Эта камера, как многие другие, вышедшие из лабораторий Panasonic, появилась в результате сотрудничества этой японской фирмы с легендарной немецкой Leica. Началась это сотрудничество ещё в 1997 году, когда было подписано соглашение, позволяющее Panasonic использовать технологии и торговую марку легендарного немецкого бренда при производстве видеокамер.
Вопреки расхожему мнению, сотрудничество заключалось не в том, что Leica целиком разрабатывала и поставляла объективы, а Panasonic просто вставлял их в свои видеокамеры. Как это не парадоксально, но Leica, авторитетный, я бы даже сказал легендарный бренд в производстве оптики, была заинтересована в технологиях Panasonic по производству линз и покрытий. Который, на то время, имел богатый опыт в массовом производстве асферических линз (впервые представленных на рынке именно Leica), самых сложных и дорогих в изготовлении.
Да, увы и ах, последствия глобализации коснулись даже таких уважаемых "последних могикан", как прославленная немецкая фирма. Несмотря на безупречную репутацию, основанную на традиционной немецкой тщательности, аккуратности и вниманию к мелочам, конкурировать с японскими компаниями, которые владеют технологиями по производству сложных линз в больших количествах и по невысоким ценам (качество которых можно охарактеризовать, немного перефразировав известную фразу good enough…), судя по всему было сложно. Впрочем, всех деталей этого соглашения, и причин по которым оно было заключено мы, возможно, никогда не узнаем.
Как бы то ни было, Panasonic получил возможность использовать бренд Leica на объективах своих видеокамер (причём, даже нижнего ценового диапазона). Что реально получила Leica сказать сложно, но видимо сотрудничество было весьма успешным. Во всяком случае, руководство обоих фирм оно удовлетворяло. Потому что в противном случае, в 2001 году не было бы подписано (а в июле того же 2001 года объявлено) дополнительное соглашение, уже о совместной разработке цифровой фотокамеры. Так появилась на свет Leica Digilux 1, обзор которой мы имели удовольствие опубликовать. В этот раз сотрудничество не ограничилось надписью на объективе, была разработана полноценная камера, которая выпускалась сразу двумя компаниями. Leica под именем Digilux 1, и Panasonic под названием DMC-LC5. Такая же судьба постигла и следующую цифровую камеру от Leica, Leica Digilux 2. Практически точная копия этой камеры сегодня возглавляет линейку Lumix камер от Panasonic под именем DMC-LC1.
Камера, которую мы рассмотрим сегодня, Panasonic DMC-FZ3, тоже относится к Lumix линейке (впрочем, справедливости ради стоит отметить, другую линейку фотокамер от Panasonic, D-Snap, назвать именно фотокамерами у меня получается с большим трудом). В ранге Lumix камер она находится ближе к самому концу списка, и по классу (да и по предназначению) очень близка к Canon S1 IS, обзор которой вышел у нас недавно. Как и все Lumix камеры, она оснащена объективом, на котором красуется гордое слово Leica. Чего стоит это название применительно именно к этому устройству, мы поговорим позже.
По традиции, начнём с технических характеристик.
Внешне камера представляет собой серебристое устройство с солидного размера объективом.
Но, несмотря на это, считать FZ3 полупрофессиональной, или хотя бы предназначенной для продвинутых любителей, камерой, нельзя. Это ничто иное, как обычная мыльница. Разве что с небольшой претензией на нечто большее. По этой причине, камера вовсе не перегружена элементами управления, как бывает с более "продвинутыми" аналогами. Всего по минимуму, но то что есть - очень логично и понятно.
Сверху мы видим только кнопку спуска с рычажком зума (это, пожалуй, стандартное расположение для них у любых производителей. Оно и понятно, более удачного места и придумать нельзя), маленькая кнопочка, которая переключает камеру в режим пакетной съёмки и обратно, а также большое колесо, которым выбирается режим съёмки. Режимов 9 штук, их набор вполне традиционен.
Последнее, что можно отметить, это небольшое колёсико рядом с видоискателем, которое отвечает за диоптрическую регулировку.
В качестве носителя информации, традиционно для Panasonic используется SD карточки, в качестве источника питания литий-ионновая батарея.
Нельзя сказать, что это самые экономичные решения, но безусловные плюсы в них имеются. SD карточки, на мой взгляд, обладают самыми оптимальными физическими размерами (достаточно маленькие, но в то же время достаточно жёсткие). Литий ионовый аккумулятор хотя и не позволяет иметь запасной комплект питания с такой же лёгкостью, как в случае с никель-металгидридными аккумуляторами АА форм фактора, но обладает таким неоспоримым преимуществом перед ними, как работающий индикатор разряда. К относительным недостаткам камеры, на мой взгляд, можно отнести нестандартный интерфейс. USB и A/V выходы объединены в одном разъёме, который можно использовать как один или другой, в зависимости от кабеля. Увы, это означает что кабель должен быть специализированный, и если вы забыли его дома, то без card reader, способного читать SD карточки, слить фотографии не получится, обычные и широко распространённые кабеля 5 контактные мини-USB разъёмами для Panasonic DMC-FZ3 не подходят. По эргономике камера оставляет самые приятные впечатления. Она удобно лежит в руке, хорошо сбалансирована. Органов управления немного (как и должно быть на аппарате такого класса), а то что есть расположено достаточно удобно.
Гордостью фотоаппарата, и основной "наживкой" для покупателя, должен был бы стать его объектив:
Выглядит он действительно неплохо. Большая входная линза, солидные размеры, 12 кратный зум, оптический стабилизатор. На первый взгляд всё просто прекрасно, особенно для камеры такого класса. Впрочем, диапазон фокусных расстояний, который в эквиваленте составляет от 35 до 420 миллиметров, несколько настораживает. Но имя прославленного бренда, красующееся на объективе, несколько успокаивает - уж эти то не подведут!
Следующий тревожный звоночек, который звучит когда начинаешь знакомиться с комплектацией камеры поподробнее, это огромных размеров бленда, которая идёт в комплекте как стандартный аксессуар. В то время как все остальные производители, в полном соответствии с основными принципами капитализма, блестяще описанными господином Карлом Марксом, хотят за подобные вещи дополнительных денег. И так как в то, что менеджеры Panasonic прониклись коммунистическими идеями всеобщего равенства и братства и вот так, по доброте душевной дарят аксессуар, который все остальные продают, верится слабо, на ум приходит известная поговорка про доступность бесплатного сыра. Прояснить эту ситуацию могут только тестовые снимки.
Снимок сделан на полном автомате (как, на самом деле, и будет использоваться этот фотоаппарат в подавляющем большинстве случаев), без бленды, в достаточно яркий солнечный день. Понять, попало ли в кадр солнце, не представляется возможным. Небо залито равномерным белым цветом, без малейшего намёка на какие-либо детали. Но самое ужасное в этом кадре не это. Практически половина изображения залита белым цветом, из-за того что объектив сильно бликует.
Это был не единственный снимок, сделанный в тот же день. В зависимости от положения солнца и направления кадра бликов было то больше то меньше, но их количество и разнообразие всегда поражали. Вывод очевиден, снимать в яркий, солнечный день без бленды практически невозможно. Причём, проблемы могут возникнуть не только при съёмках на улице, когда в кадр может попасть солнце.
Снято в помещении, прямого солнечного света не было. Но это не помешало появлению нескольких бликов в кадре.
В пасмурный день ситуация гораздо лучше.
Бликовать нечему, и результат выгодно отличается от того, что было раньше. Уровень хроматических аберраций я бы назвал приемлемым, хотя при определённых условиях и желании можно рассмотреть фиолетовую каёмку вокруг некоторых предметов, например на границе белого и красных цветов (внимание, это не фрагмент предыдущего кадра, не обманитесь!).
Детализация снимков, в сравнении с близкими по типу камерами, более чем приличная, большее на 3 мегапикселях вряд ли возможно.
Как уже говорилось, камера имеет 12 кратный оптический зум, который делает оптический стабилизатор, которым оснащён объектив, более чем полезной функцией.
Кадр снят на максимальном, 12 кратном зуме, с выдержкой 1/100 и с первой попытки. Можете поверить, я отнюдь не терминатор, получить столь чёткий снимок на таком длинном фокусе без стабилизатора мне вряд ли удалось бы. Кстати, присмотревшись, можно заметить небольшой шум на дверях машины и внутри салона, который проглядывает через стекло. Размер матрицы, всё-таки, достаточно небольшой (по этому показателю камера проигрывает многим своим прямым конкурентам, например Canon S1 IS) что сказывается на чистоте картинки.
Макрорежим, как у большинства цифровых камер, которые отличаются от своих плёночных собратьев гораздо меньшими размерами матриц, по сравнению с полноформатным кадром на плёнке, более чем приличный.
Выдержка 1/20 секунды, сделать этот снимок вновь помог оптический стабилизатор. На этот раз он не получился с первого раза. При более высоких выдержках, которые автоматика камеры ставила вначале (1/4 и 1/5 секунды), оптический стабилизатор камеры оказался бессилен, снимки получились смазанными.Пришлось обеспечить больше света.
Вероятно для того, чтобы хоть как-то компенсировать не слишком высокое (чего уж тут скрывать) качество снимков, инженеры Panasonic добавили в FZ3 целый ряд функций, которые присущи камерам несколько более высокого класса (впрочем, в последнее время их стали встраивать все кому не лень и куда угодно). Камера способна показывать гистограмму на готовых снимках, что позволяет судить о том, насколько правильно экспонирован снимок. Камера сама показывает пересвеченные участки, что так же может помочь при корректировке экспозиции.
Скорость работы камеры весьма достойная, средняя задержка между нажатием затвора и срабатыванием автоматики не более полусекунды. Впрочем, в особо сложных условиях это время может существенно увеличиться, автофокус имеет привычку "плавать".
Камера оставляет двоякое впечатление. На первый взгляд всё очень прилично и красиво. Солидных размеров объектив, с красующимся на нём названием прославленного бренда, удобный корпус, понятное, без излишеств управление. Вполне достойный набор функций и возможностей. В общем, продавать такие аппараты достаточно просто, они обладают достаточным количеством "бумажных" преимуществ и особенностей, чтобы грамотный менеджер смог убедить не слишком опытного покупателя в целесообразности его приобретения.
Однако, когда знакомишься с Panasonic DMC-FZ3 поближе, картина меняется. Свою главную функцию, фотографирование, аппарат выполняет не столь хорошо, как хотелось бы. Шикарный с виду объектив на практике бликует со страшной силой, что делает съёмку в яркий солнечный день достаточно проблематичной. Для исправления ситуации в комплекте идёт бленда солидных размеров. Она, возможно, придаёт камере "солидный", почти профессиональный вид. Но, о комфортности работы после присоединения этого монстра говорить не приходится. Я с трудом представляю себе сумку для камеры, в которую смог бы поместиться FZ3 с блендой в "боевом положении". Конечно, бленду можно поставить и в "походное" положение (то есть, повернув на 180 градусов), тогда найти сумку для камеры станет гораздо проще. Но, в этом случае, для приведения камеры в рабочее положение придётся произвести лишнюю манипуляцию. Кроме этого, объектив бликует настолько сильно и непредсказуемо, что я сомневаюсь, что даже бленда таких солидных размеров сможет решить проблему полностью.
Кроме этого необходимо ещё раз напомнить, что несмотря на свой "грозный" вид и на наличие достаточно богатого набора функций, FZ3 никак не может считаться камерой, предназначенной даже для продвинутых любителей. Это обычная "мыльница", и ничего более.