Оригинал материала: https://3dnews.kz/170014

Прототипы виртуально-программных устройств

Стр.1 - Hammond, Leslie, Yamaha.

60-е, 70-е и 80-е годы подарили нам отличные инструменты и разработки. Сейчас же наступила эра новых возможностей - компьютерных. Есть ли принципиальные различия?

Каждый день мы сталкиваемся с историей, даже не подозревая этого. Думаю, многим было бы интересно посмотреть, как выглядит реальный ARP Odyssey, не в виде сэмпла с названием "od387_c4.wav":). Или хотя бы знать, что это такое.

А начнем с самоей истории синтезаторов - Hammond.

Hammond

  Лоуренс Хаммонд (Laurens Hammond, 1895-1973) - американский изобретатель, получивший за свою долгую жизнь более 80 патентов. Самым значительными (по крайней мере, для нас) его изобретениями стали органы Hammond. Во время 30-х - 50-х множество семей проводило свой досуг за домашним музицированием.

Это сравнимо с тем, как мы сейчас увлекаемся видео и DVD, либо занимаемся с компьютером. Тогда не было большинства современных развлечений, но люди жили полноценной яркой жизнью. Лоуренс Хаммонд, не смотря на свои значительные успехи в науке по электрической части, решился на создание домашнего электроограгана.


Первая модель, которая называлась очень просто - "А", поступила в продажу в 1934 году, хотя официальной датой ее первого появления считается 15 апреля 1935 года, именно тогда изобретатель представил Hammond A на выставке, проводимой в Чикаго. Орган был небольших размеров и, как мы уже говорили, хорошо подходил для использования в домашних условиях. Принцип формирования звучания основывался на вращающихся с определенной частотой дисках, по одному на ноту.

Диски приводились в движение с помощью двигателей, а напротив их находился магнит с обмоткой. Таким образом, скорость вращения и количество выступов на каждом из дисков влияли на высоту генерируемого тона. Для получения темброфоничного звучания в инструменте использовалась специальная "подзвучка" - вместе с основным диском вращались и другие. Их количество и амплитудное соотношение получаемых сигналов между собой и основным тоном позволяло генерировать различные тембральные окраски. Это явление сейчас называется аддитивным синтезом и используется в большинстве современных программ-синтезаторов, а также в аппаратных их моделях.

Аддитивный синтез…, представьте себе, что в середине 30-х мы уже имели нормальный синтезатор со своим набором тембров. И в принципе, говоря о моделях электро- органов Hammond как о "синтезаторах" мы не допустим ошибку. А если скажем "аналоговые синтезаторы", то попадем в самую точку.


Дальнейшее развитие модельного ряда органов Hammond пошло по вполне понятному нашему электронщику направлению - добавление эффектов, таких как реверберация, вибрато, хорус. Например, в модели Novachord (одной из самых успешных коммерческих моделей - см. на рисунке), выпускавшейся в период с 1939 по 1942 были попытки синтеза таких инструментов как пианино, клависин, духовые, а также искались свои новые звуки.



Hammond Novachord

В 1955 году в модели В3 для формирования тембра был добавлен перкуссионный звук с резкой атакой, который поныне считается неотъемлемым для классического звучания органов Hammond. На сегодня мы можем говорить об очень качественной эмуляции Native Instruments B4 Organ VSTi, используя которую вы можете полностью ощутить дух того времени.



Программный инструмент от Native Instruments - B4 Organ, за прототип которой была взята модель Hammond B3. В варианте от Native Instruments предлагается более расширенная версия, предусматривающая возможности подключения большого количества эффектов (VST) и самостоятельного моделирования тембров. Помимо этого предусмотрены эмуляции Leslie-спикера (Rotating Speaker) и ламповые искажения (Tube Overdrive ).

Модельный ряд Hammond - это инструменты, наиболее часто используемые в индустрии звукозаписи начиная с самой зари рождения электроинструментов. Таким образом, мы говорим об универсальных разработках прошлого века. На этих инструментах играло и до сих пор играет огромное количество музыкантов. Нельзя, например, представить себе звучание классического Deep Purple без Hammond и Leslie-спикера. У последнего (Leslie-спикера), кстати, очень интересная история.

Leslie

  В 40-х годах Дон Лесли (Don Leslie) работал в фирме Hammond и предложил заменить эффект тремоло, применяя вращение рупора высокочастотного динамика для получения амплитудно-частотной модуляции. Его предложение тогда не имело успеха в рамках корпорации, и выпускать свое устройство Дону пришлось уже не в фирме Hammond, а самостоятельно.

При этом, если мы говорим сейчас о Hammond, то невольно подразумеваем Leslie. Вот такой интересный ход истории. Первый Лесли-спикер был выпущен в 1949 году, после этого много раз видоизменялся, но концепция была сохранена. На сегодня мы имеем большое количество программных эмуляций этого эффекта.

Yamaha GX-1

B3 можно назвать одной из самых удачных моделей фирмы Hammond. И, скорее всего, именно она вдохновила разработчиков из Yamaha создать GX-1. Красивый хромированный пъедестал многими воспринимался как попытка Yamaha создать "B3 образца 23 века". Так его часто называли.


Стоил GX-1 $60 тысяч и был впервые представлен на выставке NAMM 1973 года. Всего их было выпущено около семи штук, хотя полной информации по количеству нет. Чуть позже Стиви Уандер (Stevie Wonder) дал GX-1 прозвище "машины мечты" ("The Dream Machine"). Бенни Андерссон (Benny Andersson) из группы ABBA сказал, что возможности этого синтезатора не имеют пределов и был прав, GX-1 до сих пор используют для озвучивания фильмов и звукопроизводства в шоу-бизнесе.

В 1976 году был выпущен коммерческий вариант GX-1 - модель CS-80.


Он стоил примерно на порядок дешевле и мог помещаться в специальный кейс. Именно CS-80 мы сейчас имеем в виде программной эмуляции от Arturia - CS80V. Такие композиторы как Ханц Зиммер (Hanz Zimmer) (фильмы "Человек дождя", "Гладиатор" и т.п.) сегодня отдают предпочтение компьютерному аналогу. Ханц Зиммер даже сказал, что продал свой GX-1, поработав с программной продукцией Arturia.


Стр.2 - Продолжение

Roland

  Компания Roland была основана одним из бывших сотрудников фирмы Hammond (!) - Икутаро Какехаши (Ikutaro Kakehashi), с 1968 года он возглавлял японское отделение Hammond. Какехаши был изобретателем уже другого поколения и формации, к тому же очень удачливым бизнесменом, и можно сказать, что во многом благодаря его стараниям и изобретениям рынок музыкальных инструментов стал набирать обороты. Эра Roland началась в 1972 году. Наиболее часто используемые сейчас старые инструменты, занимающие достойное место в любой библиотеке звуков (сэмплов) и программных эмуляторов - это ритм и бас-машины - TB-303, TR-808, TR-909, синтезатор TS-404 (Transistor Synth). Добрая половина разработок из конца 70-х до сих пор не реализована в компьютерном виде. Говоря о заре Roland, мы подразумеваем старт транзисторных музыкальных устройств.


Ритм-машины фирма Roland стала производить практически с первого дня своего существования… TR-33, TR-55, TR-77 (TR - Transistor Rhythm)... Наиболее удачной можно считать TR-808… Наиболее удачной… Хм… Вообще-то это устройство считается в мире революционным! KLF, Beastie Boys, Dr.DRE, Whitney Houston, Jean Michel Jarre, Public Enemy, Snoop Doggy Dogg и… Созданная в 1980 году ритм-машина была программируемой, имела свой банк синтезированных звуков, при этом обладала неплохими возможностями редактирования. Нельзя сказать, что устройство стало популярным сразу с момента выпуска - музыканты скептически относились к своим "электронным заменителям".


В 1981 году в Roland решились на эксперимент, а именно на создание совмещенного бас/ритм модуля. В качестве бас-машины было разработано устройство TB-303 (TB - Transistor Bass), в качестве ритм- использовалась TR-606. Оба устройства синхронизировались между собой по MIDI-кабелю. TR-606 не прижилась, а вот TB-303… Несмотря на то, что "живые" музыканты сопротивлялись, в середине 80-х энтузиасты из мира звука создали целое течение, где звучание TB-303 заняло культовое место… В общем, даже имен перечислять не буду, так как практически все современные музыканты используют как сэмплы, так и сами устройства. Также можно долго перечислять музыкальные стили, начиная от техно и заканчивая эйсид и транс. Лучший программный эмулятор ТВ-303 - d-lusion Rubber Duck H30+, хотя их очень-очень много.



d-lusion Rubber Duck H30+ - одна из лучших программных реализаций звучания TB-303.

Примерно в 1983 году появился новый модуль ритм-машины, именуемый TR-909. Данная разработка являлась продолжением известной нам TR-808, но вместе с тем, отличалась. В TR-909 - хэты и тарелки базировались на сэмплах, а не синтезировались, как в 808. Если посмотреть на внешний вид TR-909, то он напомнит вам интерфейс знаменитой программы Propellerhead Software Re-Birth, слепленный по образу и подобию. Хотя, стоит отметить, что сама программа является эмуляцией связки сразу нескольких устройств от Roland - TR, TB и некоторые возможности от TS.


Ну а теперь перейдем к синтезаторам.

Профессиональные синтезаторы Roland

Модели синтезаторов серии Roland Jupiter до сих пор являются культовыми инструментами и стоят очень дорого. Первая выпущенная модель Jupiter 4 Compuphonic более известная как просто Jupiter 4 не имела большого успеха во время своего появления. Хотя выпускалась целых три года подряд - с 1978 по 1981. По виду она напоминает электро-орган с небольшой клавиатурой (49 клавиши), на борту которой были внедрены аналоговые осцилляторы (VCO - Voltage Controlled Oscillators), фильтры, PWM-модуляция (PWM - Pulse Width Modulation), арпеджиатор, и реализована 4-голосная полифония. Из знаменитостей, использовавших данный инструмент можно назвать Stevie Wonder, Tangerine Dream, Depeche Mode, Gary Numan.


В 1980 году на массовом рынке появилась легендарная модель Jupiter-8 с 8-голосной полифонией. Внешне она очень сильно отличалась от Jupiter-4, вместе с тем различалась и конструктивно. Пожалуй, столько возможностей в то время не мог представить ни один синтезатор. Клавиатура с 61 клавишой, 2 VCO для каждого голоса, простой микшер баланса между осцилляторами, PWM, фильтры, ADSR-envelopes, 64 пэтча и так далее. Я работал с данным устройством, и ничего кроме удовольствия не получил. Скажу одно: использование сэмплов, "снятых" с Jupiter-8 не идет ни в какое сравнение с живым общением с инструментом.

Он очень любим современными электронщиками и не только, такими как Ministry, Moby, Orbital, Depeche Mode, Jean-Michel Jarre, The Prodigy, Duran Duran, Pet Shop Boys, The Cure и так далее (даже "Песняры" того времени:)). Данная модель выпускалась целых четыре года подряд - с 1980 по 1984 и сегодня является одним из самых успешных продуктов фирмы Roland за всю историю компании. В 1983 году была выпущена 6-ти голосная полифоничная модель Jupiter-6. Она имела ряд новаций и расширений возможностей для серии Jupiter, но выпускалась всего лишь год и появилась в преддверии легендарной серии Juno.


Juno-6 - это 6-голосная полифония, цифровые осцилляторы (DCO - Digital Controlled Oscillator). В отличие от Jupiter'ских VCO, DCO позволяли производить более точные и стабильные настройки. Модель выпускалась с 1982 по 1984 год. В 1984-м ее сменила Juno-106, где помимо всего прочего было качественно интегрировано MIDI. 106-я модель выпускалась до 88 года. Среди звезд, ее использующих можно назвать Chemical Brothers, EMF, Jean-Michel Jarre, The Prodigy, Reel 2 Reel, Eurthymics, Tangerine Dream…

Moog

  В 70-х - 80-х много великих умов было занято созданием своих собственных инструментов и поиском новых синтезированных звуков. Это один из самых интересных периодов в современной истории.

Одним из таких изобретателей был Роберт А. Муг (Robert A. Moog) - отец и основатель великой одноименной фирмы по производству синтезаторов.

Наиболее популярная модель - Moog Minimoog. Minimoog выпускался в период с 1970 по 1981 год. Данным синтезатором пользовались ABBA, Pink Floyd, Kraftwerk, Depeche Mode, Michael Jackson, Rainbow, The Prodigy, Nine Inch Nails и так далее. Звук у инструмента очень специфичный и неповторимый. Я слышал очень много именно moog'овского в классических и современных проектах. Поэтому список можно продолжать до бесконечности. Minimoog по конструкции достаточно прост - включает три аналоговых осциллятора (VCO), микшер, генератор шума, VCA и резонансные фильтры, колесики управления изменением питча и модуляции, клавиатуру на 44 клавиши (F-C). Плюс к этому отличные схемотехника и дизайн от Роберта Муга. Вот и все, вроде не сложно, а этот инструмент завоевал мир.


Сейчас использование аналоговых моделей могут себе позволить только очень состоятельные музыканты. Помимо этого Роберт А. Муг был одним из первых, кто придумал модульные модели синтезаторов-студий. То есть вы могли воспользоваться не только возможностями аналогового синтеза, но и использовать первые прототипы секвенсоров, использовать процессоры эффектов и так далее.



Система Moog Modular

Сейчас данный подход к построению программной системы синтеза можно встретить в очень большом количестве софта. При этом не так давно вышла полноценная эмуляция от компании Arturia - Moog Modular V.




Программная эмуляция Arturia Moog Modular V. Сам Роберт А. Муг назвал ее великолепной.

Стр.3 - ARP, Oberheim, Sequential Circuits.

ARP

  В начале 70-х был еще один очень мощный производитель-изобретатель синтезаторов Алан Р. Перлмэн (Alan R Pearlman), который своими разработками составлял серьезную конкуренцию легендарному Moog. Вроде имя ничего не говорит… А теперь давайте по аббревиатуре имени - получается ARP. Напряжем память и вспомним ARP Odyssey, Omni, 2600. Алан Перлмэн создал корпорацию ARP в 1969 году. В 1970 он представил на рынок модель ARP2500 - первый синтезатор от данной фирмы-производителя. Сейчас он напоминает научную фантастику 70-х:)

Начало 70-х - это была самая заря формирования рынка синтезаторов - время не очень успешное для многих производителей. ARP в данном случае, к сожалению, не исключение. Синтезаторы действительно были отличными и новаторскими. Наиболее популярные модели Odyssey, Pro-Soloist, Omni, 2600 (модель, считающаяся классикой синтезаторов), сейчас, к сожалению, - только грустная история.


В 1972 году был выпущен ARP Odyssey - первый дуофонический синтезатор. Модель была очень популярна и выпускалась в течение 9 лет. Клавиатура включала всего 37 клавиш. Модель после своего возникновения пережила две модификации и два изменения интерфейса. В третьей версии появился внешний аудиовход и система Proportional Pitch Control (PPC), позволяющая расширить возможности синтезированного звука, используя несколько видов питча. Также были возможности связанные с pressure-sensitive controller, который позволяет брать резкие или протяжные ноты, triple-pad и вибрато. Хотя параллельно с этим конкуренты типа Moog уже применяли в своих моделях колесики управления изменением питча и модуляции, в ARP от этого отказались. Это было во многом проигрышной политикой. К сожалению, не единственной. В остальном, синтезатор стандартен для аналоговых механизмов данного класса и времени. Звук у инструмента свой характерный, ни на что не похожий. ARP Odyssey использовался в проектах ABBA, Apollo 440, Manfred Mann's Earth Band, R.E.M., Kraftwerk, Chemical Brothers и т. д. Что странно, именно Odyssey чаще всего встречается в современных банках сэмплов, а не 2600 либо Omni, хотя последних называют лучшими продуктами фирмы ARP.


В 1981 году фирму ARP постиг очень серьезный финансовый кризис. Последняя разработка продавалась уже от имени производителя CBS/Rhodes, да-да, знаменитого Rhodes, а синтезатор назывался Chroma.

Oberheim

Одной из фирм, близко сотрудничающих с ARP, а именно являющейся некоторое время ее дилером была знаменитая Oberheim. В то славное время Oberheim Electronics (основанная Томом Оберхеймом) занималась электронными эффект-процессорами. Многие клиенты ARP обратились с просьбами создать секвенсор для их синтезаторов, и тогда фирма Oberheim выпустила один из первых цифровых секвенсоров в мире. Назывался он DS-2. После этого появилась потребность со стороны пользователей ARP Odyssey и Minimoog расширить возможности своих синтезаторов. Таким образом, появился модуль SEM (Synthesizer Expander Module), с которого и начался путь Оберхейма в производстве собственных синтезаторов. Наиболее известные модели OB-1 и OB-8. Звук у этих синтезаторов очень схож с другими аналоговыми современниками. Но… отличен.



Oberheim OB-8.

На сегодня Oberheim предлагает модель OB-5, в которой смоделировано классическое аналоговое звучание данной фирмы. Ну и конечно, OB-5 соответствет всем современным стандартам.



Oberheim OB-5.

Sequential Circuits


И последний участник нашего короткого исторического обзора - Sequential Circuits. Фирма разработала очень много интересных продуктов, но на сегодня, пожалуй, самым культовым считается Prophet-5. Фирма была основана в 1978 году, а в 1987 ее купила YAMAHA. Причина та же, что и у ARP - финансовый кризис. В начале 80-х Prophet-5 считался одним из самых лучших синтезаторов профессионального класса. Именно он создал конкуренцию фирме Roland, выпустившей Jupiter-4, и заставил Икутаро Какехаши полностью пересмотреть дизайн и начинку для Jupiter-8. Jupiter-4 не покупали, покупали Prophet-5. Этот пятиголосный синтезатор с двумя аналоговыми осцилляторами (VCO), генератором шума, голосовым генератором и фильтрами очень понравился традиционным для того времени музыкантам. Современных новаторов, используюших этот инструмент очень мало. Среди имен, использовавших Prophet-5 можно назвать INXS, Abba, Peter Gabriel, Kraftwerk, Jethro Tull, Alan Parsons Project и так далее.



Вот так выглядит современная программная эмуляция Native Instruments PRO-53, основанная на прототипе Sequential Circuits Prophet-5. Для программы специально разработано 512 отобранных классических и современных аналоговых звуков.

В завершении

Современный шоу-бизнес зиждется на изобретениях пришедших к нам из прошлого века. Мы могли наблюдать взлеты и падения, удачи и неудачи великих людей и компаний.

Если написать список, современных программ-2003, эмулирующих музыкальные инструменты 70-х - 80-х, то не хватит и десятка страниц печатного текста. Если вас интересует полный объем знаний по этой теме, рекомендую посетить очень полезный интернет-ресурс - Музей синтезаторов.

Еще хочется отметить, что от эмуляции простейших аналоговых инструментов, индустрия разработчиков постепенно переходит к реализации более сложных решений. Продукция компаний Arturia, Propellerhead Software и Native Instruments - прямое тому доказательство.



Фрагмент интерфейса программы Propellerhead Software Reason…

Что касается дальнейшей жизни аналоговых синтезаторов, то сегодня это предмет охоты коллекционеров, продюсеров и музыкантов, среди которых очень много известных людей. Некоторые модели сейчас стоят на порядки выше, чем стоили в момент выпуска. Особенно это касается электро-органов производства Hammond, количество которых по миру сегодня можно пересчитать по пальцам. К этому списку следует прибавить практически все модели, о которых я рассказал в данном небольшом обзоре. Часть из них до сих пор находится в работе на лучших студиях мира.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/170014