Оригинал материала: https://3dnews.kz/169168

Steinberg WaveLab 4.0 для начинающих и профессионалов



Когда звуковой редактор Steinberg WaveLab пытаются сравнивать с Sonic Foundry Sound Forge, я такой вариант не приемлю по одной причине - это абсолютно разные программы, представляющие различные концепции и предназначенные немного для разных целей. У них даже маркетинговые политики отличаются. В рамках данного материала с помощью нескольких типовых заданий и примеров я попытаюсь показать ключевые (!) моменты особенности работы в WaveLab.

Плюсы WaveLab

Итак, давайте рассмотрим основные плюсы программы:

  • Удобный интерфейс, возможность запуска сразу нескольких копий программы и одновременной работы с ними.
  • Полноценная поддержка VST и DirectX-плагинов (вам не нужны такие программы как VST-DX Adapter и т.п.).
  • Расширенная индикативная часть (некоторые модули не имеют аналогов, например, Bit Meter, который отображает текущую разрядность обработки, что важно, а также, встроенный корреллометр - редкость для подобного ПО).
  • Процессор обработки множества файлов (если стоит задача обработать большое количество файлов и/или переконвертировать их в другой формат, как, например, Wave в MP3, то данный модуль не заменим).
  • Работа с CD (граббинг в нескольких режимах, связь с CDDB, CD copy, запись CDDA, Data CD-ROM и CD-E, составление аудио компакт-диска в режиме мультитрека, специальный редактор для создания обложек и наклеек на диск, поддерживающий импорт графических файлов и т. п.).
  • База данных (в программу встроен специальный модуль, позволяющий создать и хранить в нем базу данных по сэмплам на ваших жестких дисках, в локальной сети либо на CD. Специальный редактор позволяет без труда идентифицировать диск, считать с него все нужные данные и подвергнуть их сортировке по различным параметрам).
  • Модуль архивации данных (все данные можно заархивировать, для этого в программе даже предусмотрен специальный формат сжатия, не предусматривающий потери в качестве).

    Таким образом, используя WaveLab "на всю катушку" можно не устанавливать большое количество лишних программ и тем самым не тратить лишних денег.

    Задание 1:

    Начнем с того, что научимся запускать сразу несколько приложений и работать в них. Открываем WaveLab, после этого переходим в закладку главного меню Tools и выбираем пункт Open a new WaveLab Application (empty). В результате у нас открылся еще один интерфейс WaveLab - теперь их два (на самом деле количество одновременно загруженных WaveLab не ограничено). Задание расширяется - во втором загруженном интерфейсе запускаем модуль Tools - Batch file Encoding, и вносим в него список wav-файлов для кодирования в MP3. Загрузив в него файлы и нажав кнопку Run, мы с легкостью переходим к первому интерфейсу и работаем в нем, пока второй занят конвертацией.


    Примечание: Помимо MP3, модуль Batch file Encoding позволяет кодировать звук в WMA и OSQ (собственный формат сжатия WaveLab, не предусматривающий потери в качестве, OSQ - аббревиатура от Original Sound Quality).

    Задание 2:

    Давайте загрузим обыкновенный wav-файл (16 бит, 44,1 КГц) и для начала подвергнем его анализу. Мы можем увидеть спектрограмму, изменяющуюся в режиме реального времени (Spectrum Meter), а также в виде трехмерного графика (Analysis - 3D Frequency Analysis). Для профессионалов есть модуль автоматического проведения общего анализа файла или выделенного его фрагмента (Analysis - Global Analysis). На данном этапе мы получаем информацию по RMS, пикам, DC Offset, питчу, ошибкам и т.п. Корреляцию можно проверить с помощью отдельного индикатора Phase Scope.


    Теперь попробуем добавить какой-либо эффект - плагины подключаются в окне Effects на мастер-панели. Открыв данное окно, мы обнаруживаем, что программа позволяет загрузить одновременно восемь модулей VST и DirectX.

    Примечание: Конечно, учитывая весь арсенал DirectX и VST, общий массив возможных к использованию плагинов огромен. Для его сортировки воспользуйтесь Options - Organize Master Section Plug-ins. В этом же окне вы сможете закрепить за каждым плагином сочетание "горячих" клавиш для быстрого вызова.

    Как известно, современная обработка эффектами требует переход на повышенные значения разрядности, что иногда называется "разрядностью внутренней обработки". Сейчас в ходу модули, работающие на уровне 24, 32 и 64 бита. Соотвественно, при обратном пересчете на 16 бит могут возникать ошибки квантования. Для исправления данных ошибок существует операция именуемая дизерингом (Dithering). На мастер-панели ей выделено отдельное окно с одноименным названием.

    Примечание: в WaveLab 4.0 используется один из лучших в мире алгоритмов дизеринга от Apogee - UV 22 HR, который широко применяется в современной индустрии звукозаписи. Помимо этого, все плагины, содержащие модуль дизеринга, такие как Waves L*-Ultramaximizer, Waves IDR автоматически переносятся в окно Dithering на мастер-панели.

    Модуль индикации Bit Meter отображает: на каком уровне разрядности происходит внутренняя обработка. Исходя из полученных таким образом данных, можно делать выводы о целесообразности подключения модуля дизеринга. Если вы заинтересовались этой темой, рекомендую обратиться к дополнительной литературе и изучить вопрос более подробно.

    Audio Montage

    AudioMontage - это полноценная реализация мультитрековой программы. В данном случае мы говорим только об аудио-треках (без MIDI). Сейчас с помощью AudioMontage можно заменить программу Sonic Foundry Vegas по части аудио. Но вместе с тем, концепции несколько отличаются.

    Задание 3:

    3.1 Свести две музыкальных композиции между собой и записать их на CD в виде двух треков, не выходя из WaveLab.

    3.2 Создать радио-программу, состоящую из подложки, голосового трека и музыкального произведения, записать это все на CD в виде двух отдельных треков.

    В главном меню создаем новый проект Audio Montage. Интерфейс этого модуля интуитивно понятен, так что, тем, кто знаком с подобными программами не составит большого труда загрузить файлы и создать мультитрек. Для тех, кому работать с многодорожечной записью приходится впервые, рекомендую учиться в других продуктах. AudioMontage - это всего-лишь вспомогательный инструмент, а не глобальное решение.


    Выход с AudioMontage автоматически коммутируется на мастер-панель, поэтому в ней мы можем смело ставить нечто типа максимайзера и дизера (актуально для задания 3.2). Дополнительно, на каждый трек можно назначить свой список эффектов. При этом, если эффект полноценно поддерживается программой, то его управление можно автоматизировать с помощью огибающих (envelopes). Огибающие также выполнены достаточно интересно - их можно раздваивать для каждого канала по отдельности, если мы говорим о стерео-треках.

    В проект могут приниматься только схожие по характеристикам файлы, главная из которых - это частота дискретизации. Так, в частности, вы не можете загрузить в проект 48 КГц файлы 44.1 КГц. Это достаточно неудобно. Если вы решили создать проект для записи CD, то он должен быть обязательно 44.1 КГц.

    Создав проект, загрузив файлы и сведя их, мы можем пойти по двум направлениям: первое - прямо в AudioMontage расставить CD-маркеры и записать диск, не выходя из данного модуля, второе - сделать экспорт в wave и записать диск в другой программе. Почему такое расхождение? Дело в том, что текущая версия программы не видит некоторые пишущие приводы.

    Но, в принципе, в ней можно создавать собственные компиляции CD, а также выпускать продукты для радио. Главная особенность AudioMontage состоит в том, что это все-таки мультитрек, пусть и очень тривиальный.

    Профессиональное расширение для WaveLab

    Когда вы уже почувствовали, что твердо стоите на ногах, и возможностей WaveLab 4.0 стало не хватать, то рекомендую обратить внимание на VST-плагин TC Works (t.c. electronic) Spark FX Machine. Наверняка многие из вас общались с таким устройством как студийный аппаратный эффект-процессор t.c. electronic FireworX. Одна из главных его особенностей - очень удобная программная матрица подключения эффектов. То есть, мы не собираем эффекты по цепочкам, а оперируем уже целой матрицей, где можно строить не только последовательные, но и параллельные подключения. И если для аппаратного устройства такая матрица была мала, то в Spark FX Machine мы можем подключить до 144 одновременно работающих модулей эффектов (VST-плагинов, матрица 12х12), и это не предел. Причем очень интересно в Spark FX построена индикация.


    Каждому плагину соответствует свой блок в матрице, в верхних углах которого находятся указатели "моно" или "стерео", соответствующие параметрам входа/выхода. Помимо этого бегающие индикаторы показывают не уровень громкости, а степень загрузки центрального процессора (!).Таким образом, очень легко отследить как работает схема. Среди промышленных пресетов стоит выделить CD Master, CD Pre Master, Mix Master.

    Задание 4. Есть база данных из 200 песен (wav, mp3). Они отличаются по уровню и эквализации. Необходимо их "уравнять" по громкости и частоте и сохранить в MP3.

    Обработка множества файлов… Tools - Batch Process. В закладке Input одноименного окна создаем Batch-директорию и загружаем в нее 200 файлов. После этого для данной папки указываем определенный список модулей обработки:

  • Normalize (0.0 дБ)
  • De-Noizer (каким вы любите пользоваться, применяется, если в ваших файлах предполагается наличие непрофессионально сделанных композиций)
  • Spark FX Machine (пресет CD Master - подстройте его при необходимости)
  • Normalize

    Вариантов таких цепочек может быть очень много. При этом, все можно собирать прямо в Spark FX, сохранять в виде пресетов и запускать потом через Batch Process. Spark FX Machine следует воспринимать как расширенный и более удобный вариант мастер-панели WaveLab.

    Возвращаясь к данному примеру, продолжим… В закладке Output указываем формат выходных файлов и при необходимости ставим в новые названия суффиксы или префиксы. После всего этого нажимаем кнопку Run и запускаем обработку. Откидываемся на спинку кресла и ждем результатов, или же работаем с другим приложением WaveLab.

    Выводы

    Надеюсь, что данная статья немного приоткрыла завесу над возможностями и заложенными мощностями этой программы. По количеству идей, WaveLab сегодня номер один. По степени их реализаций… сказать трудно, поскольку сравнивать больше не с чем - конкурентов нет. Редатор преследует прежде всего профессиональные цели.

    Зная о том, сколько времени начинающие специалисты тратят на изучение своих первых профессиональных продуктов, а это исчисляется месяцами, а иногда и годами, позволю себе заметить, что от выбора этих программ зависит очень многое. Интерфейс должен быть интуитивно пользовательским, возможности - максимально приближенными к современным технологиям, алгоритмы - профессиональными. Steinberg WaveLab 4.0 удовлетворяет всем этим требованиям.

    Так что, подключайтесь!



  • Оригинал материала: https://3dnews.kz/169168