Одним из главных событий этого месяца для европейского региона является выставка Musikmesse 2005, состоявшаяся в городе Франкфурт-на-Майне с 6 по 9 апреля. Событие этого года отличилось рекордом - наибольшим количеством экспонентов за всю 25-летнюю историю существования данного мероприятия. В Musikmesse 2005 приняли участие 1533 фирмы из 50 стран мира. 66,4% всех экспонентов представляли не германские брэнды, что говорит, прежде всего, об интернациональности этого события. В принципе, Musikmesse всегда являлась достаточно интересной альтернативой американской NAMM Show, а на данный момент ее стоит рассматривать как качественное дополнение к общей мировой картине музыкального рынка.
К описанию Musikmesse мы приступим несколько погодя, поскольку в рамках апрельского обзора есть необходимость первоочередного описания двух аппаратных продуктов - Digigram UAX220 и Focusrite Saffire - ярких бюджетных решений, которые впоследствии могут стать неотъемлемой частью передового ассортимента специализированных магазинов.
28 марта появился анонс, говорящий о том, что на предстоящей в конце апреля американской выставке NAB 2005 компания Digigram представит недорогой и простой в использовании USB-интерфейс. По существу UAX220 - это небольшой блок 17х22 см, с одной стороны которого находится выход на USB-порт компьютера, с другой - небольшое количество профессиональных разъемов. У него имеется 2 аналоговых входа/2 аналоговых выхода (XLR Neutronic), дополнительный выход на наушники (1/4" TRS Neutronic), преобразователи 24 бита/48 КГц, динамический диапазон меньше 103 Дб (А-взвешено).
При подключении к компьютеру UAX220 автоматически устанавливается в системах Windows 2000/XP, Mac OS X или Linux - драйвера, соответственно, DirectSound, Core Audio и Linux ALSA. ASIO напрямую не поддерживается. На самом корпусе устройства имеются кнопки для быстрого управления уровнями и включением режима Mute.
Цена на UAX220 пока не указана, хотя понятно, что она будет невысокой.
Итак, для чего же лучше всего подходит данное устройство? Во-первых, оно не требует дополнительного питания и очень удобно при использовании на выездных сессиях, при работе с ноутбуками. Во-вторых, оно достаточно профессионально по исполнению, и я бы мог его рекомендовать для комплектации рабочих мест для репортеров (радио, ТВ). По крайней мере, оно очень просто в профессиональной коммутации, не требует дополнительных переходников. В общем, достаточно удобная вещь.
Saffire - одно из самых ярких аппаратных проявлений этого года. Компания Focusrite знакома практически всем профессионалам своими решениями в области студийной техники. Впервые Saffire была продемонстрирована на NAMM Winter 2005 и привлекла огромный интерес со стороны пользователей - ведь за цену чуть выше $500 предлагались самые качественные и современные решения.
Приведем спецификацию производителя:
Стоит отметить, что Saffire - достаточно неожиданное решение, которое применимо как в рамках профессиональных студий, так и в домашних условиях. В комплект поставки входит программа Steinberg Cubase LE. И все это по сравнительно недорогой цене.
Итак, переходим непосредственно к главному апрельскому событию. Если январское NAMM Show Winter 2005 отличалось большим прогрессом в области ПО, то Musikmesse 2005, прошедшее в начале апреля этого года, следует считать "железным событием". Нет, там не присутствовало огромного количества звуковых карт и интерфейсов, лучше сказать, что была отображена существующая картина с аппаратным обеспечением в целом.
Компания TC Electronic, похоже, не собирается сдавать позиции. Несмотря на то, что они предлагают достаточно дорогие решения, спрос на новые технологии от данного производителя очевиден. Так, на Musikmesse 2005 они представили достаточно мощный гитарный эффект-процессор G System.
Но в поле моего зрения попал анонс апгрейда плат PowerCore, что для компьютерщика более интересно. Для тех, кто не знаком с идеей PowerCore, скажу, что данная система была разработана для уменьшения нагрузки центрального процессора, за счет ее перераспределения на специальные дочерние платы с собственными DSP. То есть, вы загружаете в программе некий эффект-процессор (плагин), и он функционирует не за счет CPU, а в рамках дополнительных процессоров на специальных платах. Именно такими "помощниками" являются устройства PowerCore. Изначально они выпускались в виде дорогих и малофункциональных PCI-плат, потом было их продолжение в виде отдельных внешних блоков (firewire). И вот, TC Electronic решилась на апгрейд всего этого арсенала, начав с PCI-решения.
На платах PowerCore PCI mkII установлено четыре процессора по 150 МГц каждый. Разработчиками специально разрабатывается комплект профессиональных плагинов для стандартов VST, AU или RTAS, работающих в рамках mkII. На данный момент он включает 14 эффект-процессоров, предназначенных для мастеринга, обработки вокала и звукового дизайна, среди них: Classic Verb, Mega Reverb, Chorus_delay, EQSat Custom, Vintage CL, 24/7 C, Voice Strip, PowerCore 01, Tubifex, Master X3, Filtroid, Character, Dynamic EQ и DeNoise. Качество их работы соответствует уровню брэнда TC Electronic.
Цена на новые комплекты будет составлять 1140 евро (без учета НДС). В принципе, учитывая современные цены на профессиональные программные плагины, суммарная стоимость за mkII не такая уже и заоблачная.
Торговая марка Mackie (LOUD Technologies) в последнее время все более активно начинает атаковать рынок сразу множеством собственных решений, причем постоянно расширяя ассортимент продукции. Кто бы мог подумать, что, купив мало кому известную программу-мультитрек Traction, Mackie сможет на ее базе и на базе собственных разработок значительно усовременить свои позиции. Например, в августе-2004 между LOUD Technologies и Echo Digital Audio было заключено кросс-лицензионное соглашение, согласно которому LOUD Technologies Inc. получила лицензию на разработки Firewire-технологии со стороны Echo Digital Audio, а Echo получила лицензию на продукцию Mackie и плагины LOUD. Уже в марте-2005 Echo выпускает в продажу программно-аппаратные комплексы на базе Layla 3G - AudioFire8 и AudioFire12. Их программная часть, как уже понятно - Traction.
На Musikmesse-2005 Mackie представила свой первый DJ-микшер d.2, являющийся результатом двухлетних исследований и разработок при сотрудничестве с лучшими ди-джеями мира. В аналоговой части данный микшер отвечает всем требованиям современного уровня - профессиональные разъемы, предусилители, 3-полосные эквалайзеры и фильтры на каждый канал. Опционально можно установить firewire-платы, для того, чтобы была возможность цифрового соединения с компьютерами/ноутбуками, например, для воспроизведения любых аудио-файлов. В качестве дополнения к firewire-платам дается программа Traction (PC/Mac).
В итоге мы имеем два универсальных стерео-входа с переключением CD/микрофон-линия/Firewire и один стерео-выход.
d.2 должен появиться в продаже летом этого года.
Ну, а что же нового представила сама Edirol? Ключевыми в рамках данного обзора я бы назвал новый USB-интерфейс UA-101 и две MIDI-клавиатуры PC-50 и РС-80.
UA-101 является продолжением достаточно популярной модели UA-1000. Под UA-101 стоит понимать мощный и достаточно дорогой (запланированная цена $695) интерфейс 10 входов/10 выходов с поддерживаемыми характеристиками 24 бита/192 КГц, 2 входа/выхода являются цифровыми (S/PDIF). Отдельно хочется отметить наличие двух комбинированных разъемов XLR/TRS с микрофонными предусилителями. Также есть выход на наушники и MIDI I/O.
В остальном все достаточно стандартно для решений данного класса. UA-101 должна появиться в продаже в начале июня.
Клавиатуры PC-50 и РС-80 продолжают серию MIDI-USB решений от Edirol. В обеих моделях используется уже опробованный в серии PCR-M клавишный механизм, обеспечивающий низкий механический шум и выбор между двенадцатью вариантами реагирования на нажатие (velocity curves). РС-50 - это одно из простейших решений на 49 клавиш. Примерная цена - $185.
PC-80 помимо того, что имеет большее количество клавиш (61) имеет встроенный аудио-интерфейс 24/96 и собственную акустическую систему (два динамика по 2 Ватта). С моделью поставляется набор драйверов Core Audio, WDM, ASIO 2.0 и для усовершенствования комплекта добавлен софтверный синтезатор с набором GM2, разработанным Roland. Примерная цена - $495.
Итальянцы из IK Multimedia, похоже, решили немного отдохнуть - ведь не каждый день предназначен для революций. На Musikmesse они представили два ключевых продукта - Miroslav Philharmonik и CSR-1.
Miroslav Philharmonik - это программа, созданная на движке SampleTank 2, но в качестве сэмплов предоставляется 7-гигабайтная библиотека оркестров и хоров (2 DVD). В принципе, механизм SampleTank 2 уже выглажен и просчитан настолько, что IK Multimedia может, особо не утруждаясь, от выставки к выставке делать подобные Miroslav Philharmonik продукты.
Поддержка всех стандартов и беспроблемная качественная работа гарантированы.
Другой шаг IK Multimedia достаточно неожиданен - они выпустили программный ревербератор Classik Studio Reverb, или сокращенно CSR-1. В основе работы программы используются лучшие образцы использования данного эффекта в индустрии.
CSR-1 включает четыре различных алгоритма: Classik Hall / Room, Classik Ambience, Classik Plate, Classik Inverse и два режима для работы с каждым - простой (Easy) и расширенный (Advanced). В первом варианте пользователь может регулировать только несколько ключевых параметров, в расширенном режиме - пятьдесят. То есть, если уж IK Multimedia и взялись делать ревербератор, так они его и сделали! Версии VST, RTAS, AU и DX должны появиться в продаже в третьем квартале этого года, а TDM - в четвертом. Примерная цена - $/Euro 399.
М-да… В данном случае удивлению нет предела. Как мы все уже знаем, компанию M-Audio купила корпорация Avid, которой принадлежит профессиональное подразделение Digidesign. Итак, события развернулись таким боком, что для аппаратных интерфейсов FireWire 410, FireWire 1814, Audiophile 2496, Audiophile 192 и Ozonic выпущена программа Pro Tools M-Powered. Причем это не полноценный Pro Tools, а разновидность Pro Tools LE. Описываю: до 32 аудио-треков (16-24 бита, до 96 КГц) и 256 MIDI-треков, набор плагинов от DigiRack и Bomb Factory, поддержка ReWire.
Хотите улыбнуться? Pro Tools M-Powered стоит $349.
Перво-наперво, компания Steinberg выпустила обновление протокола ASIO, теперь в силу вступает версия 2.1. Что поменялось? Реализована поддержка технологии Direct Stream Digital (DSD). Да-да, именно той самой, которая используется в технологии Sony Super Audio CD, или как ее еще называют Blu-Ray. ASIO 2.1 будет транспортировщиком DSD-аудио между стандартными приложениями и аппаратным обеспечением нового поколения.
Напомню, что это начало года… В начале прошлого года Steinberg анонсировала технологию Studio Connection, которая была мостом между ПО Steinberg и аппаратным обеспечением Yamaha. В конце года Yamaha договорилась о покупке Steinberg…
В начале этого года Steinberg анонсирует ASIO 2.1, которая делает мост… В общем, не удивительно будет, если компанию Steinberg купит Sony… Интересно, как на это смотрит Yamaha.
Продолжаем… На стенде "World of VST" Steinberg и Sony (!!!) представили "world's first ASIO-based DSD-ready PC"… На этом же стенде засветились Waves Ltd, показав уже известные IR-360 Surround, IR-1 Ver. 2, IR-L и Q-Clone, а также ProjectSAM и Scarbee, представившие новые банки для HALion. Удивительным экспонентом в рамках "мира VST" стала компания NOKIA, представившая Nokia Audio Suite - профессиональную систему для создания полифонических звонков для мобильных телефонов.
Что касается самих Steinberg, то они представили VST, DX, AU, ReWire-инструмент The Grand 2. Как понятно, речь идет об эмуляции концертных фортепиано.
В WaveLab 5 добавлен плагин Algoritmix Renovator. Он достаточно уникален по сути, поскольку позволяет отделять полезный сигнал от сторонних звуков и очищать его.
Конечно, рассказали мы не обо всем. Если кратко, то Native Instruments представил Reaktor 5, а также четыре новых эмулятора гитарных усилителей, Terratec помимо железа занялась выпуском ПО и разработала виртуальный инструмент Komplexer. Muse Research представила миру всю мощь своего компьютера в корпусе эффект-процессора - Reсeptor с новым системным ПО Receptor 1.2 и так далее… Общее впечатление от материалов выставки однозначно - 2005-й год является переходным этапом. Сейчас брэнды больше озабочены захватом определенных сегментов рынка, нежели выпуском чего-то действительно нового и идейно свежего. Именно поэтому и такие большие цены на софт - никто не работает, все ушли на фронт.
7 апреля стали известны результаты голосования по выбору лучших музыкальных продуктов по итогам 2004/2005 гг. Само голосование m.i.p.a. построено по достаточно демократическому принципу - в выборе лучших участвуют 58 специализированных журналов со всего мира, включая США, Канаду, Бразилию, Южную Африку, Японию, Польшу, Россию ("Звукорежиссер") и т.п. Сами создатели m.i.p.a. прочат ей лавры "Grammy" в области профессинального звука. Хотя это не совсем так, поскольку "звуковым" Grammy можно назвать и американскую TEC Awards. Выбор лучших продуктов у последних отличается от m.i.p.a. тем, что голосование проводится среди профессиональных подписчиков только одного журнала - "MIX" (www.mixonline.com), при этом присутствуют творческие номинации типа "лучшая озвучка фильма", "лучшая запись альбома" и т.п.
Итак, перейдем к немецким номинантам и победителям. Поскольку самих номинаций 40, мы выберем наиболее интересные из них, а полный список вы можете найти по этому адресу.
Пожалуй, "Лучший инновационный продукт" - это самая интересная номинация. В 2005-м году в ней участвовали гитара Line6 Variax Acoustic, уникальный программный модуль Spectrasonics Stylus RMX и Apple GarageBand - мультитрековая программа, выводящая записываемое аудио сразу на нотный стан. Победителем стал Apple GarageBand. Неизвестно, правда, почему, поскольку в таком случае премию за лучший инновационный продукт должен получить Celemony Melodyne, в котором уже давно реализована схожая идея.
Что интересно, серия Line6 Variax является сама по себе очень инновационной, она началась с обычной электрогитары Variax, которая позволяет играть звуками фирменных дорогих моделей. Совсем недавно появилась акустическая разновидность Variax - Variax Acoustic, и бас-гитара Line6 Variax Bass. Variax Bass занял первое место в номинации лучшая "электро-бас-гитара" (E-Bass).
Если говорить об электрогитарах, то лучшей из них стала PRS 513, выиграв у реанимированной Fender 50th Anniversary Strat и у разработки гитариста популярной группы "Queen" Брайана Мэя - Burns Brian May.
Гитара Variax Acoustic проиграла и в номинации лучшей акустической гитары, где первое место было присвоено Martin D-28, а "вторым" неудачником оказалась модель Yamaha LJ36. Лучшим звукоснимателем по мнению 58 журналов был признан Seymour Duncan JB, выигравший в этой номинации у L.R. Baggs M1 и Di Marzio PAF Joe. Среди производителей струн одержал победу производитель Elixir с комплектами Nanoweb, выиграв тем самым номинацию у D'Addario EXL и Dean Markley Blue Steel.
Среди аппаратных синтезаторов и клавишных инструментов выдвигались Dave Smith Instruments Poly Evolver, Alesis Micron, Access Virus, победу одержал Virus.
Некоторые современные аппаратные модели были разнесены по отдельным номинациям типа "Рабочие станции синтеза" (Keyboard Workstations), а также "Портативные/органные клавиши" (Organ/Portative Keyboards). Что касается "рабочих станций", то в этом разделе победил реанимированный Korg OASYS.
Изобретенная несколько лет назад архитектура открытого синтеза Open Architecture Synthesis System (аббревиатура - OASYS), была впервые реализована в виде одноименной PCI-платы для Mac и РС. Нужно отметить, что сама суть представленной идеи открытой архитектуры синтеза была очень новой, и данную плату приобрело достаточно большое количество профессиональных музыкантов и композиторов. Но потом с продвижением PCI Korg OASYS появилось много проблем. Например, для работы требовались просто огромные и не существовавшие на то время аппаратные мощности компьютеров, сервисная поддержка медлила с драйверами под новые ОС, ситуация некоторое время оставалась накаленной, и в конце концов, Korg OASIS потерял свою компьютерную актуальность. Сейчас многие его возможности можно реализовать программно.
И что же сделали в Korg? Они создали клавишные "рабочие станции" двух видов - OASYS 88 (88 полновзвешенных клавиш с молоточковым механизмом) и OASYS 76 (синтезаторная клавиатура на 76 клавиш), в которых вывели управление всеми возможностями программно-аппаратной архитектуры на контроллеры и 10,4-дюймовый touch-дисплей. Теперь это полноценные рабочие станции открытого синтеза. Впервые "клавишные" OASYS были продемонстрированы на NAMM Winter 2005, а теперь вдруг стали победителями в номинации "Рабочие станции синтеза" на m.i.p.a., выиграв у Roland Fantom X 2.0 и Yamaha Motif ES. Честно сказать, я достаточно сильно намучался с PCI-платой OASYS, чтобы теперь верить в ее качественное комплексное возрождение. Поэтому комментарии считаю излишними.
В разделе "Лучший аппаратный/программный сэмплер" победил Steinberg HALion 3, выиграв у Native Instruments KONTAKT 2 и E-mu Emulator X - здесь все достаточно очевидно.
Лучшей звуковой библиотекой стала Apple Jam Pack, выиграв у Vienna Symphonic Library Horizon-Series и Garritan Personal Orchestra. Среди лучших программных инструментов опять непонятность - победителем стал Korg Legacy Collection, хотя конкурировал он в этой номинации с очень популярными NI Absynth 3 и Arturia Arp 2600 V.
Лучшим студийным микрофоном был признан AKG C414 B-XLII, выиграв у Neumann M149 и Schoeps CMD 2U. Вполне разумное течение ситуации, учитывая тот факт, что рынок микрофонов в последнее время практически не меняется. Среди студийных мониторов очевидная победа серии Genelec 8000, которая показывает просто отличные рабочие характеристики, и, пожалуй, будет актуальна еще несколько лет. Вместе с тем в данной номинации участвовали Blue Sky Media Desk и Dynaudio Air Series. В разделе лучших средств для работы с surround-звуком победил комплекс Steinberg Nuendo 3, выхватив пальму первенства у своего же WaveLab 5.0 и SPL MMC1.
Лучшей мультитрековой программой по итогам m.i.p.a.-2005 стала Cakewalk SONAR 4, победившая Apple Logic Pro 7 и Ableton Live 4, причем Live 4 одержала победу в другой номинации - лучшая система для ди-джеинга.
Среди аппаратных устройств цифрового ввода/вывода победила Motu 828 MkII, а как "лучшее железо" - Digidesgin Protools HD. Лучшим эффект-процессором стала программа Native Instruments Guitar Rig.
Musikmesse - это несомненно крупное и важное мероприятие, я бы даже не скидывал со счетов результаты m.i.p.a., хотя они в очередной раз удивляют своей непредсказуемостью и непонятностью по некоторым номинантам. Также стоит отметить и проходное состояние данной выставки, поскольку, как мы знаем, не за горами полный переход на 64-разрядные системы. Удивила также и интеграция Steinberg/Sony. В начале прошлого года мы могли наблюдать схожую картину - интеграцию Steinberg/Yamaha. Неужели в конце этого года компанию Steinberg опять кто-то купит?
В общем, с выставкой ситуация не совсем раскрыта. А внимательным читателям я бы порекомендовал обратить свои взоры на уникальные современные разработки - Digigram UAX220, который будет показан в конце апреля на американском NAB Show 2005, и Focusrite Saffire, кой уже был продемонстрирован на NAMM Winter.