С 15 по 18 января в Анахейме (Калифорния, США) прошла одна из крупнейших мировых выставок в области звукоиндустрии NAMM-2004 (Winter). Напомню, что она проводится два раза в год - зимой и летом. Итак, в зимнем мероприятии приняло участие более чем 1000 представителей современной индустрии, начиная от производителей духовых инструментов и заканчивая крупнейшими изданиями в отрасли.
Со стороны передовых компьютерных технологий стоит отметить наличие таких фирм как Apple, Cakewalk, Steinberg (как подразделение Pinnacle Systems), TC Electronic, Tascam, Adobe Systems, Arturia, M-Audio, Digidesign, ESI, Image-Line, IK Multimedia, Korg, Magix, SEC'D, Native Instruments, Propellerhead Software, PSPaudioware, Waves, Yamaha и так далее.
К этому событию готовились все - производители, пресса, пользователи. По сути, на NAMM-2004 было представлено все, о чем будут говорить и писать в ближайшем полугодии.
Активное продвижение на рынок в очередной раз демонстрирует Roland. На выставке были представлены три автономные системы многоканальной записи и обработки VS-2480DVD, VS-2000CD, BR-1600CD и специальная плата расширения VS8F-3 Expansion Board для модельного ряда Roland VS-2000, VS-2400, VS-2480, VS-1824CD, VS-1880, VS-1680 и новинок, обозначенных выше. Автономные системы от Roland фактически являются студиями звукозаписи "под ключ", и несут в себе сочетание эксклюзивных аппаратного обеспечения и ПО. При этом обеспечена совместимость со всеми современными стандартами, в том числе с РС и Мас.
Плата расширения VS8F-3 позволяет производить обработку на уровне 56 бит и 96 КГц, разгружая центральный процессор автономной студии за счет собственных аппаратных DSP. Новый формат эффектов (VS, Roland V-Studio) поддержан многими производителями, и в рамках его презентации демонстрировались новинки Antares Auto-Tune VS, Cakewalk SoundStage, Cakewalk fx: reverb, IK Multimedia T-RackS VS, Massenburg DesignWorks Hi-Resolution Parametric EQ, McDSP Chrome Tone Amp, Sound Toys SoundBlender VS, TC ELECTRONICS TCR 3000 и TC Pro Class Reverb 3000, UNIVERSAL AUDIO VS-LA2A, UNIVERSAL AUDIO VS-1176LN.
Еще одно значимое событие этой выставки - новая Х-серия AD/DA-конверторов от Apogee Electronics. Данные устройства позволяют производить качественное преобразование 16 каналов на частотах дискретизации до 192 КГц. Они могут подключаться по интерфейсам Pro Tools HD и FireWire 800/400 и несут в себе ряд новых технологий. При этом в конверторы сразу внедрен самый популярный модуль дитеринга UV22HR.
Конечно, эта новинка сразу вызвала неподдельный интерес со стороны профессионалов. Такой же интерес вызвал и стенд знаменитой Steinberg, на котором был представлен новый программно-аппаратный комплекс CUBASE SYSTEM 4…
CUBASE SYSTEM 4 состоит из аппаратного блока MI4 (USB), сочетающего в себе четыре аудио входа/выхода (24-бита /96 КГц), 2 профессиональных микрофонных предусилителя, цифровой вход/выход S/PDIF (стерео) и 16 каналов MIDI I/O. В программной части используется интерфейс Cubase SL.
Фирма Behringer представила аж 16 новинок, среди которых микшеры со встроенными усилителями, акустические системы, эффект-процессоры и т.п.
Для начала рассмотрим мониторы MONITOR 1C, которые должны появиться уже в первом квартале 2004 года в продаже. Это очень недорогой вариант активной акустики для домашних студий с мощностью 100 Вт и частотным диапазоном 60 Гц - 23 КГц. Предусмотрена защита от перегрузок.
Во втором квартале 2004 года появится новая модель в достаточно популярной серии TRUTH - B2031A, которая является продолжением своего предшественника B2031.Это активные колонки с двумя громкоговорителями (150 и 75 Вт) и суммарным частотным диапазоном 50 Гц - 21 КГц. Данные устройства хорошо подходят для студий среднего профессионального класса, продакшн-студий на теле- и радиостанциях. Эта серия достаточно популярна на территории стран СНГ, поэтому рекомендую обратить внимание на ее апдейты во втором квартале этого года. Судя по всему, B2031A будет не единственной новинкой.
Помимо этого компания Behringer представила новую ветку продукции - B-Control.
B-Control включает в себя три устройства B-Control Audio BCA 2000, B-Control Fader BCF 2000, B-Control Rotary BCR 2000. BCA 2000 - это внешний аудио-MIDI-интерфейс, подключаемый по USB 2.0. В варианте аудио мы имеем 8 входов/8 выходов (24 бита /96 КГц - цифра ADAT, ADAT S/MUX, AES/EBU, S/PDIF и аналог). В MIDI мы имеем 1 вход и 2 выхода (можно выбирать между 16-ти и 32-х канальными вариантами). Предусмотрен микрофонный предусилитель (фантомное питание) и также внедрена система шумоподаления и гейта на входящие сигналы. Само устройство похоже на небольшой микшер и позволяет производить простейшее управление уровнями входящих сигналов.
BCF 2000 и BCR 2000 - это подобные по назначению внешние модули. С их помощью вы можете вынести на ручное управление практически любой параметр из аудио/MIDI-секвенсора, программы или плагина. Отличие двух моделей состоит в том, что в первом варианте мы работаем с фэйдерами, а во втором - с обычными ручками потенциометров. Устали пользоваться мышью? Пожалуйста, вот вам.
Продолжим…
Arturia представила новую третью версию программы Storm и вдобавок к ней сюрприз - программный эмулятор Minimoog V (пока мы можем увидеть только лого:-).
Продукцию Arturia представляли конечно же известные клавишники, в числе которых можно отметить Tim Carmon (работал с Babyface и Eric Clapton).
Ableton представил Live! третьей версии на стенде M-Audio (об этом чуть позже).
Cakewalk представила бесплатные апдейты SONAR 3.1 и Project5 1.5, а также мультиязычные варианты HomeStudio 2004 и HomeStudio 2004 XL.
Antares представили четвертую версию своей популярной программы-автотюнера Auto-Tune. Celemony показала Melodyne 2.5.
IK Multimedia объявила о стратегическом альянсе с американским разработчиком Sonic Reality. В результате на NAMM 2004 анонсировалась универсальная библиотека профессиональных сэмплов SONIK CAPSULES, рассчитанная на любые программы и платформы, а также программный инструмент-плагин SONIK SYNTH 2, который поступит в розничную продажу уже во втором квартале этого года. Помимо этого, IK Multimedia демонстрировала последние возможности своего мощного программного сэмплера SampleTank 2 с самыми новыми библиотеками звуков.
Что самое интересное Sonic Reality сейчас рвут по частям. В частности M-Audio анонсировала выпуск 15-томной звуковой библиотеки для Reason, созданной также Sonic Reality. О последних стоит сказать отдельно, поскольку все новые коммерческие звуки и программные синтезаторы часто имеют прямое или косвенное отношение к фирме Sonic Reality, руководитель которой, David Kerzner, программировал звук для таких известных проектов как The Smashing Pumpkins, Crowded House, Sam Phillips, T-Bone Burnette, Madonna, Barbara Streisand, Celine Dion и так далее.
Propellerhead Software и IK Multimedia - конкурирующие компании, но сейчас они сошлись на том, что их базу звуков нужно пополнить, и обратились они… к одной и той же фирме. Только в варианте Propellerhead это получилось через M-Audio.
M-Audio представила новый интерфейс FireWire Audiophile, специальную клавиатуру для Мас - Keystation 49e, Evolution USB MIDI-контроллер, линейку клавиатур серии МК, цифровой контроллер для ди-джеинга X-Session.
Apple представила на NAMM 2004 шестую версию программы Logic Pro. Напомню, что совсем недавно Apple приобрела продукцию Emagic и закрыла программную линейку Logic для платформы РС. В Мас-варианте программа стала развиваться дальше, теперь в ней можно делать видео, пользоваться самыми последними наборами профессиональных эффектов и так далее. В принципе, РС-платформа от ухода Logic не много потеряла, как говорится, незаменимых нет.
Удивила своей программной новинкой компания Waves.
Waves IR-1 - это шаблонный модуль реверберации, содержащий в своем банке более 60 образцов акустических пространств и более 60 отсэмплированных устройств реверберации. Многие уже встречались с подобными решениями на базе программы Sony (экс-Sonic Foundry) Acoustic Mirror или аппаратного решения Sintefex FX 8000. Теперь реализация такового пришла и в головы разработчиков от Waves. Для осуществления лучшего понимания всей серьезности их намерений, я приведу требования к РС, на который может установиться Waves IR-1: Pentium4, AMD AthlonXP и выше, Windows 2000(sp3) или XP, 512MB RAM… Даже не все компьютерные игры позволяют себе такое:-).
Native Instruments представили последние релизы своей программной продукции INTAKT, KONTAKT 1.5, KOMPAKT, TRAKTOR DJ Studio 2.5.3 и т.д.
Одним из самых интересных моментов выставки можно считать определенность, которую привнес стенд M-Audio. На нем была представлена продукция сразу нескольких знаменитых торговых марок, а именно ArKaos, Evolution, Propellerhead Software, Sonic Reality, Ableton и непосредственно самих M-Audio. Можно сказать, что в лице последних, мы получили нового гиганта индустрии, объединившего под своей крышей самые передовые наработки. M-Audio очень усиленно готовилась к этой выставке (что можно было проследить и в нашем интервью с Крисом Адамсом). Для представления этой торговой марки на NAMM-2004 был приглашен известный с 70-х рок-музыкант Jackson Browne (множество платиновых дисков), а также другие специальные гости, такие как The Crystal Method или Junkie XL & Carmen Rizzo.
Буквально в преддверии NAMM, а именно 15.12.2003 компания Propellerhead Software как бы невзначай разместила на своем сайте интервью с основателем группы The Prodigy Лиамом Хаулеттом (Liam Howlett), в котором говорится о том, что новый альбом "Always Outnumbered, Never Outgunned" должен выйти весной/летом этого года, и сделан он будет большей частью в программе… Propellerhead Reason 2.5!!! Хаулетт признается, что Reason ему показали знакомые: "Это реальное возвращение к основам, хотя сделано с долей юмора, ты должен попробовать эту программу… ". И Reason 2.5. полностью затянул Лиама. До этого в Prodigy использовались большей частью Cubase, Pro Tools и несколько сэмплеров AKAI. Теперь вдохновление черпается из Reason. В результате звучание нового The Prodigy будет менее "живым" и более электронным, и существенно отличным от предыдущего эпохального альбома "The Fat Of The Land". Убедительная просьба к знакомым Хаулетта: "Не показывайте ему больше новых программ, а то фанаты коллектива так и не дождутся полноценного "Always Outnumbered, Never Outgunned". И так уже шесть лет практически абсолютного молчания.
Для Reason лучшую рекламу придумать, конечно, трудно!
Конечно, рассказать все о NAMM невозможно. Там было множество новых интересных разработок. Мы остановились лишь на нескольких из них. Конечно, это большой праздник.
Пока еще рано делать какие-либо выводы, но хочется отметить, что мы имеем достаточно очевидное расслоение. Выставка даже внесла больше неопределенности, чем ясности, и показала, что каждый из производителей тянет одеяло на себя. Мало того, что есть разделение на RTAS, HTDM (Mac), AudioSuite, VST, DirectX (Win), MAS (Mac), Audio Units (Mac), так с каждым годом добавляются все новые стандарты типа Roland VS и т.п. При этом существенного прироста в качестве или появления принципиально новых концепций не наблюдается.