Оригинал материала: https://3dnews.kz/167107

Третий элемент. Из цикла "Время перемен"



 Steve Jobs "Классическое начало истории Apple: "1 апреля 1976 года Джобс и Возняк основали компанию Apple Computer, которая была зарегистрирована в 1977 году. Роли участников распределились следующим образом: талантливый инженер и изобретатель Стив Возняк занялся разработкой нового компьютера, а непоседливый Джобс разыскивал заказчиков, подбирал сотрудников и необходимые компоненты. Условием успеха компании, не имевшей больших денег, Джобс считал привлечение талантливых людей и долгосрочных кредитов. Одержимый идеей изменить весь компьютерный мир, он сумел заинтересовать ряд торговых фирм и предпринимателей..."

 Steve Woznyak Это что-то из оперы: "Двое каких-то ребят в свое время зарегистрировали фирму Apple..." На самом деле, если чуть дальше закопаться в факты, все было несколько интереснее. Начнем с того момента, когда Джобс возвращается с Тибета, куда отбывал в поисках духовного просветления (добыл ли он там его, и стоит ли расценивать его возвращение, как доказательство этого - это уже второй вопрос). Джобс вновь встречается со своим однокашником Возняком, который действительно был талантливым электронщиком (оба, и Джобс, и Возняк, заслуживают отдельных историй, но сейчас речь не о них).

В результате невероятной увлеченности Возняка компьютерами рождается очередное его творение, ставшее потом известным, как Apple I, первый компьютер из линейки Apple. Причем надо отметить, что если Возняку Apple I обязан своим появлением на свет с технической точки зрения, то Джобсу - со снабженческой. Детали приходилось собирать по крупицам, из разных источников, благо, дело все же было в Кремниевой долине, и вокруг была масса знакомых, работавших в уже зарождавшихся будущих компьютерных гигантах. И вот тут то и пригодился талант Джобса подходить к кому угодно с просьбами о чем угодно.

Пример: Возняк хотел собрать Apple I с минимально возможными габаритами, Джобс посоветовал использовать недавно вышедшие 16-контактные чипы DRAM. Советчик! Возняк сам прекрасно о них знал, но позволить себе их он явно не мог. Фактически, он даже знал, где их можно достать, но... просто-напросто стеснялся обратиться к соответствующим людям. Джобс? Да не вопрос! Чипы были получены, а габариты собранной Возняком платы были действительно весьма малы по тем временам, да и использовала она рекордно малое число чипов - 30-40 штук. Хотя деньги на все эти детали все же были нужны... $1350 были получены за счет того, что Джобс продал свой Фольксваген, а Возняк - свой программируемый калькулятор HP (весьма дорогую по тем временам штуку). Скажем честно, денег надо было больше, но Джобс тогда работал в Atari... В общем, некоторых комплектующих Atari тогда недосчиталась.

Затем Возняк ушел зарабатывать деньги на окончание колледжа в Hewlett-Packard, да так ему там понравилось, что, забыв про колледж, там он и остался. Страсть к сборке компьютеров его не оставила, он даже попытался предложить очередную свою конструкцию HP, но ту это предложение не заинтересовало. А вот Джобс, как известно, занялся своим любимым делом, попытавшись продвинуть Apple I, и это ему с успехом удалось - он уговорил Возняка заняться этим бизнесом на стороне, и вот на троих, 1 апреля 1976 года, была создана компания Apple - отцами-основателями стали Возняк, Джобс, и Рон Вейн, покинувший, впрочем, компанию уже через несколько месяцев. Оставшиеся двое из собранных в четыре руки 200 Apple I (сначала в спальне, затем в гараже) в течение десяти месяцев продали 175 штук. По тем временам это был весьма значительный успех, и Джобс горел желанием продолжать и развивать бизнес.


 Markkula А вот с этого то момента и начинается наша история, история, когда на горизонте появился третий основатель Apple, обычно остающийся в тени, но роль которого не менее значительна, чем у первых двух - Армас Клифф "Майк" Марккула. В августе 1976 года Нолан Башнел из Atari познакомил Джобса с финансистом Доном Валентайном, который, в свою очередь познакомил его с тридцатидвухлетним Марккулой. Миллионер, бывший инженер Hughes Aircraft, бывший глава отделов маркетинга Fairchild Semiconductor и Intel, посетил "сборочный цех" Возняка и Джобса, и настолько впечатлился, что позволил Джобсу уговорить себя, но с одним условием. Возняк должен был уйти из HP и сосредоточиться на Apple (то же условие - эксклюзивная работа на Apple, касалось и Джобса). Тот желанием отнюдь не горел, ему не хотелось создавать новый бизнес, его вполне устраивала любимая работа в HP, дававшая достаточно денег, но когда он заикнулся об этом, Джобс встал на дыбы и применил все свое влияние на их общих с Возняком друзей с тем, чтобы они, в свою очередь надавили на того.

В итоге, Марккула в течение нескольких месяцев вложил в Apple свою 91 тысячу долларов и Джобс, отвергнув предложения Commodore по продаже Apple за довольно солидную сумму, дал Марккуле карт-бланш на внешние отношения и поиск капиталов для компании. В результате, в январе 1977 года Apple акционируется: Майк, ставший председателем совета директоров, привлек в виде кредита Bank of America еще 250 тысяч долларов, а позже он привлечет еще ряд вложений от венчурных капиталистов, включая Артура Рока! (См. историю про создание Fairchild) Капитал фирмы распределился следующим образом: по 26 процентов достались Джобсу и Возняку, Марккуле же остались 20 процентов. Но 52+20 - это всего лишь 72. Оставшиеся, 28 проценов, впрочем, быстро нашли себе двух хозяев: в молодую компанию пришли друг Марккулы, Майк Скотт, отвечавший за производство полупроводников в National Semiconductor, ставший президентом Apple, и Rod Holt, глава производства одной из крупнейших на тот момент компьютерных фирм, Atari.

После этого, в принципе, начинается классическая и общеизвестная история Apple, где Джобс направлял развитие фирмы, а Возняк воплощал его мечты в реальность: программист и электронщик, он создавал компьютер с нуля: чувствуя, что что-то является слишком комплексной задачей для программирования, он просто брал в руки паяльник... Ну а Марккула... Майк следил за тем, чтобы эта парочка не слишком отрывалась от грешной земли, поскольку за финансы компании среди всех этих творческих разгильдяев пришлось отвечать ему. Кстати, его первый бизнес-план, по которому компания должна была достигнуть объема продаж в 500 миллионов долларов в год в течение десяти лет, был выполнен в течение всего лишь половины этого срока - в 1982 году Apple, первой из компьютерных компаний, достигла оборота в 1 миллиард долларов.


(Не удержусь, и отклонюсь немного в сторону. Одновременно с созданием партнерства Джобс-Возняк-Марккула появилось на свет другое партнерство - Гейтс-Аллен. И кто знает, что получилось бы из обоих связок в результате, если бы в марте 1980-го года молодая Microsoft Corporation не объявила свой первый "железный" продукт - плату Softcard на базе Z80, предназначенную дать возможность пользователям Apple II исполнять CP/M программы, написанные для PC, без всякой переделки. Microsoft надеялась продать 5 тысяч таких плат, но результат превзошел все ожидания - было продано свыше 100 тысяч штук! Успех Softcard стал одним из первых успехов в начале пути Apple и Microsoft (и интересно, что бы произошло с ними дальше, не случись этого). И первым, но далеко не последним пунктом в истории их сотрудничества).

Apple II, вторая модель компьютера Apple, был, наверное, первым и последним массовым компьютером созданным с нуля (и до конца!) одним человеком. Дальше последовала стандартная, но от того не менее грустная болезнь роста - талантливый электронщик, Возняк был не в состоянии целиком держать в голове разработку более сложных и производительных платформ, а руководить другими инженерами ему было просто-напросто неинтересно - ассемблер и паяльник, вот где он был богом.

Первый работник компании Apple ушел из нее, закончил, наконец, колледж, занялся преподаванием, до сих пор получая от Apple чисто символическую зарплату в размере 1 тысячи долларов в месяц. Впрочем, за все эмиссии акций Apple он заработал порядка 150-200 миллионов долларов, из которых затем примерно половину потратил на свои проекты (некомпьютерные!). Например, только около 25 миллионов он потерял на устроении рок-концертов, провалившихся с коммерческой точки зрения. В результате оставшуюся половину Возняк конвертировал в государственные ценные бумаги (В отличие от некоторых других стран, в США это надежно), так что спокойную старость талантливый, непрактичный инженер, не вписавшийся в современную конвейерную компьютерную индустрию, себе обеспечил. (Надеюсь, у меня еще будет возможность написать отдельную статью об этом человеке).

Джобс. Не будем касаться их отношений с Возняком... Хотя все же не удержусь, и вспомню общеизвестный эпизод, когда в апреле Atari выпустила игру BREAKOUT, которую по преданию, Возняк создал за четыре дня. Джобс, бывший сотрудник Atari, заявил ему, что компания заплатит за игру $700, и честно отдал ему половину этой суммы. Вот только, Джобс, как сообщается, получил от Atari за BREAKOUT чек на сумму в 5 тысяч долларов. Ладно, не будем влазить во все эти разборки, вспомним еще только то, что Джобс заработал на выходе акций Apple на открытый рынок 165 миллионов, вдвое больше Возняка (хотя первоначальная доля в компании у них была одинаковой). Возняк, считавший, что персонал компании недостаточно вознаграждается за работу, позволял людям выкупать свои акции по номиналу, вплоть до момента IPO, начала продажи акций на рынке по заметно большей цене.

Так вот. В марте 1981 года, через пять лет после создания, в руководстве компании происходят достаточно серьезные структурные перемены - Марккула становится президентом Apple, Джобс - главой совета директоров, Майкл Скотт из президента превращается в заместителя Джобса. (Ах, как красиво в августе этого года, через две недели после выхода IBM PC, Apple купила в Wall Street Journal целый разворот под рекламу с заголовком "Welcome IBM. Seriously"). Затем следует провал с прогрессивной, но жутко дорогой Lisa (на базе Xerox Star System - первой компьютерной системы с управлением мышью), после чего, в мае 1983 года, Майк Марккула, президент и CEO Apple, свергается советом директоров компании с обоих этих постов в пользу Джона Скалли, бывшего главы PepsiCo. Дальше были падения и взлеты Apple, но об этом можно писать отдельную книгу или, как минимум, серию статей, мы же сейчас просто постараемся отследить дальнейшую судьбу наших трех героев.

После того, как Apple II продолжает оставаться самым продаваемым компьютером компании, но Джобс явно выбирая курс на продвижение Macintosh, созданного на базе Lisa, свернул разработку Apple III, Возняк в феврале 1985 года окончательно уходит из Apple, ему эта компания больше не интересна, а уже в июне компания объявляет о своем первом убыточном квартале. Вскоре после этого, в сентябре того же самого года, ее покидает и Джобс, сманив с собой пять управленцев Apple в свою новую компанию, которая в 1988 году произведет на свет NeXT. Соответственно, Джон Скалли занимает и его пост, становясь президентом, CEO, и членом совета директоров и полноправным главою компании.

У Скалли свои идеи, под его руководством Apple выпустит Macintosh II, ставший прообразом всех следующих компьютеров компании, ассоциирующихся сегодня у нас с именем Mac, чуть ли не его личным детищем станет первый PDA - Newton, под его руководством компания достигнет объема продаж в 5 с лишним миллиардов долларов в год, но и опять же - Скалли тоже заслуживает отдельной полноценной статьи. Так же, как и сама история Apple в то время.

Так что вернемся к теме. В октябре 1988 года Джобс выпускает NeXT Computer, который сделал NeXT прибыльной, но объем продаж в десятки миллионов - это несколько не то, к чему он привык в Apple. Машина, несмотря на ряд красивых моментов, не пошла. Университеты, на которые она была нацелена, не были готовы отдавать 10 тысяч долларов за нее. Ни Возняк, ни Джобс, в одиночку ничего революционного создать не смогли - один не захотел, второй не смог.


Тем временем, в Apple кипит жизнь - бывший в свое время главой Apple Europe, Майкл Шпиндлер становится в 1990 году президентом Apple, а в 1993 году в компании заканчивается очередная эпоха. В мае Скалли складывает с себя обязанность CEO, которая также переходит к Шпиндлеру, а в 1993 году и вовсе уходит из Apple. В этом году объем продаж компании достиг рекордных 8 миллиардов долларов. Тогда же, кстати, после 17 лет производства и пяти миллионов проданных систем, полностью прекращается производство детища Возняка, Apple II. Председателем совета директоров становится член этого самого совета... непотопляемый Майк Марккула, все это время манипулировавший советом директоров и назначавший руководителей Apple так, как ему того хотелось.

(Кстати, комментарий в сторону - когда руководству Apple требовалось слетать куда-то, компания заказывала у компании ACM Aviation небольшой реактивный самолет. Будет ли кто-то удивлен, если я скажу, что владельцем ACM Aviation был некий мр. Марккула?)

Три года потихоньку компания теряла свои позиции на рынке, что увенчалось к 1996 году новым кризисом, когда за квартал Apple потеряла 69 миллионов долларов. Дела шли настолько плохо, что компания всерьез искала покупателей, в частности, неудачей в 1994 закончились переговоры на эту тему с IBM, а в 1996 - с Sun. Здесь показателен эпизод: еще летом 1995 года, когда Apple только начала входить в пике, Джозеф Грациано, бывший тогда финансовым директором Apple, рекомендовал Марккуле вернуть Джобса на пост CEO Apple. Джобс тогда, в принципе, был не против вернуться в компанию, если он будет при этом пользоваться полной поддержкой совета директоров. Но... Марккула явно не горел желанием возвращать Джобса в компанию, и эту идею тихо похоронил, даже не вынося ее на обсуждение совета директоров.

Грациано был настойчив, он был убежден в том, что компанию в условиях кризиса может вытянуть только громкое имя, вроде Джобса, или Скотта МакНили из Sun, и незадолго до своей отставки 3 октября 1996 года, он вынес этот вопрос на рассмотрение совета директоров Apple. И вновь Марккула, председатель этого совета, эту идею похоронил. Тем не менее, дни непотопляемого Майка были на исходе. Уже в феврале 1996 года Майкл Шпиндлер, был снят с поста CEO, а сам Марккула был понижен советом директоров до должности его вице-председателя. Главой компании - ее CEO и председателем совета директоров в одном лице стал "варяг" из National Semiconductor, ее глава и член совета директоров Apple, Джил Амелио (по иронии судьбы, вошедший в совет директоров Apple с подачи Марккулы).

Он достаточно быстро сделал то, чего так не хотел делать Майк. В декабре 1996 года было объявлено о намерении приобрести NeXT Software, главой которой, так же, как и главой анимационной компании Pixar, являлся Стив Джобс. В январе он вернулся в компанию, а в феврале в нее же вернулся... Возняк, решивший поддержать Apple в трудные для нее времена. Оба вернулись в свою родную компанию в роли консультантов, а если выразиться проще - живых знамен. Впрочем, Возняк этой ролью так и ограничился, а вот Джобс...

Тот, после скорой отставки Амелио в июле 1997 года, ставший исполняющим обязанности CEO Apple (с зарплатой в 1 доллар - впрочем, размер компенсаций для него в течение 2000 года составил 90 миллионов долларов), вплотную принялся рулить компанией. Вопреки протестам ряда сотрудников компании было свернуто направление Newton и, в результате всех усилий по реструктуризации и сопутствующему сокращению расходов, в 1997-1998 годах Apple, под руководством Джобса, вновь вышла в плюс. Впрочем, толку от этого уже было мало. Компания практически не предпринимала никаких мер по захвату новых долей рынка, сосредоточившись на отступлении с боями на своей. Результатом стало то, что уже в 1999 году "номером один" по продажам компьютеров для образовательных учреждений США, бывших всегда епархией Apple, стал Dell Computer, а сама Apple к началу 2000 года вновь вернулась к убыткам.

Второе пришествие Джобса как идеолога, ознаменовалось как явными удачами, вроде iMac, так и явными провалами, вроде Power Mac G4 Cube. Как финансист, он привел лишь к тому, что Apple на данный момент жива, что уже неплохо - закончившийся в конце сентября 2001 очередной финансовый год ознаменовался продолжение снижения спроса на продукцию компании и падением прибыли на 33 процента, до 5.36 миллиардов долларов, уровня конца 80-х годов.

Что касается Возняка и Марккулы, то они, с усилением влияния Джобса, когда он смог вернуть компанию к прибыльности, вновь ушли из компании, причем, если в случае с Возняком не совсем ясно, то Марккула в августе 1997 (сразу после отставки Амелио) точно вылетел из членов совета директоров благодаря Джобсу, при этом все его люди были выведены из состава совета директоров Apple также - Джобс уволил четырех из пяти членов совета директоров компании (включая Майка) и принял туда четырех новых (включая себя). (Впрочем, вряд ли Майк сильно пожалел об этом - за период с 1994 под 1997 он потихоньку сплавил порядка 2 миллионов своих акций Apple). Возняк вернулся к преподаванию и прочим своим увлечениям, а Марккула в последний раз засветился этим летом, когда он, председатель совета директоров Volant Spots, закрыл фабрику компании по производству горных лыж и сноубордов в виду убыточности.

Возникает такое ощущение, что эти трое уже видеть друг друга не могут, хотя на презентации iMac, был весьма трогательный момент, когда Джобс вывел на сцену Стива Возняка, Майка Марккулу и Майка Скотта, и заявил под аплодисменты публики: "Если бы не эти трое, нас бы здесь сегодня не было". Будет ли у него возможность повторить это лет через пять?


(Спасибо за сюжет Владимиру Богданову)


Оригинал материала: https://3dnews.kz/167107