Вдумайтесь в название одной из категорий игр - симуляторы. Симуляция значит подражание. То есть задача таких игр - создать как можно более правдивое и точное подражание реальности. Или не очень реальности. И, надо заметить, игровая идустрия добилась на этом поприще значительных успехов. Уж сколько хвалебных речей произнесено в адрес реалистичной 3D-графики, изумительного трехмерного звука, шикарной физики моделей и сбалансированности сюжетов. Но есть еще одна сторона этой реалистичности, которая иногда предается незаслуженному забвению.
Самая распрекрасная "гонялка" для меня никогда не будет реалистичной, если на выходе из крутого виража я поддаю газу, изо всех сил утапливая... кнопку А в клавиатуру, так, что она, бедная, трещит и скрипит. Самая крутая "леталка" для меня теряет половину привлекательности, если я ныряю вверх и налево, переворачиваюсь через крыло, и сажусь супостату "на хвост", выписывая при этом пальцами по клавиатуре пассажи, достойные Рихтера в лучшие годы, или протирая до дырок коврик несчастной, полусдохшей от такого обращения, мышью.
Нет, господа. Это не то. Играть мышкой или с клавы в такие игры - это мастерство, искусство, талант, все, что угодно - но только не РЕАЛИЗМ. Пожалуйста, видные мышководы и трактористы, не расценивайте это, как наезд. Но все-таки летные и гоночные симуляторы подразумевают наличие специфических контроллеров, тем более что их сейчас делают навалом, и все более и более навороченными. Вот об этом-то и пойдет речь.
Тема игровых контроллеров весьма обширна, поэтому в моей первой статье я сразу ограничу сферу моего изложения. Во-первых, в этот раз речь пойдет о контроллерах для летных симуляторов, во-вторых, я не буду касаться контроллеров с новым интерфейсом Force Feedback (Force FX) - это тема для отдельного, подробного разговора. В-третьих, все новинки этого рынка осветить нереально - провайдер загнется. Поэтому я выбрал самые интересные из них (на мой, субъективный, взгляд).
Прошли уж те времена, когда слово "джойстик" олицетворяло собой чуть ли не исчерпывающий список того, что "не мышка и не клава". Современный комплект игровых контроллерв для летных симуляторов может состоять из трех главных компонентов: собственно ручки управления (stick, joystick, flightstick), сектора газа (throttle) и управления рулем поворота, или педалями (rudder). Они могут быть выполнены как в едином корпусе, так и по отдельности. Многие контроллеры высшего класса предоставляют обширные возможности по программированию, эмуляции клавиатурных команд и созданию и хранению файлов настроек для различных игр. В данном обзоре я расскажу о нескольких комплеках наиболее известных производителей, находящихся на верхних ступенях линейки продукции.
Начнем с признанного лидера - Thrustmaster.
FCS X-Fighter |
WCS Mark II |
RCS |
За всеми этими страшными аббревиатурами скрываются три устройства, к сожалению, уже снятых с производства, но настолько, на мой взгляд, удачных, что не рассказать о них я не могу.
WCS означает Weapon Control System (система управления огнем) и является сердцем всей системы. Это тот самый сектор газа (throttle), на котором размещены программируемые кнопки для управления различными системами. Говорят, по форме в точности повторяет сектор газа истребителя F-15. Устройство подключается двумя кабелями к клавиатурному и игровому портам, а джойстик и клавиатура подключаются в разъемы на самом устройстве. При наличии педалей они включаются первыми, в компьютер. Контроллер имеет ППЗУ, в которое загружаются настройки эмуляции клавиатурных команд и режимы работы собственно управления тягой. WCS Mark II позволяет подключать любой аналоговый джойстик и любые педали. Само перемещение сектора газа может считываться компьютером в аналоговом и двух цифровых режимах, чего могут очень немногие контроллеры. В аналоговом режиме - это просто третья (при наличии джойстика) ось в меню калибровки джойстика Windows 95. В цифровых режимах показания потенциометра конвертируются в последовательность клавиатурных команд, что позволяет использовать устройство в играх, где не предусмотрено аналогового управления тягой. В одном режиме эмулируется последовательное нажатие нескольких клавиш, например, 1-2-3-4-5 и т. д., а в другом - многократное нажатие одной клавиши, например, + + + + + или - - - - - . Все это дело программируется с помощтю весьма удобного виндового интерфейса, сохраняется в виде файла ".adv", после чего загружается в контроллер. Если вы решите поиграть в другую игру, надо, соответственно, загрузить другой файл.
FCS - это Fight Control System, система управления боем, серия универсальных джойстиков для летных симуляторов и, в принципе, не только. В серию входят модели Top Gun, X-Fighter и PFCS, различающиеся только внешним видом и размерами. Thrustmaster утверждает, что ручка такая же, как в F-4 Falcon. Все три джойстика имеют 4 кнопки и четырехпозиционный "грибок" (hatswitch), очень удобную рифленую рукоятку и солидное основание. Характерной чертой всех джойстиков Thrustmaster является отсутствие механической центровки, правда, при этом все те, которые мне попадались, были отцентрованы блестяще.
При использовании FCS в комплекте с Mark II и педалями нужно учитывать. что из-за ограничения количества аналоговых сигналов, воспринимаемых стандартным игровым портом невозможно одновременно использовать и "грибок", и сектор газа в аналоговом режиме. Для этого на основании Mark II есть переключатель режима этого самого грибка - аналоговый и цифровой. В цифровом режиме его положения программируются для эмуляции клавиатурных команд, как и все остальные кнопки джойстика. Под 95-ми оптимальный способ определения всего комплекта - "джойстик 3 оси 4 кнопки + педали". Если вы определите его как Trustmaster FCS, то у вас заработает в аналоговом режиме "грибок", и либо педали, либо сектор газа не будут калиброваться, так как у вас получитя 5 осей: 3 - джойстика (два направления + "грибок"), сектор газа и педали, чего компьютер воспринять не может. Напомню, что максимум аналоговых входов стандартного игрового порта - 8 (4 оси и 4 кнопки).
RCS, или Rudder Control System (система управления рулем поворота) - очень солидная конструкция с тяжелым основанием и довольно удобными площадками педалей с упором для пятки. В принципе, это обычные педали, просто высокого качества.
Ваш покорный слуга имеет счастье обладать комплектом X-Fighter + WCS Mark II +RCS (как раз на фотографиях) и доволен им до поросячьего визга. С ним в руках пройден весь главный культ космосимуляторов, что является моим любимым жанром - и обе части Freespace, и WC Prophecy с SecOps до кучи, и ветеран Tie Fighter, и много еще чего. Нареканий нет, одни восторги. Единственный замеченный глюк связан с программированием кнопок Ins, Home и остальных четырех из этой дополнительной группы - иногда программа почему-то эмулирует вместо них клавиши 7, 9, 1 и т. д. цифровой клавиатуры, независимо от положения нумлока. В остальном - просто блеск!
F-22 Pro |
F-16 FLCS |
F-16 TQS |
Чисто самолетный комплект для глубочайшего слияния с реальностью, в основном, для полных (и небедных) фанатов именно авиасимуляторов. Устройства весьма недешевы, и, по заявлению Thrustmaster, являются точными копиями органов управления американских боевых самолетов. Все устройства - высочайшего качества исполнения, говорят, практически "неубиваемые" (сам не имел, не знаю).
FLCS включает в себя несколько моделей джойстиков, в том числе и наикрутейший F-16 FLCS Limited Edition.
F-16 FLCS Limited Edition |
Полная чума, выпущен в количестве 5000 экземпляров, номерной, с металлическим основанием, на которое приклепана действительно позолоченная пластинка, на которой выгравированы название модели и коллекционный номер. Поставляется в деревянном ящике с опилками внутри, и к каждому экземпляру прилагается сертификат подлинности за подписью четырех американских военных летчиков. Может, они и врут все, но просят за это дело 450 баксов. Нет, вы прикиньте, 450 (!!!) баксов за джойстик! Красиво жить не запретишь. Ну, да бог с ним. Вернемся с небес на землю. "Земные" модели серии - F-16 FLCS и F-22 Pro, оба повторяют форму ручек соответствующих самолетов. Второй компонент комплекта называется TQS, что значит Throttle Quadrant System, или система управления тягой. Опять же, говорят, реплика с сектора газа F-16 Mod 50 Fighting Falcon. Проверить, как вы понимаете, непросто :-). Хотя оба устройства программируются, использоваться отдельно может только джойстик. F-16 TQS с другими джойстиками программироваться не будет. Естественно, комплект подразумевает возможность использования педалей. Гибкость программирования этих устройств - необычайная. В принципе, отличия между возможностями программирования Mark II и F-16 FLCS не очень велики, а если вдуматься, то их почти и нет. В F-22 Pro добавлены некоторые интересные функции, такие, как таймер (задержка и частота) генерирования клавиатурного кода и логические операции (!). Короче, чтобы полностью использовать все возможности данного девайса, надо стать немножко кодером.
А еще надо скопить немножко денег, так как F-22 Pro вам обойдется в 160 дензнаков наиболее вероятного противника, а F-16 TQS обует вас еще на 130 зеленых.
Новая версия RCS от Trustmaster. Принципиальных отличий никаких, только все еще более солидно и надежно. И недешево - топтать вашими домашними тапочками вы будете не сколько-нибудь, а 80 баксов.
На самом деле новый Топган отличается от старого только наличием версии Platinum с колесиком throttle на основании, а также USB-версии. Насчет колесика - полный позор. Я думал, ТМ до такого не докатится. Все время они стремились к реалистичности, делали реплики органов управления, а тут - на тебе! Колесико! Это на каком же истребителе, интересно, такое колесико? Наверное, на тех, что в Косово валят югославские ПВОшники. Впрочем, это уже политика. А мы тут об играх. Итак, Attack Throttle. Устройство пришло на смену WCS Mark II, но назвать его однозначно достойной сменой я не могу. Устройство полностью цифровое, подключается к игровому и клавиатурному портам, работает с любыми аналоговыми джойстиками и педалями. Это хорошо. Но это же и не очень хорошо. Во-первых, устройство ВООБЩЕ не работает ни в чистом ДОСе, ни в эмуляции, а только в окне MS-Dos из-под Windows. Во-вторых, вместо 6 кнопок + 3-позиционный переключатель, как это было на Mark II, теперь осталось лишь 4 кнопки и этот самый переключатель. Тому, кто думает, что и так хватит, скажу со знанием дела: не хватит. И, наконец, такой парадокс: устройство-то цифровое, но цифровых режимов управления тягой, как у Mark II (см. выше) у него не стало. То есть если вдруг какая-либо игра не поддерживает 3-ю ось, насколько я понял, Attack Throttle использовать не удастся. Интересным отличием является также то, что теперь педали включаются в Attack Throttle, а не в компьютер, как всегда было раньше (c Mark II и F-16 TQS). Устройство также поддерживает технологию DirectConnect. По своей стоимости изделия носят явно более всенародный характер - за простой Топган просят 25 баксов, а за Attack Throttle - 60. Тоже недешево, но уже не 450.
Вот чем нас готов порадовать Thrustmaster. Конечно, это элита среди контроллеров. Все - высочайшего качества, масса функций и возможностей, высокий реализм. Кстати, джойстики этой фирмы все очень жесткие, что, на мой взгляд, лишь добавляет реализма - в отличие от какого-нибудь QuiskShot за 5 долларов, которым можно мизинцем управлять. Одна беда - уж больно дорогие, собаки. Хотя, если вы истинный фанат симуляторов - вложИтесь, не пожалеете.
На этом все. У нас на очереди - CH Products, а я прощаюсь в Вами, надеюсь, не очень надолго.