Наличие альтернативы - это хорошо. Покупатель должен иметь возможность выбирать. Раньше любители послушать рев монстров из Half Life в два часа ночи вынуждены были выбирать между SB Live! и чем-нибудь на чипе Aureal Vortex2 (чаще всего MX300). Сделав подобный выбор, вы автоматически вступали в один из противоборствующих кланов, представители которых мечтали доказать превосходство своей звуковой платформы. А за недостатком аргументов готовы были воочию вычислить своего оппонента по конференции и совершить акт публичной обструкции.
К счастью, эти суровые времена всеобщего антагонизма и противостояния уходят в прошлое. На фронте появились новые бойцы, например, такие как Diamond MX400. Его предшественник - MX 300 был последней звуковой картой фирмы Diamond Multimedia, построенной на чипе от Aureal. После этого компании рассорились и Diamond ушел искать правду к ESS. Подробности истории изложены в статье MX400 preview. Соответственно, MX400 построен уже на звуковом чипе компании ESS - Canyon3D. Чип сей, надо сказать войдет в историю, как первый с аппаратной поддержкой технологий 3D-звука Sensaura. Если конечно сама Sensaura не слишком быстро станет частью истории.
Теперь чуть подробнее остановимся на технологии Sensaura. Во-первых, сразу стоит сказать, что Sensaura 3DPA не самостоятельный звуковой API, а всего-лишь набор расширений к DirectSound3D (также, как и EAX от Creative). Предлагаются же следующие фенечки:
Подробнее о разработках Sensaura можно узнать на их сайте.
Мы же перейдем непосредственно к осмотру нашей гостьи:
Карта построена на базе чипа ESS Canyon3D. Взглянем на ее спецификации:
На плате размещены следующие разъемы:
Тестирование проводилось на машине следующей конфигрурации:
Использовались акустические системы Cambridge Sound Works DeskTop Theatre 5.1 , наушники Panasonic:RP-HT137 и Philips SBC HP160.
Для получения сравнительных результатов, в тестированиии использовалась звуковая карта Creative SB Live! Value ($52 за OEM вариант). Тестовое ПО было следующим: синтетический тест ZD Audio Benchmark 99 – c его помощью измерялась степень использования центрального процессора при позиционировании Direct Sound 3D потоков.. Игры Half Life (v1.1.0.0) , Unreal Tournament (v420), Expendable - бенмаркинг (EAX) и субъективная оценка качества звучания. Игры с поддержкой EAX: Aliens vs Predator, NFS:High Stakes, MDK2DEMO - оценка качества звучания. И конечно же мы сравнивали звучание MX400 с эталонным звучанием EAX на SB Live!. Тестирование в играх (Half Life, Unreal Tournament) проводилось в разрешении 640*480 при 16 Bit-ой глубине представления цвета (Glide), детализация текстур была установлена на минимум, чтобы максимально уменьшить влияние 3D - акселератора на результаты.
Набор прилагаемого к карте софта не особо поражает: Mixman® Studio FX, Liquid Player, Audio Catalyst, Soft Karaoke Lite™, а также Rio Port Manager. Впрочем, врядли можно было ожидать большего в ОЕМ комплектации.
Инсталляция прошла безо всяких проблем. Настройки продемонстрировали недостаток номер раз - размер DLS-банка оказался лимитирован 4-мя мегабайтами системной памяти. Почему? Не знаю. Прискорбно, учитывая, что SF2-банки SB Live! могут превышать 32Мб.
При работе с MX400 оказались востребованы навыки следопытов - пользователь должен догадаться куда запрятано включение оптимизации вывода звука на наушники (My computer-properties-...). А вот регуляторов тембра мы даже не нашли. Похоже их просто нет.
Компания Diamond не сочла нужным положить на диск с драйверами технологические демки Sensaura - флагманской для MX400 технологии. Пришлось самим искать их в сети и выкачивать, потому как очень хотелось послушать MacroFX, Zoom FX в действии. Технологические демки, как и положено, оказались на сайте разработчика этой самой технологии (Sensaura Donuts и Player3D). И действительно, качество позиционирования Sensaura отменное, причем как в колонках, так и в наушниках. К сожалению, услышать все это в реальных играх пока негде (за исключением EnviromentFX).
Отдадим должное компаниям ESS и Diamond, несмотря на отдельные недостатки и неудобства в настройках драйвера, качество EAX-реверберации в играх оказалось близко к эталону (Исключением явился только Half Life - на MX400 звук при включенном EAX был несколько хриповат). Загрузка процессора во всех тестах была невысока. Позиционирование звука в играх порадовало, акустические особенности различных помещений тоже были воссозданы удачно. В большинстве 3D-игр, которые мы посмотрели (и послушали) отличить звучание SB Live! от MX400 будет непросто.
Теперь давайте взглянем на результаты в EAX-играх. Здесь позиции MX400 и SB Live! очень близки:
Если бы звуковая карта современного компьютера служила исключительно для игр, то MX400 мог бы получить самую высокую оценку. Но, всегда есть еще одно но: помимо игр существует еще немало применений для звуковой карты. И здесь позиции MX400 заметно слабеют. Во-первых, у Звукового Монстра от Diamond слабая реализация MIDI - невозможно говорить о серьезном качестве звучания при ограничении банка в 4 Мб (к тому же DLS). Большинство MIDI -композиций, которые мы прослушали на этой карте, напоминали по звучанию волынку. Второй отмеченный недостаток - это отсутствие на плате S/PDIF CD-in, входа, который бы позволял использовать более качественный ЦАП на звуковой карте, вместо простого преобразователя на CD-ROM (при условии, что на CD-ROM распаян S/PDIF выход). И оборотная сторона этой проблемы - сильный фон по аналоговому cd-audio каналу, котрый мы были вынуждены использовать, за отсутствием цифрового...
Выражаем благодарность компании ISM Computers за предоставленную звуковую карту MX400.
Ресурсы: