Компания CoolerMaster производит кулеры для двух категорий пользователей. Первая - это обычные пользователи, которым необходима замена "боксового" кулера. Не помню, что бы мы тестировали такие кулеры, и в любом случае интерес к ним - низкий.
Второе направление - это кулеры для оверклокеров, а также владельцев самых скоростных процессоров. Конкуренция в этом секторе рынка очень сильная, и большинство производителей используют разнообразные приемы для улучшения технических характеристик (производительность, снижение шума, и тд). Но есть еще одно направление, по которому активно развивается "кулеростроение": это улучшение внешнего вида. Фактически, все компании вносят дополнительные изменения, которые подчеркивают исключительность high-end кулера. В качестве примеров можно привести узорчатые защитные решетки, вентиляторы с подсветкой или золотое напыление радиатора.
И вот компания CoolerMaster сделала большой шаг в этом направлении: на свет появился кулер Jet4.
Основная идея становится понятна сразу же после первого взгляда: дизайнеры CoolerMaster сконструировали кулер наподобие реактивного двигателя. Сразу скажем - никакой практической ценности данная конструкция не имеет. Она предназначено исключительно для эстетического удовлетворения :).
Под внешним видом реактивного двигателя скрывается турбина, которая всасывает с одной стороны воздух, и направляет его на медный радиатор. То есть принцип действия кулера Jet4 полностью аналогичен тому, что применялся в Aero7.
Самое главное преимущество турбины над обычным вентилятором заключается в отсутствии "мертвой зоны", т.е. области в которой движение воздуха минимально. И в обзоре Aero7 мы убедились, что заверения CoolerMaster о эффективности турбины соответствуют действительности.
Да и сам кулер во многом напоминает Aero7. В частности он имеет аналогичный регулятор скорости вращения, ручка которого может располагаться как в 3" дюймовом отсеке корпуса, так и на заднее панели. В обоих случаях используются специальные заглушки, которые есть в комплекте.
Кстати перечислим комплектацию:
Теперь рассмотрим самые главные технические характеристики кулера. Во-первых он предназначен исключительно для платформы Socket478 (Celeron, Pentium4) и несовместим с AMD-системами. В определенном смысле это недостаток, потому как все больше и больше производителей переходят к выпуску универсальной конструкции крепления кулеров, которое позволяет использовать последние для любой платформы (типичный пример - Gigabyte 3D Cooler).
Следующий параметр - вес кулера: ориентировочно равен 700гр. Это больше чем предусмотрено спецификациями Intel, но волноваться не стоит: пластиковая рамка процессорного сокета спокойно выдерживает килограммовую нагрузку (подтверждено испытаниями кулеров Zalman 7000Cu (773гр) и Zalman 6500B-CU (898гр)).
Также стоит отметить, что высота кулера превышает 160мм (16см), что может затруднить (или сделать невозможной) установку в корпуса, с вертикальным расположением блока питания.
Возвращаемся к внешнему виду. Что бы лучше передать впечатление от кулера я приведу фотографии со всех сторон.
Вид спереди. Отличительная особенность - проблесковый маячок, как на настоящих самолетах. Наверняка сделано для того, что бы избежать какого-либо столкновения в дебрях системного блока ;).
Вид сбоку. Уникальный стиль кулера подчеркивает специальный логотип "Jet" (кстати это зарегистрированная торговая марка).
Вид сзади. Для усиления сходства с реактивным двигателем, задняя часть турбины сделано в виде сопла. Кроме того оно подсвечивается красным цветом, что производит впечатление "реактивного выхлопа" :)
Теперь пара слов о уровне шума. Как и полагается реактивному двигателю, на максимальных оборотах, турбина шумит очень сильно. При снижении скорости до минимума шум снижается, но окончательно не исчезает. Впрочем, это беда большинства кулеров: даже при наличии регулятора скорости, диапазон изменения не позволяет добиться по настоящему бесшумной работы.
Самое время привести официальные характеристики. Итак, скорость вращения турбины изменяется от 1900RPM до 3500 RPM. При этом уровень шума изменяется от 21dBA до 41dBA, а воздушный поток от 12.0CFM до 22.1 CFM. Кстати размеры турбины равны 80 на 80 мм, что превышает размеры аналогичной турбины на кулере Aero7 (70мм на 70мм).
Регулировка скорости осуществляется с помощью переменного сопротивления. Для удобства вращения к нему прилагается металлический набалдашник.
По желанию пользователя его можно расположить либо на передней, либо на задней панели корпуса.
Теперь рассмотрим радиатор, который полностью выполнен из меди (кроме корпуса, который изготовлен из алюминия и окрашен в цвет меди).
Далее мы изучили способ крепления ребер и основания радиатора.
Нетрудно заметить, что ребра приклеены к основанию с помощью какого-то термоинтерфейса. И как мы не раз убеждались (примеры: Titan CU9TB/SC, Thermaltake Volcano 11 Xaser Edition ), подобный способ значительно ухудшает эффективность кулера в целом.
Не порадовало качество обработки основания - хоть и ровное, но до зеркального состояния ему далеко.
Впрочем, для процессоров с теплораспределителем (heatspreader) качество основания особого значения не играет.
И последнее - не понравилось крепление кулера. Из-за того, что турбина имеет большие размеры, крепежные клипсы имеют малый ход и устанавливать их неудобно.
Теперь посмотрим на производительность.
Для тестов эффективности охлаждения нового кулера была собрана следующая система:
Тестовое оборудование | |
Процессор | Процессор Intel Pentium 4 2.8E (Prescott-C) c штатным напряжение питания (Vcore) = 1.3625V |
Материнская плата | Intel D875PBZ на чипсете Intel 875P |
Видеокарта | Asus Radeon 9800XT на чипе Ati 9800XT |
Звуковая карта | Creative Live 5.1 |
HDD | IBM DTLA 307030 30Gb |
Память | 2x256 Мбайт PC2700 HyperX DDR SDRAM ,производства Kingston |
Корпус | Inwin506 с блоком питания PowerMan 300W |
OS | Windows XP SP1 |
В качестве противника выступал кулер Zalman 7000Cu, который на сегодняшний день является одним из самых лучших кулеров. Температура процессора и скорость вращения вентиляторов измерялись программой Motherboard Monitor v5.3.4.0 . Для 100% загрузки процессора использовалась программа BurnP6 (два запущенных экземпляра программы).
Итак, результаты:
На максимальной скорости, кулер CoolerMaster Jet4 показал средний результат: отставание от кулера Zalman 7000Cu на 4 градуса С. Также Jet4 сильно проигрывает своему конкуренту по уровню шума. Если, на максимальной скорости, шум кулера Zalman 7000Cu вполне терпим и растворяется в шуме остальных компонентов системы (видео, БП , жесткие диски), то Jet4 шумит гораздо сильнее, и перекрывает все остальные источники шума. Ситуация усугубляется на минимальных оборотах: Zalman 7000Cu работает бесшумно, а шум CoolerMaster Jet4 вполне можно услышать ( 21dBA - по данным производителя; на мой взглядслух шум сильнее на 1-2dBa).
Подводим итоги: без сомнения кулер CoolerMaster Jet4 это самый стильный и красивый кулер, который побывал у нас в лаборатории. Его можно смело советовать любителям различных модификаций, владельцам корпусов с прозрачными окнами. Также Jet4 - это идеальный кандидат на роль подарка. А вот для серьезного разгона кулер не подходит - всему виной относительно низкая производительностью.
Здесь стоит напомнить, что Zalman 7000Cu не самый эффективный воздушный кулер. Например он проигрывает Thermalright SP-94. Кроме того, выход очень горячих процессоров на ядре Prescott значительно ужесточает требования к охлаждению.
Также трудно рекомендовать кулер любителям тишины, потому что даже на минимальной скорости его можно услышать. Что касается габаритов и массы кулера, то она не соответствует спецификациям Intel (впрочем та же проблема и у Zalman 7000). И последнее - цена кулера в онлайновых магазинах составляет порядка 37$, что на мой взгляд довольно дорого.