяет управлять самолетом (танком, роботом) точнее и адекватнее. Mechwarrior III, Star Wars: X-Wing Alliance и Freespace 2 имеют отличные эффекты обратной связи. Ощущение каждого шага боевого робота в Mechwarrior III впечатляет. Джойстик позволяет почувствовать направление атаки, когда рукоятку отбрасывает в сторону при попадании в вашего робота. Леталки также хороши. Впечатляет ощущения при скачке в X-Wing Alliance. При разгоне во Freespace 2 с джойстиком приходится просто-таки бороться.

Многие жалуются, что обратная связь уменьшает точность стрельбы, т.к. гораздо труднее целиться, когда джойстик вырывается у тебя из рук. Но разве это не тот реализм, к которому стремятся производители игр и игровых устройств?

Также нельзя не отметить одну занимательную особенность джойстиков с обратной связью: если вдруг в разгар боя вы (случайно или специально) выпустили рукоятку из рук, игра совсем не останавливается. Из-за обратной связи рукоятка продолжает двигаться во все стороны тем самым посылая команды в игру. Как-то раз я специально отпустил ручку во FreeSpace 2, чтобы посмотреть к чему это приведет. Джойстик продолжил играть, как заправский асс выписывая фигуры высшего пилотажа. Также достаточно забавно смотрится джойстик, если во время игры оторвать основание джойстика от стола.

Технические характеристики





Guillemot FF Joystick использует программное API I-Force 2.0. Эта технология наиболее распространена среди производителей игр и более естественная, чем стандарт Microsoft DirectInput. Также эта технология не предъявляет больших требований к звуковой карте и вызывает меньше конфликтов, т.к. не использует игровой порт. К счастью, обе технологии являются открытыми, так что вскоре, может быть, появится единый стандарт.

Т.к. гарантии на джойстик мне не дали, я решился посмотреть что у него внутри. Я думаю, что вам это также будет интересно.

Итак... Крышка джойстика крепится 8-ю шурупами, что странно, т.к. она просто декоративная и никакой нагрузки не несет. Наверное, столько шурупов сделано для того, чтобы обить охоту у желающих поковыряться во внутренностях. Крышка легко снимается, и под ней мы видим каркас из прочной пластмассы, в котором установлены все силовые механизмы, парочку плат и блок кнопок.

Каркас выглядит надежно. Крепление к основанию джойстика также не вызывает нареканий (еще 8 шурупов).

Ничего особенного в устройстве джойстика нет. Традиционные поворотные резисторы. Будем надеяться, что они добротно сделанны и прослужат долго. Аналогичный резистор использован на колесике тротла. Обратная связь создается при помощи двух моторчиков (как выяснилось в процессе игры -- достаточно мощных), которые соединены с осями джойстика ременной передачей. Мне кажется, что это оптимальный вариант для устройств такого типа, т.к. когда вы крепко держите ручку, то моторчики не блокируются, а продолжают вращаться. При этом ремень просто проскальзывает.

Озадачивает наличие внутри корпуса на плате двух светодиодов (красного и зеленого). Красный загорается сразу после включения, зеленый моргает когда джойстик используется в игре. Для кого они предназначены? Для маленьких китайцев, которые обеспечивают работу джойстика? :-)

Установка

Установка джойстика достаточно проста. Подключите джойстик с COM-порту или USB, подсоедините внешний источник питания (ведь эффекты обратной связи требуют немало энергии), не забудьте включить выключатель на джойстике (я 5 минут не мог понять, почему Windows отказывается найти новое USB устройство), вставьте компакт и вперед. Программа инсталляции сама найдет джойстик и установит драйвера. После этого она попросит перезагрузить компьютер.

У меня возникли проблемы с нахождением игровых устройств. После того, как я отключил руль (кстати, Guillemot FF Racing Wheel) и вставил в USB джойстик, Windows упрямо твердил мне, что у меня подключен руль, а не джойстик. Приходилось удалять драйвер руля и добавлять драйвер джойстика вручную. После этого джойстик работал отлично.

Заслуживают внимания возможности настройки джойстика. Драйвера джойстика позволяют проверить работоспособность всех кнопочек, собственно джойстика раздельно по осям и обратной связи. Также приятно то, что они стандартны для большинства продуктов от Guillemot (драйвера джойстика аналогичны драйверам рулей). Не нужно ломать голову и искать какие-то свойства. Все они на привычных местах.

 Test Input

Первая закладка предназначена для калибровки джойстика и проверки работоспособности кнопок. Для калибровки джойстика достаточно перевести его рукоятку и тротл в крайние положения, когда открыта первая закладка свойств джойстика. Джойстик автоматически устанавливает рукоятку в центральное положение используя калибровочные данные и обратную связь. После этого при отводе рукоятки в сторону обратная связь автоматически возвращает её в центральное положение.

 Test Forces

Вторая закладка (Test Forces) дает возможность протестировать обратную связь. Нажимая на кнопки, можно испытать массу интересных эффектов, начиная от пистолетного выстрела и удара кулаком и заканчивая ощущениями открытого моря и водоворота (который очень похож на водоворот в унитазе :-) ). Все эффекты озвучены (например, звук выстрела при соответствующем эффекте), что придает реализм тестированию.

 Gain Settings

Третья закладка (Gain Settings) позволяет настроить силу обратной связи для 3-х типов эффектов и включить обратную связь для игр, которые её не поддерживают.

Программы

С джойстиком идет компакт с драйверами, редактором клавиатурных команд и полной версией Incoming. Несмотря на то, что Incoming достаточно старая игра, она позволяет оценить производительность вашей видеокарточки и имеет достаточно неплохие эффекты обратной связи. Программа инсталляции драйверов не предусматривает возможности установки Incoming, так что вам придется полазить по диску, чтобы запустить инсталляцию.

 Joystick Editor

Редактор клавиатурных команд может быть очень полезен. Хотя большинство игр сейчас поддерживают назначение любой команды на кнопки джойстика и такой редактор для них не очень нужен, всегда ведь есть старые добрые игры в которые иногда хочется поиграться... :-) В редакторе есть возможность создать и сохранить много вариантов настроек. Также приятно то, что этот редактор по умолчанию не активен и не занимает системные ресурсы. Чтобы использовать макросы, вам нужно сначала активизировать его.

Документация

С джойстиком поставляется 62-х-страничная инструкция на 6 языках (английском, датском, французском, испанском, итальянском, голландском). Русского нет :-(. Итого получается по 10 страниц на язык. Немного, учитывая размер брошюрки (20х14 см). В инструкции дана информация об установке и использовании редактора. Честно говоря, в инструкцию я не смотрел ни разу. Так что лаконичность инструкции можно за минус не считать.

Для любителей электронной документации на компакте есть та же инструкция в формате PDF.

Итог

Симметричный дизайн, много кнопок, качественная обратная связь делают Guillemot Force-Feedback Joystick одним из лучших в своем классе. Guillemot Force-Feedback Joystick функционален, удобен в использовании, позволяет сделать происходящее на экране более реалистичным не смотря на то, что он не является копией какого-либо из реально существующих штурвалов.

Плюсы:

  • Отличное качество обратной связи;
  • USB & Serial интерфейсы;
  • Большое количество кнопок;
  • Эргономичность

Минусы:
  • Слабая обратная связь в некоторых играх (FreeSpace2, но видимо это свойство самой игры)



Оригинал материала: https://3dnews.kz/160096