В своё время, лет около десяти назад, играющая в 3D Action игры общественность разделилась на "трактористов" и "мышистов". С появлением в начале девяностых такого несомненного хита как Doom, появилось понятие "десматча", или попросту игры одного человека против другого по модему, сети или нуль-модемному кабелю. Доподлинно неизвестно, что именно заставило в один прекрасный день человека "тракторной" эпохи взять в руки мышку и ступить на путь эволюционного развития. Фактом остаётся лишь то, что играть такой человек стал наголову лучше приверженцев клавиатуры, и уже в Quake мышка считалась обязательным аксессуаром игрока, и остаётся им до сих пор.
Краткая справка: термином "тракторист" игроков на клавиатуре называли потому, что бегали они исключительно прямолинейно, разворачивались медленно, и двигались так, как движется трактор на целине.
Это сейчас можно улыбнуться, если кто-то начнёт доказывать, что играть в Quake/Unreal-о подобные игры только на клавиатуре можно лучше и эффективнее, чем на мышке. А вплоть до выхода полностью трёхмерного Quake в игровых клубах происходили серьёзные разборки, на которых порой средненькие "мышисты" умудрялись проигрывать хорошо натренированным "трактористам". Среди плюсов управления мышью нужно отметить один, наиболее важный - если вам нужно быстро развернуться, просто резко дёргаете мышь, и в тот же момент смотрите назад. И именно на этом пункте в те годы делали наибольший упор противники игры мышью - дескать "не честно это, живой человек так не разворачивается". Впрочем, живой человек не возит за собой железнодорожный состав боеприпасов, не может приземлиться на асфальт без повреждений, прыгнув с высоты двадцатиэтажного дома, да и "враспрыжку" по джунглям не носится. Поэтому оставим этот исторический момент в покое, и вспомним о вечном напарнике мыши - банальной сто с чем-то там кнопочной клавиатуре.
Да, целиком заменить её мышка так и не смогла. В результате, сегодня на шарико-оптического друга возложены функции поворотов корпуса героя и его головы, стрельба, часто переключение оружия и прыжки. На клавиатуре же остаётся движение, инвентарь, работа с консолью и ещё масса дел, которые и перечислять можно до посинения.
В разные годы многие компании выпускали устройства, призванные сместить мышку и клавиатуру с пьедестала почёта, и сделать игру в 3D Action ещё более естественной, динамичной и простой. Мало кому, если не сказать, что вообще никому, это удалось. История помнит необычайные гибриды мышки с джойстиком, трёхмерные контроллеры, увешанные кнопками как пульт запуска баллистических ракет, различные варианты клавиатур и околоклавиатурных устройств. Попытки выпустить нечто новое не прекращаются по сей день. Достаточно вспомнить Saitek GM2 и его аналоги. Но, не будем о грустном, и посмотрим, что же сегодня попало в нашу лабораторию.
А попали к нам сразу три предмета, выполненных компанией Belkin. Два из них - практически обычные мышки, третий - манипулятор, разработанный для замены клавиатуры. Сначала о мышках. Самой простой в комплекте является оптическая мышка Belkin Optical Mouse. Поскольку функционально сей манипулятор практически ничем не отличается от IntelliMouse Explorer или Logitech Optical Mouse, тестировать его в этом материале мы не будем. Отдельная статья будет доступна на 3DNews немного позднее. Куда более любопытной выглядит мышка Nostromo n30. Пикантность ситуации добавляет во-первых то, что стоит этот грызун около $52, а во-вторых, что он умудряется при этом быть оптомеханическим, то бишь носить в животе шарик.
Третий член группы - манипулятор Nostromo n50 стоит меньше ($45), зато выглядит концептуальнее некуда. Этот симбиоз клавиатуры и геймпада с эргономичной подставкой под ладонь вызывает вполне понятный интерес даже у профессиональных игроков. По этому поводу нужно отметить, что на прошедшем CLP (Nostromo CPL tourney @ E3) эти манипуляторы использовались как официальные органы управления, и именно это неоднозначное решение вызвало обширный интерес как со стороны прессы, так и со стороны игроков. Даже в чужой монастырь со своим уставом ходить грешно, а уж покушаться на святыни в виде персональных (и привычных) для игрока клавиатуры и мыши, это очень рискованный шаг. Давайте же рассмотрим обе "Ностромы" внимательнее.
Изначально планировалось, что писать этот материал будут геймеры-профи с CyberFight.ru, но на практике вышло, что к моменту сдачи материала, готов был лишь обзор оптической мышки Belkin, и пришлось срочно вспоминать свой некогда немалый стаж игры в 3D шутеры, ностальгировать по ночевкам в клубе "Орки" и пытаться влезть в шкуру профессионала в жанре action.
Мышку мы получили в упаковке, внутри которой кроме самого грызуна обнаружился диск с драйверами и краткая инструкция по эксплуатации. Сказать что-то особенное об упаковке нельзя - качественная, яркая, оригинальная. В общем, такая и должна быть. Подарить не стыдно.
Мышка имеет форму, мягко говоря, необычную. Вместо зализанной каплевидной, ставшей стандартной для большинства мышей сегодня, это нечто футуристическое с выступающим сверху плавником и бампером в задней части. К n30 так и клеится термин "вырублена". Провод, идущий в компьютер, выходит из левой стороны n30, и это помогает в ситуациях, когда на рабочем месте свободной площади не осталось. Если вам превыше всего важна необычность мыши, то Nostromo n30 станет претендентом на первое место в номинации "Самый странный дизайн мыши 2002 года".
Вспоминая, как мы получали на тестирование Razer Boomslang, нужно отметить, что никаких ковриков в комплекте не поставляется. Вопрос "по чему водить мышку?", остаётся на совести игрока. В ходе нашего тестирования для этого использовался коврик 3D Precise Mousing Surface, поставлявшийся с тем самым Boomslang.
Включив мышку в USB порт, вы скорее всего, ничего особого не заметите. Да, неплохо лежит в руке, но чувствительность обычная. Кнопки удобные, чувствительные Не сразу удастся привыкнуть к тому, что колесо отныне не нажимается, а вместо этого придётся давить на "плавник". С одной стороны, для пользователя это не очень удобно - ведь менять рефлексы в угоду одному производителю, который может и не выпустить других подобных устройств, это пошло. С другой - для игроков то, что теперь можно нажать на "mouse3" и не прокрутить случайно колесо вперёд/назад, это плюс.
Самый большой вопрос вызывает то, что мышка оптомеханическая. Вам знакомо чувство жуткой досады, возникающее всякий раз, когда вам не удаётся навести прицел на противника не по своей вине? Наверняка, если вам приходилось пользовались оптомеханической мышкой с загрязнившимися по ходу игры валиками. Да, промазать в такой ситуации совсем несложно, и не потому, что руки кривые, а лишь из-за того, что мышка во время боя впитала пот, смешанный с пылью, с коврика, и стала малопригодна для ведения боевых действий. В своё время, ещё в эпоху Doom II, я чуть было не проиграл один из крупнейших турниров области по этой игре только по вине шарика, и с тех пор недолюбливаю шариковые мышки. Да и активное применение PhotoShop располагает к оптике. У ней тоже есть свои проблемы, но для 90% игроков и пользователей они не критичны. Чистить Nostromo n30 придётся систематически, и это мы зачтём в её минусы.
Колесо прокрутки у Nostromo неплохое, чем-то напоминает Boomslang-овское, но побольше и труднее вращается. Позднее наверняка разработаться. Вполне подходит для быстрой смены оружия. Клики при вращении характерные, легко ощутимые.
На этом у читателя уже должен назреть вполне закономерный вопрос, а почему же эта мышка стоит $52? Ведь не за эргономику и "плавники" с кнопками же? Отнюдь. В сердце Nostromo n30 спрятан пламенный мотор в буквальном смысле этого слова, включить который можно только установив драйверы с CD. Вернее даже не драйверы, а целый набор ПО от Immersion. После этого мышка начинает вести себя разнузданно, дёргаться в конвульсиях на краях окон, мелко подрагивать на ссылках, толкаться на чек-боксах и полосах проктурки, издавать другие утробные звуки над рабочим столом.
Да, вы не ошиблись, если подумали, что в наши руки попала ещё одна мышка с отдачей. Immersion на этом рынке один из ключевых игроков, и представлять компанию мы не будем. Ряд других производителей, включая Logitech, использует ее наработки в своих продуктах. Отдаче в рулях и вибрациям геймпадов мы обязаны Immersion. Но, при чём же тут мышь и игры? Шершавый рабочий стол, это смешно и прикольно в первые пять минут, но затем вспоминаешь о $52, уплаченных за шариковую мышку, и с яростью бросаешься запускать всё, что есть под рукой. И вот оно, разочарование - ни одна из игр нативно с технологией TouchSense не знакома. Quake, Unreal, SoF2 и Wolfenstein в паре с Red Alert просто наплевать, что вы купили крутой игровой манипулятор.
Значит, открываем CD диск из комплекта и изучаем содержимое. Обнаруживается патч для Unreal Tournament. Несмотря на техническую продвинутость, эта игра никогда не была в категории моих любимых, а значит, нужно искать дальше. Тут поможет только интернет. На сайте Immersion обнаруживается склад патчей для массы игр, но к сожалению, Quake 2/3 среди них нет. Как дети радуемся, обнаружив среди поддерживаемых игр Return to Castle Wolfenstein и Quake 1 и качаем заплатку. Относительно последнего сразу же разочаровываемся. Во-первых это WinQuake а не GL Quake, а во-вторых из эффектов только вибрации при стрельбе из ракетницы и при разрыве рядом гранат. Бедненько и не впечатляет.
Wolfenstein куда соблазнительнее. Каждое оружие имеет свой эффект, мышка позволяет ощутить удары о пол при прыжках, открывание дверей и некоторые другие эффекты. Да, играть становится смешнее, местами реалистичнее. Также, порадовала бензопила в Serious Sam: Second Encounter - лежит в руке как живая и вибрирует очень натурально. UT тоже любопытно сделан, но описывать словами всю эту отдачу и попытки мышки выползти из ладони - занятие неблагодарное.
А вот понять, зачем же это нужно игроку-профессионалу, который и так прекрасно знает, что у него сзади лопнула граната, или о том, что в руке в данный момент находится не пулемёт, а рельса, сложно. Ну не испытывает геймер-профи необходимости в вибро-стимуляции ладони по ходу боя. Ему и текстуры то не особо бывают нужны, важнее четкость работы и чувствительность мышки. А между тем, Nostromo n30 при вибрациях может немного уводить прицел в сторону. Belkin обещает выпустить поздее оптический аналог n30, и мы с нетерпением ждем его появления.
Проходивший не так давно Nostromo CPL tourney @ E3 по Quake 3 показал, что серьезные игроки и на непривычных манипуляторах выступают вполне достойно, но наш вердикт по Nostromo n30 таков - интересная мышь для Windows, приятная для игр, но только для игрока-непрофессионала в 3d action, и только не тогда, когда на кон ставится честь и деньги. Отдача мало чем помогает в реальных сетевых баталиях. Кстати, тот же Wolfenstein в сетевом режиме запускает уже без отдачи.
Но, зачем же зацикливаться на одном жанре? Изучение списка патче на сайте Immersion выявило, что больше всего патчей выпущено как раз для жанра Action. К нашему большому сожалению, стратегические игры практически не поддерживают TouchSense, а как было бы интересно ощутить подпрыгивания мышки при выделении пехоты, урчание на танках или конвульсии на юнитах Протоссов из Старкрафта. Подробнее о том, какие именно игры поддерживают работу с Nostromo n30 можно узнать, прочтя список на сайте Immersion.
А теперь вновь вернемся к многострадальному Windows и посмотрим, что же умеет софт, поставляющийся в комплекте. Как уже было сказано выше, после установки в панели задач появляется иконка Immersion Desktop. Утилита эта позволяет настраивать тактильные ощущения, которые мышка сообщает при работе с интерфейсом ОС:
Пользователь может выбрать между различными темами, уменьшить или увеличить силу действия мышки. В правой половине окна есть демонстрационная секция, поводив по которой можно ощутить, как та или иная тема отличается от остальных. В штатной панели настроек мышки изменений практически не произошло, добавилась всего одна закладка:
Если вы вдруг потеряете CD диск от мышки, то без каких-либо проблем можно скачать ПО с сайта Immersion. Собственно, на диске поставляется следующий набор программ:
Касаемо игр ничего особенного сказать нельзя. Одна из них - типичный вариант трехмерного арканоида, в котором пластинкой приходится отбивать шарик, разбивающий в свою очередь кирпичики. Ощущения ударов передаются прямо на мышку.
Вторая игра относится к жанру скроллинговых аркад, нечто вроде Raptor на PC или Turjan на PockePC. На постоянно прокручивающемся вниз экране летит космический кораблик и уничтожает орды самолетиков, танчиков и другой техники. Патроны бесконечные, масса бонусов. Приятно, спустя столько лет, поиграть на ПК в подобные игрушки, тем более с мышкой, которая позволяет ощутить работу оружия и попадания в самолетик. Для таких игр n30 подходит на ура, вот только жанр аркад как таковой на ПК вымер, и маловероятно, чтобы в ближайшее время появились какие-нибудь хитовые аркадные игры.
Покончив с мышкой, переходим к устройству, которое по идее должно бы заменить игроку клавиатуру. Распаковав коробку, выполненную в том же стиле, что и у Nostromo n30, мы обнаруживаем нечто с 10 кнопками, восьмипозиционной крестовиной и педалью, или вернее колесом газа.
n50 удобно ложиться под руку, хотя нам показалось, что опору для кисти было бы лучше выполнить на мягкой гелевой или по меньшей мере прорезиненной основе. В крупной мужской ладони Nostromo n50 лежит вполне естественно, с той лишь оговоркой, что это ладонь правши. Привыкшие к игре на клавиатуре правой рукой пользователи останутся не при делах.
Подключенное к системе без установки драйверов, это устройство опознается как продвинутый многокнопочный геймпад. В таком режиме пользы от n50 немного. Читаем документацию и устанавливаем набор ПО с диска, который идет в комплекте. В панели задач появляется дополнительный менеджер, способный назначать каждой кнопке аналог клавиши на клавиатуре, скрипт или другое действие. В штатной поставке идет ряд пресетов для наиболее популярных игр, включая Quake.
Принцип работы прост - каждой кнопке контроллера, а также крестовине, присваивается значение кнопки на клавиатуре, и затем для системы мы нажимаем не кнопки Nostromo, а те же самые ALT, CTRL, DEL, цифры и буквы на клавиатуре.
Позволим себе небольшое лирическое отступление в прошлое. В эпоху Quake было модно делать так называемый "rocket jump", то есть на бегу в прыжке стрелять себе под ноги из ракетницы, придавая тушке скорость самолета и динамику неуправляемого снаряда. Если вы вдруг не в курсе, зачем это было нужно, то стоит почитать стратегический раздел на CyberFight, а здесь мы попытаемся раскрыть методику прыжка. Итак, для успешного Rocket Jump-а игроку приходилось выполнять следующие действия: на бегу резко переводить взгляд вниз, переводить оружие на ракетницу, нажимать кнопку прыжка, нажимать кнопку выстрела, переводить взгляд впедет и переключать оружие.
Так как Quake был игрой хорошо программируемой, однажды кому-то пришла в голову идея реализовать все эти действия в виде типового скрипта. В итоге, к какой-то кнопке на клавиатуре привязывался скрипт "+rjump", выполнявшийся при нажатии. С некоторых точек зрения, это было удобно, хотя прыжок получался и не слишком контролируемый.
Так вот, вернемся к нашим белкам. Как мы уже сказали, кнопок у n50 всего десять, из них 4 всегда заняты на движение вперед, назад, влево и вправо. Одна кнопка всегда занимается для прыжков, одна на перезарядку оружия. Итого шесть уже выбыло. Оставшиеся четыре уйдут на переключение оружия (-2) и выгдядывание из-за угла. А куда вешать скрипты, кнопки включения фонариков, приборов ночного видения, активации карты, модификации режимов работы оружия?
Представители Belkin утверждают, что на n50 возможно повесить почти 60 различных действий, благодаря возможности переключения раскладки на лету. Удобно это или нет, спорный вопрос. Опрошенные нами игроки говорили, что им было не слишком привычно пользоваться переключением раскладок. Ведь просто достать пальцем до нужной кнопки на клавиатуре, это одно. А переключить раскладку и нажать кнопку на геймпаде, это совсем иное. Также, n50 позволяет записывать макрокомманды и скрипты, то есть последовательности нажатий кнопок, активирующиеся по нажатию одной клавиши. Иногда это может быть удобно, но нам распробовать такую штучку за краткий период тестирования не удалось. Кроме того, на сайте Belkin выложена масса профилей для n50, причем не только для игр, но и для обычного ПО. Рекомендуем заглянуть и ознакомиться.
Как бы это не было досадно для Belkin, но мы вынуждены констатировать факт - простому игроку кнопок Nostromo n50 хватит за глаза, а вот профи опять остаются не у дел, заменить 50 кнопок обычной клавиатуры десятком, пускай даже и отлично программируемых, просто не по силам. Но, не будем вновь зацикливаться на жанре Action. Возьмем например стратегии. Здесь Belkin-овская штучка выглядит привлекательнее. И кнопки все рядом, можно назначить на крестовину перемещение карты, на кнопки повесить алиасы и ряд других фукнций. Маркетологам компании стоит подумать над этим, и делать упор не на любителей Quake и UT, а на поклонников всевозможных старкрафтов, Diablo и им подобных игр, где скрипты и программируемость как раз и пригодятся.
Что касается других жанров, то всегда можно придумать, как использовать Nostromo n50, например как элемент управления гоночным болидом или космическим кораблем, он вполне подойдет.
А итоги таковы. Nostromo n30 - неплохая мышка с отдачей, представляющая интерес прежде всего любителям лазить в интернете и играть в стратегические игры. Отдача и внешний вид выделяют эту мышку среди серой массы конкурентов. Однако, для профессионала в 3D Action n30 не подходит - небольшой "сенс", сомнительная польза от отдачи, мало кнопок.
Nostromo n30 - плюсы:
Nostromo n30 - минусы:
Nostromo n50, это воистину универсальное решение, которое с равным успехом может пригодиться мяснику с пулеметом и любителю выпустить орду зергов на вражеские плантации человечины. Но, для профессиональной игры в 3D Action этот манипулятор пригоден лишь с некоторыми оговорками. Основная претензия, которую нам высказывали профи - не хватает кнопок для скриптов, нет аналога "пробела" для прыжков.
Nostromo n50 - плюсы:
Nostromo n50 - минусы: