Оригинал материала: https://3dnews.kz/170011

Наушники и MIDI-клавиатуры. Как выбирать…

Стр.1 - Часть I

Очень интересно писать на эту тему. Наиболее частый вопрос от читателей: "Помогите выбрать… Это подойдет?". И сразу возникают проблемы, поскольку человек вроде бы и выбрал оборудование, а его нет на российском рынке и т.д. Посему появилась идея создать и издать: "Домашняя студии звукозаписи-2004" в нескольких частях. Все основано на том, что реально присутствует на нашем рынке, многое почерпнуто из материалов выставок AES, "Музыка-Москва 2004", NAMM и Muskmesse. Стартуем…

Малоформатные USB MIDI-клавиатуры

По существу, MIDI-клавиатура - это устройство, преобразующее определенный физический процесс в поток из набора цифровых команд. Под физическим процессом можно подразумевать все, что угодно, начиная от нажатия пальцем на клавишу, и заканчивая поворотом ручки громкости. Все это может передаваться в компьютер, аппаратные сэмплеры, синтезаторы или внешние секвенсоры и расшифровываться там определенным образом.

Если рассматривать работу с MIDI-клавиатурой в рамках определенной компьютерной системы, то для получения команд ранее использовались специальные контроллеры, обычно установленные на звуковых платах либо исполненные в виде отдельных модулей. Со стороны ПО начали развиваться направления, в которых командная система MIDI применялась не только в музыкальных целях, но и для управления определенными процессами и функциями графических интерфейсов. MIDI-управление сейчас заложено в большинстве профессионального ПО.

Переход MIDI-устройств на USB-порт позволил расширить возможности MIDI-управления, упростить коммутацию, сделать систему мультиплатформенной (РС и Мас). Помимо этого емкость цифрового потока через USB позволяет передавать кроме обычных MIDI-данных, аудио, что нам успешно демонстрируют модели M-Audio Ozone 8, ESI NeON, Edirol PCR-1, в которых предусмотрены аналоговые входы/выходы с современными параметрами 24 бита/96 КГц и встроенными предусилителями. То есть, небольшие портативные MIDI-клавиатуры практически в течение года стали превращаться в аудио/MIDI-гибриды и замещать собой обыкновенные звуковые устройства.

Почему старые синтезаторы не так предпочтительны?

MIDI-клавиатуры более оптимальны по ценам и возможностям. Например, электронный музыкант, ди-джей, которому не нужна фортепианная клавиатура для двуручной игры, может найти себе малоформатный 2-3-х октавный вариант с оптимальным количеством настроек и возможностью перепрограммирования кнопок и слайдеров для управления в ПО.

Для требовательных профессионалов существуют устройства с большим количеством возможностей, динамической фортепианной клавиатурой на 7 октав и так далее. Это дорого, но все-таки дешевле профессиональных синтезаторов высокого класса. К тому же современное программное обеспечение поднялось сейчас до больших высот, освоило эмуляцию практически всех старых моделей аналоговых и цифровых синтезаторов, сэмплеров за все время их существования и сейчас стоит на этапе развития синтеза с использованием физического моделирования. Струнные и духовые инструменты, синтезированные человеческие голоса сейчас звучат на РС очень натурально. И вряд ли вы сможете найти полноценную замену такому варианту в лице современных синтезаторов. Мы же сейчас позиционируемся на малобюджетных малоформатных решениях USB MIDI-клавиатур.

Как выбирать MIDI-клавиатуру?

Основные параметры для всех клавиатур:

  • Количество октав (клавиш). Наиболее дешевыми вариантами являются малобюджетные клавиатуры до 4 октав (49 клавиш) с обычной синтезаторной клавиатурой. Этого варианта хватает для работы с обычным ПО, внешними сэмплерами и синтезаторами на самом примитивном уровне.
  • Тип механики клавиш. В основном можно встретить три типа механики: невзвешенная, полувзвешенная и взвешенная. Эта характеристика указывает на специальное "утяжеление" клавиш для создания эффекта натуральной механики фортепианной клавиатуры. Хорошая эмуляция (взвешенная) применяется в клавиатурах рояльного типа (88 клавиш), при этом не редко можно встретить варианты с настоящим молоточковым механизмом (hammer-action). В некоторых дорогих моделях используется функция послекасания (aftertouch). Хотя существуют и менее дорогие смешанные вариации, которые вбирают в себя некоторые функции из дорогих моделей. Обычно это малые и средние по размерам клавиатуры с полувзвешенной механикой и режимом послекасания.
  • Контроллеры Pitch и Modulation. Этот стандарт уже прижился, но используется далеко не во всех моделях. В целях экономии пространства данные функции могут переноситься на программируемые фэйдеры или ручки контроллеров.
  • Разъемы для подключения педалей. В профессиональных клавиатурах обычно устанавливается три разъема для подключения педалей, за каждой из которых можно закрепить определенную функцию типа громкости, сустейна, модуляции и прочего. В бюджетных используются перепрограммируемые педали.
  • Количество настраиваемых контроллеров (крутящиеся ручки, кнопки, слайдеры (фэйдеры)). Интерфейс может предусматривать определенное количество настраиваемых контроллеров, часть из которых - это слайдеры, другая часть - кнопки, третья - ручки потенциометров. За каждым можно закрепить управление определенной функцией, что особенно удобно при работе с ПО.
  • Возможность запоминания пользовательских пресетов. Наличие промышленных пресетов.
  • Наличие драйверов под современные ОС.

Итак, переходим к практическому обзору USB MIDI-клавиатур, представленных на выставке "Музыка-Москва 2004". Большинство из них являются новинками и только недавно появились на нашем рынке.

M-Audio Oxygen 8 (~$135)


Сравнительно недорогая MIDI-клавиатура с USB-контроллером. 25 клавиш с невзвешенной механикой, колеса Pitch и Modulation, слайдер громкости, 8 назначаемых контроллеров (8 ручек), разъем на одну педаль, кнопки транспонирования по октавам, также применяемые для смены пресетов, два MIDI-выхода, память на 5 пресетов.

Удобная, компактная и легконастраиваемая. Поддерживаются все типы современных ОС, поставляется с эксклюзивным ПО - Maximum AudioTools. Питание может поступать через USB, внешнего блока питания или батареек.

M-Audio Ozone 8 (~$295)


В этом случае речь идет о революции прошлого года - первом в мире гибриде аудио-интерфейса и MIDI, основанном на базе Oxygen8. Есть микрофонный и линейный входы (XLR, TRS) с предусилителями, линейные несбалансные вход и выход (TRS), а также отдельный выход на наушники. Качество оцифровки 24 бита/96 КГц.

Novation ReMOTE 25 (~$388)


Достаточно мощная по возможностям 2-х октавная MIDI-клавиатура - 25 клавиш с полувзвешенной механикой и функцией послекасания. Совмещенный контроллер Pitch/Modulation. 35 программируемых контроллеров (17 ручек, 8 слайдеров, 6 кнопок транспорта и 4 функциональные кнопки), два разъема для подключения педалей. Также предусмотрены специальный тачпад (touchpad) - поле с координатным вводом, и LCD-дисплей на две строки по 15 символов. MIDI IN/MIDI THRU/ два MIDI OUT.

ReMOTE 25 отлично подходит для работы с ПО, в ней даже есть транспортная панель (кнопки перемотки, останова, воспроизведения, записи) для работы с секвенсорами. Вообще, в ReMOTE 25 выжато все, что можно получить от модели данного класса.

Питание от USB, внешнего блока или батарей. Как очередная изюминка - функция подзарядки для аккумуляторных батарей. Существует и аудио/MIDI-гибрид Novation ReMOTE 25 Audio (~$637)

ESI NeON (еще не поступил в продажу)


Продолжаем обзор 2-х октавных клавиатур. Компания ESI (EgoSys) также пошла по пути M-Audio и решила создать аудио/MIDI USB-интерфейс. Но вместе с тем мы уже имеем более продвинутый вариант: полувзвешенную механику и 16 программируемых контроллеров (8 крутящихся ручек, 8 колес) и 16 функциональных кнопок. По части аудио - стандарт 2х2 с характеристиками 24/96, встроенные микрофонный и линейный предусилители, плюс отдельный выход на наушники. Выпуск NeON запланирован на последний квартал 2004 года. Также стоит отметить, что есть Firewire разновидность NeON, которая называется ESI A ON.

Edirol PCR30 (~$219)


PCR30 - это младшая модель из нового семейства MIDI-клавиатур от Edirol. Она - трехоктавная с 32-мя клавишами с невзвешенной механикой. Всего предусмотрено 25 назначаемых контроллеров (8 ручек,8 слайдеров,10 кнопок), два разъема для подключения педалей, комбинированный контроллер Pitch/Modulation. Имеется память на 1 базовый и 15 пользовательских пресетов.

Более старшие модели PCR50 (49 клавиш) и PCR80 (61 клавиша) также имеют клавиатуры с невзвешенной механикой, причем остальные технические характеристики идентичны PCR30. Кстати они такие же и для двухоктавной новинки PCR-1, являющейся аудио/MIDI-гибридом. Отличительная ее особенность от конкурентов в этой нише - наличие цифрового выхода S/PDIF (оптика). Все! Закончили с интерфейсами и приступаем к… наушникам.

Стр.2 - Часть II

Наушники. Как выбирать…

Акустические системы для домашних и профессиональных студий, в раздел которых входят и наушники, не подвержены таким частым технологическим переменам, как это происходит со звуковыми интерфейсами или компьютерами. Удачно выбрав устройство, вы можете пользоваться им годами.

Последнее веяния, которые происходят в мире наушников - это приход беспроводных вариантов, многоканальных систем и разнообразных гибридов (наушники-микрофон). Причем, например, о беспроводных наушниках мы могли говорить и десять лет назад. Но, теперь, в этом классе появились действительно серьезные решения, со встроенным и настраиваемым 5.1 и 6.1, гироскопами и т.п. И к одной станции (трансмиттеру) можно подключить сразу несколько однотипных наушников.

Многоканальные наушники

Многоканальные системы, встроенные в головные телефоны, имеют ряд преимуществ и недостатков. В принципе, большинство моделей не может подойти для профессиональных целей и заменить полноценную акустическую систему. Но, вместе с тем, это отличный вариант для прослушивания музыки и звука в играх, просмотра DVD.

У этих систем точно такая же "болезнь", как и у стандартных 5.1 или 6.1 АС - за качество нужно платить. И если говорить практически об утроении количества динамиков по сравнению со стерео, то, естественно, получается утроение в цене. Например, если стерео система стоит $150, то 5.1 с такими же параметрами и комплектующими должен быть более $400. И, конечно, такой вариант - не для пользовательского рынка, посему мы сталкиваемся с дешевыми вариантами на базе комплектующих более низкого класса.

Как обстоят дела со стерео?

Сейчас бытует мнение, что стерео наушники - это очень просто. Поэтому пользователи обращают внимание главным образом на цену. Производители дешевых наушников стремятся совместить профессиональные характеристики, дешевые комплектующие и эргономический дизайн в рамках одного устройства, что, кстати, многим неплохо удается.

Поэтому для обычных меломанов, геймеров рекомендую ориентироваться не на марки и брэнды, а на то, как эти модели звучат относительно ваших требований к звуку. Также обратите внимание на материалы каркаса, чашек и крепления, длину провода, его качество. Для профессиональных целей наушники служат как основное вспомогательное средство при прослушивании и являются необходимыми.

На выставке "Музыка-Москва 2004", прошедшей в конце сентября, я бы выделил новые и популярные модели от Sony, AKG, Sennheiser и Nady. О них и пойдет речь далее...

А какие бывают "навороты"?

Из переписки: "Кристофер, мне бы наушники с "наворотами…" - "А какие "навороты" ты знаешь?" - "Хм-м". Перечислим, некоторые из них для динамических головных телефонов:

  • Откидываемые чашки наушников.
  • Большие мембраны (чем больше, тем лучше качество).
  • Неодимовые сердечники (хотя они обладают меньшими размерами по сравнению с ферритовыми, в несколько раз улучшаются такие параметры как чувствительность и ширина частотного диапазона.) Вообще, чаще всего используются сердечники из кобальта, самария, аллюминия и феррита. Неодимовые по сравнению с ними фокусирут большую энергию без увеличения веса.
  • Диафрагма с алмазным напылением (увеличивает четкость звучания).
  • Проводники из бескислородной меди (улучшенная электропроводность - снижение искажений до максимума).
  • Позолоченный самоочищающийся штепсель (увеличение срока эксплуатации).
  • Система автоматического отключения звука при снятии.
  • Амбюшуры округлой формы (уменьшается давление на уши).
  • Автоподстройка частоты радиосвязи (для беспроводных вариантов).
  • Гироскоп для многоканальных наушников.

Помимо этого, отметим, такие стандартные постулаты как:

  • Наушники бывают открытого, полуоткрытого и закрытого типов.
  • Типы преобразований - электродинамический или электростатический.
  • Основными техническими характеристиками являются частотный диапазон, чувствительность, сопротивление, максимальная мощность и уровень искажений в процентном соотношении (обычно <1%).

Теперь перейдем к описанию современных моделей. Большинство из них было представлено на самой выставке, хотя некоторые наушники были доступны только на уровне описаний в рекламных проспектах.

Sony MDR V900 (~210)

Одна из лучших бюджетных моделей профессиональных наушников в ценовом диапазоне $200. Частотный диапазон составляет 5 Гц - 30 КГц, чувствительность - 107 дБ/Мв, максимальная мощность - 3000 мВт, при этом искажения составляют всего 0,05%. Такие высокие качественные характеристики обусловлены применением динамиков с большой мембраной (50 мм), неодимовым магнитным сердечником, катушкой из бескислородной меди и диафрагмой с алмазным напылением. Бескислородная медь также используется в проводнике шнура наушников, а разъемы позолочены. Конструкция предусматривает откидываемые чашки, что особенно удобно музыкантам при работе в студии.

Модели серии MDR V являются наушниками закрытого типа. Такой вариант позволяет уменьшить до минимума проникновение внешних шумов и помех. MDR V900 позиционируются как универсальные наушники.

Sony MDR V700DJ (~$149)

MDR V700DJ - закрытые динамические наушники для ди-джеев. Рабочие характеристики как и у модели V900 за исключением искажений, которые в данном случае составляют 0,1 %. Также применена другая конструкция корпуса, обеспечивающая оптимальное расположение мембран относительно уха, обеспечивая тем самым особый звуковой комфорт.

У серии MDR V есть и более младшие модели, имеющие подобные характеристики и меньшую цену. Речь идет о MDR V600 и V500DJ.

Sony MDR-DS8000 (~$799)


Вот тут-то и можно сказать о качественном увеличении количества каналов. То есть, MDR-DS8000 - это открытые динамические беспроводные наушники, предназначенные для воспроизведения объемного звука стандарта 6.1 (Dolby Digital EX/DTS ES). Звуковые характеристики подобны MDR V900, а именно, частотный диапазон от 12 Гц до 24 КГц, чувствительность 107 дБ/Мв, искажения составляют всего 0,05%.

Трансмиттер наушников может подключаться к DVD, компьютеру или A/V-центру. Причем подключение может производиться как и по цифре, так и по аналогу (в варианте аналога они превращаются в стерео). Максимальная дистанция равна 10 метрам, причем к одному трансмиттеру можно подключить сразу несколько наушников, что позволяет осуществить просмотр с качественным звуком сразу для нескольких зрителей. Наушники данной системы оснащены специальным гироскопом, что позволяет оптимизировать позиционирование пространственной звуковой картины.

Sony MDR 7506 (~$140)

Модель 7506 широко известна, ее часто можно встретить в студиях звукозаписи, а также радио/ТВ-продакшена. Это динамические наушники закрытого типа со складным корпусом. В них применяются динамики с гофрированной диафрагмой, частотный диапазон составляет 10 Гц - 20 КГц, чувствительность - 106 дБ/Мв, искажения составляют всего 0,05%. Главный недостаток, как мне видится - это складной корпус, и я не раз видел его поломки, хотя производители уверяют, что все элементы прошли жесткие тесты на механическую прочность в различных условиях. Да, конечно, условия бывают различными:) Но если вы не собираетесь постоянно садиться на MDR 7506, эти наушники очень качественные и вполне оправдывают свою цену. К тому же складной корпус имеет ряд преимуществ, прежде всего выраженных в удобстве транспортировки и хранения.

У этой модели есть и более старший вариант MDR 7509 (~$240), обладающий в три раза большей мощностью (3000 мВт против 1000), измененной конструкцией и системой автоматического отключения звука при снятии.

Модельный ряд AKG


Модельный ряд наушников AKG не претерпел никаких существенных изменений. Наиболее популярная в профессиональной сфере серия AKG K представляет различные варианты головных телефонов открытого, полуоткрытого и закрытого типов в ценовом диапазоне от $40 (AKG K55) до $150 (AKG K271 Studio). Все это мы уже не раз описывали, хотя не многие знают, что данная серия имеет и "беспроводные варианты" в диапазоне от $135 (AKG K306 AFC) до $208 (AKG K 506 AFC). Старшая модель имеет частотный диапазон 18… 24000 Гц и уровень искажений менее 1%. Радиус действия составляет 100 м на частоте 864 МГц (есть автоподстройка). Наушники могут работать от аккумуляторов без подзарядки до 20 часов.

Если говорить, о многоканальных беспроводных телефонах, то стоит отметить AKG Hearo K888 Digital (Dolby Surround ProLogic и Logic7) и новинке AKG Hearo 999 Audiosphere II (Dolby 5.1), которые пока не пришли на наш рынок полноценно и поставляются под заказ.

Модельный ряд Sennheiser

Ценовой диапазон модельного ряда наушников от Sennheiser очень удобен для пользователей, поскольку в нем представлено достаточно много профессиональных моделей по различным ценам (начиная от $79 - HD 515). Есть и недорогие беспроводные варианты, выведенные в отдельную серию "RS". Их характеристики подобны равноценным моделям от AKG.

Модельный ряд Nady

Nady - достаточно новое имя на нашем рынке. В основном оно стало популярным благодаря небольшим аналоговым микшерам для домашних студий по очень низким ценам (от $40). Честно сказать, я удивился, когда узнал, что у нас в стране появились наушники, микрофоны и другая продукция от этой фирмы.

На что стоит обратить внимание? Модельный ряд наушников серии QH, который позиционируется в низшем ценовом диапазоне от $29 до $69. Довольно неплохие стандартные наушники с хорошими характеристиками (20… 20000 Гц, уровень искажений менее 1%, чувствительность ~110 дБ/Мв). Достаточно большие динамики с супертонкими 40-мм диафрагмами и неодимовыми магнитами.

Так что же выбрать?

В качестве профессиональных универсалов очень хорошо смотрятся Sony V900, "рабочих лошадок" для радио/ТВ-продакшена - AKG 271 Studio. Если у вас не так много средств, то стоит обратить внимание на продукцию Nady QH, которая является интересной альтернативой К-серии от AKG и бюджетной линии Sennheiser.

Немного повторюсь, и скажу по своему опыту, что наушники вы не будете покупать очень часто, поэтому всегда лучше выбирать на свой вкус. При этом, весь аппарат должен находиться на примерно одном уровне - это экономит средства. Например, бессмысленно покупать мониторы за несколько тысяч $, когда используется звуковая плата за $200. Точно также и с наушниками.

Отдельно хочется отметить течение - наушники для домашних кинотеатров. Данный сегмент уже оброс как пользовательскими, так и профессиональными моделями. Причем большинство из них идут в ногу со временем и выполнены беспроводными.

И в завершение…

Многие могут подумать, что в статье о домашних студиях цифра "2004" идет как рекламная фишка. Отнюдь. А какие "навороты" вы знаете?



Оригинал материала: https://3dnews.kz/170011