Обзор этого месяца, можно сказать, пройдет под флагом знаменитой фирмы Prosoniq.
Эта компания не только продолжила свою уникальную линейку продукции в области синтеза и ресинтеза, но и показала принципиально новый алгоритм реверберации, который, кстати сказать, было бы весьма полезно применить для многоканальных систем.
Помимо этого, отметим основные тенденции - появилось много новых имен, платформа VST переживает свою вторую молодость. Вышла новая версия виртуальной программной студии Orion - 5.5, обрадовала продолжением Kreatives, обновив бесплатную программу Audio Engine, на сайте ACIDPlanet закончился очередной конкурс ремиксов, причем помимо аудио, получают распространения видео-миксы. Это далеко не все новости, ну а мы сейчас остановимся на самых примечательных новинках.
Серьезная заявка от VirSyn - CANTOR
Еще на апрельском Musikmesse немецкая компания VirSyn сделала серьезную заявку - анонс программы CANTOR The vocal machine. По существу, это второй… вокалоид. Давайте называть этот тип программ по их пионеру - Yamaha VOCALOID. Итак, что же мы имеем в варианте CANTOR? Это синтезатор вокала, позволяющего работать с текстом и мелодией.
Мелодия загружается таким же образом, как и в обычных MIDI-редакторах. После этого она может редактироваться, для каждой ноты можно указать свои динамические параметры (громкость).
Помимо этого предусмотрен специальный фонемный редактор, в котором можно изменять амплитудно-частотное наполнение, заложенное в каждый производимый звук.
Общая спецификация CANTOR выглядит следующим образом:
1. Возможность воспроизведения слов в режиме реального времени.
2. Английский фонемный словарь, включающий 120.000 слов.
3. Сэмплы (записанные звуки) не используются.
4. Редакторы мелодий и фонем.
5. Предусмотрен микротюнинг, то есть, для каждой MIDI-ноты можно настроить свой тюнинг.
6. Редактирование в режиме реального времени включает:
Система:
На сайте разработчиков заявлено, что программа должна была появиться в мае этого года, но пока там нет даже аудио-примеров, не говоря уже о демо-версии CANTOR. Если же данный вокалоид все-таки появиться, то можно будет говорить о тенденции и новом течении в современном музыкальном ПО.
VirSyn TERA 2.0
Раз уж наш разговор начался с компании VirSyn, то имеет смысл поговорить об еще одном ее интересном программном продукте - TERA 2.0. Если вы хотите синтезировать новые качественные звуки и спецэффекты, а также играть ими - то вам сюда. Причем тут такая же ситуация как и с Uebershall, которую мы описывали в прошлом месяце, то есть, звуки новые, профессиональные и неизъезженные.
В варианте TERA 2.0 мы имеем достаточно интересный подход, то есть сам комплекс именуется не иначе как profiTERA и включает шесть вспомогательных синтезаторов microTERA / specTERA / fmTERA / formanTERA / waveTERA / anaTERA, разделенных по типам синтеза. В комплекте поставки имеется просто огромное количество программ, банков и пресетов. При этом мы говорим о программном инструменте стандартов VST 2.0/AudioUnit/ReWire/RTAS с поддержкой частот дисретизаций до 96 КГц. С другой точки зрения - это отдельная рабочая станция с собственным микшером и секвенсором. Предусмотрено множество уникальных возможностей управления и коммутаций.
Для того чтобы действительно понять силу и современность этой программы, рекомендую скачать файлы примеров и демо-версию с сайта разработчика. Пожалуй, TERA - один из лучших программных синтезаторов (не сэмплеров) на сегодняшний момент.
P SOFTHOUSE VOID
Достаточно интересную виртуальную студию нового поколения предлагает доселе малоизвестные японские разработчики из компании P SOFTHOUSE, которые занимаются производством музыкального ПО и не только.
Задача стоит такая - собрать собственный синтезатор, имея определенное количество модулей и используя несколько вариантов коммутаций. Среди генераторов мы имеем стандартный набор из Oscillator (генератор тона/шума), ADSR, LFO, SWP (Scratch Wav Player - скретч), TTS (Text to Speak - загружаем текст и получаем речь), VCA. Набор фильтров достаточно спартанский, но самодостаточный: многорежимный модуль (LP/HP/BP/Notch), Dynamic Filter, Formant Filter. Что касается эффектов, то их также немного - дисторшн/овердрайв, компрессор, ревербератор, хорус/флэнджер, питч-шифтер, динамический питч-шифтер, вокодер, дилэй и эмуляция LoFi. С программой поставляется обычный арпеджиатор. Также очень удобно предусмотрено наличие модулей визуализации происходящего (спектрограмма, FFT).
Ну что сказать - это больше всего напоминает смешанный вариант FL Studio и Reason самого начального уровня. Программа отлично подойдет для начинающих. С ней можно хорошо поразвлекаться и обучиться принципам построения виртуальных программных студий. Результаты также неплохие. Кроме того, что программа может функционировать в режиме отдельного приложения, разработчики предусмотрели вариант ее использования в качестве VST-инструмента.
Prosoniq Magenta
Наконец-то активизировались разработчики из Prosoniq, а то я думал, что они уже превратились в крупных корпоративных капиталистов. Даже если это и так, новинки от них все-таки появились, а именно плагины Magenta, Morph, Rayverb для стандартов VST/RTAS.
Magenta - это удивительное изобретение, не имеющее современных аналогов. За ним стоит новая технология от Prosoniq - Multikernel Spectrum Resynthesis Engine (MSRE). Ну и, кстати, то, что именно эта компания дает действительно уникальные разработки, удивления не вызывает. Достаточно вспомнить алгоритм MPEX и программу pi-Warp.
В чем же суть Magenta? Речь идет о ресинтезе сложной или простой звуковой волны. В качестве исходного звука или образца используется фрагмент любого аудио-трека в многодорожечной программе. Зациклив такой фрагмент, мы используем его звуковую волну для создания нового синтезированного инструмента. В Magenta имеется целый ряд средств для такого видоизменения, включая динамический фильтр, LFO, ADSR-огибающую и реверберацию. После того как мы получили необходимый тембр, его можно использовать в качестве отдельного инструмента, то есть играть на нем с помощью MIDI-клавиатуры. Напомню, что все происходит в режиме реального времени. По MIDI можно не только назначать ноты, но и управлять рядом параметров.
Magenta реагирует на MIDI-сообщения, которые являются управляющими для данного модуля в целом. В результате такого сложного взаимодействия получается новый, красивый звук. Фрагменты аудио-файлов не загружаются в саму программу, и она может работать с любым аудио-треком (или группой треков) многодорожечной программы (Cubase, Nuendo). Лучше всего Magenta подходит для создания сложных звуковых темброфонических текстур, а также для получения дублирующих партий (например, бэк-вокалов) - в зависимости от того как все настроить.
Prosoniq Morph
И гитара говорит ему человеческим голосом… Эффект морфинга сейчас очень моден. Его часто называют вокодером и т.п., но в объяснении принципа действия таких процессоров ключевым является греческое слово "morph", обозначающее "форму" или "фигуру". То есть, суть алгоритма состоит в том, что если изменить форму волны одного инструмента по образу и подобию другого, мы получаем их смешанный вариант. Ранее любили делать эффект "говорящей гитары", теперь используют сочетание человеческой речи и аккордов аналоговых синтезаторов. В общем, вариантов может быть достаточно много.
Prosoniq Rayverb
Во избежание сложных вычислений, связанных с физическим моделированием, другие разработчики (не Prosoniq) стали использовать импульсные файлы либо разнообразные сверточные функции, от них образованные. Достаточно воспроизвести короткий громкий щелчок и записать отраженный звук, для того чтобы создать так называемый "шаблон" помещения. Так и поступали, считая, что данный алгоритм является одним из самых качественных.
Но вот Prosoniq очень грамотно выделила проблему! Импульсные файлы записываются относительно положения источника звука или определенного месторасположения слушателя, а как быть в ситуации, когда источник звука должен находиться на расстоянии от слушателя и это расстояние будет меняться? Вот, в чем проблема… Нужны алгоритмы по прогнозированию реверберационной картины для каждого отдельного варианта взаиморасположения слушателя и источника звука в рамках заданного помещения. Алгоритмы инверсного рэйтрэйсинга используются в оптике (лазеры и голография) астрофизике и сейсмологии. Например, они пригождаются, когда нужно определить эпицентр землетрясения или размеры пылевых облаков в пространстве. Последние методы инвесного рэйтрейсинга позволяют рассматривать солнечные пятна на дальней стороне Солнца, прослеживая волны, которые путешествуют вдоль его поверхности. Вот так вот! А вы думали, звук - это легко?
Использование алгоритмов инверсного рэйтрейсинга в программе Rayverb (буква "y" в названии является не случайной и указывает на слово "raY") позволяет удалять объекты на любые расстояния в рамках задаваемых помещений. Правда все работает в стерео, но сам эффект-процессор при прослушивании мне очень понравился. Настоятельно рекомендую скачать. А на самом деле эта компания только одним вот таким небольшим модулем сделала революцию.
Итоговый список
Рабочие станции:
Виртуальные студии и алгоритмические программы:
Программы для ремиксинга/ди-джеинга:
Звуковые редакторы:
Музыкальные инструменты:
Эффект-процессоры:
Программы для работы в 5.1:
Лучшие программы для мастеринга:
Автотюнеры:
Тюнеры:
Вспомогательные программы:
Лучшая программа июня-2004:
Обратить внимание на: