Оригинал материала: https://3dnews.kz/170003

Территория звука. Выпуск 3

Стр.1 - Часть I

Когда-то, в начале 90-х, профессиональные звукорежиссеры не могли даже и мечтать о тех возможностях, которые сейчас доступны любому пользователю обычного РС. Правда, во всем том спектре продукции, который присутствует в 2006-м, достаточно трудно разобраться простому обывателю. Поэтому в данном материале, мы достаточно подробно и максимально попытаемся рассказать о современных звуковых технологиях в железе, а там творится что-то невероятное. Это прежде всего. А также во второй части этого выпуска я попытаюсь рассказать, как эти технологии можно максимально эффективно использовать. Ведь для того, чтобы сделать современную аранжировку, которыми изобилуют наши ТВ и радиостанции, на самом деле можно и не особенно вникать в эти… как его, а, ну да, НОТЫ. И в завершении вас ждет небольшая рекомендация из личного опыта. Итак, это очередная "Территория звука", поехали!

Железо-2006

А будем ли мы переходить на USB-порты в звуке? Звучит странно, не так ли? В 2006-м, не в 2000-м. А на самом деле, сейчас нельзя не отметить удивительную тенденцию - в последнее время появилось множество новых узкоспециализированных USB-устройств. То есть это отдельные:
  • Микрофоны (HHB FlashMic DRM85, Samson C01U, С03U и Q1U);
  • Портативные рекордеры (M-Audio MicroTrack 24/96, Edirol R-09);
  • Профессиональные АЦП (AQVOX USB 2 A/D, Apogee Mini Me);
  • Профессиональные ЦАП (April Music Stello DA 100, AQVOX USB 2 D/A, Apogee Mini DAC);
  • Профессиональные ЦАП+усилитель (Rudistor NKK-01 SE);
  • АЦП/ЦАП-интерфейсы для гитары (M-Audio JamLab, M-Audio Black Box, IK Multimedia StealthPlug);
  • MIDI-устройства (их много);
  • Наушники (пользовательские решения и 5.1);
  • Акустические системы (в основном только пользовательские бюджетные решения);
  • Многоканальные интерфейсы для домашних кинотеатров (Turtle Beach Audio Advantage Roadie, Creative Sound Blaster Extigy).

… каждый из которых, отдельно подключается к USB-порту. Звуковые устройства уже не будут компьютерными комплектующими, как к этому привыкли. На самом деле, их уже стоит рассматривать как периферийные устройства типа принтера или сканера. А почему нет?

Что мы получаем в итоге? Достаточно неплохой вариант студии-2006, в которой как бы и нет главного - звуковой платы или интерфейса. А зачем, собственно? Можно купить качественный профессиональный ЦАП отдельно, АЦП использовать в виде уже готовых USB-устройств, MIDI у нас также работает через USB. Внешних аппаратных эффект-процессоров в 2006-м как бы уже и не нужно - все прекрасно делают программы. Синтезаторы также успешно перекочевали в виртуальное пространство. В общем, полная свобода действий, вернее, выбора комплектации.

То есть с одной стороны, вроде бы как сейчас должен активно развиваться Firewire-стандарт, а с другой - возможности USB до конца не исчерпаны. Этим можно объяснить тот факт, что разработчики профессионального оборудования высочайшего класса обратились к USB-решениям. О них же не забывает и сегмент популярных в бюджетном мире производителей. То есть, весьма странным образом клин опять сошелся на USB.

Смотрим…

Samson C01U


 Samson C01U

На самом деле, это обычный студийный конденсаторный микрофон, базирующийся на модели от этого же производителя - С01. Он имеет достаточно большую диафрагму (19 мм) и только одну диаграмму направленности (кардиоида). C01U подключается к компьютеру или ноутбуку через USB и работает как обычный микрофон. То есть, вы можете производить запись в рамках многодорожечных программ и звуковых редакторов. Частотный диапазон составляет 40 Гц - 18 КГц, оцифровка сигнала происходит на уровне 16 бит с возможными частотами дискретизации от 8 до 48 КГц. В Windows XP и Windows 98 данный микрофон может устанавливаться без каких-либо драйверов, в принципе, как обычный звуковой интерфейс, и все настройки вы будете производить из системного звукового микшера. Однако с устройством поставляется специальный пакет ПО, где есть специализированная программная оболочка, а также поддержка стандартов WDM и ASIO. Все вполне удобно и понятно. С ценами ситуация не совсем понятна. Если вы сейчас зайдете на сайт zZounds, то увидите, что первоначальная цена на устройство составляла 234,99$, а продается оно с 65% скидкой, то есть за 79,95$, что для конденсаторного микрофона, да еще и со встроенным АЦП просто сказка.

На данной модели компания Samson не остановилась, и помимо C01U, в линейке USB-микрофонов имеются еще один конденсаторный лучшего качества C03U (по цене, судя по релизам, около 400$) и динамический Q01U (судя по тем же релизам, около 150$).

HHB FlashMic DRM85


 HHB FlashMic DRM85

Мы уже раньше вкратце касались спецификации данной модели, и сразу стоит сказать одно - она не дешева и стоит около 1 300$. На самом деле, это настоящий профессиональный микрофон с конденсаторным капсюлем от Sennheiser, к тому и электроникой он напичкан до отказа. Частотный диапазон FlashMic составляет 20 Гц - 20 КГц, оцифровка происходит на уровне 16 бит/48 КГц. В принципе, данная модель больше похожа на портативные рекордеры, поскольку в ней есть такие их неизменные атрибуты как флэш-накопитель на 1 Гб, регулятор уровня записи, автоматический контроль уровня (AGC - Auto Gain Control, вкл/выкл), фильтр ВЧ, возможность подключения наушников (даже предусмотрен специальный регулятор громкости для них), возможность записи не только в wav, но и в lossy-форматы семейства MPEG-2. Устройство питается от двух батареек АА, которых хватает как минимум на шесть часов работы. Максимальное время вмещаемой записи равняется 18 часам. FlashMic можно использовать и без подключения к компьютеру и всяких коммутаций - нужно просто потом взять запись с Flash-накопителя.

В принципе, для тех, кому не нравится работать с микрофонами от Sennheiser, могу напомнить, что есть такая программа как Antares Microphone Modeller, позволяющая менять характеристики одного микрофона на характеристики другого в уже записанном материале.

Что же касается фирм Samson и HHB, то на их сайтах вы найдете интересную информацию… Дело в том, что в обоих случаях говорится о "Первых В Мире Студийных USB-Микрофонах". Кому на самом деле принадлежит первенство непонятно.

M-Audio JamLab


 M-Audio JamLab

Красоту нужно искать в простоте. Цена производителя на простейший USB-интерфейс для гитариста JamLab составляет всего 79$. Это простейший блок АЦП/ЦАП, где имеется гитарный (инструментальный) вход, линейный выход и выход на наушники, а также кабель для подключения к компьютеру по USB. Запись производится на уровне 24 бит/48 КГц, и в комплекте имеется специальное программное обеспечение GT Player Express, предназначенное для обучения и репетиций, плюс 160 Мб ритмических фраз (loop'ов).


 M-Audio Black Box

Более "навороченный" вариант в виде цифровой гитарной примочки со множеством функций, и таким же подключением к USB, называется Black Box, цена от производителя на который - 329,95$.

Портативные USB-рекордеры


 M-Audio MicroTrack 24/96

M-Audio MicroTrack 24/96

 Edirol R-09

Edirol R-09

 Sony PCM-D1

Sony PCM-D1

Обращаясь к современности, а именно глядя из 2006 года, можно выделить три ключевые модели портативных USB-рекордеров, и их сравнение мы представим в небольшой таблице.


Модель
M-Audio MicroTrack 24/96
Edirol R-09
Sony PCM-D1
Характеристики записываемого аудио
Wav 24/96 (два канала), MP3
Wav 24/48 (два канала), MP3 до 320 Кбит/с
Wav 24/96 (два канала)
Встроенный микрофон
Нет
Стерео
Два электретных конденсаторных микрофона профессионального качества
Входы
Микрофонный/
линейный/ цифровой S/PDIF (коаксиал), два предусилителя с фантомным питанием для подключения внешних микрофонов
Микрофонный/
линейный
Микрофонный стерео и линейный стерео
Выходы
Два линейных (RCA). Выход на наушники
Выход на наушники совмещен с линейным выходом и цифровым (оптическим)
Линейный выход скомбинирован с цифровым (оптическим)
Память
В комплекте поставки дается СF-накопитель на 64 Мб. Возможно использование микродрайва или CF емкостью до 1 Гб.
В комплекте поставки дается CD-накопитель объемом 64 Мб. Возможен апгрейд этой емкости до 2 Гб.
Внутренняя флэш-память устройства имеет емкость 4 Гб. Дополнительно предусмотрен слот Memory Stick Pro (high-speed)
Автономное питание
Встроенный аккумулятор с подзарядкой через USB.
Две батарейки АА или HR15/51
Четыре батарейки АА или аккумулятора, есть подзарядное устройство.
Дополнительно к
перечисленному
Аналоговые индикаторы уровня, особо прочный титановый корпус
Цена производителя (цена на www.sweetwater.com)
499,95$ (399,97$)
450,00$ (399,97$)
1 999,95$ (1 849,97$)

Стр.2 - Часть II

Профессиональные ЦАП'ы и АЦП

На самом деле, именно для USB стандарта отдельных модулей АЦП и ЦАП высокого качества достаточно мало, впрочем, их мало и для других стандартов. Мы больше привыкли к тому, что они всегда совмещены в одном устройстве - звуковом интерфейсе.


 AQVOX USB 2 D/A

Но, вместе с тем, стоит отметить, что профессиональный USB ЦАП есть у немецкой компании AQVOX и называется он USB 2 D/A, стоит 749 евро. В нем используются два высококачественных моно преобразователя Burr Brown PCM1796, которые работают на уровне 24/192. Помимо USB входов имеются цифровые AES/EBU и Toslink.


 Apogee Mini DAC

Также нельзя обойти стороной Apogee Mini DAC, в котором плата для подключения к USB ставится опционально и весь такой комплект производитель продает за 1 195$. Я думаю, что компанию Apogee представлять особо не нужно, поскольку оборудованием ее производства оснащены лучшие студии мира, но именно в данном случае эта компания решила сделать компактную Mini-серию. Естественно, этот ЦАП работает только на два канала, характеристики 24/96.

У этих же компаний есть и профессиональные АЦП, выпущенные в отдельных модулях, подключаемых через USB. Они совмещены с микрофонными предусилителями (оно и понятно, ведь речь идет о качественной записи).


 AQVOX Mic 2 A/D

AQVOX должна выпустить такое устройство в продажу в апреле 2006, то есть буквально на днях. Называется оно Mic 2 A/D и базируется на двух преобразователях Burr Brown PCM1804. Характеристики преобразования 24/192.


 Apogee Mini Me

А у Apogee такое уже есть и, кстати, успело к этому времени получить несколько наград, в том числе и TEC Awards. Технические характеристики Mini Me - 24/96, есть встроенный компрессор/лимитер, также при переходе на другие значения разрядности используется знаменитая технология UV22 HR. На сайте Apogee указана цена 1 495$. Из Mini DAC и Mini Me можно собрать полноценную студию профессионального качества.


 April Music Stello DA100

Также из самых последних новинок можно выделить USB-ЦАП April Music Stello DA100 (700$), который работает на уровне 24/96 (стерео), имеет очень продуманную схемотехнику, и по праву может быть причислен к профессионалам.

Домашний кинотеатр и Turtle Beach

Вообще, американскую компанию Voyetra Turtle Beach бросает из огня да в полымя. То они занимались профессиональным железом и ПО, то вдруг решили конкурировать на рынке дешевых аудиоплат, то занялись выпуском детских программ серии eJay, то занялись выпуском обучающих систем типа Teach Me Piano. Потом неожиданно появилась новость об AudioTron - домашней мультимедийной системе, работающей с медиа-файлами. И так далее… Но в последнее время стала наблюдаться некоторая стабильность в их поведении. Они акцентировали свое внимание на бюджетных пользовательских решениях. Например, не так давно они выпустили небольшую серию обычных дешевых аудиоплат (PCI), а теперь вот решились на обеспечение для домашнего кинотеатра и любителей видеоигр с современным звуком.


 Audio Advantage Roadie

Audio Advantage Roadie - это небольшой USB-интерфейс с дистанционным ИК-управлением, качественно поддерживающий многоканальные стандарты 5.1 и 7.1 (Dolby и DTS). Почему нужно обратить внимание именно на Roadie, а не на что-нибудь другое? Да потому, что в ней собрано все, что нужно для прослушивания многоканалки. Например, есть специализированный выход на 5.1 наушники и так далее. Да и дистанционное управление в этих делах очень удобно. Лишнего тоже ничего нет.

Подытожим

Все получается предельно органично. Захотел поработать с профессиональным звуком - подключил необходимые ЦАП и АЦП. Захотел поиграть в игру или посмотреть DVD со звуком 5.1 - отключил ЦАП и включил Turtle Beach Roadie. Красиво! Конечно, многие отметят, что профессиональный звук дороговат, но мы то говорим в данном случае о что ни на есть hi-end'е. Причем, весьма портативном hi-end'е. Как будет развиваться ситуация дальше посмотрим…

Но вот, например, в домашней или проектной студии можно иметь хороший ЦАП и микрофон или гитару с USB-интерфейсом. Для продуктивной работы этого более чем достаточно.

Готовый минус за один час

Ну а теперь поговорим о более тривиальных вещах, о халту…, ой, о Трудной Работе Аранжировщиков (конечно, не всех). Допустим, ситуация такая - у вас есть песня (вам ее принесли или вы ее написали сами) и стоит задача быстро сделать готовый продукт. Идем поэтапно.

SoundTrek Jammer Professional v6.0.1.1

Американская компания SoundTrek c 1991 года занимается выпуском программы автоматического аккомпанемента Jammer. Наверняка многие из вас уже сталкивались в автоаккомпанементом в обычных домашних синтезаторах типа Yamaha PSR. Суть его состоит в том, что гармоническая подкладка и ритм-секция автоматически создаются и воспроизводятся в определенном выбранном стиле по нажатию клавиши либо аккорда, или вообще по MIDI-управлению. Есть сбивки, некоторый набор вступлений и завершений. Компьютерные программы, в этом смысле, гораздо более эффективны, нежели синтезаторы - они постоянно обновляются, а базы по стилям доходят до нескольких тысяч вариаций для того или иного инструмента.


 Jammer Professional

Jammer Professional как раз из таких. Мы не будем рассматривать эту программу подробно, поскольку перед нами стоит другая задача - быстрое создание готового продукта. Скачать же демо-версию (около 12 Мб) можно с сайта. Программа работает только с системными MIDI-синтезаторами, то есть в самом простом виде это MPU-401, а если вы используете Gigastudio, то Jammer сможет работать и с ним.

Создав новый "пустой" проект вы устанавливаете такие параметры как темп, размер, а также потактово записываете аккордовую сетку (гармонию) в виде буквенных обозначений. Потом вам необходимо вызвать модуль Style Builder, в котором вы вводите "виртуальных музыкантов" с уже готовыми партиями - ударные, бас, мелодические и гармонические инструменты, при этом есть режим предпрослушивания, где вы можете услышать игру аккомпанемента в том или ином музыкальном стиле. Тут же вы выбираете и сбивки. По завершении данной операции ваши аккорды (которые вы набили на тактовой сетке) начинают звучать в уже аранжированном виде со сбивками и всем причитающимся. Выбранный стиль применим только для определенного количества тактов, которое изначально вы обозначили в Band Style. Таким же образом, можно создавать множество различных частей, таких как intro, проигрыш, куплет, припев, проигрыш, куплет, припев, соло, outro. Для каждой из них можно загрузить свои вариации стилей, сбивки и так далее, сохраняя или изменяя состав музыкантов. После загрузки автоаккомпанемента каждую из партий можно поправить указателем мыши в модуле Piano Roll, если в этом есть необходимость. Следующим этапом идет тембровка аранжировки, для чего вам необходимо экспортировать результаты работы из SoundTrek в MIDI-файл, после чего открыть его в вашей любимой мультитрековой программе, поддерживающей VSTi. Конечно, если вы работаете с Gigastudio, то последующих операций делать может и не нужно, разве что у вас не хватает инструментов. К тому же в мультитреке все делается удобнее и можно дописать живую гитару или еще что-нибудь.

Тембровка с Native Instruments BandStand

Как вы уже знаете, BandStand - это качественная альтернатива синтезаторам General MIDI, и в ней вместо дешевого синтезированного звука используется качественный сэмплированный. Данная программа подходит для создания аранжировок среднего класса. При этом инструменты в BandStand имеют специфическое звучание и балансные соотношения, то есть, сохраненный ранее вами MIDI-файл нужно будет пересводить - главное, что есть нотная информация для аранжировок.


 BandStand

BandStand удобен из-за скорости выполнения поставленной перед нами задачи, ведь порядковый список инструментов в нем точно такой же, как и в General MIDI. Данная программа может работать в stand-alone, т.е. самостоятельном режиме, но все-таки удобнее ее использовать в мультитреке как VSTi, поскольку вам становятся доступны VST-эффекты в неограниченном количестве и с их помощью можно осовременить звучание.

BandStand является специализированной, но, в принципе, для тембровки можно использовать любой современный программный сэмплер, если у вас есть такие возможности - HALiON, SampleTank, Kontakt (Kompakt).

NUSofting Modelonia

Пожалуй, это одна из самых качественных эмуляций простейших духовых и струнных. В этой программе применен синтез физического (математического) моделирования. Выполнена она в виде VSTi.

Другие инструменты

В инструментах General MIDI достаточно плохо решены вопросы с синтетическими звуками, без которых не обходится ни одна современная аранжировка. Помимо того, что вы можете воспользоваться современными библиотеками звуков и играть ими в сэмплерах, можно прибегнуть к бесплатным синтезаторам, собранным в программе SynthEdit, их сейчас очень много распространено в Интернете. Достаточно обратиться к поисковым системам.

Чем обрабатывать?


 Camel Phat3

Чтобы получить современный "вкусный" звук, вы можете воспользоваться эффект-процессором Camel Phat3. Это так называемый "зажирнитель" звука, а на самом деле, достаточно сложный по структуре эффект-процессор, с помощью которого можно обрабатывать любые инструменты (бас, ударные, гитара, вокал), для каждого из которых предусмотрены свои настройки, а все параметры выносятся на автоматизацию. Что касается обычного эффект-процессинга, то очень хорошо могут подойти бесплатные плагины KarmaFX и Luxonix LFX-1310 (если у вас нет платных).

Финальный микс

И, в принципе, все - минус готов. Работая в мультитреке, вы можете дописать к нему голос и живые инструменты. Экспортируете его в wav, проводите финальную обработку (эквализация, компрессия), если нужно нести куда-либо на радио, то при наличии хороших мониторов можно произвести мастеринг.

Подытожим

По такой рабочей структуре готовый продукт (имеется в виду качественный минус) делается за час-два. При желании можно изменить стиль, что также не займет много времени. Например, когда недавно ко мне обратился один композитор и попросил по дружбе сделать что-то современненькое из его старой песни, то я сделал r'n'b аранжировку буквально за полчаса. При этом я не мучался с написанием и набивкой партитур, абсолютно не раздумывал о структуре аранжировки и так далее. И что вы думаете? Все прошло нормально.

Конечно, постоянный читатель может сказать, что над одним изобретением тембра или составлением эффекта он может провозиться день, а иногда и неделю. И хорошо, что есть такие люди, но иногда стоит очень простая задача в максимально сжатые сроки выпустить некий продукт. Эта схема вам поможет.

В завершение

Не так давно я решил отсортировать письма от читателей, пришедших за последние несколько лет, в результате чего выделилось четыре ключевых направления: ~60% - "посоветуйте, что выбрать, что купить и где", ~30% - "как этим (ПО, железом) лучше пользоваться", ~3-5% - конструктивная критика по статьям и ~5-7% - "у меня неисправности".

Хотя достаточно много писем я удаляю, когда они начинаются фразой "нет ли у тебя крэка или серийного номера…". Поскольку я все сохраненное разделил по таким четырем тематическим частям, то рассматривая каждую из них, вывел определенные тенденции. Особенно интересной оказалась последняя папка, а именно: "у меня неисправности". Так вот, жалоб на производителей собственно и нет. Практически 90% неисправностей произошли по вине пользователей, большинство из которых начиталось различных советов по улучшению того или иного устройства. Самый большой перл, конечно, это когда читатель перепаял в своей звуковой плате обычные разъемы на позолоченные, после чего у него появились проблемы с пропаданием громкости в одном из каналов. Меня даже больше удивил итоговый вопрос того письма: "Не пойму - пайка отличная, может дело в других сопротивлениях?". Конечно, у нас страна радиотехническая, тут уж не поспоришь. Но в большинстве случаев человек получает то, что выбрал при покупке. И если все работает нормально, то есть согласно тому, что вы ждали при приобретении, зачем идти на деструктивные улучшения? Как бы это сказать мягче, мы не в том веке живем, и даже уже не в той стране, чтобы покупать устройства с твердым знанием того, что мы его будем разгонять, перепаивать и так далее. Я сейчас подумываю о том, чтобы ввести в "территории" небольшую подрубрику, типа "Наши руки не для скуки…", где можно было бы направлять энергетический вектор народа в более полезное русло. Например, создание банков звуков (прибыльное дело), участие в конкурсе ремиксов (вы еще не авторизировались на ACIDPlanet?) и так далее. В общем, чтобы о разгонах, перепрошивках и перепайках мыслей как-то и не возникало. И вот вам информация для раздумий… Проще заработать на новый процессор, чем бессмысленно разгонять старый.

Наши руки не для скуки

Как я уже говорил раньше, звуковая индустрия сегодня "сидит на игле" сэмплов. Причем для людей или малоимущих, или же опытных, т.е. не желающих приобретать звуковые библиотеки скопом (зачем покупать сэмплы всех ударных, если нужен только один звук малого барабана) постоянно развивались он-лайн сервисы, торгующие сэмплами поштучно. 24 февраля открылся новый такой магазин - Discovery Downloader. Фирма Discovery Sound, которая его основала, является японской. Здесь продается все: loop'ы, единичные звуки (One shots), спецэффекты (FX), инструментальные библиотеки для программных синтезаторов. Каталог структурирован по жанрам, форматам, музыкальным инструментам, темпу (BPM) и даже нотам. Есть предпрослушивание. Все продаваемые сэмплы являются "чистыми" в плане авторских прав. Зайдя в закладки Loop, One Shot и FX я обнаружил множество сэмплов по цене 2$ за каждый. Что касается инструментальных библиотек, то они недорогие - от 4$ до 10$ за один мульти-банк.

Ресурс Discovery Downloader специализируется не только на продаже штучных сэмплов, но и на готовых библиотеках. Например, интересно, что среди сегодняшних новинок, там продается за 55$ CD с сэмплами инструментов и народных голосов республики Тыва (Российская Федерация). Думайте!



Оригинал материала: https://3dnews.kz/170003