Оригинал материала: https://3dnews.kz/170073

Музыкальный софт-рейтинг. Июнь-2004

Стр.1 - Часть I

Обзор этого месяца, можно сказать, пройдет под флагом знаменитой фирмы Prosoniq.

Эта компания не только продолжила свою уникальную линейку продукции в области синтеза и ресинтеза, но и показала принципиально новый алгоритм реверберации, который, кстати сказать, было бы весьма полезно применить для многоканальных систем.

Помимо этого, отметим основные тенденции - появилось много новых имен, платформа VST переживает свою вторую молодость. Вышла новая версия виртуальной программной студии Orion - 5.5, обрадовала продолжением Kreatives, обновив бесплатную программу Audio Engine, на сайте ACIDPlanet закончился очередной конкурс ремиксов, причем помимо аудио, получают распространения видео-миксы. Это далеко не все новости, ну а мы сейчас остановимся на самых примечательных новинках.

Серьезная заявка от VirSyn - CANTOR

Еще на апрельском Musikmesse немецкая компания VirSyn сделала серьезную заявку - анонс программы CANTOR The vocal machine. По существу, это второй… вокалоид. Давайте называть этот тип программ по их пионеру - Yamaha VOCALOID. Итак, что же мы имеем в варианте CANTOR? Это синтезатор вокала, позволяющего работать с текстом и мелодией.


Мелодия загружается таким же образом, как и в обычных MIDI-редакторах. После этого она может редактироваться, для каждой ноты можно указать свои динамические параметры (громкость).


Помимо этого предусмотрен специальный фонемный редактор, в котором можно изменять амплитудно-частотное наполнение, заложенное в каждый производимый звук.

Общая спецификация CANTOR выглядит следующим образом:

1. Возможность воспроизведения слов в режиме реального времени.
2. Английский фонемный словарь, включающий 120.000 слов.
3. Сэмплы (записанные звуки) не используются.
4. Редакторы мелодий и фонем.
5. Предусмотрен микротюнинг, то есть, для каждой MIDI-ноты можно настроить свой тюнинг.
6. Редактирование в режиме реального времени включает:

  • Яркость.
  • Натуральность ("очеловечивание").
  • Металлизирование.
  • Регулирование параметров для мужского и женского вокалов с учетом их специфики.
  • Вибрато.
  • Эмуляция дыхания.

Система:

  • Mac G4 > 400 Mhz.
  • PC Pentium III > 600 Mhz, Athlon XP/MP, 256 MB RAM
  • Mac OX 10.2 / WinXP
  • Выпускается в виде отдельной программы, а также плагинов VST 2.0/AudioUnit/ReWire/RTAS.

На сайте разработчиков заявлено, что программа должна была появиться в мае этого года, но пока там нет даже аудио-примеров, не говоря уже о демо-версии CANTOR. Если же данный вокалоид все-таки появиться, то можно будет говорить о тенденции и новом течении в современном музыкальном ПО.

VirSyn TERA 2.0

Раз уж наш разговор начался с компании VirSyn, то имеет смысл поговорить об еще одном ее интересном программном продукте - TERA 2.0. Если вы хотите синтезировать новые качественные звуки и спецэффекты, а также играть ими - то вам сюда. Причем тут такая же ситуация как и с Uebershall, которую мы описывали в прошлом месяце, то есть, звуки новые, профессиональные и неизъезженные.


В варианте TERA 2.0 мы имеем достаточно интересный подход, то есть сам комплекс именуется не иначе как profiTERA и включает шесть вспомогательных синтезаторов microTERA / specTERA / fmTERA / formanTERA / waveTERA / anaTERA, разделенных по типам синтеза. В комплекте поставки имеется просто огромное количество программ, банков и пресетов. При этом мы говорим о программном инструменте стандартов VST 2.0/AudioUnit/ReWire/RTAS с поддержкой частот дисретизаций до 96 КГц. С другой точки зрения - это отдельная рабочая станция с собственным микшером и секвенсором. Предусмотрено множество уникальных возможностей управления и коммутаций.

Для того чтобы действительно понять силу и современность этой программы, рекомендую скачать файлы примеров и демо-версию с сайта разработчика. Пожалуй, TERA - один из лучших программных синтезаторов (не сэмплеров) на сегодняшний момент.

P SOFTHOUSE VOID


Достаточно интересную виртуальную студию нового поколения предлагает доселе малоизвестные японские разработчики из компании P SOFTHOUSE, которые занимаются производством музыкального ПО и не только.


Задача стоит такая - собрать собственный синтезатор, имея определенное количество модулей и используя несколько вариантов коммутаций. Среди генераторов мы имеем стандартный набор из Oscillator (генератор тона/шума), ADSR, LFO, SWP (Scratch Wav Player - скретч), TTS (Text to Speak - загружаем текст и получаем речь), VCA. Набор фильтров достаточно спартанский, но самодостаточный: многорежимный модуль (LP/HP/BP/Notch), Dynamic Filter, Formant Filter. Что касается эффектов, то их также немного - дисторшн/овердрайв, компрессор, ревербератор, хорус/флэнджер, питч-шифтер, динамический питч-шифтер, вокодер, дилэй и эмуляция LoFi. С программой поставляется обычный арпеджиатор. Также очень удобно предусмотрено наличие модулей визуализации происходящего (спектрограмма, FFT).

Ну что сказать - это больше всего напоминает смешанный вариант FL Studio и Reason самого начального уровня. Программа отлично подойдет для начинающих. С ней можно хорошо поразвлекаться и обучиться принципам построения виртуальных программных студий. Результаты также неплохие. Кроме того, что программа может функционировать в режиме отдельного приложения, разработчики предусмотрели вариант ее использования в качестве VST-инструмента.

Стр.2 - Часть II

Prosoniq Magenta

Наконец-то активизировались разработчики из Prosoniq, а то я думал, что они уже превратились в крупных корпоративных капиталистов. Даже если это и так, новинки от них все-таки появились, а именно плагины Magenta, Morph, Rayverb для стандартов VST/RTAS.


Magenta - это удивительное изобретение, не имеющее современных аналогов. За ним стоит новая технология от Prosoniq - Multikernel Spectrum Resynthesis Engine (MSRE). Ну и, кстати, то, что именно эта компания дает действительно уникальные разработки, удивления не вызывает. Достаточно вспомнить алгоритм MPEX и программу pi-Warp.

В чем же суть Magenta? Речь идет о ресинтезе сложной или простой звуковой волны. В качестве исходного звука или образца используется фрагмент любого аудио-трека в многодорожечной программе. Зациклив такой фрагмент, мы используем его звуковую волну для создания нового синтезированного инструмента. В Magenta имеется целый ряд средств для такого видоизменения, включая динамический фильтр, LFO, ADSR-огибающую и реверберацию. После того как мы получили необходимый тембр, его можно использовать в качестве отдельного инструмента, то есть играть на нем с помощью MIDI-клавиатуры. Напомню, что все происходит в режиме реального времени. По MIDI можно не только назначать ноты, но и управлять рядом параметров.

Magenta реагирует на MIDI-сообщения, которые являются управляющими для данного модуля в целом. В результате такого сложного взаимодействия получается новый, красивый звук. Фрагменты аудио-файлов не загружаются в саму программу, и она может работать с любым аудио-треком (или группой треков) многодорожечной программы (Cubase, Nuendo). Лучше всего Magenta подходит для создания сложных звуковых темброфонических текстур, а также для получения дублирующих партий (например, бэк-вокалов) - в зависимости от того как все настроить.

Prosoniq Morph


И гитара говорит ему человеческим голосом… Эффект морфинга сейчас очень моден. Его часто называют вокодером и т.п., но в объяснении принципа действия таких процессоров ключевым является греческое слово "morph", обозначающее "форму" или "фигуру". То есть, суть алгоритма состоит в том, что если изменить форму волны одного инструмента по образу и подобию другого, мы получаем их смешанный вариант. Ранее любили делать эффект "говорящей гитары", теперь используют сочетание человеческой речи и аккордов аналоговых синтезаторов. В общем, вариантов может быть достаточно много.

Prosoniq Rayverb


С одной стороны Rayverb может показаться обыкновенным ревербератором, а букву "у" в названии разработчики поставили чтобы не использовать слово "reverb". Не тут-то было, все не так просто. Опять ноу-хау и опять от Prosoniq. А технология называется - "inverse raytracing" или "инверсный рэйтрейсинг". Понятие рэйтрейсинга знакомо многим комьютерщикам и имеет непосредственное отношение к моделированию анимационных (движущихся) объектов. Звуковые волны также двигаются в рамках определенных акустических пространств и их поведение можно моделировать.

Во избежание сложных вычислений, связанных с физическим моделированием, другие разработчики (не Prosoniq) стали использовать импульсные файлы либо разнообразные сверточные функции, от них образованные. Достаточно воспроизвести короткий громкий щелчок и записать отраженный звук, для того чтобы создать так называемый "шаблон" помещения. Так и поступали, считая, что данный алгоритм является одним из самых качественных.

Но вот Prosoniq очень грамотно выделила проблему! Импульсные файлы записываются относительно положения источника звука или определенного месторасположения слушателя, а как быть в ситуации, когда источник звука должен находиться на расстоянии от слушателя и это расстояние будет меняться? Вот, в чем проблема… Нужны алгоритмы по прогнозированию реверберационной картины для каждого отдельного варианта взаиморасположения слушателя и источника звука в рамках заданного помещения. Алгоритмы инверсного рэйтрэйсинга используются в оптике (лазеры и голография) астрофизике и сейсмологии. Например, они пригождаются, когда нужно определить эпицентр землетрясения или размеры пылевых облаков в пространстве. Последние методы инвесного рэйтрейсинга позволяют рассматривать солнечные пятна на дальней стороне Солнца, прослеживая волны, которые путешествуют вдоль его поверхности. Вот так вот! А вы думали, звук - это легко?

Использование алгоритмов инверсного рэйтрейсинга в программе Rayverb (буква "y" в названии является не случайной и указывает на слово "raY") позволяет удалять объекты на любые расстояния в рамках задаваемых помещений. Правда все работает в стерео, но сам эффект-процессор при прослушивании мне очень понравился. Настоятельно рекомендую скачать. А на самом деле эта компания только одним вот таким небольшим модулем сделала революцию.

Итоговый список

Рабочие станции:

  • Steinberg/Pinnacle Nuendo 2.2
  • Steinberg/Pinnacle Cubase SX
  • RML Labs SAWStudio 3.7a
  • Sony Pictures Digital Vegas 5.0

Виртуальные студии и алгоритмические программы:

  • Propellerhead Software Reason 2.5
  • Image-Line FL Studio 4.5.2
  • Arturia Storm
  • VirSyn TERA 2.0
  • t.c. electronic Spark FX
  • db Audioware Quantum FX
  • DelayDots SpectrumWorx

Программы для ремиксинга/ди-джеинга:

  • Propellerhead Software Reason 2.5
  • Image-Line FL Studio 4.5.2
  • Ableton Live
  • Sony Pictures Digital ACID
  • Uebershall VLP 120, VCP 120, PLP 120

Звуковые редакторы:

  • Steinberg/Pinnacle WaveLab 4.0
  • Sony Sound Forge 7.0
  • Adobe Audition 1.5

Музыкальные инструменты:

  • Uebershall VLP 120, VCP 120, PLP 120
  • IK Multimedia SampleTank
  • Native Instruments Absynth
  • Native Instruments B4 Organ
  • Arturia CS-80V
  • Arturia Moog Modular V
  • Arturia Moog Minimoog
  • Swar Systems SwarShala 2.0
  • Prosoniq Magenta
  • Cameleon 5000
  • VirSyn TERA 2.0

Эффект-процессоры:

  • Prosoniq Rayverb
  • IK Multimedia AmpliTube
  • iZotope Ozone
  • iZotope Trash
  • iZotope Spectron
  • WaveArts MasterVerb
  • Prosoniq pi-WARP
  • db Audioware Quantum FX
  • DelayDots SpectrumWorx
  • 4Front Mastering Bundle

Программы для работы в 5.1:

  • Sony Pictures Digital Vegas 5.0
  • Steinberg/Pinnacle Nuendo 2.1
  • Steinberg/Pinnacle Cubase SX
  • Steinberg/Pinnacle WaveLab 5
  • Emersys Maven 3D
  • MAGIX Samplitude

Лучшие программы для мастеринга:

  • Steinberg WaveLab 4.0
  • BBE Sonic Maximizer
  • iZotope Ozone
  • WaveArts MasterVerb
  • Waves L2-Ultramaximizer

Автотюнеры:

  • Celemony Software Melodyne 2.0 SE
  • Antares Auto Tune

Тюнеры:

  • Marco Gallo Wtune v2.1.0.1
  • eChupa Software Guitar Shed 1.3
  • 4Pockets Chromatic Guitar Tuner
  • Nicolas Manel Guitar Studio 4.7

Вспомогательные программы:

  • Antares Microphone Modeller

Лучшая программа июня-2004:

  • Prosoniq Rayverb
  • Prosoniq Magenta
  • VirSyn TERA 2.0

Обратить внимание на:

  • Появление VirSyn CANTOR



Оригинал материала: https://3dnews.kz/170073