Оригинал материала: https://3dnews.kz/170068

Индустрия звука. Ноябрь-2004

Стр.1 - Часть I

В конце октября временной столицей мировой звукоиндустрии стал город Сан-Франциско (США). С 28 по 31 число там проходил съезд общества аудио-инженерии AES (Audio Engineering Society). В его рамках состоялась церемония награждений в области технологий и творчества TEC Awards. К этим событиям готовилось очень большое количество современных производителей и разработчиков, было представлено много новинок. По приведенным данным только в рамках выставки участвовало около 400 компаний.

117-й съезд AES


Это мероприятие давно уже вышло за рамки обыкновенного собрания специалистов с чтением докладов. На протяжении нескольких десятилетий съезды AES - это обсуждение и представление новых технологий, масштабная выставка, проведение семинаров.

На сегодня мы не станем ограничиваться общими фразами, а рассмотрим более подробно часть семинаров. По существу речь идет о массовых технологиях ближайшего будущего. Естественно, все охватить невозможно, но самое интересное попытаемся выбрать.

Масштабируемый MPEG-4 и другие…

Последние решения вокруг стандарта MPEG-4 сводятся к его практическому применению, и все чаще говорится об улучшении качества, вернее, о сжатии информации с наименьшими потерями. Масштабируемый MPEG-4 (технология SLS) позволяет сжимать аудио информацию с наименьшими потерями для различных требований к качеству, и будет являться основополагающим универсальным стандартом для профессионального звука, интернет-музыки, пользовательской электроники, цифрового вещания и т. д.

Семинар на эту тему подготовили специалисты сразу трех крупных институтов Institute for Infocomm Research (Сингапур), Fraunhofer Institute for Digital Media Technology IDMT (Германия), Fraunhofer Institute for Integrated Circuits IS (Германия).

В принципе, массовый приход технологии MPEG-4 очевиден и сейчас решается вопрос охвата всех современных сервисов, связанных с цифровым звуком.

Продолжая разговор об MPEG стоит упомянуть семинар, подготовленный специалистами из Communications Research Centre (Канада), где представлялась новая разработка Spectral Band Replication (SBR), позволяющая улучшить характеристики звучания MPEG Layer II. MPEG Layer II является вещательным и соответствует стандарту EUREKA 147 DAB.

В качестве дальнейшего совершенствования возможен переход на Layer II+SBR, при этом ничего существенно не меняется, и сохраняются все стандартные значения битрейтов (в вещании обычно принято 128, 160 и192 кбит/с). То есть, речь идет об усовершенствовании кодека. В рамках семинара проводились экспертные оценки и специальные замеры.

Очень много внимания было уделено кодированию пространственного или многоканального звука. Как мы уже говорили выше, это одна из основных задач внедрения MPEG-4. Но имело место и представление альтернативных систем кодирования. Например, Кристоф Фаллер (Christof Faller) из Agere Systems (США) продемонстрировал стандарт Binaural Cue Coding (BCC), который позволяет превращать многоканальный сигнал в сведенный определенным образом однокальный плюс немного дополнительной информации.

Кстати, инновациям подверглась и сама система кодирования Dolby Digital (AC-3). В обновленном алгоритме предусмотрены расширение частотного диапазона, улучшение взаимоотношения между каналами, усовершенствованные банки фильтров и т.п. По данной теме был зачитан специальный доклад.

Синтез

Финский Технологический Университет представил разработку "Virtual Air Guitar". Она состоит из двух манипуляторов, которые человек одевает на руки. Движения левой руки отвечают за высоту тона, правая "изображает" игру на инструменте. Все данные поступают в блок синтеза и воспроизводятся там определенным образом. На семинаре был продемонстрирован опытный образец.

Калифорнийский университет из Санта-Барбары представил систему визуального управления синтезом. Она состоит из двух модулей-интерфейсов - Sonic Scanner и Graphonic. Graphonic позволяет создавать музыку в режиме рисования. Sonic Scanner работает уже с заранее подготовленным графическим материалом. Все работает в реальном времени.

И много, много разного…

Очень много семинаров и докладов касалось цифровой обработки сигналов, будущего многоканальных систем, акустическим системам и их элементам, вещанию, телефонии, звуку в виртуальной реальности, аудио-видео системам.

Новинки от производителей

Компания Arturia продемонстрировала эмуляцию аналогового синтезатора ARP 2600 - ARP2600 V. Cakewalk показала свой SONAR4. Компания E-mu пробивается на рынок ПО, и хотя долгое время они оставались консерваторами и работали для той прослойки пользователей, которая считала "железо" лучше программ. Теперь ситуация поменялась в корне, и E-mu повторяет все свои аппаратные модели в программном виде, как факт - Proteus X. Steinberg анонсировала Nuendo3, Sony выпустила ACID Pro 5, Native Instruments - Absynth 3 и Guitar Rig 1.2.

Подытоживая…

Вы еще думаете о приобретении 5.1? А на AES уже обсуждается 22.2. Как видно из этого небольшого обзора, на данное мероприятие съехались специалисты со всего мира. При этом, в отличие от коммерческих выставок типа NAMM и Musikmesse, AES изобиловала теоретической частью. Решались самые насущные проблемы. Отдельно хочется отметить большое количество обучающих программ и семинаров для студентов, всевозможные соревнования и конкурсы. В общем, AES показывает и доказывает, что у современной науки не может быть ни возраста, ни национальности.

20-я церемония TEC Awards


В субботу 30 октября, на третью ночь 117-го съезда AES, в Marriott Hotel (Сан-Франциско, США) прошла юбилейная 20-я церемония награждений в области звуковой техники и творчества - TEC Awards.

В конце весны-2004 на сайте церемонии был отображен список соискателей на звания лучших в 23 номинациях. При этом помимо техники, оценивались и творческие коллективы из звукорежиссеров, саундпродюсеров и т.п. Получение TEC Awards за лучший альбом или трек для них сравнимо с получением Grammy для музыкантов. Сам процесс выбора осуществлялся в популярном специализированном издании "Mix", и в голосовании участвовало очень большое количество квалифицированных специалистов (около 41.000), одновременно являющихся подписчиками журнала. В 2004 году лучшим альбомом стал "Hail to the Thief" Radiohead (также первое место за лучший концертный тур), лучшим синглом - "Hey Ya," Outkast, лучшей озвучкой фильма - "Властелин Колец: Возвращение короля".

Победители в технических номинациях:

  • Вспомогательное оборудование - Apogee Big Ben 192kHz master clock.
  • Цифровые преобразователи - аудио-интерфейс MOTU 828mkII FireWire.
  • Усилители - Crown I-Tech.
  • Микрофонные предусилители - Focusrite ISA 430 MkII Producer Pack.
  • Концертные микрофоны - RODE S1.
  • Студийные микрофоны - Neumann TLM 127.
  • Беспроводные системы - Sennheiser Evolution Wireless G2.
  • Концертные АС - Meyer Sound MILO.
  • Студийные АС (мониторы) - JBL LSR6300 Series.
  • Музыкальные инструменты - Taylor Guitars/Rupert Neve Expression System.
  • Цифровая обработка ("железо") - Universal Audio 2-1176.
  • Цифровая обработка (ПО) - Waves IR-1.
  • Рабочие станции - Digidesign Accel.
  • Концертные микшеры - Yamaha PM5000.
  • Малые студийные микшеры - Yamaha 01V96.
  • Большие студийные микшеры - SSL C200.

Среди спонсоров 20-го мероприятия стоит отметить Dolby,Gibson, Shure, RODE, Motu, Digidesign, Yamaha, Sony, Tascam, Steinberg, Roland и др.

Подытоживая результаты можно отметить, что TEC Awards достаточно редко отображает современную ситуацию, особенно в разделах, касающихся компьютерного оборудования и ПО. Да и как успеть? Список для голосования появился в конце весны, а за это время рынок практически обновился. Например, победитель в номинации "Цифровая обработка (ПО)" Waves IR-1 уже выпущен в нескольких новых версиях и модификациях. Что касается студийной техники типа микрофонов и акустических систем, то они гораздо реже обновляются, поэтому, в данном срезе TEC Awards более соответствует современности.

Страсти по ARP…

Этой осенью удивительно активизировались разработчики программных эмуляций синтезаторов. Причем их взоры были прикованы практически к одной фирме, ушедшей в небытие в самом начале 80-х - ARP. Сперва, в начале осени, появляется GForce Oddity - эмулятор прославленной модели Odyssey. Потом на AES-117 компания Arturia демонстрирует ARP2600 V, и буквально через несколько дней, в первых числах ноября, появляется еще одна эмуляция 2600-го - Wate Out Ware TimewARP.


Реальный прототип - ARP 2600. В период с 1970 по 1981 было выпущено только 3.000 моделей.

Arturia пошла по проторенной дорожке, ведь это не первая эмуляция аналогового синтезатора в их ПО. До этого мы говорили о программном возрождении популярных моделей от Moog. За основу взята специально разработанная технология TAE - аббревиатура от True Analog Emulation. С программой поставляется 400 фабричных пресетов, и данный модуль рассчитано выпустить для стандартов VST, RTAS, AU, DXi (Apple, Mac).


Arturia ARP2600 V

Графика ARP2600 V как всегда на уровне, и очень близко повторяет внешний вид прототипа.


Wate Out Ware TimewARP

Wate Out Ware выпустила свой вариант 2600-го, причем внешний вид их программы еще точнее приближен к прототипу. Для эмуляции применена собственная разработка. Сравнить эти две программы пока не представляется возможным, поскольку TimewARP появляется в продаже только с середины-конца ноября (на сайте еще нет звуковых примеров), а ARP2600 V доступен только на уровне короткого пресс-релиза.

На страницах 3DNews мы уже рассматривали подробно историю аналоговых синтезаторов и варианты их нынешних программных эмуляций. ARP тогда был незадействованной нишей. Теперь ситуация исправилась, и из культовых моделей нетронутой осталась, пожалуй, только серии Roland Juno и Roland Jupiter. В остальном, разработчики постарались, и мы сейчас имеем весь исторический срез 60-80-х в программных эмуляциях.

Стр.2 - Часть II

Waves…

На рынке "сверточных" модулей реверберации фирма Waves занимает лидирующие позиции. Если анализировать поведение компании на протяжении этого года, то стоит отметить, что она провела одну из самых успешных маркетинговых политик на рынке программных эффект-процессоров. Во-первых, были объединены все старые плагины в единый пакет. Причем появились модули типа LinEQ, в которых было заявлено об использовании специальной технологии, исправляющей наличие задержек при программных пересчетах. Это уже потом начали широко обсуждать данную тему.

Во-вторых, был выпущен сверхточный ревербератор Waves IR-1 и проведена серьезная рекламная кампания. Как мы уже знаем, данная программа победила в TEC Awards 2004. Но на этом ситуация не остановилась. В сентябре были выпущены новая версия процессора динамической обработки Waves L3 Ultramaximizer и его многополосная модификация L3 Multimaximizer. Что касается Waves IR-1, то в конце октября появилась 2-я версия данной программы с дополнительными возможностями управления, также облегченная версия IR-L и, самый неожиданный поворот ситуации - версия для многоканальных систем IR-360.


Waves IR-360

На этот момент IR-360 выпускается только для Мас-платформы в стандарте HTDM. Программа позволяет создавать объемные пространственные картины и переходить от одного многоканального стандарта к другому. Максимальное количество каналов - 5 (LFE-канал не учитывается). В IR-360 можно создавать и использовать собственные шаблоны помещений, а также пользоваться банками программы. Для всех версий IR-х создан специальный ресурс www.acoustic.net, на котором можно найти большое количество профессиональных шаблонов.

Sony…

С момента приобретения компанией Sony Pictures Digital всей линейки звуковых программ от Sonic Foundry прошло чуть более одного года. За это время не было большого количества изменений и обновлений, и версии программ Vegas 5.0, ACID 4.0, Sound Forge 7.0 подвергались лишь небольшим апдейтам. Последнее исправление "багов" произошло с Sound Forge в сентябре этого года, и была анонсирована версия 7.0b. Внешне все казалось спокойным, пока 28 октября Sony не анонсировала выход ACID Pro 5.


Нужно отметить, что новаций в пятой версии достаточно много. Новый медиа-менеджер позволяет производить расширенный поиск среди мультимедийных файлов, при этом для каждого из них увеличено количество свойств, таких как жанр, рейтинг, темп, собственные пометки.


Groove Pool

Среди других ключевых новаций стоит отметить появление нового модуля Groove Mapping, подразумевающую новую запатентованную технологию для создания интересных звуковых фрагментов с ритмической текстурой. То есть, если говорить проще, речь идет о morph-вокодере, который совмещает какую-либо ритмическую фразу (loop) с любым звуковым фрагментом, в качестве которого можно использовать аудио-файл или фрагмент трека. В результате взаимодействия звуковой фрагмент начинает звучать ритмически.

Что касается других основных нововведений, то следует отметить поддержку VST-эффектов, возможность коммутации подгрупп в подгруппы - bus-to-bus routing, поддержку DirectX-эффектов, связанных с темпом, что особенно интересно для ACID, поскольку там темп можно менять в процессе композиции. Удивительное добавление в ACID Pro - метроном на запись и воспроизведение. И, действительно, я вспомнил, что там никогда не было метронома. Хорошо, что решили это сделать в 5-й версии, а не в 10-й. С метрономом, кстати, очень удобно равнять ритмические и мелодические фразы на слух, а также записываться музыкантам. То есть, нас уже двое, кто заметил эти факты, ваш покорный слуга и тот, кто предложил вставить в ACID подобную функцию.

Как "фишка" внедрена возможность реверса звуковых фрагментов в режиме реального времени. Дополнительно стоит сказать о реализации импорта файлов стандарта Flash (.swf) и о поддержке технологии ReWire. В остальном, ACID Pro - он и в Африке ACID Pro.

Выводы о Sony…

ACID Pro 5 стала обыкновенной профессиональной программой, каких уже много. Напомню, что в сентябре о наличии модулей питча/стретча ритмических и мелодических фраз и интеграции технологий, подобных ACID заявили разработчики Samplitude8 (модуль ремиксинга) и Cubase SX3 (модуль AudioWarp). То есть, ACID Pro перестала быть уникальной программой для ремиксинга/ди-джеинга. Что касается остального - поддержки VST, DX, VSTi, DXi, мощного файл-менеджера, грув-вокодера, 5.1 и т.п. - все это есть в других профессиональных оболочках. Значит нужно смотреть на цену! Смотрим… $499.95… Да, среди программ своего класса, ACID Pro 5 является самой дешевой. Она даже меньше стоит, чем звуковой редактор Steinberg WaveLab5. Ценовая политика в норме. Рекомендую скачать демо-версию на сайте разработчика, когда она там появится.

Steinberg…

29 октября было объявлено о выходе 3-ей версии одной из самых мощных программ на рынке профессионального звукового ПО - Nuendo. Это действительно эпохальное событие, поскольку разработчики поменяли цифру "2" на "3", что было незыблемым с 29 мая 2003 года. Полная версия Nuendo 3 стоит $1.999.


Графическая оболочка Nuendo 3

Что нового? Для взаимосвязанной работы с другими внешними рабочими станциями к поддерживаемым стандартам OMF, OpenTL и AES31 добавлен новый формат импорта/экспорта AAF (Advanced Authoring Format), предназначенный для интеграции с продуктами AVID, Apple, Digidesign, SADiE, Merging, Fairlight и Adobe. Также реализована полноценная интеграция с протоколом Pinnacle X-Send, что позволяет беспрепятственно импортировать видео данные из программы видео-редактирования Liquid в Nuendo для озвучки. Значительно улучшен медиа-менеджер, организован поиск по базам данных звуков, а также по различным меткам, маркерам и т.п. Новая технология Warp to Picture позволяет растягивать/сжимать аудио под длительность видео-фрагмента в режиме реального времени.


Плагин MixConvert

В решениях для записи и сведения также есть место инновациям. Во-первых, появился плагин MixConvert, который преобразует звуковые данные из одного surround-формата в другой. Во-вторых, добавлен модуль External Plug-in, который позволяет работать с внешними аппаратными эффект-процессорами как с VST-плагинами.

При записи возможно использование технологии Audio Warp, которая в режиме реального времени может изменять темп и высоту тона. Данная технология отлично подходит, например, для записи живых ударных, автоматически выравнивая игру барабанщика относительно заданных параметров BPM. Также это хорошо подходит для записи музыкальных инструментов, особенно из раздела ритм-секции. Audio Warp избавляет звукорежиссера от рутинной работы, связанной с подгонкой под темп уже записанного материала.

Что касается остального, то существенным изменениям подвергся раздел MIDI-устройств, в котором основное внимание было уделено интеграции с внешними устройствами. Также заявлено о появлении протокола Studio Connections для связи с микшерами и устройствами YAMAHA, что, кстати, не новинка и уже внедрено в Cubase SX3. В общем, программный продукт Nuendo изменился. Он поступит в продажу после ноября 2004 года.

В завершение

В ноябре 2004 года произошел очередной всплеск. Что он нам принес?

1. Сделаны практически все культовые модели аналоговых синтезаторов.
2. Появился качественный модуль эффект-процессора для пространственного звука Waves IR-360.
3. В 3-м Nuendo реализована уникальная функция AudioWarp, которая позволяет равнять звук по темпу при записи. Именно это стоит выделить жирным шрифтом.

Следующий всплеск, очевидно, состоится зимой перед и во время выставки NAMM 2005 Winter. Интересно также, что на американском рынке стала активизироваться продукция фирмы Steinberg. Ситуация зашла так глубоко, что в ACID Pro 5 внедрена поддержка VST-плагинов, что ранее вообще не представлялось возможным. Сам факт такой поддержки говорит еще и о том, что в ближайшее время Sony придется обновлять Vegas и Sound Forge, внедряя поддержку VST и в эти оболочки.



Оригинал материала: https://3dnews.kz/170068